ПЕРВЫЕ ШАГИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ И СОХРАНЕНИЮ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В УКРАИНЕ В СОПОСТАВЛЕНИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ РАЗВИТИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА
| 06 Февраля 2014
О.Н. ТУР
ПЕРВЫЕ ШАГИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ И СОХРАНЕНИЮ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В УКРАИНЕ В СОПОСТАВЛЕНИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ РАЗВИТИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА
Tur O.N. First steps of Soviet government on protection and preservation of archive documents in Ukraine in compare with modern tendencies of archive development
Аннотация / Annotation
В статье освещена работа органов власти в первые годы советской власти в сфере архивного дела в Украине, а также рассмотрены проблемы получения и хранения архивных документов в современный период восстановления и закрепления независимости Украины. Уделяется внимание одной из приоритетных задач государственных архивов - формирование Национального архивного фонда, пополнение его документами, в которых отразились проблемы, касающиеся состояния развития украинской государственности и пути ее реформирования, а также обеспечения сохранности архивных документов.
The article introduces the work in sphere of archiving in the first years of Soviet government in Ukraine. Also, it was analyzed the problems of archive documents receiving and keeping at the period of recovery and consolidation of Ukrainian independence. One of the priorities of government archiving in this period is National Archive Fund forming, its replenishment by documents which were described the problems of Ukrainian National identity development and its ways of reforming, also, provide the archive documents safety.
Ключевые слова / Keywords
Архивы, источники, информационная деятельность, Национальный архивный фонд Украины, архивный фонд, архивный документ. Archives, sources, information activity, National Archive Fund of Ukraine, archive fund, archive doсument.
ТУР Оксана Николаевна – доцент Кременчугского национального университета имени Михаила Остроградского, кандидат филологических наук, г. Кременчуг, Украина; 8-095-387-32-37; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Первым мероприятием советской власти в Украине, направленным на организацию охраны и сохранения архивных документов, стало появление в феврале 1919 г. в Харькове в структуре Всеукраинского комитета охраны памятников искусства и старины (ВУКОПИС) Наркомата просвещения УССР архивно-библиотечного секции , задачей которой среди других стала проработка вопросов теории и практики архивного дела, осуществления контроля за отбором документов на постоянное хранение. Архивно-библиотечной секцией была проведена значительная работа по концентрации (под концентрацией понимался прием документов в государственные архивы) архивных документов, упорядочению дел, принятых на хранение, контролю за состоянием архивного дела в учреждениях .
На своих заседаниях секция рассматривала методические вопросы, связанные с «разборкой типичных архивов», затрагивались вопросы подготовки «инструкции общего характера для разборки типовых архивов» и составление перечней дел, подлежащих уничтожению . Архивный отдел ВУКОПИС в этот период больше сосредотачивался на основных теоретических и методических вопросах архивной работы, а именно – разработке различных правил, инструкций, указаний и. т.п.
Наибольшего внимания заслуживает разработанная в 1921 г. «Общая инструкция для разборки архивных материалов» – первый документ по вопросам методики проведения экспертизы ценности документов в учреждениях. Инструкция состояла из общей части и четырех разделов: о выделении материалов для делопроизводственного значения; о выделении материалов научного значения; о выделении материалов по истории революции; об изъятии ненужного архивного материала.
В Инструкции был приведен примерный перечень дел, подлежащих постоянному хранению. Было определено семь категорий архивных документов, которые имели научное значение и касались: деятельности законодательных учреждений и органов центральной власти (сведения о создании, функционировании, ликвидации – законы, законопроекты, указы, инструкции, распоряжения, разъяснения); внешней политики государства (сведения о международных отношениях, международные договора); военного, военно-морского дела и авиации; местного самоуправления (сведения об организации, развитии и ликвидации областных, губернских, уездных, волостных, сельских правительственных учреждений, сведения об истории городского и земского самоуправления); правового устройства и народного правосознания (сведения о возникновении, устройстве и ликвидации судебных учреждений, судебные дела, документы о недвижимости и движимом имуществе, документы, характеризующие имущественные отношения, правовое сознание общества); народного хозяйства, классового деления общества, быта и обычаев страны (ведомости, отчеты о состоянии и развитии промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта, экономического состояния страны, отдельных классов, различных отраслей хозяйства, о состоянии и развитии соцобеспечения; благотворительность, здравоохранение, история профсоюзов, кооперации, религиозных, социальных, политических движений, настроений населения, об отдельных исторических событиях, о жизни и деятельности известных лиц и т.д.); народного образования, духовной культуры, науки, искусства, прессы, о деятельности учебных, культурно-образовательных учреждений, отдельных работников образования.
Инструкция определяла признаки или критерии ценности документов: содержание, время создания, состояние и степень сохранности архивного фонда, а также требовала определять научную и практическую ценность не по описаниям, а путем тщательного пересмотра дел с целью ознакомления с содержанием документов. В случае уничтожения «делопроизводственных форм» (под термином «делопроизводственная форма» в Инструкции понимались виды документов: акты, счета, квитанции, свидетельства и т.п.) предлагалось оставлять на хранение 1-2 образца типовых видов документов.
Нормативное обеспечение архивной части делопроизводства в УССР этого времени осуществлял Укрцентрархив. Среди основных задач деятельности этого учреждения выделим следующие: установление порядка ведения архива, что обеспечивало бы сохранность и целостность документов, а также процесс передачи их в архивохранилища. Свою деятельность Укрцентрархив строил согласно Постановлению ВУЦИК (Всеукраинский Центральный исполнительный комитета) и СНК от 16 декабря 1925 г. «О Едином государственном архивном фонде». Основываясь на этом Постановлении, 17 февраля 1926 г. Укрцентрархив издает «Положение об архивной части делопроизводства в правительственных и общественных учреждениях УССР». Положение регламентирует употребление таких терминов: архивные части делопроизводства, делопроизводственные материалы учреждения, архивные материалы Единого государственного архивного фонда, временное пользование, целостность дел и правильность их хранения .
В начале 1927 г. Укрцентрархив подготовил Инструкцию об организации работы экспертных комиссий, которая регламентировала порядок проведения утилизации архивных документов, устанавливала состав документов, не подлежащих дальнейшему хранению . Анализ Инструкции, а также списков документов, прилагаемых к протоколам заседаний Центральной проверочной комиссии при Укрцентрархиве, показал, что недостаточное внимание уделялось методическим вопросам экспертизы. Так, имели место термины для обозначения названий дел: акты и протоколы, различные бумаги, входящие бумаги, исходящие бумаги, копии . Такие названия не давали точного представления о содержании документов, поэтому дела уничтожались.
С целью активизации работы по определению ценности документов необходимо было четко определиться с номинациями и срокам хранения документов. Учитывая это, документы стали делить на две группы: имеющие научно-историческое значение и сохраняющиеся пожизненно в государственных архивах, использующиеся в течение короткого времени и для которых необходимо установить конкретные сроки хранения. Ко второй группе были отнесены «типовые (однообразные) по форме группы архматериалов» .
Проведенная работа помогла архивистам изучить документацию, способствовала накоплению опыта, выявила недостатки в этом направлении. Приобретенный опыт позволил учреждениям подготовить по рекомендованной схеме качественные списки дел, в которых учитывалась документация подведомственных учреждений (перечни Укргосстраха, Укрбумагобъединения) . Однако в связи с тем, что однородная типовая документация имела в списках разные сроки хранения, возникла необходимость их унификации. Первой попыткой создать список нового типа стала разработка НК РКИ СССР «Перечня денежно-материальной отчетности второстепенного значения», утвержденного в декабре 1929 г., который унифицировал сроки хранения первичной бухгалтерской документации, установив сроки хранения финансово-материальной отчетности (1, 3 , 5 лет) .
Внедрению перечней документов со сроками хранения способствовало появление нового положения «О Едином государственном архивном фонде УССР», утвержденного постановлением ВУЦИК 5 апреля 1930 г. Согласно ему все учреждения были обязаны создавать «перечни архивных материалов» с указанием сроков хранения и представлять их на утверждение в архивные органы. О всех изменениях в делопроизводстве и внедрении дополнительных видов документов учреждения должны обязательно сообщать архивным органам.
В связи с образованием 10 апреля 1929 г. Центрального архивного управления (ЦАУ) Союза ССР, 12 сентября 1930 г. СНК УССР издал постановление об изменении ст. 7 «Положения о Едином государственном архивном фонде УССР», в котором указывалось, что «...архивными фондами и материалами общесоюзного значения ведает Центральное архивное управление УССР под общим наблюдением Центрального архивного управления Союза ССР» . Концентрация, составление и использование этих документов местными архивными органами республики начало осуществляться в соответствии с общими правилами, изданными ЦАУ СССР. Это обусловило внедрение в Украине перечней документов со сроками хранения, подготовленных союзными наркоматами и утвержденных ЦАУ СССР. В дальнейшем о разработках теоретических и методических вопросов архивного дела, в том числе касающихся экспертизы ценности документов, заботились исключительно союзные архивные органы.
Анализ последних исследований по рассматриваемой теме свидетельствует об интересе ученых к теоретическим и прикладным аспектам обозначенной проблемы. Получение и хранение архивных документов в период становления украинской государственности отчасти освещены в работах таких украинских ученых, как В. Лозицкий, В. Ляхоцький, К. Селиверстова, Р. Пирог, Т. Прокшева, Я. Калакура, И. Матяш, Г. Боряк, Л. Дубровина и др. Работы названных исследователей дают возможность выяснить современное состояние и перспективы развития темы исследования, поскольку на сегодня остается актуальным и требует дальнейшего обобщения анализ получения и хранения архивных документов с точки зрения информационной деятельности государственных архивов.
Формирование Национального архивного фонда (НАФ) Украины и обеспечения сохранности архивных документов стали одними из приоритетных задач государственных архивов в период закрепления независимости Украины. На архивные учреждения в настоящее время возложена обязанность пополнять НАФ документами, в которых отражались проблемы, касающиеся состояния развития украинской государственности и пути ее реформирования.
Главную роль в формировании и обеспечении сохранности документов Национального архивного фонда играют центральные государственные архивы, которые создаются по решению Кабинета Министров Украины непосредственно подчиняются Госкомархиву.
Ядро Национального архивного фонда Украины составляет сеть государственных архивов, построение которой соответствует структуре государственного устройства общества и составляет классическую иерархическую систему.
Центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства является Государственный комитет архивов (Госкомархив) Украины, образованный Указом Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» (№ 1573 от 15 декабря 1999 г.). Он пришел на смену Главному архивному управлению Украины, которое действовала в марте–декабре 1999 г., Главному архивному управлению при Кабинете Министров Украины, существовавшем в 1992–1999 гг., и Главархиву советской эпохи.
Формирование Национального архивного фонда и обеспечение надлежащих условий его сохранности являются первоочередными современными задачами комитета. В этот период были очерчены главные контуры Национального архивного фонда, подготовлено его законодательное закрепление . Для достижения целей были собраны и переданы Национальному архивному фонду Украины на государственное сохранение отечественная часть Государственного архивного фонда, архивы и документы текущего делопроизводства Компартии и ЛКСМ Украины, некоторые категории архивных документов КГБ УССР.
Важным шагом по обеспечению функционирования НАФ, в частности сбора и хранения архивных документов, стало принятие главного архивного закона - «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» в декабре 1993 г. Это событие способствовало также налаживанию передачи в Украину ряда документных комплексов, личных фондов и микрофотокопий документов, которые находились на хранении в других странах мира.
В 1990-х гг. значительно расширилось поступление в состав НАФ Украины документации объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций, основанных на коллективной и частной формах собственности; дел и отдельных документов личного происхождения от украинских граждан, жителей дальнего и ближнего зарубежья, научно-технической документации и кинофотоаудиодокументов, а впоследствии – видеодокументов.
В архивных подразделениях организаций, предприятий, учреждений негосударственной формы собственности постоянно сохранялось значительное количество документации, которая имела историко-культурную или научную ценность и должна была быть внесенной в НАФ. Постоянный контроль за условиями ее хранения и использования архивной информации осуществляли государственные архивные учреждения.
Более 150 тыс. дел высших органов власти и управления, которые неоднократно подвергались реорганизации конце ХХ в., были упорядочены и переданы на хранение ЦГАВО Украины. В период с 1991 по 1995 г. государственными архивами Украины были приняты 10,2 млн дел архивного фонда КПСС, более 4 млн дел документов по управленческой деятельности, 108 тыс. ед. кинофотофонодокументов, около 33,5 тыс. ед. научно-технической документации, 1,8 млн дел от органов безопасности.
Большая работа проведена в соответствии с изданными в начале 2000 г. указами Президента Украины о реформировании коллективных сельхозпредприятий, которых в стране насчитывалось 11,5 тыс. Государственные архивные учреждения принимали меры по обеспечению сохранности документов КСП.
В течение первых лет независимости Украины произошли значительные политические и социально-экономические изменения, что повлияло на пополнение НАФ значительным количеством документов управленческих органов всех уровней, учреждений социально-культурной сферы, научных и учебных заведений, торговли, добровольных объединений граждан, занимавшихся различными направлениями деятельности.
С целью методического обеспечения формирования НАФ Госкомархив с помощью других центральных органов исполнительной власти, государственных архивных учреждений подготовил перечень типовых документов, ведомственные перечни документов Национального и коммерческих банков, Государственной таможенной службы, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, народных судов, ряд примерных и типовых номенклатур дел, дополнения в Перечень типовых документов.
В первые 15 лет независимости нашего государства деградация материально-технической базы оставалась одной из важнейших негативных тенденций архивного сферы. Некоторому укреплению материально-технической базы способствовало распоряжение Президента Украины «О неотложных мерах по развитию архивного дела» от 2 сентября 2000 г. Соответствующие распоряжения были приняты в большинстве областей с целью закрепления определенных путей улучшения деятельности архивных учреждений.
Одной из главных характеристик третьего тысячелетия является стремительный рост темпов глобализации, начавшийся еще в ХХ в., и переход к постиндустриальному информационному обществу, в котором приоритетным процессом становится обмен информацией, знаниями, идеями, эмоциями между людьми, что обусловлено целым рядом факторов, принимаемых в обществе. В этот период значительное внимание уделяется социальным коммуникациям, в основе которых лежит информационный фактор. Это создает основу для нового понимания архива как субъекта информационно-коммуникационных процессов. Архивы постоянно осуществляют информационную деятельность с целью обеспечения общества ретроспективной информацией. Информационно-коммуникационная сфера деятельности архивов требует особого внимания, поскольку пользователи имеют право требовать от архивных учреждений предоставление достоверных информационных услуг. Неотъемлемой составляющей информационной деятельности государственных архивов является получение и хранение архивных документов. Эти процессы претерпели определенные изменения с обретением Украиной независимости, что требует их детального исследования.
Список литературы
Ляхоцький В. Організація архівної справи в Україні: тенденції, шляхи модернізації / В. Ляхоцький, К. Селіверстова // Студії з архівної справи та документознавства. 1999. Т. 4. С. 44.
Пиріг Р.Я. Сучасне архівне будівництво і вітчизняне архівознавство / Р. Я. Пиріг // Українське архівознавство : історія, сучасний стан та перспективи : наукові доповіді Всеукраїнської конференції, 19–20 листопада 1996 р.: у 2 частинах / В. Ляхоцький, І. Матяш (упоряд.); Київ. ун-т ім. Т. Шевченка, Спілка архівістів України. Ч. 1. К., 1997. С. 23.
Нариси історії архівної справи в Україні: навч. посіб. для студ. іст. ф-тів вищ. навч. закл. / С. В. Абросимова, В. В. Бездрабко, В. В. Болдирєв та ін.; за заг. ред. І. Матяш та К. Климової. К.: Видавничий дім «КМ Академія», 2002. С. 569.
услоивяподписки