ФЛОРОВСКИЕ – ПОПРУЖЕНКО: ИСТОРИЯ СЕМЬИ. 1840–1880-е гг.

Печать PDF

Т.Н. ЛАПТЕВА

ФЛОРОВСКИЕ – ПОПРУЖЕНКО: ИСТОРИЯ СЕМЬИ. 1840–1880-е гг.

ПО «ВОСПОМИНАНИЯМ» К.В. ФЛОРОВСКОЙ

Lapteva T.N. Florovskys – Popruzhenko. Family history. 1840-1880’s. On K.V. Florovskaya's "memoirs".

Аннотация / Annotation

В статье исследуется социальное происхождение семьи русских ученых–эмигрантов А.В. и Г.В. Флоровских и М.Г. Попруженко на основе личного архивного фонда А.В. Флоровского в Архиве РАН. Хронологические рамки исследования - 1840–1880 гг.

This article is devoted to the research of a social origin of the Russian scientific–emigrants family A.V. and G.V. Florovskys and M.G. Popruzhenko on the basis of personal archival fund A.V. Florovsky in Archive of the Russian Academy of Sciences studying. Chronological framework of research is limited the 40–80th years of the 19 century.

Ключевые слова / Keywords

Источники личного происхождения, личный архивный фонд, А.В. Флоровский, Г.В. Флоровский, М.Г. Попруженко, ученый-эмигрант, воспоминания. Private soureces, personal archival fund, A.V. Florovsky, G.V. Florovsky, M.G. Popruzhenko, scientist–emigrant, memoirs.

ЛАПТЕВА Татьяна Николаевна – младший научный сотрудник Архива РАН, г. Москва; 8-909-649-69-54; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В XX в., в послереволюционные годы, Россию покинули многие семьи ученых, писателей, художников, священнослужителей. Одной них была семья Флоровских. Русской исторической науке наиболее известны из них А.В. Флоровский (историк-славист, историограф), его брат - священник Г.В. Флоровский (философ, богослов, историк Церкви) и их дядя - М.Г. Попруженко (академик Болгарской академии наук, филолог-славист). Большая часть документов Антония Флоровского, благодаря стараниям его советских коллег, в частности В.Т. Пашуто, была перевезена в Москву и хранится в Архиве Российской академии наук (Ф. 1609).

Всех членов семьи Флоровских отличала глубокая любовь к России и к местам, связанным с их рождением, детством и годами юности. С неизменной теплотой они вспоминали о Елисаветграде, Одессе, Петербурге, Москве. Возвращение в Россию было их общей мечтой, исполнение которой с годами казалось все менее осуществимым, и не удалось никому, кроме К.В. Флоровской . Служение родной стране в этой семье выражалось в научной деятельности и священническом служении. В автобиографии Антоний Флоровский писал, что его семья дала русской науке «уже четыре поколения активных работников, главным образом в области наук гуманистических» .

Источниковой базой настоящего исследования являются «Воспоминания» Клавдии Флоровской – женщины незаурядного ума и образованности, шедшей в ногу с научной мыслью времени, но, в силу исторических обстоятельств, реализовавшейся не в собственной научной карьере, а в успехе других ученых-эмигрантов. Воспоминания были написаны ею уже после репатриации, во второй половине 1950-х гг. Они являются началом задуманного автором большого труда, который должен был включить историю всей ее жизни, в том числе годы жизни за границей . Кончина Клавдии Васильевны, последовавшая в 1965 г., не позволила этим планам осуществиться - «Воспоминания» заканчиваются описанием ранних детских лет автора, но и эти сведения дают ценный материал для изучения истории семьи выдающихся русских ученых.

Род Флоровских происходил из села Флоровское, местности, называемой «Тесово» Новгородской губернии. Этот район был известен уже в XII-XIII вв., как часть великого водного пути «Из варяг в греки». Клавдия Флоровская записала в своих «Воспоминаниях»: «через него проходил своего рода великий водный путь по реке Оредежу в реку Лугу, […] тут же шел и сухопутный путь, о чем свидетельствует название одного из сел его – Ям Тесово» . Дед Клавдии Васильевны и ее братьев по отцовской линии – Антоний Флоровский – был причетником в церкви святых Флора и Лавра (от названия этой церкви получили свои имена и село, и род Флоровских) и скончался в 1849 г., когда его младшему сыну В.А. Флоровскому было всего три года. После его смерти вдова Устинья Онисимовна переселилась в село Бутково Лужинского уезда Петербургской губернии (в 8 верстах от сел Тесово и Флоровское), где нашла себе место просвирни.

В Бутково на Василия Флоровского обратил внимание священник о. Василий Фиников. Он стал учить мальчика и привлек его к церковному пению и чтению, в чем последний и преуспел – у него «оказался великолепный дискант и чуть ли не абсолютный слух» . По совету и при содействии о. Василия Финикова Устинья Онисимовна отвезла сына в духовное училище в Новгород, где он выдержал экзамен и был принят в число учащихся. В Новгороде В.А. Флоровский жил на частной квартире без какого-либо особого надзора со стороны училища. Его дочь Клавдия писала по этому поводу в своих воспоминаниях: «Папа иногда рассказывал кое-что про свои годы ученья, правда, про годы академические; но всегда воспоминания его были проникнуты теплым чувством, никогда он ни словом не упрекал и не осуждал своих воспитателей и учителей, и мне всегда при чтении «Очерков бурсы» Помяловского приходит в голову вопрос: да не сгущает ли он краски? где он видел то, что описывает? и если видел, то имеет ли он право обобщать?» .

По окончании училища Василий поступил в Новгородскую семинарию, а затем – в Московскую духовную академию. В академии «ему представлялся случай переменить карьеру: к этому времени у него из звонкого дисканта выработался прекрасный бас–октава, который, при его абсолютном слухе давал ему все шансы на успех в качестве певца» . Указанным «случаем» отец Василий не воспользовался и о своем решении никогда не жалел. Он учился в Московской духовной академии в период ее наибольшего расцвета. Во главе академии стоял тогда протоиерей А.В. Горский, о котором В.А. Флоровский всегда вспоминал с глубоким чувством как о большом ученом и большом человеке. Протоиерей Александр Горский относился к студентам с неизменным вниманием, и смог заметить и оценить в молодом В.А. Флоровском «прямоту и искренность, и твердость, бывшие его неотъемлемыми чертами во всю его жизнь» . Одновременно с ним (1873–1877 гг.) в академии слушал лекции В.С. Соловьев. Сильное впечатление на молодого В.А. Флоровского произвели лекции начинающего ученого В.О. Ключевского. Впоследствии он много рассказывал своим детям о его лекциях, о других профессорах, о богатой библиотеке академии, о хороших отношениях с товарищами, о мирном и благолепном укладе жизни академии, о ее руководителе протоиерее А. Горском.

После окончания Московской духовной академии В.А. Флоровский из предложенных ему на выбор мест прохождения службы предпочел Одессу, главным образом, по соображениям здоровья. Он был назначен преподавателем одновременно в Одесское духовное и Женское епархиальное училища и вскоре женился на К.Г. Попруженко, дочери известного в Одессе священника.

Род иерея Георгия Попруженко происходил из старинного села Орлова балка на границе Киевской и Херсонской губерний. К.В. Флоровская писала в «Воспоминаниях»: «роду он был запорожского; один из моих дядей производил розыски предков его и дошел до середины XVIII в.» . Иерей Георгий окончил Минскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, прекрасно знал греческий, новогреческий, древнееврейский языки, латынь. В круг его интересов попадали и «передовые идеи», в частности, он с интересом читал «Колокол» Герцена. К.В. Флоровская вспоминала, что ее дед по материнской линии «был типичный хохол – остроумный, добродушный, веселый, очень прямой и откровенный, в высшей степени бескорыстный и непрактичный; прослужив чуть не 50 лет в одной из самых богатых церквей Одессы (Сретенской, на Новом базаре), не оставил своей вдове ничего, кроме пенсии в 18 рублей в месяц. В общежитии любил говорить по-украински и всем говорил “ты”; исключение почему-то составлял наш отец, которому он говорил “вы, Василий Антонович”. Он со всеми был в хороших отношениях; бывшие его ученики и сослуживцы всегда вспоминали его с самым теплым чувством» .

Г. Попруженко появился в Одессе в довольно молодом возрасте. Здесь он женился на М.Ф. Самборской, дочери протоиерея. Род Самборских, по предположению автора «Воспоминаний», находился в родстве с протоиереем А.А. Самборским – законоучителем императора Александра I. Самборские отличались искренней духовностью и высокой самоотверженностью. В 1837 г., когда его дочери было всего три года, овдовевший о. Федор Самборский добровольно стал духовником в карантине для больных чумой. Как только Мария Федоровна вышла замуж за Георгия Попруженко, ее отец постригся в монахи и вскоре принял схиму.

Кроме духовной службы о. Георгий Попруженко вел курс древнееврейского языка в Одесской духовной семинарии. Он владел своим предметом прекрасно, равно как и преподавал его, но при этом на его занятиях полностью отсутствовала дисциплина . О. Георгий дистанцировался как от преподавательской среды семинарии, так и от членов священной консистории, в состав которой входил. Семья жила несколько обособленно от духовенства Одессы, общие интересы гораздо больше связывали ее с кругом профессуры. Близким другом семьи стал профессор богословия Новороссийского университета А.Н. Кудрявцев.

По возможности о. Георгий старался привить молодежи любовь к классической греческой литературе: часто во время разговора он брал в руки «Илиаду» или «Одиссею» и начинал читать вслух, восхищаясь их красотой и показывая слушателям, что такое настоящая литература. Он пользовался большим уважением в среде евреев, которые ценили в нем знатока древнееврейского языка и вообще еврейской культуры, а так же его толерантность и тактичность в национальном вопросе.

Отец Георгий нередко «посещал синагогу (не во время богослужения, вероятно), где его встречали с большим почетом и где он проводил немало времени в беседах с тамошними учителями по интересовавшим их всех вопросам» . Одесса была во второй половине XIX века, по выражению автора воспоминаний, в известной степени еврейским городом, евреев в Одессе было не меньше, а может быть и больше, чем русских и людей других национальностей. Во всяком случае, еврейские магазины, конторы и банки преобладали. Было много еврейской бедноты. Мария Федоровна Попруженко многократно ходатайствовала в Коммерческом училище о еврейских мальчиках, которых по ее просьбе принимали туда сверх процентной нормы. Эти молодые люди в семье назывались ее «внуками».

Авторитет о. Георгия в Одессе был очень высок. Его внучка писала: «Он пользовался всеобщим уважением. “о. Егор” был любим и почитаем, и вспоминали его все знавшие его с большой теплотой» . О. Георгий скончался в 1888 г.. Клавдия Флоровская вспоминала о нем отдельные эпизоды: его внешность, унаследованную им от своей матери – имеретинки, его кабинет в Одессе, визиты в Елисаветград. Позднее Клавдия Флоровская, уже живя в Подмосковье, получила от родственников из Одессы его портрет работы «несчастного, спившегося, но талантливого» художника Крестоносцева.

Сын о. Георгия - М.Г. Попруженко (будущий филолог-славист, академик Болгарской АН) родился в июле 1866 г. Тремя годами ранее родилась его сестра – К.Г. Попруженко – мать автора воспоминаний. В возрасте семи лет она была отдана в пансион Маттео, где ее родитель преподавал Закон Божий. Пансион считался лучшим учебным заведением для девочек в Одессе в это время, многие его преподаватели являлись в то же время университетскими профессорами. В качестве иностранных языков в пансионе преподавали немецкий и французский. Училась Клавдия Георгиевна охотно. В 1879 г. в Петербурге открылись Бестужевские высшие женские курсы, которые ее очень привлекали, но план продолжения образования в столице был невыполним. Стремясь продолжить образование, она поступила на только что открытые в Одессе высшие курсы профессора А.С. Трачевского. Эти курсы просуществовали недолго, всего несколько месяцев. Кроме обычных школьных занятий К.Г. Попруженко училась играть на фортепиано, много читала, предпочитала серьезные книги и «совсем не осталась в стороне от тогдашних передовых веяний» . Она интересовалась и политическим движением и, по ее собственным словам, «только случайно не была втянута в его водоворот» .

К.Г. Попруженко вышла замуж за В.А. Флоровского в апреле 1879 г. в возрасте 16 лет. «Воспоминания» передают некоторые эпизоды их жизни: поездку в Новгородскую губернию на родину В.А. Флоровского, рождение детей и другие. После рождения автора воспоминаний – К. В. Флоровской (21 февраля 1883 г.) состоялось назначение ее отца смотрителем духовного училища в Елисаветграде. В связи с должностью В.А. Флоровский принял священство. В 1884 г. родился Антоний Васильевич Флоровский – третий ребенок в семье. Младший сын Георгий родился в 1893 г.

Такова история поколений, предшествовавших рождению известных русских ученых: проф. А.В. Флоровского, прот. Георгия Флоровского, акад. М.Г. Попруженко, прославивших русское научное знание в Европе и мире и оставивших потомкам многочисленное научное наследие.

Список литературы

1. Аксенова Е.П. Из переписки Г.В. Вернадского и А.В. Флоровского // Славяноведение. - 1994. - № 4. - С.92–101.

2. Аксенова Е.П. Историческая наука СССР и русского зарубежья в оценке А.В. Флоровского // Культурное наследие российской эмиграции 1917–1940. - М., 1994. Кн. 1. - С. 95–100.

3. Аксенова Е.П. Материалы фонда А.В. Флоровского в Архиве Российской академии наук о русской научной эмиграции в Чехословакии // Русская, украинская и белорусская эмиграция в Чехословакии между двумя мировыми войнами. - Прага, 1995.

4. Аксенова Е.П., Досталь М.Ю. Русская ученая академия в Праге в годы Второй мировой войны // Славяноведение. - 2001. - № 4. - С. 31–54.

5. Досталь М.Ю. Историк-эмигрант А.В. Флоровский в Чехословакии: страницы научного творчества // Новый исторический вестник. - 2011. - № 28. -С. 80–87.

6. Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. - М., 1992.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.