| 23 Января 2014
Л.В. СОЛОМИНА
ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЙОННЫХ АРХИВОВ НА ЯМАЛЕ. 1936-1968 гг.
Solomina L.V. From history of the regional archives organization in Yamal. 1936-1968th
Аннотация / Annotation
Статья посвящена исследованию истории организации сети районных архивов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 1936 г. по 1968 г. Выявлены причины трудностей в организации и непродолжительность работы районных архивов в середине XX в.
The article is devoted to the study of the history of organization of the network of the district archives in the territory of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug since 1936 to 1968. Investigated the causes of protracted organization, the brevity of the work of regional archives in the middle of 20th century.
Ключевые слова / Keywords
Архивное дело, Ямало-Ненецкий автономный округ (Ямал), районные архивы, орган управления архивным делом в округе, кадры архивистов, муниципальный архив. Archive business, Yamalo-Nenets Autonomous district (Yamal), the regional archives, the management of archive business in the district, archivists personnell, municipal archive.
СОЛОМИНА Лилиана Васильевна – главный специалист отдела хранения и использования архивных документов Службы по делам архивов Ямало-Ненецкого автономного округа, аспирант кафедры отечественной истории Чувашского государственного университета им. Г.В. Арсентьевой, г. Чебоксары; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Систематизация сведений по истории архивного дела на Ямале началась на рубеже XX-XXI вв., когда появилась возможность ввести в научный оборот ранее засекреченные документы и сосредоточить основное внимание на составлении и публикации сборников документов. При выявлении ряда архивных документов (в некоторых случаях фондов) образованных на территории Ямала и в архивохранилищах других субъектов Федерации, проявился интерес к истории их сложного размещения с целью уточнения поиска документов отдельных периодов. К одной из особенностей относится сравнительно позднее появление сети архивных учреждений, несмотря на то, что этот край с давних пор осваивался и исследовался. На обширной территории округа 750,3 кв. км до 1968 г. действовал только один архив.
Ямальский (Ненецкий) национальных округ был образован в 1930 г. Организация округа проходила в русле мероприятий по проведению коллективизации. Основным направлением развития округа было аграрное, преимущественно рыбопромысловое. Для строительства рыбопромысловых комбинатов, заводов, для работы на них в округ были высланы тысячи спецпереселенцев. По всему речному бассейну рек Обь, Таз сформирована поселковая инфраструктура. Началось бурное строительство различных хозяйственных объектов, новых населенных пунктов.
По «Положению о смешанных (интегральных) объединениях на Крайнем Севере», задача которых состояла в создании единого хозяйственно-экономического цикла, местное население объединялось в коллективные хозяйства. Появились характерные для окраин севера смешанные (оленеводческие, рыбные, охотничьи) промысловые артели (ССПА), простейшие производственные товарищества (ППТ) и оленеводческие совхозы. Организация работы пушного и рыбного промыслов, торговых и заготовительных организаций была направлена «к возбуждению самодеятельности местного туземного населения», в которой мощным механизмом послужило развертывание кооперации на местах.
«Великая перемена произошла не сама собой, мирно и самотеком, а путем упорной ожесточенной классовой борьбы под руководством пролетариата. …Для написания такой истории необходим богатый и разнообразный материал. Архивы, в частности, и районные, будут здесь играть большую роль», - писал архивовед В.И. Кошелев . Показать преимущество советской власти, ее созидательную роль, на основе фактов из архивных документов написать историю, полную героических свершений по перевоплощению отсталых окраин страны в преуспевающие районы могучего государства – такой была одна из задач, стоящих перед архивистами и историками в тоталитарном государстве.
Другой задачей, в которой районные архивы могли оказать существенную помощь в предоставлении собранного материала, было изучение почвенных, климатических условий, изучение колебаний урожайности в прошлом и их причины. В конце 1920 - начале 1930-х гг. доказана возможность получения урожаев зерновых и овощеводческих культур в районе вечной мерзлоты . Создание Ямальского (Ненецкого) округа как аграрного требовало дополнительных нововведений. В округе началось активное освоение посевных площадей, строительство парников, теплиц и овощехранилищ. Сохранить архивные документы столь активных преобразований было очень важно.
Как указывает В.И. Кошелев, «подсобная роль районных архивов могла помочь при составлении планов пятилетки, агроэкономических паспортов районов, разного рода справочников, для установления динамики отраслей хозяйства, при проектировании строительства заводов, электростанций…» . Все указанные задачи имели первостепенное значение, и «процесс формирования сети районных архивов принял целенаправленный систематический характер, - по словам В.С. Бобровой , особенно, - после рассылки на места циркуляра ВЦИК от 10 августа 1934 г. «Об упорядочении архивов в районных и низовых учреждениях, организациях и предприятиях» и обнародования постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О районных архивах» от 10 декабря 1934 г.
Для руководства архивным делом в округе 20 марта 1934 г. при Ямальском (Ненецком) исполкоме было образовано архивное бюро, которому было поручено «составить план работы и дать указания на места о порядке ведения [архивной] работы» (позднее, организационные функции выполнял окружной архив). В циркулярном письме управляющего Омским облархивом К.Е. Розанчугова от 2 октября 1935 г. № 359 предписывалось: «Президиум ЦИК СССР признал необходимым в 1935-1936 гг. основать повсеместно районные архивы, поставив перед ними в качестве основной задачи собирание и хранение документов по социалистической реконструкции деревни» .
Руководствуясь письмом окружного архива от 13 февраля 1936 г. «Об организации районных архивов», в июне-июле 1936 г. на заседаниях районных президиумов райисполкомов были приняты решения об организации Надымского, Пуровского, Ямальского районных архивов. Для инструктажа заведующих организованных архивов и для организации Приуральского районного архива заведующий окружным архивом В.А. Андрианов 28 июля 1936 г. выехал в районные центры . Побывал он только в двух районах: п. Ныды - Надымского района, Яр-Сале - Ямальского района. В командировке находился почти месяц: с 28 июля по 26 августа, много времени ушло на дорогу: «Путь передвижения был очень скверным… до Ныды шли шесть суток, блудили по Обской Губе», переезд от Ныды также занял почти неделю, т.к. разыгрался шторм . Отчет заведующего окружным архивом еще раз свидетельствует о том, насколько пути сообщения по округу были затруднены.
Работа в организованных районных архивах продолжалась недолго. Во всех случаях должности заведующего районным архивом исполнялись по совместительству с обязанностями в исполкоме, и внимание архивному делу уделялось в последнюю очередь. Архивные документы «концентрировались» в кладовках при райисполкомах. Постепенно работа по совместительству «заведующих районных архивов» была переориентирована на внутренние потребности органов власти.
К моменту перехода государственных архивов в органы НКВД районные архивы в основном прекратили свою деятельность. В отчете Омского областного архивного управления за 1938 г. о работе районных архивов сказано: «В отдаленных 4 районах севера (Приуральском, Пуровском, Тазовском и Ямальском (находятся за Полярным кругом) не были организованы ввиду отдаленности от окружного центра» . В отчете заведующего Ямальского (Ненецкого) окрархива за этот период указывалось, что архивные материалы Пуровского и Ямальского районов «хранятся при райисполкомах», хотя сведений об их работе не предоставлялось, и только в Надымском районе в 1938 г. при райисполкоме появилось «отремонтированное помещение, в котором хранится 270 архивных дел» . В акте передачи Омского областного архивного управления в Управление НКВД по Омской области указана работа 65 райархивов из 69 районов области. Не было архивов в четырех районах Ямало-Ненецкого национального округа: Приуральском, Пуровском, Тазовском и Ямальском районах. Еще два районных архива, Надымский и Шурышкарский , обозначены как организованные в 1938 г. Работа по рганизации архивного дела в районах проводилась «нерегулярно, в основном сводилась к рассылке на места перепечатанных распоряжений ЦАУ» .
С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. остро встал вопрос о необходимости помещений. Деятельность Надымского районного архива была прекращена. В 1944 г. образовалась Тюменская область. Ямало-Ненецкий национальный округ вошел в ее состав. В акте приема-передачи государственных архивов из архивного отдела УНКВД по Омской области архивному отделу УНКВД по Тюменской области от 9 декабря 1944 г. обозначены все районные архивы (в том числе, и предполагаемые) с номерами личных дел. В сведениях о состоянии (помещения, фонды и пр.) пять районных архивов Ямал-Ненецкого округа во всех графах стоят прочерки, кроме сведений о Шурышкарском районном архиве. У Шурышкарского райархива имелось пригодное помещение, в котором на хранении находилось 19 фондов, 1 411 ед. хранения . В районе зафиксировано 88 учреждений. Так, по архивным документам, в округе работал один районный архив.
В предисловии к фонду Тюменского областного архивного управления указано, что Шурышкарский райархив действовал на протяжение 1940-1949 гг. В течение всего указанного периода районный архив не имел приспособленного помещения. Несмотря на целый ряд указаний облисполкома, Управления НКВД, постоянные письменные жалобы заведующей архивом Е. Вокуевой, «специально выделенного теплого помещения, обеспечивающего сохранность архивных материалов» (как первоначально указывал председатель исполкома Шурышкарского районного Совета на его наличие), предоставлено не было и сохранность архивных материалов не обеспечена: «последние из-за отсутствия помещения, не концентрируются в одном месте и расхищаются» . Под архив был выделен чердак здания бывшего районного Совета с. Мужи, на чердаке не было пола, крыша протекала, и документы приходили в негодность. Е. Вокуева, заведующая районным архивом, жаловалась, что нет возможности проводить работу по обработке архивных документов, т.к. элементарно отсутствует мебель: «ни стола, ни стула», глиняный пол посыпан песком, в зимнее время помещение не отапливается.
В начале 1949 г. начальник Шурышкарского районного отдела Министерства внутренних дел лейтенант Н. Ведров обратился к начальнику архивного отдела УМВД Тюменской области с уведомлением об отсутствии в районе должности заведующего архивом. Председатель райисполкома Шурышкарского райсовета от подбора заведующего райархивом отказался, мотивируя тем, что «штатным расписанием на 1949 год единица зав. райархивом не предусмотрена и расходы по ее содержанию бюджетом не утверждены» . Далее следует обращение лейтенанта Шурышкарского отдела МВД о необходимости заведующего районным архивом, т.к. «требуется получить из архива ряд необходимых справок и документов по алиментным делам для суда, в связи с чем воздерживается взыскание алиментов и этих справок никто не выдает» .
10 октября 1949 г. в архивный отдел УМВД Тюменской области поступают документы о том, что штатная единица заведующего райархивом утверждена, но уже в начале 1950 г. сотрудник отдела МВД сообщает, что вновь «зав.райархивом райсовет не имеет и не беспокоится иметь… Райархив по существу не работает целое десятилетие» . В дальнейшем сведения о работе Шурышкарского районного архива в наблюдательное дело не поступают. Уцелевшие архивные документы позже были перемещены в окружной государственный архив.
История Шурышкарского районного архива показательна для этого периода развития архивного дела на Ямале. Очевидна работа целого ведомства, связанного единообразием всех звеньев, подчиненность нижестоящего звена вышестоящему – Ямало-Ненецкому окружному архиву МВД - архивному отделу УМВД Тюменской области. Планирование и отчетность районного архива осуществлялись систематически: благодаря планам и отчетам, высылаемым в областной архивный отдел, мы имеем сведения о работе райархива. Но следует сказать, деятельность архива в составе ведомства не дала положительных результатов. В.В. Максаков писал по этому поводу: «по характеру своей деятельности [архивные учреждения] связаны со всеми государственными учреждениями и общественными организациями страны, и поэтому сами должны находиться вне какого-либо ведомства» . Вместе с тем насущные вопросы архивного дела, по словам А.П. Пшеничного, стали третьестепенными, т.к. право представлять интересы архивной отрасли «всецело принадлежало НКВД СССР, т.е. его руководящим работникам» . НКВД СССР активно стремился использовать документы архивов в основном в оперативно-разыскных целях, работа в интересах народного хозяйства, управления, для культурных целей в данном случае не проводилась.
Ямало-Ненецкий округ, одна из немногих территорий, на которой до конца 1960-х гг. не было районных архивов. Руководством архивного отдела Управления МВД в Ямало-Ненецкий окружной государственный архив систематически высылались распоряжения по «восстановлению и возобновлению деятельности тех райархивов, работа которых была приостановлена, в связи с сокращением штата заврайархивов» . Видимо, именно сокращением штатной единицы районного архивариуса в послевоенный восстановительный период (1947 г.) объяснялось отсутствие районных архивов. В отчетах Ямало-Ненецкого окружного архива в графе «О работе с райархивами» повторяется запись следующего содержания: «Работа по руководству райархивами не проводилась, ввиду отсутствия на местах штатных работников. Выезда на места не было, так как средств на командировочные расходы отпущено не было» .
Один из серьезнейших вопросов того периода – кадровый. НКВД предъявлял в оценке кадров свои критерии. Прежде чем устроиться на работу в архив, следовало выслать личное дело в область (г. Тюмень) в Архивный отдел УМВД, и только после получения санкции отдела кадров Архивного отдела УМВД сотрудник зачислялся на работу. Но желающих вести сложнейшую работу в тяжелых условиях за низкую заработную плату находилось немного. Как правило, заведующий районным архивом совмещал деятельность в нескольких учреждениях. В письме заместителя начальника УМВД по кадрам по Тюменской области, рассылаемом по области и в округа, сказано: «Ввиду серьезности и актуальности поставленных перед архивами задач, необходимо всю работу заврайархивом взять под личный контроль и наблюдение начальников РО МВД. Ввиду сложности работы заведующих райархивами и учитывая то, что на этих должностях находятся люди малоопытные, необходимо отменить укоренившуюся практику назначения их дежурными по РО МВД, КПЗ, паспортистами-совместителями, завбюро ЗАГСами и др.»
В Ямало-Ненецком округе ситуация отличалась еще и тем, что в районах округа просто не было штатных должностей. Старший научный сотрудник Архивного отдела УВД Тюменского облисполкома А.И. Ефимова в 1957 г. написала в «Информационном вестнике»: «Архивный отдел неоднократно совместно с Облисполкомом поднимали вопрос перед Главным архивным управлением МВД СССР об организации архивов в районах [Ямало-Ненецкого округа], однако разрешения этот вопрос не нашел» .
В дальнейшем в отчете о работе окружного архива исчезла графа «Работа с районными архивами», а появилась «Работа по обследованию ведомственных архивов в районах Ямало-Ненецкого округа» . Так, в справке о работе государственного архива Ямало-Ненецкого национального округа за 1961 г. сказано, что обследовано 37 учреждений в районах, в которых «документы не обработаны за 10-12 лет, этим самым угрожает опасность полной потери документальных материалов, отражающих экономику и быт малых народностей Севера» .
В улучшении архивного строительства принципиальное значение имело постановление Совета Министров СССР от 13 августа 1958 г. утвердившее новое положение о Государственном архивном фонде и сети центральных государственных архивов СССР. Положение определило формы организации документов ГАФ и роль архивных органов в руководстве ими. В 1960 г. изменилась подведомственность и правовое положение Главного архивного управления: оно было передано в непосредственное подчинение Совету Министров СССР. Указанное постановление и ряд исторических событий повлияли и на развитие архивной отрасли на Ямале. Вопросы по упорядочению архивного дела на местах были вынесены на заседания Ямало-Ненецкого окрисполкома, заведующим окружного архива проведены инструктивные совещания с секретарями райисполкомов, сельских Советов, председателями и бухгалтерами районных рыбкоопов по вопросам проведения экспертизы ценности и научно-технической обработке документов. Руководителям организаций высылались напоминания о выполнении этих решений, и оказывалась практическая помощь не только в проведении экспертизы ценности документов и научно-технической обработке документов, но и в разработке номенклатур дел.
В 1962 г. впервые на территории округа было открыто Тазовское газовое месторождение. С этого времени началась «эпоха большого газа». Открытие в последующие несколько лет новых крупных месторождений вывело Ямал в число богатейших газовых регионов . Буровые работы проводились в Тазовском, Ямальском, Шурышкарском, Надымском районах, затем в Пуровском. Собрать архивные документы, чтобы потом потомкам рассказать о славной эпохе великих свершений – этот лозунг 1930-х вновь стал актуальным для Ямала. Возникла необходимость в «районных архивах, как первичной ячейке по собиранию, хранению и обработке архивных материалов для последующей передачи в архивохранилища, которые займутся научно-исследовательской работой по использованию этих материалов» . На основании решения Тюменского облисполкома 6 февраля 1968 г. были образованы районные архивы в Пуровском, Тазовском, Шурышкарском и Ямальском районах.
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.