РАННИЕ ГОДЫ РОССИЙСКОГО ДИПЛОМАТА И УЧЕНОГО Н.В. ЧАРЫКОВА ПО ДОКУМЕНТАМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Печать PDF

О.А. ЧЕРНОВ

РАННИЕ ГОДЫ РОССИЙСКОГО ДИПЛОМАТА И УЧЕНОГО Н.В. ЧАРЫКОВА

ПО ДОКУМЕНТАМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Chernov O.A. Early years of the Russian diplomat and the scientist N. Charykov. On documents of Central State archive of Samara region

Аннотация / Annotation

В статье рассматриваются биографические сведения о ранних годах российского дипломата и ученого Н.В. Чарыкова, когда формировалось его мировоззрение, повлиявшее в дальнейшем на его деятельность.

In this article early years of the Russian diplomat and scientist of N. Charykov, when the first elements of its outlook and interests affected in the further on its activity have been generated, are considered.

Ключевые слова / Keywords

Источник, архивный документ, Н.В. Чарыков, В.И. Чарыков, Высшая школа Эдинбурга. Source, archive document, N. Charykov, V. Charykov, High School of Edinburgh.

ЧЕРНОВ Олег Александрович - доцент кафедры отечественной истории и археологии Поволжской государственной социально–гуманитарной академии, кандидат исторических наук, +7-964-976-26-50; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Николай Валерьевич Чарыков (1855-1930) оставил яркий след, прежде всего на поприще внешней политики Российской империи и в исторической науке. Помимо этого он вел активную общественную деятельность, его научные интересы носили междисциплинарный характер и выходили за рамки истории. Он был министром Крымского правительства в годы гражданской войны, в константинопольской эмиграции вел интенсивную научную и публицистическую деятельность .

Однако о его ранних годах жизни известно мало, хотя именно в эти годы формировались его взгляды и жизненные установки. Вероятно, данная лакуна образовалась в силу того, что материалы, характеризующие его многогранную деятельность, рассеяны по множеству архивохранилищ. Сведения о раннем периоде жизни дипломата и ученого в достаточно полно освещают документы, отложившиеся в Центральном государственном архиве Самарской области (ЦГАСО).

Из документов ЦГАСО следует, что Николай Валерьевич Чарыков родился 8 января 1855 г. в с. Новая Григорьевка Александровского уезда Екатеринославской губернии . Отцом его был Валерий Иванович Чарыкова в то время возглавлявший полевую почтовую службу русской армии в Крыму, а матерью Аделаида Дмитриевна, урожденная Путилова . По окончании войны Чарыковы жили в Москве, а затем переезжают в Самару, в родовое поместье Путиловых – Богдановку. Здесь Николай продолжил домашнее образование. Его последующая переписка с отцом свидетельствует, о том, что в Самаре он часто играл на фортепиано, катался на пруду, гулял по набережной Волги .

Дальнейшие материалы свидетельствуют о намерении В.И. Чарыкова отправить Николая на обучение в Британию. Желая показать сыну Европу, В.И. Чарыков выбрал водный путь из Самары в Эдинбург. По дороге Николай вел дневник, который представляет собой ценное свидетельство о его размышлениях. Так, остановившись в Саратове, Чарыковы гуляли в городском саду. Николай в своем дневнике записал, что Струковский сад в Самаре лучше. Затем были города Царицын, Ростов–на–Дону, где Николай впервые побывал в театре. В Севастополе он посетил развалины времен Крымской войны. В дневнике заметил, что эти развалины «... наводят на душу какое–то грустное, грустное чувство, и невольно думаешь: вот до чего довела Европейская цивилизация» .

В конце лета 1865 г. Чарыковы прибыли в Эдинбург. Отец поселил его в доме профессора Арчера и устроил в Высшую школу Эдинбурга. Намерения В.И. Чарыкова становятся ясными из его письма к Николаю. Он хотел видеть своего сына «честным, доброжелательным человеком — с твердыми правилами, не способного к дурным увлечениям» . Однако, опасаясь, что Николай забудет Россию и русский язык, он убеждал его ежедневно читать Евангелие на русском языке. В.И. Чарыков хотел возращения сына «...Русским в душе, но с честными Английскими правилами ... добрым сыном и хорошо образованным, ученым» . Отец предостерегал сына от чрезмерной нагрузки, советовал заботиться о здоровье и учиться по мере возможности. Стоит заметить, что Николай радовал отца успехами в учебе, свидетельством чему являются журналы с баллами за успеваемость. Успехи Николая в учебе отмечал руководитель их класса Джеймс Дональд. Сохранившийся в ЦГАСО фрагмент из газеты «Самарские губернские ведомости» за 29 января 1866 г. содержит его письмо к своей сестре Кате. В нем Николай пишет, что каждое утро он читает Евангелие на русском языке и надеется принести в будущем пользу: «Отечеству, семейству и Царю...» .

В.И. Чарыков решил, что Николай будет учиться в Эдинбурге до 15 лет – четыре года, а, возвратившись в Россию, поступит в Училище Правоведения или в Лицей в Петербурге, «...и с прочным английским началом, знанием латыни» пойдет далеко. Он полагал, что едва ли кто из ровесников Николая получит такое же блестящее образование, а потому Николай должен готовиться стать «...великим оратором, юристом — Министром России» . При этом он наставлял Николая: «Сохраняй ... наш православный обычай, наши церковные правила – они мягче эгоистичных английских» .

Валерий Иванович настаивал на том, чтобы Николай обо всем составлял собственное мнение, и с этой целью присылал сыну серьезные исторические сочинения. Так, в январе 1867 г. Николай по совету отца был занят чтением сочинений известного русского историка Н.М. Карамзина . Хотя поначалу В.И. Чарыков хотел, чтобы Николай читал такие журналы как «Русский вестник», «Вестник Европы» и т.п. Но в письме от 13 января 1867 г. Николай писал отцу «можно ли… выписать какой–нибудь хороший детский журнал… я и Татьяна Сергеевна думаем, что детский журнал был бы и лучше и полезнее, чем «Русский Вестник» в котором очень много для меня бесполезного и неинтересного» . В результате отец выписал ему два русских детских журнала – «Дело» и «Отдых» . Круг чтения Николая Чарыкова определялся отцом. Он регулярно читал «Русский Архив», анализируя прочитанное.

Осенью 1868 г. Николай сообщает, что «…читал из хрестоматии «Борис Годунов». Эта пьеса Пушкина мне очень понравилась...» , «читаю… очень интересную «Историю Шотландии»» . Прочитав статью об адмирале П.С. Нахимове в «Русском архиве», он заключил: «Характер этого храброго человека мне очень понравился, какой он был храбрый патриот!». В дальнейшем его интерес так же привлекли письма князя К.Н. Вяземского , и особенно письма М.М. Сперанского. Прочитал он и статью о Сперанском, которую одобрил тем, что в ней говорится «не только о самом Сперанском, но и дается история его времени, история царствования Екатерины, Павла и Александра» .

Эта мысль важна тем, что уже в зрелые годы, создавая свои исторические сочинения, Н.В. Чарыков будет пользоваться этим методом. Через исследование деятельности конкретных личностей он будет рассматривать и более широкие исторические проблемы.

Кроме того, он брал частные, дополнительные уроки. Чтобы Николай не забыл русского языка, В.И. Чарыков послал к нему воспитателя — православного священника Михаила Щергина . В своем письме тот сообщал о Николае: «Это такой... мальчик – чрезвычайно маленький, красивенький, милейший, каких я никогда не видел. Этот мальчик во всех отношениях не только идеал – выше идеала. Русский язык он нимало не забыл» . Затем Михаила Щергина сменила учительница из Самары Татьяна Сергеевна Муравьева, под руководством которой Николай занимался русским языком три раза в неделю. Это было нужно, ибо В.И. Чарыков считал, что Николай плохо пишет по–русски .

С двенадцати лет Николай систематически ведет дневник, из которого видно, насколько серьезное внимание уделялось его русскому воспитанию. Была составлена специальная программа, в которую входили такие предметы как история русская, всеобщая и священная, география Российской империи и всеобщая, а также катехизис, чтение Евангелия, грамматика, диктовка, чистописание. При этом, особенное внимание уделялось истории.

В январе 1868 г. В.И. Чарыков задумал перевести сына из Эдинбурга в Итон . Но, взвесив все за и против, выслушав отрицательное мнение Николая об этой школе, отец решил оставить его в Эдинбурге. Главным доводом было то, что программа обучения в Итонской школе не соответствовала требованиям вступительных экзаменов Александровского Императорского лицея, в котором предполагалось его дальнейшее обучение.

Кроме того, Николай Чарыков писал отцу: «так как я греческого языка не знаю, мне придется поступать во второй класс. [И] мне только очень редко можно будет ездить в Русскую Церковь» .

Николай увлекался и спортом, брал уроки верховой езды, играл в национальные спортивные игры англичан – крикет и футбол. Серьезное внимание уделял он и изящным искусствам. В феврале 1868 г. он прекрасно исполнял пьесу Моцарта «Менуэт и Трио» и сонаты Бетховена, творчеством которого увлекался . Умного и старательного мальчика очень любили учителя, часто приглашали его к себе на дом, что было исключительной привилегией, так как другие мальчики подобных приглашений удостаивались редко.

Николай очень внимательно следил за отношением к России со стороны англичан и пришел к выводу, что англичане и шотландцы очень интересуются Россией, и она им нравится. В одном из писем он рассуждает о различии полицейской службы в Англии и России. По его мнению, в Англии порядка больше, а причина тому – прекрасное освещение улиц ночью и то, что полицейские не имеют будок, а вынуждены ходить по улице и следить за порядком. В другом письме Николай писал, «я думаю, как и ты, что англичане, как народ, гораздо менее впечатлительны, чем русские и что они не могут так глубоко чувствовать любовь как мы…» . Интересовался он и другими сферами жизни Шотландии. «Вчера я был в высшем судебном месте Шотландии, … интересно было видеть, как здесь ведут дела. Тоже интересно будет мне сравнивать русские [и] шотландские законы и обычаи, когда я возвращусь домой в Россию» .

Таким образом, Николай учился самостоятельно мыслить. Следует отметить большое влияние отца на формирование мировоззрение Н.В. Чарыкова.

Необходимо заметить, что Николай успевал все это делать в свободное время, которого было мало. В четвертом классе Высшей школы, в котором теперь учился Николай Чарыков, дети много занимались латинской прозой и стихами, изучали Вергилия, Саллюстия, Цицерона, Горация – причем пытались объяснять стихосложение.

Серьезно учили историю – от Реформации до современного им периода, физику, арифметику, «первые три книги Евклида из алгебры», греческий, французский языки, чистописание и даже бухгалтерию .

Окончив Королевскую Высшую школу Эдинбурга с отличием, получив блестящее образование, Николаю вручают летом 1869 г. подписанный российским императором Александром II паспорт и он возвращается в Россию .

Таким образом, материалы ЦГАСО эпистолярного и мемуарного, в основе своей характера, свидетельствуют о формировании у Н.В. Чарыкова определенных взглядов и стереотипов уже в раннем возрасте. Причем важнейшими факторами на данном этапе стали влияние В.И. Чарыкова и британская система образования и воспитания .

Уже в раннем возрасте Н.В. Чарыков воспринял либеральные идеи, которые стали основой его мировоззрения в дальнейшем. Сформировался интерес ко всему иностранному, что стало важным фактором его профессионального самоопределения. Наметились некоторые контуры и элементы методов его будущих научных исследований.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.