СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ОКРУГОВ ПОГРАНИЧНОЙ ОХРАНЫ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. 1918 – 1923 гг.

Печать PDF

В.В. ТЕРЕЩЕНКО

СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ОКРУГОВ ПОГРАНИЧНОЙ ОХРАНЫ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. 1918 – 1923 гг.

Tereshchenko V.V. Сreation of the first boarder districts of the Soviet republic in 1918-1923

Аннотация / Annotation

В статье исследуется история создания в советской России первых трех округов пограничной охраны в 1918 г., и только затем, после окончания Гражданской войны, округа вновь были сформированы по периметру всей границы страны.

The article devoted to the history of first three border guard districts creation in 1918, and a new formation of the districts along the whole frontier of the country after the Civil War ending.

Ключевые слова / Keywords

Архив, источник, округ пограничной охраны, погранзастава, дивизия, корпус, штаб, Гражданская война в России. Archive, source, border guard district, frontier post, division, corps, staff, Civil War in Russia.

ТЕРЕЩЕНКО Владимир Васильевич – ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ России, член Союза писателей России, кандидат исторических наук; г. Москва; 8-916-708-02-25; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Совет Народных Комиссаров (СНК) с первых дней своего существования столкнулся с объективной необходимостью сохранения территориальной целостности Советской России и охраны ее рубежей в военном, политическом и экономическом отношениях. После подписания в начале марта 1918 г. Брест-Литовского мироного договора в полосе, разделявшей расположение частей германской и российской армий, была установлена демаркационная линия, которая начиналась у Финского залива и проходила через Нарву, Гдов, западные уезды Брянской и южные уезды Орловской, Курской и Воронежской губерний. Накануне, в январе 1918 г., Народный комиссариат по военным делам предложил управлению Отдельного пограничного корпуса (ОПК) сообщить о составе и расположении частей корпуса и приблизительный проект организации охраны всех границ. Представленным проектом предлагалось создать девять пограничных округов, а для охраны границы выделить 35 тысяч человек и 10 488 лошадей . Но этот проект так и не был принят, поскольку вскоре был ликвидирован и сам ОПК.

Для решения пограничных проблем 30 марта 1918 г. в ведомстве народного комиссариата по делам финансов было создано Главное управление пограничной охраны (ГУПО), на которое правительство возложило общее руководство созданием пограничной охраны Российской Республики. Возглавил ГУПО бывший начальник Управления ОПК Г.Г. Мокасей-Шибинский, а с сентября 1918 г. начальником ГУПО стал бывший начальник отделения пограничного надзора управления ОПК С.Г. Шамшев. По инициативе и под руководством ГУПО уже 1 апреля 1918 г. начались работы по формированию Петроградского округа пограничной охраны. Это было вызвано тем, что прекратила существование Финляндская социалистическая рабочая республика, германские войска оккупировали Хельсинки, захватили Выборг, нависла непосредственная угроза Петрограду.

В приказе № 1 от 22 апреля 1918 г. по Петроградскому пограничному округу сообщалось о вступлении с 1 апреля в должность начальника округа и ряда служащих управления округа . Приказом по округу от 7 мая 1918 г. объявлялось о назначении начальников районов , а 14 мая 1918 г. начальник Петроградского округа пограничной охраны объявил штаты районов округа.

Народный комиссар по делам финансов 15 мая 1918 г. утвердил предложенную ГУПО организацию пограничной охраны и закрепил структуру пограничной охраны на участке Петроградского округа, определив пункты дислокации управлений округа, Финляндского и Петроградского районов – Петроград, Беломорского района – Архангельск, Олонецкого района – Петрозаводск, Чудского района – Гдов. В приказе указывалось, что «в настоящее время означенная охрана сформирована в первой стадии…, учреждены пять районов…, с тремя подрайонами в каждом, с соответственными потребностями охраны числом дистанций и застав. Назначены начальники округа и районов. Означенные районы составляют Петроградский округ пограничной охраны» .

Начальник Петроградского округа докладывал в ГУПО: «Беломорский район начал свое существование с 16 мая, сформировано два подрайона (1-й и 2-й), от которых выставлено 12 застав. Олонецкий район начал формирование 23 мая, сформировано 3 подрайона, от которых выставлено 10 застав. Финляндский район формируется с 1 февраля, сформировано 3 подрайона, от которых выставлено 52 заставы. Петроградский район начал формирование 7 мая, сформировано 2 подрайона, от которых выставлено 16 застав. Чудский район приступил к формированию 8 мая, сформировано 3 подрайона, от которых выставлено 6 застав» . Таким образом, к выходу декрета об учреждении при Наркомате финансов пограничной охраны была проделана подготовительная работа по организации охраны границы Советской республики и создан первый пограничный округ.

Декрет Совета Народных Комиссаров об учреждении пограничной охраны, подписанный 28 мая 1918 г., законодательно закрепил создание пограничной охраны. В общих чертах в декрете был указан порядок охраны границы, устанавливалась пограничная полоса и двенадцатимильная морская таможенная полоса. Непосредственное руководство пограничной охраной оставалось за ГУПО, но при нем для решения вопросов военного характера был образован Совет пограничной охраны в составе двух комиссаров и одного военного руководителя. Таким образом, советская пограничная охрана с самого начала строилась как военная организация.

Положения декрета были разработаны на базе «Правил об Отдельном корпусе пограничной стражи» 1910 г. и «Инструкции службы чинов ОКПС» 1912 г. Создание пограничных округов свидетельствует о том, что пограничная охрана РСФСР стала преемницей дореволюционной пограничной стражи, грамотно использовала накопленный в ней положительный опыт. Но в декрете Совнаркома содержались и положения, отражавшие советские реалии: четко сформулирована новая социальная направленность пограничной охраны – отмечалось, что она создается для защиты пограничных интересов социалистического государства, закреплялась руководящая роль партии большевиков. В состав Совета пограничной охраны в округах, районах и подрайонах вводились должности комиссаров, без подписи которых распоряжения и приказы соответствующих руководителей не подлежали исполнению. Декрет Совнаркома стал первым государственным актом, провозгласившим необходимость защиты пограничных интересов Советской республики и создания для этого специальной вооруженной силы.

В июне 1918 г. началось формирование 2-го округа пограничной охраны. Начальник 2-го округа был назначен 29 мая 1918 г. Управление округа начало формироваться в Москве, оттуда 4 августа 1918 г. переехало в г. Витебск , а 23 декабря 1918 г. прибыло в г. Минск и разместилось на Захарьевской улице в доме № 3. Минский округ предназначался для охраны демаркационной линии, установленной на основании Брестского мирного договора, и в его состав вошли Порховский, Себежский, Витебский, Оршанский и Черняковский районы.

Формирование управления 3-го округа пограничной охраны началось в июле 1918 г. в Москве. С 19 сентября 1918 г. управление округа начало функционировать в г. Орле, а позднее передислоцировалось в Киев . Организационно округ состоял из пяти районов: Брянского, Льговского, Курского, Новооскольского и Острогожского.

В основу работы по созданию округов была положена разработанная ГУПО инструкция для начальника округа пограничной охраны по организации и формированию управления районов округа. В округах пограничной охраны для управления частями и подразделениями создавались штабы, которые формировались из сотрудников пограничной охраны и представителей окружных штабов Красной армии.

Постепенно стала вырисовываться достаточно четкая структура пограничной охраны, которая выглядела следующим образом: Военный совет, ГУПО, три округа пограничной охраны, каждый из которых состоял из 5-ти районов, от 3-х до 5-ти подрайонов в районе, по 3 дистанции в каждом подрайоне, а последние выставляли заставы.

Пограничная охрана РСФСР при ее учреждении была подчинена Народному комиссариату по делам финансов, но Декретом СНК ГУПО с 1 июля 1918 г. была передана в ведение Наркомата торговли и промышленности, что в данный период наиболее точно соответствовало задачам борьбы с контрабандой, защиты экономических интересов государства, основная тяжесть решения которых возлагалась на пограничные округа.

В докладе ГУПО от 2 июля 1918 г. в вышестоящие инстанции сообщалось: «к настоящему времени 1-й округ (по границам Финляндии и до Гдова) уже сформирован и несет службу на границе». В августе 1918 г. районы 2-го округа пограничной охраны заняли демаркационную линию .

В связи с резким обострением внешней и внутренней военно-политической обстановки перед советским руководством встала задача объединения усилий всех вооруженных структур в единый центр. 19 августа 1918 г. СНК РСФСР издал декрет «Об объединении всех Вооруженных Сил республики в ведении Народного комиссариата по военным делам». По специальной службе округа пограничной охраны продолжали подчиняться своему Главному управлению. Но при объявлении всеобщей мобилизации, а тем более превращении пограничной местности в театр военных действий, части пограничной охраны в округах полностью переподчинялись Наркомату по военным делам и охрана государственной границы переходила в его ведение. Таким образом, с 19 августа 1918 г. пограничная охрана была законодательно оформлена как составная часть Вооруженных Сил Советской Республики. Однако пограничные округа с их сложившимися структурными элементами и некоторыми изменениями (в частности, введением единой нумерации округов, районов, подрайонов, дистанций и застав) продолжали функционировать.

31 августа 1918 г. ГУПО издает приказ о переименовании Петроградского округа пограничной охраны: «Ввиду того, что ныне уже сформированы управления 2-го и 3-го округов пограничной охраны, Военный совет пограничной охраны постановил Управлению Петроградского округа пограничной охраны впредь именоваться управлением 1-го округа пограничной охраны». В Петроградском округе пограничной охраны приказ ГУПО о переименовании округа был продублирован приказом от 17 сентября 1918 г. Так была установлена единая нумерация округов пограничной охраны. 2 сентября 1918 г. из ГУПО в Реввоенсовет поступил доклад: «В настоящее время организовано управление 3-го округа и пяти районов пограничной охраны».

На 18 декабря 1918 г. в состав пограничной охраны входило три округа. В г. Петрограде размещалось управление 1-го округа, в состав которого входили районы с первого по пятый. В г. Витебске дислоцировалось управление 2-го округа в составе районов с шестого по десятый. Управление 3-го округа находилось в г. Орел, его районы нумеровались с одиннадцатого по пятнадцатый.

В конце 1918 г. в связи с капитуляцией Германии перед Антантой и аннулированием Брест-Литовского договора начался массовый отход германской армии из оккупированных территорий России. Граница, образовавшаяся весной и летом 1918 г. на западе, перестала существовать. Пограничные части всех трех округов во второй половине ноября 1918 г. были переданы в оперативное подчинение Красной армии, затем вошли в состав действующей армии и с января 1919 г. были переименованы соответственно в 1, 2 и 3-ю пограничные дивизии.

В соответствии с распоряжением Реввоенсовета Республики приказом ГУПО с 1 февраля 1919 г. пограничная охрана переименовывается в пограничные войска. Совет погранохраны стал называться Военным советом, а ГУПО – Главным управлением пограничных войск (ГУПВ).

Приказом по 2-й пограничной дивизии от 10 февраля 1919 г. районы были переименованы в пограничные стрелковые полки, подрайоны – в батальоны, дистанции – в роты . Аналогичные приказы были изданы и в двух других пограничных дивизиях. В каждой из трех пограничных дивизиях имелось пять стрелковых полков и пять кавалерийских дивизионов.

В условиях резкого обострения положения на многочисленных фронтах Гражданской войны 18 июля 1919 г. Совет Рабоче-Крестьянской обороны принял решение на время военных действий передать пограничные войска в полное ведение Наркомата по военным делам. Этим же постановлением предлагалось расформировать ГУПВ. Во исполнение указанного постановления 11 сентября 1919 г. издан последний приказ ГУПВ, в котором сообщалось, что 1-я, 2-я и 3-я пограничные дивизии «на все время войны и во всех отношениях подчиняются соответствующим командармам» и, согласно постановлению коллегии Наркомторгпрома от 4 сентября, вместо расформированного ГУПВ учреждается Отдел пограничного надзора . Таким образом, можно констатировать, что уже в первые дни существования Советской власти было положено начало процессу формирования окружной пограничной системы, логическому завершению которого помешала Гражданская война и который получил свое продолжение после ее окончания.

Весной и летом 1920 г. после разгрома основных сил белогвардейцев и интервентов началось восстановление линии государственной границы на Севере и Северо-Западе. На базе особых отделов армий и особых отделов приграничных губернских чрезвычайных комиссий начали организовываться особые отделы по охране границы. Но уже к началу 1921 г. стало очевидным, что войск, находившихся в распоряжении ВЧК, не хватает для закрытия границы. Поэтому постановлением СТО от 19 января 1921 г. все части и отряды, находившиеся в ведении ВЧК, в том числе и охранявшие границу, сводились в особые войска – войска ВЧК, на которые наряду с другими задачами была возложена и охрана государственной границы. Для руководства войсками были созданы управления войск ВЧК Северной, Финляндско-Мурманской, Эстоно-Латвийской, Западной, Польско-Румынской, Черноморской, Кавказской, Туркестанской и Сибирской границы .

Постановлением от 14 июля 1920 г. СТО учредил Центральное управление пограничного надзора при Наркомвнешторге. Но уже 24 ноября того же года СТО изменил постановление и охрану государственной границы окончательно передал органам ВЧК. «Охрана всех границ РСФСР возлагается на особый отдел ВЧК по охране границ», – говорилось в постановлении. Это означало, что отныне пограничная охрана становилась одним из важнейших звеньев системы государственной безопасности Советской республики.

Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК была преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ), на которое, наряду с другими задачами, возлагалась политическая охрана границ РСФСР, для чего нужны были войска со специальной подготовкой. 27 сентября 1922 г. СТО принял решение о создании Отдельного пограничного корпуса (ОПК) войск ГПУ , в составе которого и начинают вновь формироваться пограничные округа. 8 октября 1922 г. было утверждено «Положение об организации ОПК», в котором указывалось, что «пограничные отряды объединяются в высшие объединения, именуемые округами войск ГПУ». Далее разъяснялось: «В состав пограничного округа войск ГПУ входят пограничные отряды, состоящие на охране участка границы пограничного полномочного представительства ГПУ, совпадающего с государственной границей Республики. Количество отрядов в каждом пограничном округе соответствует числу пограничных областей и губерний, входивших в состав полномочного представительства».

Начальник пограничного округа управлял отрядами через состоящий при нем штаб пограничного округа. 13 октября 1922 г. ГПУ издает приказ «О сформировании Отдельного пограничного корпуса войск ГПУ». Во втором параграфе приказа указывалось, что «начальниками пограничных округов войск ГПУ назначаются начальники КРО соответствующих пограничных полномочных представительств ГПУ, последним приступить к сформированию окружных штабов». Начальнику пограничного округа были представлены права командира дивизии . Согласно этого приказа создавалось семь пограничных округов: Петроградский, Западный (Минск), Украинский (Винница), Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону), Закавказский (Тбилиси), Туркестанский (Ташкент), Сибирский (Ново-Николаевск, ныне Новосибирск).

22 октября 1922 г. утверждено «Положение об Отдельном пограничном корпусе войск ГПУ», в котором подчеркивалось: «В целях наилучшего обеспечения охраны границ в отношении политическом, военном и экономическом учреждается несменяемая и неотвлекаемая никакими иными назначениями из районов пограничной полосы пограничная охрана» . Приказом ГПУ от 27 октября 1922 г. предлагалось «управления пограничных дивизий расформировать, обратив личный состав на укомплектование штабов пограничных округов».

В постановлении СТО от 27 сентября 1922 г. предусматривалось передачу войск для ОПК закончить к 1 ноября, но только с ноября 1922 г. начали свою работу окружные межведомственные комиссии, созданные для принятия войск от РККА. На 16 ноября 1922 г. по докладу начальника штаба войск ГПУ штабы были сформированы только в Западном и Сибирском округах, в Северо-Кавказском округе прием войск был закончен, а в Туркестанском заканчивался. В Украинском округе «комиссия закончит работу не ранее 20 ноября, а в Закавказском – штаб округа еще не формируется».

27 октября 1922 г. был сформирован Туркестанский округ пограничной охраны, а в начале 1923 г. формируется Дальневосточный округ. 4 января 1923 г. ПП ГПУ по Дальневосточному краю издает первый приказ по пограничной охране края.

К февралю 1923 г. окончательно определяются пункты дислокации пограничных округов, частей и подразделений. Приказом ГПУ от 28 февраля 1923 г. были объявлены пограничные округа (к ранее намечавшимся округам добавился Дальневосточный, сформированный в январе 1923 г.) и их состав. С образованием ОПК был устранен основной недостаток в организации пограничной охраны – межведомственное разделение войсковой и оперативной работы. Пограничная охрана и оперативные органы на границе были сосредоточены в одном ведомстве – ГПУ, которое, совершенствуя охрану границы, нашло новые, наиболее целесообразные формы организации войск.

Первые месяцы практического руководства войсками корпуса показали, что созданная система управления громоздка и неэффективна. Командир ОПК управлял пограничными частями через штаб корпуса, начальник которого в вопросах строевого характера, боевой подготовки и воспитания личного состава подчинялся начальнику штаба войск ГПУ. Подобная система была и в округах. С целью объединения под единым руководством усилий органов и войск, участвовавших в охране государственной границы, 31 января 1923 г. приказом ГПУ пограничная охрана во всех отношениях была подчинена непосредственно заместителю председателя ГПУ, который осуществлял управление ею через штаб войск ГПУ , имевший в своем составе отдел пограничной охраны.

Однако и после объединения оперативной и войсковой охраны границы в центре в рамках одного ведомства организация охраны границы в округах по-прежнему расчленялась на оперативную и войсковую функции, что отрицательно сказывалось на служебной деятельности войск. В целях объединения управления охраной государственной границы приказом ГПУ 28 июля 1923 г. создается отдел пограничной охраны, состоящий из оперативного и агентурно-разведывательного отделений . Отдел подчинялся непосредственно заместителю председателя ГПУ. По вопросам борьбы со шпионажем и политической контрабандой он продолжал выполнять распоряжения начальника КРО ГПУ.

В пограничных округах были созданы части пограничной охраны (ЧПО) ПП ГПУ округов. В их ведении находилась оперативная деятельность войск округа. Начальник ЧПО являлся по должности помощником полномочного представителя ГПУ по пограничной охране и ему в оперативном отношении подчинялись все пограничные части округа. Приказы, касающиеся пограничной охраны округа, подписывались начальником ЧПО и начальником штаба войск ГПУ.

28 июля 1923 г. созданы ЧПО ПП ГПУ Петроградского, Западного (Смоленск), Украинского (Харьков), Северо-Кавказского (Ростов-на-Дону), Закавказского (Тбилиси), Туркестанского (Ташкент), Сибирского (Ново-Николаевск, ныне Новосибирск), Дальневосточного (Чита) округов. Таким образом, с конца июля 1923 г. руководство пограничной охраной на территории пограничного округа осуществляли оперативные органы ГПУ и войсковое командование, которые лишь в центре замыкались на одного начальника – заместителя председателя ГПУ. Округ по-прежнему не был самостоятельным объединением.

После образования СССР ГПУ НКВД РСФСР в сентябре 1923 г. было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление, подчинявшееся непосредственно СНК СССР и ведавшее наряду с другими вопросами организацией охраны границ СССР . Разделение пограничной охраны на оперативную и войсковую при существующих параллельно двух управленческих аппаратах, несмотря на их единое подчинение, себя не оправдало. В приказе ГПУ от 3 октября 1923 года подчеркивалось, что «командир войск ГПУ должен быть одновременно и командиром и работником органов ГПУ».

Окружные штабы, политотделы и отделы снабжения расформировывались, в округах создавались инспекции войск ПП ГПУ. При ГПУ Крыма инспекция не формировалась, ответственность возлагалась на Украинский округ. Приказ распространялся на Петроградский, Западный, Украинский, Северо-Кавказский, Закавказский, Туркестанский, Сибирский и Дальневосточный округа.

Рассмотренные мероприятия в данный период явились, пожалуй, самыми сложными во всей истории существования пограничных войск СССР. Линия границы была подвижной, не всегда установленной законодательно, а порой просто отсутствовала. Строительство пограничной охраны, формирование округов осуществлялось в тяжелейших экономических и социально-политических условиях жизни страны и было прервано Гражданской войной.

Период после окончания гражданской войны характеризовался активным поиском оптимальных вариантов организации охраны государственной границы, наиболее действенных форм руководства и управления пограничной охраной. Несмотря на все сложности и трудности в решении этих проблем к концу 1923 г. окончательно определилось место погранохраны в новой политической системе, усовершенствовалась организационная структура войск, были созданы пограничные округа и пограничные отряды.

Список литературы

Краткая история довоенной пограничной охраны. М., 1993. С. 29.

Из истории войск ВЧК и пограничной охраны. 1919–1921 гг. М., 1958. С. 309.

Летопись пограничных войск КГБ СССР. М., 1981. С. 23.

Пограничные войска СССР. 1918–1928. С. 153–155.

На страже восточных границ Родины. Кызыл, 1978. С. 34.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.