ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВЛЕНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХВ ИЗДАНИИ СЛОВАРЯ-СПРАВОЧНИКА «ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ РОССИИ»

Печать PDF

Н.И. ХИМИНА

ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВЛЕНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХВ ИЗДАНИИ СЛОВАРЯ-СПРАВОЧНИКА «ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ РОССИИ»

Khimina N.I. Source study and historiography problems of the House of Romanov rule in “Russian statehood” reference book

Аннотация / Annotation

В статье рассматривается исторический опыт построения и функционирования государственного механизма России, вклад отдельных представителей Дома Романовых в становление и развитие российской государственности, создание и развитие системы высших, центральных и местных учреждений. Показан вклад cловаря-справочника «Государственность России» в источниковедение и историографию деятельности Дома Романовых по развитию российской государственности путем рассмотрения законодательных актов по организации и развитию государственного управления систем госучреждений, административно-территориального, церковного и ведомственного деления, созданию и эволюции должностей, чинов, званий и титулов, систем документации.

The article analyses historical experience of creation and functioning of the Russia’s government machinery, the contribution of the House of Romanovs’ representatives to formation and evolution of the Russian state system, construction and development of the higher, central and local establishments system. The paper shows the contribution of the reference book «State system of Russia» to historiography of the House of Romanovs’ activity on the Russian state system development by consideration of legal acts, concerning organization and progress of the government systems of state institutions, administrative and territorial, church and departmental division, creation and evolution of posts, ranks, titles, documentation systems.

Ключевые слова / Keywords

Источник, словарь-справочник, государственность России, государственные учреждения, должности, чины, звания, титулы, системы документации. Source, reference book, state system of Russia, historiography, sources, state institutions, posts, ranks, titles, documentation systems

ХИМИНА Нина Ивановна – заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), кандидат исторических наук, г. Москва; 8-495-334-80-32; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Исторический опыт построения и функционирования государственного механизма России является актуальной и широко востребованной проблемой, несмотря на многолетнее изучение данной проблемы как отечественными учеными , так и зарубежными специалистами по русской истории . Вопросы научного осмысления вклада представителей Дома Романовых в становление и развитие российской государственности являются предметом специального исследования историков, источниковедов и архивистов .

В отечественной историографии заметным событием стала подготовка и издание фундаментального словаря-справочника «Государственность России» – широкомасштабного проекта, состоящего из шести книг. Многолетняя серьезная исследовательская работа по изучению всех преобразований российской государственности, происходивших на протяжении пяти веков, позволила подготовить авторскому коллективу ВНИИДАД и федеральных государственных архивов словарь-справочник «Государственность России. Государственные и церковные учреждения, сословные органы и органы местного самоуправления, единицы административно-территориального, церковного и ведомственного деления (конец XV в. – февраль 1917 года)» . Особое значение при подготовке фундаментального проекта является комплексное обращение не только к истории государственных и церковных учреждений, сословных органов, органов местного самоуправления, административно-территориального, церковного и ведомственного деления Российского государства, но и к истории возникновения, существования, преобразования должностей, чинов, званий, титулов и церковных санов России . В словаре-справочнике отражены все должности, чины, функционировавшие во всех органах государственной власти и управления, включая: высшие, центральные, местные, в том числе, губернские, провинциальные, уездные, окружные, а также волостные и сельские. В словарь включены должности трех родов служб – военной, гражданской и придворной. При этом рассмотрено не только создание системы должностей и чинов, но и их эволюция в различных политических и экономических условиях Российского государства. Наряду с чинами и должностями в словаре рассматриваются титулы (общие, частные, родовые и предикатные).

Наконец, третья часть словаря-справочника посвящена истории возникновения, существования и эволюции видов делопроизводственной документации высших, центральных и местных учреждений России и частноправовых актов в период с конца XV в. по февраль 1917 г. Особенностью России рассматриваемого периода было складывание и преобразование видов делопроизводственной документации, к государственной, так и тесно связанной с нею документации Русской православной церкви (РПЦ), носившей в дореволюционной России характер официальной церкви.

Данный словарь-справочник является наиболее полным изданием, отражающим достижения отечественной науки в области изучения истории государственности России и не имеет аналогов в мировой практике.

Изучение истории государственности России, вклада конкретных государственных деятелей невозможно без исследования комплексов исторических документов, отложившихся в деятельности органов государственной власти и управления. Это позволило ввести в научный оборот значительный корпус новых источников по данной проблеме, содержательная ценность которых в научном плане к настоящему моменту оставалась практически нереализованной.

В результате сплошного обследования и изучения законодательных и нормативных актов Российского государства, исследовательской литературы и справочных изданий, привлечения высокоинформативных источников, не вошедших в Полное собрание законов Российской империи, хранящихся в РГАДА, РГИА, РГВИА, РГАВМФ, а также документов Архива внешней политики Российской империи и других архивах, авторам удалось уточнить сведения о механизме власти и управлении государством как в целом, так и деятельности высших, центральных и местных учреждений.

В словаре-справочнике представлены статьи о государственных учреждениях и их наиболее важных структурных частях, имевших особое значение в управлении государством, относящихся к трем системам государственного управления и функционировавших на протяжении столетий отечественной истории: приказной (ХVI – XVII века), коллежской (XVIII век), министерской (XIX – начало XX века).

Появление государственных учреждений в нашей стране было связано с образованием Русского централизованного государства на рубеже XV–XVI вв., существенным расширением и усложнением функций государственного механизма. Применительно ко времени правления Ивана IV Грозного уже можно говорить о наличии в стране системы государственных органов – высших, центральных и местных.

В XVII столетии, пережив потрясения «Смутного времени», система государственного аппарата Московского царства стабилизировалась и активно развивалась. Своего расцвета достигла система центральных учреждений – приказов.

Восемнадцатое столетие – особая эпоха в истории российской государственности, резко отличающаяся от века семнадцатого и существенно – от девятнадцатого. Начало этой эпохи было положено преобразованиями Петра I, в результате которых фактически сложился новый государственный строй, известный как «абсолютная монархия».

В 1721 г. Петр I получил титул императора и с этого времени Россия становится Российской империей. Абсолютный монарх должен был опираться на могущественную и четко организованную бюрократию (гражданскую и военную). Именно со времен Петра I можно говорить о наличии в России такой бюрократии, игравшей огромную роль в судьбах страны. Основополагающим актом здесь явилась «Табель о рангах» (1722 г.) . Для продвижения по службе теперь требовались не только «благородное происхождение», но и личные качества и опыт.

Государство времен Петра I называют еще и «регулярным». На смену неписанным традициям приходят жесткая регламентация, унификация, централизация. Организационное устройство государственных учреждений, порядок их деятельности и делопроизводства определялись Генеральным регламентом (1720 г.) .

В течение первой четверти XVIII века вся прежняя система государственных учреждений была постепенно заменена – это относилось к органам и высшим, и центральным, и местным. На смену Боярской думе пришел Правительствующий Сенат (1711 г.) – высший орган законодательства, управления, суда и надзора, первый коллегиальный орган нового типа.

В сфере центрального управления вместо приказов с нечетко разграниченными функциями появилась достаточно четкая система центральных государственных учреждений – коллегий.

Так, указами Петра I от 11 и 15 декабря 1717 г. на основе Посольского приказа и Посольской канцелярии, была создана коллегия иностранных дел – важнейшее государственное учреждение, которая ведала сношениями России с иностранными государствами, политической перепиской, делами, касающимися русских подданных за границей и иностранцев в России, пограничными сношениями, составлением грамот к владетельным особам за подписью императора. Государственные преобразования Петра I ярко проявились в подписанном им в феврале 1720 г. «Определении коллегии иностранных дел», повлиявшем на совершенствование функций и структуру коллегии .

В первой четверти XVIII в. в России, когда сформировалась новая система государственных учреждений, соответственно, появились и новые виды документации, были заложены основы делопроизводства. Особую роль сыграл в этом отношении изданный в 1720 г. Петром Великим Генеральный регламент, которым были определены основы делопроизводства и, в частности, виды и порядок составления документов в высших государственных учреждениях Российской империи, в центральных учреждениях, в местных губернских, уездных, городских и др. учреждениях.

Исследование и введение нового корпуса исторических источников о проектах петровских преобразований позволило осветить видение Петром I реформ государственного управления, создание им новых центральных государственных учреждений, организации армии и флота и др.

После смерти Петра I в течение полувека осуществлялись преимущественно частичные реорганизации государственного аппарата, не имевшие принципиального значения. Положение существенно изменилось с воцарением Екатерины II (1762 г.). Среди проведенных Екатериной II проектов необходимо назвать серию реформ местного управления, во многом определивших развитие этой сферы вплоть до 1917 г. Первой и самой главной из этих реформ явилось издание «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775 г.). Установленное здесь административно-территориальное деление страны (прежде всего на губернии и уезды) в некоторых регионах сохранялось вплоть до конца 1920–х гг. При Екатерине был принят в 1782 г. «Устав благочиния», определявший устройство полицейского аппарата городов, а также в 1785 г. появились две жалованные грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». В обоих актах, в частности, предусматривалось создание органов сословного самоуправления – для дворян и горожан.

Некоторые достаточно удачные преобразования государственных учреждений, как отмечают современные исследователи, были проведены и в правление Павла I (1796–1801 гг.), но результаты этих преобразований проявились уже в следующем столетии.

Первая половина XIX в. характерна реформами, которые укрепили высший и центральный государственный аппарат, теснее связали местные правительственные и сословные учреждения с центром. Заслуга в подготовке и реализации плана государственного преобразования и разработке «Введения к уложению государственных законов» принадлежала М.М. Сперанскому, которому удалось осуществить лишь отдельные мероприятия: манифестом 8 сентября 1802 г. были созданы первые 8 министерств; 1 января 1810 г. учрежден законосовещательный Государственный Совет; 25 июня 1811 г. Александр I подписал «Общее учреждение министерств» , определившее единообразие организации и делопроизводства министерств, систему взаимоотношения их структурных частей, а также взаимоотношения министерств с другими учреждениями, которое продолжало оставаться основным законодательным актом, определяющим существование министерств до 1917 г. С 1823 г. Собственная его императорского величества канцелярия приобрела характер общегосударственного высшего учреждения; начали функционировать местные учреждения министерств.

В Российской Империи пореформенного периода сохранились основные высшие, центральные и местные учреждения. К Государственному Совету по составу, делопроизводству и характеру деятельности стали близки так называемые «высшие комитеты» – Главный комитет об устройстве сельского состояния, осуществлявший наблюдение за проведением крестьянской реформы и обсуждение связанных с ней законопроектов, Азиатский, Амурский, Сибирский и Кавказский комитеты, Комитет по делам царства Польского, рассматривавший проекты изменений в его управлении и др. В начале XIX в законодательством были регламентированы не только деятельность учреждений, но и их делопроизводство, установлены иерархия видов документов учреждений, формуляр, порядок составления и подписания.

Важнейшим источником для изучения вклада представителей Дома Романовых являются документы одного из вышеназванного высшего комитета – журналы заседаний Азиатского комитета, учрежденного положениями Комитета министров от 20 мая и 8 июля 1819 г. в качестве временного с целью изучения положения дел в Оренбургском крае, разработки мер по улучшению торговли с Верхней и Средней Азией, охране караванных путей и др. В соответствии и Высочайшим указом от 26 января 1820 г. в функции комитета вошло рассмотрение всех азиатских дел, проектов нормативных актов по управлению данным регионом, руководство деятельностью местных учреждений и др. В состав комитета входили главы военного, финансового и внешнеполитического ведомств, начальник главного штаба е.и.в., министр внутренних дел, член Государственного совета тайный советник М.М. Сперанский. Управление делами комитета было возложено на директора Азиатского департамента МИД, а делопроизводство – на чиновников этого ДПТ. Заседания комитета проходили в высочайшем присутствии. Все решения комитета утверждались непосредственно царем. Учитывая сложность и важность дел, поступавших на его рассмотрение император Николай I 25 августа 1827 г. повелел преобразовать Азиатский комитет в постоянный. После июля 1850 г. заседания комитета прекратились .

Следует назвать еще один содержательный источник для изучения вклада представителей Дома Романовых в принятии важнейших решений – журналы заседаний Сибирского комитета, высшего органа власти и центрального органа управления. Комитет был образован на основании утвержденной 28 июля 1821 г. Александром I записки управляющего Министерства внутренних дел в качестве временного органа для рассмотрения отчета М.М. Сперанского, бывшего в течение 2 лет сибирским генерал–губернатором. С 22 июля 1822 г. Сибирский комитет стал постоянно действующим. Его решения утверждались непосредственно царем и исполнялись министерствами. Комитет был закрыт именным указом от 9 января 1838 г. Второй Сибирский комитет был создан царским указом 1852 г., данным Сенату, как орган, объединявший законодательные и исполнительные функции надведомственного характера и действовал по 1864 г., когда он был присоединен к Комитету Министров .

Членами комитета наряду с министрами стали наследник престола великий князь Александр Николаевич, позднее великий князь Константин Николаевич. С первых дней своего существования Сибирский комитет получил право все маловажные дела решать именем царя без его утверждения, остальные – минуя Государственный Совет и Комитет Министров – по совету с царем или по указанию царя.

Особое значение в системе государственных учреждений Российской Империи имела Собственная его императорского величества канцелярия, которая в 1812 г. при Александре I приобрела характер общегосударственного органа, в котором сосредоточились как гражданские, так и военные дела, подлежащие высочайшему усмотрению . Выросла из Приказа тайных дел царя Алексея Михайловича, затем Кабинета Петра I, Кабинета Елизаветы, Собственной канцелярии Екатерины II. Состояла в непосредственном ведении государя.

Собственная е.и.в. канцелярия имела сложную структуру и подразделенная на отделения охватила многие важные отрасли управления государством, начиная от кодификации законов и кончая политической полицией.

Хотелось бы остановиться на Четвертом отделении Канцелярии, образованного именным указом статс–секретарю по делам управления учреждений имп. Марии от 26 октября 1828 г. Его предшественником была Канцелярия имп. Марии Федоровны, супруги Павла I, которая 2 мая 1797 г. приняла в свое заведование основанные Екатериной II воспитательные дома в Москве и Петербурге и Общество воспитания девиц в Воскресенском Смольном монастыре, а затем позднее создала ряд благотворительных и учебно-образовательных (главным образом, женских) учреждений.

В 1854 г. в ведение Четвертого отделения поступили 175 заведений, основанных императрицами Елизаветой Алексеевной и Александрой Федоровной. Именным указом от 22 октября 1854 г. управлению учреждениями было присвоено название – «Ведомство учреждений имп. Марии», состоящих под непосредственным их имп. величеств покровительством.

Деятельность ведомства осуществляли: по воспитанию и обучению – высшие, средние, профессиональные учебные заведения и разные низшие школы; по призрению младенцев – воспитательные дома, детей, взрослых – приюты и богадельни, слепых и глухонемых – училища, попечительства о глухонемых, курсы для подготовки учителей глухонемых; по оказанию медицинской помощи – больницы и родовспомогательные заведения.

Именным указом от 12 августа 1880 г., данным Сенату, Четвертое отделение Собственной е.и.в. канцелярии переименовано в Собственную е.и.в. канцелярию по учреждениям имп. Марии . Опекунский совет учреждений имп. Марии состоял под непосредственными высочайшими повелениями императора и императрицы. Членами его являлись почетные опекуны, председателем – главноуправляющий Собств. е.и.в. канцелярией по учреждениям имп. Марии.

Постановление Временного правительства от 7 апреля 1917 г. упразднило бывшую Собственную е.и.в. канцелярию. Постановлением от 12 мая 1917 г. ведомство имп. Марии было включено в состав Министерства государственного призрения.

Среди представителей династии Романовых XIX – начала XX в. нельзя не отметить вклад императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, личности неординарной, высоко культурной, в ведении которой по традиции российского двора находились благотворительные, воспитательные и медицинские учреждения, относившиеся к ведомству имп. Марии. Штрихи к яркому портрету этой неординарной представительницы Дома Романовых даны в статье Е.В. Пчелова об издании ее дневников за 1914–1920, 1923 годы .

В начале XX в. в России стали функционировать высшие представительные учреждения – Государственная дума, реформированный Государственный Совет, постоянный орган координации и направления деятельности ведомств – Совет Министров и др. Архивные документы фондов учреждений свидетельствуют, что в период Первой мировой войны происходило приспособление правительственного аппарата к войне, что нашло выражение в создании полевого военного аппарата с соответствующими изменениями в военных учреждениях Военного и Морского министерств и военно-окружных управлениях, а также в других высших и центральных учреждениях.

При подготовке словаря-справочника «Государственность России» авторами проведена кропотливая исследовательская работа по выявлению новой или ранее малоизвестной информации, изучена законодательная база, источники и историография вопроса. В 1 – 6 книгах словаря-справочника раскрыт процесс формирования российской государственности, создания системы должностей, чинов и званий, но и их эволюция на протяжении истории России, складывания и ведения системы делопроизводства в приказах, коллегиях, министерствах, особенности эволюции систем государственных учреждений, состава и содержания документов.

Список литературы

Чернов А.В. Государственные учреждения России в XVIII в.: законодательные материалы. М., 1960.

Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997.

Amburger E. Geschichte der Behordenorganization Rusland von Peter dem Grozen bis 1917. Leiden, 1966; Smolich J.Geschihte der Russishen Kirche. 1700 – 1917. Leiden, 1964.

Материалы Международной конференции «Память России. Династические архивы императорского Дома Романовых // Труды Историко-архивного института. Т. 39. М., 2012.

Государственность России. Государственные и церковные учреждения, сословные органы и органы местного самоуправления, единицы административно-территориального, церковного и ведомственного деления (конец XV в. – февраль 1917 года). Книги 1 – 4. М.: Наука, 1996, 1999, 2001.

Пчелов Е.В. Императрица Мария Федоровна и ее дневники революционных лет. / Материалы Международной конференции «Память России. Династические архивы императорского Дома Романовых» // Труды Историко-архивного института. Т. 39. М., 2012. С. 193–200.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.