ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО МОНТАЖА ИГРОВЫХ ФИЛЬМОВ ФИРМ А.А. ХАНЖОНКОВА И А.О. ДРАНКОВА, СНЯТЫХ К ПРАЗДНОВАНИЮ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ В 1913 г.

Печать PDF

Т.В. ДАДЫГИНА

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО МОНТАЖА ИГРОВЫХ ФИЛЬМОВ ФИРМ А.А. ХАНЖОНКОВА И А.О. ДРАНКОВА, СНЯТЫХ К ПРАЗДНОВАНИЮ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ В 1913 г.

Dadygina T.V. From experience of work on source study analysis and restore of of A. Khanjonkov and A. Drankov fiction film first montage that filmed to 300th anniversary of the House of Romanov

Аннотация / Annotation

В статье обобщен опыт сотрудников Российского государственного архива кинофотодокументов по восстановлению ранних игровых картин российских кинопроизводителей, снятых ведущими кинофирмами того времени: А.А. Ханжонкова «Воцарение Дома Романовых» и А.О. Дранкова, А.Г. Талдыкина «Трехсотлетие царствующего Дома Романовых. 1613-1913. Исторические картины». Проведенный источниковедческий анализ позволил ввести в научный оборот архива ранее не значившиеся в справочных картотеках РГАКФД данные игровые фильмы.

The article is devoted to employers of Russian State Archive of Cinema and Photo Documents experience on restoration early fiction films of Russian movie makers in that time: A. Khanjonkovs “Accession of the House of Romanov” and A. Drankovs and A.Taldykins “300th anniversary of the House of Romanov. 1613-1913. Historical pictures”. Source study analysis allowed introduce in scientific rotation of archive.

Ключевые слова / Keywords

Киноисточник, РГАКФД, первые российские игровые фильмы, А.А. Ханжонков, «Воцарение Дома Романовых», А.О. Дранков, А.Г. Талдыкин, «Трехсотлетие царствующего Дома Романовых. 1613-1913. Исторические картины». Cinema source, RGAKFD, first Russian fiction films, A. Khanjonkov, “Accession of the House of Romanov”, A. Drankov and A.Taldykin “300th anniversary of the House of Romanov. 1613-1913. Historical pictures”.

ДАДЫГИНА Татьяна Викторовна - главный специалист отдела комплектования и ведомственных архивов Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), г. Красногорск Московской области; 8-495-563-23-43; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Работая с кинодокументами Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) по теме «300-летие Дома Романовых» был выявлен № 12890, который в учетных документах архива значился как документальный фильм «300-летие Дома Романовых» в 8 частях. Первый же просмотр фильма на звукомонтажном столе показал, что в этом номере масса различных съемок, как документальных, так и игровых. Причем, большую часть занимали игровые съемки. Имеющиеся в фильме заглавные титры говорили о том, что в № 12890 отложились сразу две игровые картины - фирмы А.А. Ханжонкова «Воцарение Дома Романовых» и фирмы А.О. Дранкова «Трехсотлетие царствующего Дома Романовых. 1613-1913. Исторические картины» (оба фильма выпуска 1913 г.). Документальные съемки, отложившиеся в этом номере были представлены в таком широком ассортименте, что невозможно было понять, относятся ли они к одному из игровых фильмов или отложились в этом номере ошибочно. Здесь были и съемки коронации Николая II 1896 г., и открытие памятника императору Александру III в С-Петербурге в 1909 г., и эпизоды празднования 100-летия Бородинской битвы в 1912 г., и 300-летия Дома Романовых в 1913 г., и даже некоторые фрагменты из выпуска французского киножурнала «Гомон» за 1914 г. о парусных гонках в Испании, шествии кавалеров ордена Подвязки в Англии, спуск корабля на воду в неизвестном городе и еще многое другое.

Попытка найти в фильмовом каталоге архива какие-либо сведения об игровых фильмах, успехом не увенчалась. Были найдены сведения только о фильме А.А. Ханжонкова «Воцарение Дома Романовых», хотя и не было упомянуто, что фильм является игровым. Сведений же об игровом фильме А.О. Дранкова ни в каталоге, ни в каких-либо других справочных материалах архива обнаружено не было. О документальных сюжетах, отложившихся в № 12890, содержалась некоторая информация в кинокаталоге дореволюционной России, но не на все документальные съемки, вошедшие в номер. К тому же многие съемки были неправильно датированы и не указано место события.

Фильм А.А. Ханжонкова «Воцарение Дома Романовых» был заинвентаризирован в первых трех частях № 12890, фильм же А.О. Дранкова «Трехсотлетие царствующего Дома Романовых. 1613-1913. Исторические картины» - с 4 по 8 части, здесь же отложилась и россыпь документальных сюжетов. Забегая вперед, следует отметить, что изучив соответствующую литературу, удалось выяснить, что А.О. Дранков в своем фильме использовал документальные съемки, но какие конкретно, к сожалению, ни в одном издании отражено не было. Если съемки коронации Николая II, открытия памятника Александру III в 1909 г., празднования 100-летия Бородинской битвы в 1912 г. и могли быть использованы А.О. Дранковым в фильме по своим хронологическим рамкам и логическому замыслу картины, то сюжеты о праздновании 300-летия Дома Романовых в мае 1913 г. и хроники «Гомон», датированные 1914 г., никак не могли войти в первоначальный монтаж фильма А.О. Дранкова, снимавшегося в январе-феврале 1913 г.

Для дальнейшей работы над игровыми фильмами необходимо было выяснить информацию со всей возможной полнотой о них: историю их производства и проката в стране, состав и содержание сюжетов картины, авторов фильмов. В фильмографическом описании В.Е. Вишневского «Художественные фильмы дореволюционной России» (Госкиноиздат, 1945) достаточно широко была представлена информация о выходных данных фильмов, указаны фамилии создателей картин и актеров, занятых в главных ролях. Но, к сожалению, в описании В.Е. Вишневского не нашли отражения сведения о составе и конкретном содержании фильмов. А для дальнейшей работы по восстановлению первоначального монтажа картин эти данные были просто необходимы.

Поиски информации продолжились в Госфильмофонде РФ, который также имеет на хранении оба указанных игровых фильма. Картина «Воцарение Дома Романовых» представлена в Госфильмофонде практически в том же виде, как в РГАКФД, за исключением нескольких моментов нарушения логического монтажа сюжетов в копии Госфильмофонда. Некоторая разница наблюдалась в содержании съемок копий фильма А.О. Дранкова, хранящихся в архиве и в Госфильмофонде. Игровые съемки в обоих вариантах были идентичны, но в копии РГАКФД было некоторое нарушение логического монтажа сюжетов. Существенное отличие представляли документальные съемки. В архивном варианте их имелось значительно больше (приблизительно 450 метров против 100 метров в Госфильмофонде). И все же выявленные сведения оказались недостаточными для дальнейшей работы по восстановлению фильмов. Необходимо было дополнительное изучение киноведческой литературы.

К работе было привлечено большое количество литературы и источников дореволюционного периода. Среди них, исследования Н.П. Лихачева, С.С. Гинзбурга, Ж. Садуля и др. Наиболее полные сведения о картине «Воцарение Дома Романовых» были представлены в воспоминаниях автора фильма Александра Ханжонкова «Первые годы русской кинематографии», а также в воспоминаниях актрисы Софьи Гославской, сыгравшей роль царя Михаила Федоровича в фильме А.А. Ханжонкова. Широко использовалась периодическая печать за 1913 г., в том числе газеты: «Москва», «Воскресные вечерние новости», «Копейка», «Московский листок»; кинематографические журналы: «Синема-Пате», «Сине-фоно», «Кинема» и многие другие. Проведенная поисковая работа с литературой и источниками позволила собрать материал об истории создания картин, их выходе на экраны страны.

Так, удалось выяснить, что в начале 1913 г. две конкурирующие фирмы, А.А. Ханжонкова и А.О. Дранкова, решили, под покровительством царской семьи, снять картины к торжествам 300-летия Дома Романовых, широко отмечавшимся в России в 1913 г. Картины снимались параллельно и были закончены практически одновременно. Фирма братьев Пате взялась распространить картины А.А. Ханжонкова и А.О. Дранкова по всей России и предложила выпустить их в прокат в один день – 16 февраля 1913 г. Картина А.О. Дранкова было продана в прокат в количестве 107 экз., А.А. Ханжонкова - 86. Несмотря на то, что картина А.А. Ханжонкова была продана в прокат меньшим тиражом, критики с художественной точки зрения оценили ее выше. По их мнению, и эпоха и хронология событий в ней соблюдены гораздо точнее, чем у А.О. Дранкова. Здесь стоит отметить, что в обоих фильмах есть некоторые неточности с исторической точки зрения. Например, въезд Михаила Романова в Москву и у Ханжонкова и у Дранкова запечатлен зимой, т.е. в то время, когда они снимали свои картины, а учитывая исторические данные - царь Михаил Федорович въезжал в Москву в мае 1613 г.

Таким образом, проведенная исследовательская работа с фильмами дала основание считать, что они являются вполне самостоятельными, должны быть разъединены и каждому присвоен отдельный учетный номер. Для использования указанных кинофильмов в дальнейшем требовалось пересоставление старого монтажного листа. В имеющемся монтажном листе, составленном в 1937 г. на оба фильма, установленные требования по составлению монтажных листов в полном объеме выполнены не были. Описание каждого плана картины не проводилось, были перечислены только титры игровых съемок. Документальные съемки не были расшифрованы и датированы. Отсутствовал метраж каждого плана, а общий метраж каждой части был указан неточно.

Первый этап работы начался с анализа полноты, состава и содержания съемок фильма Ханжонкова «Воцарение Дома Романовых». Надо отметить, что информационная база фильма в архиве была крайне скудной. Не были названы фамилии создателей фильма и актеров, задействованных в ролях. А среди них были знаменитые киномастера того времени: режиссеры и сценаристы Петр Чардынин и Василий Гончаров, оператор Луи Форестье. В главных ролях снялись актеры: Лидия Триденская, Василий Степанов, Софья Гославская, Иван Мозжухин, Татьяна Шорникова и др.

Петр Чардынин не только написал сценарий и поставил фильм, но и снялся в картине. В картину вошла значительная часть незаконченного игрового фильма А.А. Ханжонкова «Жизнь за царя», постановки 1912 г. Фильм имел многочисленные титры с фабричной маркой фирмы «А. Ханжонков и Ко» и порядковой нумерацией в левом верхнем углу. Это значительно облегчило работу по определению полноты монтажа фильма и выявлению утраченных сюжетов. Все титры имели соответствующие съемки. Чтобы установить степень полноты копии, отложившейся в архиве, необходимо было выяснить общий метраж картины. По данным историка В.Е. Вишневского, первоначальный метраж фильма составлял 940 метров. Метраж архивной копии картины составил 803 метра. В нумерации титров фильма имелись пропуски, что говорило об отсутствии в монтаже некоторых сюжетов, в результате чего метраж архивной копии на 137 метров был меньше первоначального объема картины. Было выявлено, что в архивной копии отсутствует 8 сюжетов картины с соответствующими титрами.

В результате поиска по материалам библиотек удалось выяснить содержание лишь трех недостающих сюжетов. Например, хранящийся в архиве фильм Ханжонкова заканчивается инсценировкой торжественного въезда в Кремль царя Михаила Федоровича. По воспоминаниям актрисы С. Гославской, сыгравшей роль Михаила Романова в фильме Ханжонкова, была снята сцена миропомазания Михаила Федоровича на царство в Успенском соборе. В архивной копии фильма такая съемка отсутствует. А следуя логическому замыслу, указанная сцена должна была бы завершать картину. Также, в архивной копии отсутствуют инсценировки въезда Михаила Федоровича в дом бояр Романовых на улице Варварке и взятие Китай-города русскими войсками. Поиски утраченных сюжетов в фондах архива успехом не увенчались, поэтому все имеющиеся возможности по восстановлению игрового фильма «Воцарение Дома Романовых» на данном этапе работы были исчерпаны.

В отличие от фильма Ханжонкова, более напряженной и кропотливой была работа по восстановлению авторского монтажа фильма Дранкова и А.Г. Талдыкина «Трехсотлетие царствующего Дома Романовых. 1613-1913. Исторические картины». В монтаже фильма была такая неразбериха и путаница, что сразу трудно было разобраться - что к чему. Был нарушен логический монтаж съемок фильма. Например, фильм начинался с игровых сюжетов о царствовании императора Павла I, далее шли сюжеты о царствовании Михаила Федоровича и заканчивался фильм периодом правления Петра I и Екатерины II. Некоторые игровые сюжеты фильма были продублированы дважды. В монтаже отложилась беспорядочная россыпь разнообразных документальных съемок, о которых упоминалось выше. Помимо всего прочего, оказалось, что в архивном варианте различные части картины отложились в прокате разных кинематографических контор.

Как уже упоминалось, картина Дранкова была куплена для проката фирмой братьев Пате, которая стала единоличной обладательницей права его проката по всей стране. Об этом в начале фильма Дранкова имелся соответствующий титр фирмы Пате. Внимание привлекли еще два титра, отложившиеся в конце первой и начале второй частей фильма, помеченные фабричной маркой акционерного общества Г.И. Либкина. Дело в том, что в одном из титров фамилия кинопредпринимателя была дана в разных транскрипциях. Например, титр гласил «Конец 1 части. Акционерное общество Г.И. Либкин». В левой части этого же титра имелась фабричная марка фирмы, с надписью - «Акционерное общество. Г.И. Либкен». Было непонятно, почему фамилия одного кинопредпринимателя имеет различное написание. По ходу работы над фильмами попутно осуществлялся поиск информации о фамилии Либкина. В воспоминаниях Ханжонкова «Первые годы русской кинематографии» была найдена информация, что кинопредприниматель Г.И. Либкен в 1916 г. изменил свою фамилию и стал называться Либкин. Точно такое же написание фамилии фигурирует во всех выпусках хроники этого кинопредпринимателя, относящиеся к периоду Первой мировой войны, и хранящиеся в фондах нашего архива. Что касается фильма Дранкова, то, по всей видимости, Либкин в 1916 г. перекупил этот фильм у фирмы Пате для собственного проката. А в нашем архиве некоторые части фильма Дранкова отложились в прокате двух кинематографических контор: и Либкина и братьев Пате.

Далее проводилась работа по восстановлению первоначального монтажа фильма и выявлению информации о выходных данных фильма, авторстве, содержании, исполнителях главных ролей. Было выяснено, что в создании картины принимала участие творческая группа, которая на протяжении многих лет сотрудничала с фирмой Дранкова: режиссеры – Н. Ларин и А. Уральский, оператор – Н. Козловский, художник-декоратор Е.Ф. Бауэр, компаньон Дранкова и главный костюмер картины – А.Г. Талдыкин (в 1912 г. А.Г. Талдыкин и А.О. Дранков учредили совместное предприятие - Торговый дом «А.Талдыкин, А. Дранков и Ко»). Среди исполнителей главных ролей знаменитые артисты Императорских театров: Михаил Чехов, Лидия Сычева, Николай Васильев и др. По сравнению с картиной Ханжонкова, фильм Дранкова охватывал гораздо более широкую хронологию событий: с момента коронации Михаила Федоровича до времен царствования императора Александра III. Завершали картину документальные съемки периода правления императора Николая II.

Работа с источниками показала, что в архивном варианте картины ряд сюжетов не сохранился. Например, инсценировки встречи на Красной площади и въезда в Спасские ворота Кремля царя Михаила Федоровича, стрижка бород строптивым боярам Петром I и некоторые другие. Сведения об игровых сюжетах фильма Дранкова были достаточно полно отражены в киноведческой литературе и периодической печати за 1913 г., поэтому наибольшую сложность при расшифровке и проведении источниковедческого анализа представляли документальные съемки картины. Историк Лихачев писал, что в разгар съемок фильма Дранков пустил по Москве слух о том, что им приобретены для использования в картине съемки коронации Николая II. Поскольку в копиях фильма Дранкова, хранящихся в нашем архиве и Госфильмофонде, отложились съемки коронации, можно предположить, что эти съемки вошли в фильм Дранкова.

Использовал ли Дранков в своем фильме какие-либо другие съемки, кроме коронации, на сегодняшний день не удалось. В одной части со съемками коронационных торжеств в № 12890 последовательно отложились другие документальные съемки: открытие в С-Петербурге в 1909 г. памятника императору Александру III в присутствии царской семьи; выход царской семьи в Кремле и молебен на Красной площади по случаю 100-летия Отечественной войны в 1912 г. Такие же съемки и в той же последовательности отложились и в копии фильма Дранкова, хранящейся в Госфильмофонде РФ. Эти документальные сюжеты относятся к важнейшим событиям в жизни царской семьи до 1913 г., т.е. времени выпуска фильма на экраны, и поэтому вполне могли быть использованы автором в фильме. Тем более, что указанные съемки и с логической, и с исторической точек зрения укладываются в канву недостающих игровых сюжетов.

Учитывая отсутствие в литературе и периодической печати тех лет каких-либо указаний о документальных съемках, использованных Дранковым в своем фильме, на данном этапе работы в монтаже фильма оставлены документальные сюжеты, аналогичные съемкам варианта фильма, хранящегося в Госфильмофонде. Документальные съемки, оставленные в монтаже фильма Дранкова, в процессе работы были расшифрованы: указаны даты и места событий, выяснены лица снятые на пленке: члены семьи Николая II, великие князья, принцы, приближенные императора. Остальные документальные сюжеты, не вошедшие в монтаж фильма, были выделены в отдельный учетный номер. В дальнейшем с ними будет проведена работа по дополнительной расшифровке.

Используя сведения периодической печати и киноведческой литературы за 1913 г. о составе и содержании фильма Дранкова и опираясь на результаты проведенного источниковедческого анализа, удалось восстановить монтаж фильма «Трехсотлетие царствующего Дома Романовых. 1613-1913. Исторические картины» в трех частях. Общий метраж архивного варианта картины Дранкова был восстановлен на 1076 метров. Поскольку в источниках нет однозначных сведений о метраже картины Дранкова, то трудно назвать точную цифру утраченного метража. Если взять за основу данные о метраже картины, представленные В.Е. Вишневским (1200 метров), то разница в метраже архивного варианта картины и фильма Дранкова составляет 123 метра. По окончании работы по восстановлению фильма Дранкова был составлен новый монтажный лист, а также тематические и именные карточки на игровые и документальные сюжеты картины.

Таким образом, проведенная работа позволила ввести в научный оборот архива ранее не значившиеся в справочных картотеках РГАКФД игровые фильмы: А.А. Ханжонкова «Воцарение Дома Романовых» и А.О. Дранкова и А.Г. Талдыкина «Трехсотлетие царствующего Дома Романовых. 1613-1913. Исторические картины».

Список литературы

Дневники императора Николая II. М., 1991.

Вишневский Вен. Документальные фильмы дореволюционной России 1907-1916. М., 1996.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.