ТРУДЫ В.Ф. КУДРЯВЦЕВА КАК ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО ХХ в.
| 06 Февраля 2014
И.В. КОРНИЛОВА
ТРУДЫ В.Ф. КУДРЯВЦЕВА КАК ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО ХХ в.
Kornilova I.V. The works of V.F. Kudryavtsev as the sources for history of Russian province. The second half of 19th – the beginning of 20th centuries
Аннотация / Annotation
В статье представлен анализ трудов исследователя истории российской провинции Василия Филипповича Кудрявцева (1843-1910). Выявлены особенности историко-этнографических, этнографических, фольклорных, исторических и религиозных работ, их связь с исторической наукой и общественной мыслью, методы работы В.Ф. Кудрявцева с историческим материалом.
In this article the analyses of the researcher of the Russian province history Vasily Kudryavtsev is presented (1843-1910). The peculiarities of the historical-ethnographic, ethnographic, folklore, historical and religious works, their relationship with the historical science and social thought, methods of V.F. Kudryavtsev works with historical material.
Ключевые слова / Keywords
Источники, история российской провинции, В.Ф. Кудрявцев, Вятка, Тверь, Нижегородский край, Прикамье, русская провинция, фольклор, этнография, религиозная история. Sources. History of Russian province, V.F. Kudryavtsev, Vyatka, Tver, Nizhny Novgorod region, Prikamye, Russian province, folklore, ethnography, religion history.
КОРНИЛОВА Ирина Валерьевна – доцент кафедры истории и социально-гуманитарных дисциплин Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны; 8- 917-278-55-78; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Обращение к творчеству исследователей истории российской провинции научно значимо в связи с возросшим интересом к изучению феномена личности историков «второго плана», богатейшее наследие которых по праву вошло в «золотой фонд» российской науки. Современные исследования, освещающие отдельные этапы развития историописания в русской провинции XIX в., дают понимание того, что русская историография представлена не только интеллектуальной жизнью столичных университетских центров, но и в немалой степени творческим потенциалом провинции (историков и краеведов различного масштаба и уровня), не имевшего аналогов в предшествующие и последующие периоды развития отечественной исторической науки.
Изучение истории российских регионов позволяет более масштабно и полно воссоздать картину накопления и распространения исторических знаний, способствует определению соотношения общего и особенного в историографическом процессе, выявлению закономерностей его развития на локальном уровне, раскрытию различных проявлений связи исторической науки с жизнью провинциального общества, более глубокому познанию общероссийского исторического процесса. А потому роль исследователей российской провинции не менее значима. Все вышесказанное обусловливает актуальность обращения к научному творчеству дореволюционных исследователей, их эмпирическим и теоретическим наработкам по истории российских регионов.
Попробуем проследить их, обратившись к творческому наследию Василия Филипповича Кудрявцева (1843-1910), историка, этнографа, археолога, краеведа, подвижника просвещения и фольклориста . В сюжетику его жизни входили многие областные центры Российской империи, деятельное участие в работе столичных научных обществ, губернских ученых комиссий и статистических комитетов. Он вошел в историческую науку как неутомимый исследователь архивов и местной старины, познание которых выходило за рамки узко локального научного знания. В.Ф. Кудрявцев являлся автором более 25 книг, многочисленных научных публикаций в общероссийской и областной прессе, в сборниках губернских статистических комитетов (ГСК), в «Трудах…» научных обществ и губернских ученых архивных комиссий (ГУАК). Его связывали продолжительные контакты с научными и просветительскими кругами Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Нижнего Новгорода, Казани, Перми и Вятки. Особо важной страницей в его творческой биографии явилось соучастие в делах Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при императорском Московском университете (ОЛЕАиЭ), Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете (ОАИЭ) и деятельное сотрудничество с профессорами Н.А. Поповым, Д.И. Иловайским, С.М. Шпилевским, И.Н. Смирновым, Н.А. Толмачевым, Д.А. Корсаковым и др.
Научные труды В.Ф. Кудрявцева, как печатные, так и рукописные, можно условно поделить на: историко-этнографические, этнографические, фольклорные, исторические и работы по вопросам религии. При этом очевидный количественный перевес приходится на историко-этнографические изыскания , представленные статьями в периодической печати, журнальными публикациями, сообщениями, докладами, зарисовками, очерками. Среди них: «Кулачные бои в купеческой Елабуге» (1863), «Крестьянские святки в Елабужском уезде» (1864), «Зимние народные увеселения в городе Василе» (1870). Эта группа публикаций освещает начальный период деятельности В.Ф. Кудрявцева и отражает его интерес к народности, народным праздникам, повседневности, быту обычных людей. Они имеют огромное значение и для раскрытия роли православия в крестьянской семейной обрядности.
Труды, посвященные особенностям повседневной жизни российской провинции, представляли собой неоценимый источник для изучения местных народных традиций, обычаев и празднеств. Нельзя отрицать того факта, что интерес к отдельным любопытным самим по себе провинциальным работам сыграл положительную роль в деле изучения истории уездных городов и уездов российской глубинки: тем самым была подготовлена база для исследования, вырваны из забвения и спасены от полного исчезновения многие образцы традиционной русской культуры XIX столетия.
Собственно этнографические труды представлены серией работ В.Ф. Кудрявцева, посвященных свадьбе, связанными с ней обычаями и обрядами Вятской, Нижегородской и Пермской губерний .
Итогом наших библиографических изысканий явилось выявление еще одной этнографической работы В.Ф. Кудрявцева «Крестьянские свадьбы в Елабужском уезде» , до настоящего времени неизвестной ученым-историкам. Эта работа была опубликована на страницах «Вятских губернских ведомостей» в 1861 г. Долгое время статью приписывали перу И.М. Красноперова (1839-1920), ученого, историка, экономиста, статистика, известного как члена студенческого кружка, привлеченного к делу «Казанского заговора» 1863 г. Так, известный этнограф Е.И. Якушкин (1826-1905) в своем библиографическом указателе «Обычное право» ошибочно упоминал об одной из статей И.М. Красноперова «Крестьянские свадьбы в Елабужском уезде», опубликованной в период его учения в Вятской духовной семинарии в 1860 г.
В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о принадлежности этой статьи перу В.Ф Кудрявцева. В фондах Вятского ГСК Государственного архива Кировской области (ГАКО) была обнаружена рукопись статьи «Крестьянские свадьбы в Елабужском уезде» , предназначенная для публикации в «Вятских губернских ведомостях» (1861. № 2-6). Тщательное исследование рукописи путем сличения стиля написания, подачи материала и почерка дало возможность сделать вывод о том, что автором статьи является Василий Кудрявцев. Материалами для этой статьи послужили личные наблюдения и зарисовки автора крестьянской свадьбы в с. Икское Устье Елабужского уезда, оформленные первоначально в качестве сочинения, заданного на каникулы в Вятской духовной семинарии. В статье дано обширное описание «грустного» варианта свадебного обряда, характерного для северных российских губерний, сопровождавшегося обрядом вытья невесты. Вся процедура обряда сопровождалась песнями печальными и веселыми разнообразного жанра: причитальными, величальными жениху и невесте, дружке, гостям, священнику, свату и свахе, причем приведены тексты только тех песен, которые пелись в Елабужском уезде (22 песни). Помимо самого свадебного обряда автор привел любопытные зарисовки некоторых сюжетов, сопровождающих обрядовые действия, множество примет и обычаев, по которым судили о дальнейшей жизни молодых. Ценность опубликованного материала подтверждается и тем, что в 1900 г. он был перепечатан в сборнике известного российского этнографа П.В. Шейна (1826-1900).
В 1873 г. в Санкт-Петербурге вышла статья В.Ф. Кудрявцева «Свадебный обычай оплакивания “девьей красоты” в гор. Перми», продолжившая серию работ о свадебных обычаях и обрядах. К сожалению, эта статья, как и многие другие из архива Русского географического общества, оказалась в числе тех, судьба которых на сегодняшний день неизвестна. Сохранилось только ее описание Д.К. Зелениным в работе «Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского географического общества» (1916). В частности, Д.К. Зеленин писал о статье В.Ф. Кудрявцева, что в ней содержатся «общие рассуждения о свадебных обрядах. Песни: “Подле реку на крутом берегу стояла рябинушка”, “На горе было у Троицы, у Пречистой Богородицы, трою колокола позвонили”. Причитания невесты во время заплетения и расплетения ею косы; мать вплетает при этом в косу своей дочери алую ленту, знаменующую ее девство; ленту эту потом невеста кладет на божницу, а оттуда сваха уносит ее в церковь, и она кладется в напрестольное евангелие в тот момент, когда читают евангелие во время венчания; “в иных случаях невеста или сваха передает эту ленточку в руки дьякона”» . Д.К. Зеленин заострил внимание на том, что причеты и песни записаны В.Ф. Кудрявцевым без соблюдения особенностей местного говора. Данное обстоятельство вполне объяснимо, т.к. он не был знаком с особенностями разговорной речи в виду того, что не проживал в Перми.
К фольклорным исследованиям можно отнести материалы детского фольклора , собранные В.Ф. Кудрявцевым в Нижегородском крае, в период преподавания его в Васильском уездном училище. Они представляют собой отдельную группу источников, как опубликованных, так и хранящихся в архиве – записи песен, игр, а также подборка редких фольклорных материалов, бытовавших в сельской и городской местности. Начиная с середины XIX в., в многочисленных больших и малых собраниях памятников русской устной словесности наряду с «классическими» произведениями (былины, песни) публиковались произведения, хранимые и исполняемые в детском мире. Детский фольклор – это совокупность устных произведений, исполняемых детьми, но не входящих в репертуар взрослых. Труд «Детские игры и песенки в Нижегородской губернии: этнографические материалы» (1871) содержит в себе богатый и разнообразный этнографический материал.
В числе первых этнографов-фольклористов он попытался ранжировать детское народное творчество, выделив в нем разные формы бытования игрового (уличные, комнатные и школьные игры) и песенного фольклора (речитативы, речитативы комического свойства; речитативы, имеющие некоторое отношение к природе; речитативы сказочного свойства; песенки воспитательного характера). В.Ф. Кудрявцев выделил игровые прелюдии – жеребьевые приговорки или считалки, а также обратил внимание на сечки, как на сольную декламацию, необходимую для того, чтобы чувствовать музыку речи.
Представленные в сборнике игры сохраняют местный говор, порядок игры, последовательность действий, причем описаны они как общественные явления с разъяснениями некоторых «провинциализмов» и терминов игры. «Детские игры и песенки в Нижегородской губернии» – результат внимательных и скрупулезных наблюдений В.Ф. Кудрявцева за повседневной жизнью детей, поэтому его зарисовки представляются всесторонними и весьма объективными, в полной мере характеризующими многообразный мир детства. Высокую оценку данному этнографическому материалу дали современники. Исследование В.Ф. Кудрявцева по научному уровню стоит в одном ряду среди наиболее значимых работ по русской традиционной культуре в целом и детскому фольклору в частности. Кроме того, на страницах этой работы автор высказал свои взгляды на проблемы обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Для раскрытия роли В.Ф. Кудрявцева в исследовании этнографии и фольклора Нижегородского края имеет большое значение его доклад, прочитанный на заседаниях Этнографического отдела ОЛЕАиЭ при императорском Московском университете , опубликованный в 1877 г. в «Трудах…» Этнографического отдела. Свое выступление В.Ф. Кудрявцев построил на основе анализа фольклорно-этнографического материала, помещенного в пяти томах Нижегородского сборника, ранжировав его по тематическим рубрикам, включающим в себя сведения, касающиеся всех сфер народной жизни, быта и традиций. Наиболее интересным в его обзоре был анализ материалов о свадебных, похоронных и календарно-хозяйственных обрядах, народных праздниках, развлечениях, играх, песнях, он уделил внимание и детскому фольклору, т.е. темам, наиболее близким к его творчеству в тот период.
Доминирующее место в творчестве исследователя занимают исторические описания и очерки , сопровождавшиеся источниковедческими и историографическими ссылками на документы и труды. Среди них: «Историческое описание города Василя, Нижегородской губернии» (1877) и «Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края» (1897-1905). Для них характерно применение новых подходов к изучению и использованию источников, овладение современной тому времени методикой историописания, самостоятельный выбор тематики и проблематики исследования, знакомство с научной литературой.
«Историческое описание города Василя, Нижегородской губернии» – первая в своем роде авторская историческая работа В.Ф. Кудрявцева, объемом 98 страниц, содержащая в себе ценные фактологические сведения. Эта работа замечательна тем, что в ней автор представил материал, опираясь на разнообразные документальные источники (Никоновская летопись, жалованные грамоты, работы известных русских историков В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, Н.П. Рычкова и др.), собранные в архиве Министерства юстиции, и сделал весьма интересные, на наш взгляд, выводы. В.Ф. Кудрявцев считал, что г. Василь примечателен, прежде всего, в историческом плане по тому значению, которое он имел прежде для Московского государства, как пограничный город, как оплот для развития торговых связей с Волжско-Камским краем.
Одно из центральных мест в творческом наследии В.Ф. Кудрявцева занимает объемная работа, «лебединая песня» всей его жизни – «Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края». Жанр произведения был определен как исторические очерки, содержащие воспоминания самого автора, его историографические наблюдения, исследования прошлого края, очерки о современниках, народные сказания, предания и легенды, сохранившиеся в устном народном творчестве. Главной жанрообразующей чертой очерков являлась документальность, которая обогащала их новыми историческими данными, основополагающей чертой являлась также достоверность описываемых событий.
Очерки в свою очередь подразделяются на главы, в каждой из которых выделены основные тематические блоки, намечены, таким образом, пути дальнейшего исследования. Главы неравноценны по объему, глубине исследования, обобщениям, по приводимым сведениям и фактам. Схематичность повествования можно объяснить отсутствием необходимых исторических источников, в которых бы предельно объективно воспроизводились события ушедшей эпохи. Использовались народные предания, сказания, легенды, важность которых, по его мнению, заключается не в степени достоверности, а в уяснении воззрений местных жителей и отчасти народного духа.
Еще более глубокий смысл, по мнению В.Ф. Кудрявцева, имеет религиозная сторона преданий, которая передает настроение жителей, жизненные идеалы. Поэтому при рассмотрении многих сюжетов истории Прикамского края, наряду с историческими фактами присутствует и религиозная оценка описываемых событий, а в некоторых случаях она является преобладающей. Не следует считать, что религиозное воззрение у него превалировало над научным. Приоритет науки для него всегда был высок, а религия, как форма общественного сознания, имела в большей степени применительное отношение к науке, способствовала познанию российского социума, что было свойственно русскому просветительству второй половины XIХ в.
Композиционно исторические очерки представляют собой своеобразную ступенчатую пирамиду, центральное место в которой, ее смысловое ядро, составляют второй и четвертый выпуски, которые и по объему, и по смысловой нагрузке на них доминируют во всем повествовании. Преобладает описание истории Елабуги и Елабужского края, памятников старины, тогда как в первом и третьем выпусках елабужская тема только обозначена, зато в большей мере уделено внимание процессам, захватывающим территорию всего Прикамья и Вятского края. В то же время в очерках прослеживается разнообразный круг интересов автора – краеведение и история, этнография и фольклористика, топонимика и география, статистика и археология. Для всех выпусков характерно сообщение сведений, выходящих далеко за пределы Прикамского края.
Следует обратить внимание на одну весьма характерную деталь. Василий Филиппович посылал свои очерки для публикации в Вятке через Вятский ГСК. Работа с материалами фонда Вятского ГСК (Ф. 574) дала возможность выявить прекрасно сохранившиеся рукописные тексты В.Ф. Кудрявцева . При работе с опубликованным и рукописным материалом было выявлено, что черновики, хранящиеся в фонде Вятского ГСК, полнее, нежели более сглаженные чистовые варианты.
Приведем конкретный пример. Мы имеем в распоряжении черновик четвертого выпуска исторических очерков «Об Ананьинском могильнике», датированный 1902 г. Текст рукописи написан мелким разборчивым почерком, аккуратно, с многочисленными правками красными чернилами, перечеркнутый самим автором. Далее следует другой более обширный вариант этого же выпуска, датированный 1904 г. и опубликованный в «Памятных книжках и календарях Вятской губернии» с внесенными правками автора . Вычеркнутые фразы не изменяют смысла опубликованного текста в целом, зато внесенные дополнения более точно, на наш взгляд, раскрывают содержание данного выпуска исторических очерков. Естественно, что подобные случаи нельзя не учитывать.
Еще одна важная деталь, сохранившаяся в рукописном варианте, это счастливая для последующего исследователя привычка В.Ф. Кудрявцева каждую рукопись заканчивать обозначением даты и места написания, что позволило уточнить дату окончания работы над историческими очерками.
Наиболее важной информационной частью авторского текста исторических очерков являются редакционные примечания. В них содержатся авторские комментарии к тексту очерков, выделены ключевые слова и фразы, даны пояснения. В приведенных примечаниях использовались традиционные для того времени методы исследования – сопоставление и выборочное использование информации в сочетании с приемом структурирования текстов примечаний, что позволило составить целостное представление о научных подходах к исследованию документов и о собственно научных взглядах В.Ф. Кудрявцева, а также, что не менее важно, информационной и просветительской направленности редакционных текстов.
Исторический материал, собранный Василием Филипповичем, нередко оказывался на стыке наук, и даже порой выходил за рамки истории, этнографии и археологии.
Менее многочисленны работы религиозного содержания, относящиеся к последнему периоду жизни В.Ф. Кудрявцева, обусловленные его не менее плодотворной деятельностью в Тверской ГУАК. К их числу принадлежат работы «Об иконе Рождества Богородицы по Тверскому подлиннику в сравнении с другими подлинниками и некоторыми старинными иконами» (1909), «Старинная апокрифическая повесть о трех монахах, отыскавших пояс земной» (1909), а также неопубликованные доклады и рефераты. В Твери он умело сочетал работу по обобщению собранного в Москве документального материала по истории Прикамского края, вылившегося в научный труд, с работой в Тверской ГУАК, уделявшей внимание, прежде всего, церковной истории края. Знания истории русской церкви, иконографии, полученные в годы обучения в Елабужском духовном училище и Вятской духовной семинарии, позволили В.Ф. Кудрявцеву заняться подвижнической деятельностью в области исследования церковной истории Тверского края.
Интерес к религиозной истории у В.Ф. Кудрявцева не угасал всю его жизнь, что, несомненно, шло еще от его детских и юношеских занятий в духовных учебных заведениях. Не случайно поэтому, что на страницах своих исторических очерков он уделял внимание и вопросам религии и иконографии. Исследуя источники по христианской живописи, он словно отдал дань своим юношеским увлечениям. Более того, он достаточно чутко реагировал на появление новых тенденций в развитии российского общества в начале ХХ в., таких, как возрастание роли идеологии в жизни страны, необходимость активного воздействия на духовную жизнь общества, влияния на сознание народных масс, активно выходивших на политическую арену. События первой российской революции выявили все сложности и опасности революционных преобразований, показали потерю духовных основ российского общества. Не случайно, поэтому обращение многих исследователей к вопросам истории церкви и религии.
Статья «Старинная апокрифическая повесть о трех монахах, отыскавших пояс земной» была опубликована на страницах журнала «Русский архив» в 1909 г. Редактор журнала П.И. Бартенев, подчеркивая популяризаторскую задачу «Русского архива», совмещал принципы научного и научно-популярного издания с требованиями современной исторической науки. Тираж журнала по тем временам был немалый и составлял до 700-800 экземпляров. Исследователь О.Б. Кох отмечает, что, безусловно, журнал «Русский архив» П.И. Бартенева в отличие от «Русской старины» М.И. Семевского был самым интересным и содержательным , доступным для всех любителей старины. Для того, чтобы поместить статью в таком солидном издании, учитывалось ее соответствие научным и техническим критериям отбора материла: объективность и точность освещения исторических фактов, беспристрастность изложения материала, общественная значимость содержащейся в статье информации, умение автора владеть слогом, динамика повествования и др.
Одной из отличительных черт творческой лаборатории В.Ф. Кудрявцева являлась первоначальная апробация найденных и обработанных материалов по местно-областной старине на страницах периодической печати , а также в виде докладов . Как и всякий исследователь, он стремился как можно быстрее обнародовать подготовительные публикации, не оставляя их под спудом для своих будущих обобщающих работ. Этот метод вполне оправдан, т.к. дает возможность постоянно совершенствовать достигнутое, дополнять исследование новыми найденными сведениями, фактами и заключениями.
Особенно эффективным оказалось применение этого метода в процессе работы над историческими очерками «Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края», первый выпуск которых увидел свет в 1897 г. Публикации, предшествовавшие данному исследованию, появились еще в 1870-е гг. Так, в преддверии открытия IV Археологического съезда в Казани В.Ф. Кудрявцевым была подготовлена для публикации статья об одном из замечательных памятников старины Волго-Камского края – Елабужском «Чертовом» городище. Во время работы съезда, проходившего с 31 июля по 16 августа 1877 г., на страницах нового московского печатного издания «Русской газеты», издававшейся с июля 1877 г., в числе первых исторических публикаций была напечатана статья В.Ф. Кудрявцева «Чертово городище близ Елабуги» . В тематике съездов традиционно преобладали доклады, связанные с историей и археологией того края, где проводился съезд. Не случайно поэтому, что в вышедшей через пять номеров обширной обзорной статье о работе и результатах съезда, есть ссылка на напечатанную раннее статью В.Ф. Кудрявцева.
Целью подготовительных публикаций было также привлечение внимания ученых и общественности к истории Прикамского края. Подтверждением этому являются первые строки статьи В.Ф. Кудрявцева: «Делая археографическое описание городища и сообщая существующую литературу по отношению к этому памятнику, я имею целью обратить внимание археологов и вообще ученых на этот замечательный, на северо-востоке России, памятник, о котором не сказано еще последнего слова науки» .
В 1897 г. на страницах «Вятских губернских ведомостей» была напечатана еще одна статья В.Ф. Кудрявцева «По вопросу о времени основания Елабуги» , также вошедшая в исторические очерки по истории Прикамья. Вероятнее всего в течение 20 лет, разделяющих эти две статьи по истории города Елабуги, были еще подготовительные публикации. Однако на данный момент нам не удалось их выявить.
Исторические очерки «Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края» являются не только важным источником по истории Прикамья, но и содержат биографические факты об авторе: место рождения («уроженец Прикамского края» , «хотя я и вятчанин» , «Елабуга… Это моя родина» ), место проживания («путешествие на родину, изредка совершаемое из Москвы») , круг общения, содержание бесед, личные впечатления, оценки и отношения. Самостоятельный историографический интерес представляют страницы работы, посвященные описанию жизни и творчества известных елабужан – Надежды Андреевны Дуровой (1783-1866), первой русской женщины-офицера, участницы Отечественной войны 1812 г., ординарце фельдмаршала М.И. Кутузова, писательнице, создавшей в Елабуге знаменитые «Записки кавалерист-девицы», получившие высокую оценку А.С. Пушкина; Петру Никитичу Кулыгинскому (1798-1855), первому летописцу г. Елабуги и Елабужского края, члену-корреспонденту Русского географического общества; городскому голове Ивану Васильевичу Шишкину (1792-1872), автору «Истории города Елабуги», краеведу-любителю, восстановившему в 1867 г. на свои средства одну из башен белокаменного сооружения Елабужского городища, одному из первых исследователей Ананьинского могильника; Капитону Ивановичу Невоструеву (1816-1872), члену-корреспонденту Императорской Академии наук, члену Сербского ученого общества в Белграде, Югославянской Академии в Загребе, профессору-археографу, археологу, историку и филологу, открывшему всему миру Ананьинский могильник; Дмитрию Ивановичу Стахееву (1840-1918), писателю-купцу, автору 12-томного собрания сочинений.
В целом, научно-творческая деятельность В.Ф. Кудрявцева, как и любого исследователя второй половины XIX – начала ХХ в., должна быть оценена в соответствии с критериями рассматриваемой эпохи. Безусловно, ему не удалось избежать заблуждений и ошибок, свойственных любому исследователю, носителю ментальности своего времени, деятельность которого постоянно сопряжена с осмыслением происшедшего в прошлом. Тем не менее, труды В.Ф. Кудрявцева обогатили историческую науку знанием общественной и социальной жизни российского провинциального общества второй половины ХIХ – начала ХХ в., как одной из переломных эпох в истории Российского государства, его социальных классов, психологии многонациональных народов Вятско-Камского края. Многие его труды еще при жизни стали библиографической редкостью, до сих пор не переизданы, а только отрывочно представлены в современных исследованиях и то по большей части фольклористов. Бесспорно, остается еще ряд его работ, неизвестных современному читателю.
Список литературы
Корнилова И.В. Василий Филиппович Кудрявцев: Этнограф и просветитель // Россия и современный мир. 2009. № 2. С. 212–221.
Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1900. Т. 1. Вып. 2. С. 459–469.
Кудрявцев В.Ф. Свадебный обычай оплакивания «девьей красоты» в гор. Перми. СПб., 1873. 12 с. // Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского географического общества. Вып. 3. Пг.: Типография А.В. Орлова, 1916. № 52.
Кудрявцев В.Ф. Старинная апокрифическая повесть о трех монахах, отыскавших пояс земной // Русский архив. 1909. № 3. С. 465–482.
Кох О.Б. М.И. Семевский: опыт аналитической биографии: Дис. … докт. ист. наук. СПб., 2005. С. 336.
Кудрявцев В.Ф. Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края: Очерк: В 4 вып. Вып. 1. Гл. I. Вятка: Губернская типография, 1897.
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.