«СОЛИСТ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА НАРОДА». К ВОПРОСУ О ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЯХ АРТИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ РОССИИ В 1917 г.
| 07 Марта 2014
П.Н. ГОРДЕЕВ, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
«СОЛИСТ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА НАРОДА». К ВОПРОСУ О ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЯХ АРТИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ РОССИИ В 1917 г.
Gordeev P.N., Saint-Petersburg, Russian Federation. “The soloist of His Majesty People”: to the question of the honorary titles of the artists of the State theatres of Russia in 1917
Аннотация
Статья посвящена проблеме приспособления наградной системы, сложившейся в российских императорских театрах до революций 1917 г., к новым историческим условиям. Актуальность этого совершенно еще неисследованного вопроса определяется тем, что он затрагивает целый ряд более общих проблем, таких как история театра, история наградной системы, история революционного процесса в России. При старом режиме существовало два почетных артистических звания – «солист Его Величества» и «заслуженный артист императорских театров». Первое из них, имевшее отчетливо монархическое звучание, после Февраля 1917 г. было явочным порядком отменено (вследствие чего целый ряд крупных артистов, включая Ф.И. Шаляпина, остались «без звания»). Звание «заслуженного артиста» тоже поначалу исчезло с театральных афиш, но уже в конце марта его было решено «легализовать», хотя и в несколько измененном виде – как «заслуженного артиста государственных театров». Возвращение старой награды встретило поддержку и в прессе, и в артистических кругах, чему способствовали высокий авторитет и выдающиеся таланты награжденных мастеров сценического искусства. В течение 1917 г. только два человека были представлены к награждению этим званием – арфист И.А. Помазанский и оперная певица М.А. Славина. В первом случае представление прошло, как и в дореволюционное время, все инстанции вплоть до верховной власти и было в итоге утверждено Временным правительством. Что же касается присуждения почетного звания Славиной, то здесь инициатива впервые исходила от труппы, а не от администрации; это привело в итоге к конфликту и к дискуссии о том, кто в «свободном» театре имеет право награждать почетным званием. Данный факт свидетельствовал о растущей волне демократизации в государственных (бывших императорских) театрах, которая во время революции причудливо переплеталась со стремлением сохранить традиции «образцовой» сцены. Любопытно, что официально Славина так и не стала в 1917 г. «заслуженной артисткой» – Временное правительство, сметенное Октябрьской революцией, не успело рассмотреть этот вопрос.
Annotation
The article is devoted to the problem of the adaptation of the prize system which has developed in the Russian Imperial theaters before the revolution, to the new historical conditions which have arisen in 1917. The relevance of this absolutely still unexplored question is defined by the fact that it touches a number of more common issues, such as the history of theatre, the history of the prize system, the history of the revolutionary process in Russia. At the time of the old regime there were two honourable artistic titles – "the soloist of His Majesty" and "the honored artist of Imperial theaters". The first of them, having clearly monarchic sounding, was cancelled by the attendance order after the February revolution (owing to that a number of famous actors, including F.I. Shaljapin, remained "without a title"). At first the title of "the honored artist" disappeared from playbills too, but at the end of March it was decided "to legalize" it, though in a little deformed way – as “the honored artist of the State theaters". The reappearance of the old award was supported both by press as well as by artistic circles due to the high authority and outstanding talents of the awarded masters of theatrics. During 1917 only two persons were nominated to title – the harpist I.A. Pomazanskij and the opera singerin M.A. Slavina. As in the pre-revolutionary time the representation of the first nomimant passed through all instances up to the Supreme power and as a result it was approved by the Provisional Government. As for the awarding the honorary title to Slavina, for the first time the initiative proceeded from the troupe, and not from the administration; and as a result it led to the conflict and to the discussion on who has the right to award an honorary title in a "free" theater. This fact showed the growing wave of democratization in the State (former Imperial) theaters which during the revolution fancifully intertwined with the aspiration to keep the traditions of a "model" scene. It is curious that in 1917 Slavina didn't officially become "the honored actress" – the Provisional Government, distraught by the October revolution, didn't manage to consider this question.
Ключевые слова
Источники, почетные звания, солист Его Величества, заслуженный артист, государственные театры России, революция 1917 года.
Keywords
Sources, honorary titles, the soloist of His Majesty, the honored artist, State theatres of Russia, revolution of 1917.
Данная статья посвящена судьбе почетных званий, существовавших в императорских театрах до революции, в новых исторических условиях, возникших после Февраля. Научная значимость этой проблемы определяется прежде всего тем, что она затрагивает целый ряд более общих вопросов, таких как история русского театра, история революции, история наградной системы Российского государства. В дискуссии, развернувшейся в 1917 г. вокруг почетных званий, шла речь о возможности наполнения новым смыслом наград и символов «старого режима». Этот аспект выбранной темы, до сих пор не потерявший своего значения, делает ее особенно актуальной.
Целью работы является, таким образом, изучение истории почетных артистических званий в 1917 г. Поставленная цель определила и задачи исследования – рассмотреть, на основании комплекса источников, отношение театральной общественности к почетным званиям, установить и проанализировать конкретные факты из наградной практики революционной эпохи, определить, от кого в «свободном» театре могла исходить инициатива награждения. Хронологическими рамками исследования являются март – октябрь 1917 г. – период между двумя революциями, изменившими как судьбу страны в целом, так и театрального мира с присущей ему наградной системой в частности.
Тема исследования является до сих пор практически неизученной; в то же время, более общие вопросы, такие как история символики и политической культуры русской революции, рассматривались, в частности, в трудах П.К. Корнакова и Б.И. Колоницкого ; история государственных театров в 1917 г. была предметом вышедшего еще в советское время, но не потерявшего своего научного значения исследования Д.И. Золотницкого , а также небольшой, но содержательной работы британского исследователя М. Фрейма .
Источниковой базой статьи стали отложившиеся в фондах РГИА и ГАРФ архивные дела, связанные с двумя артистами, представлявшимися в 1917 г. к почетным званиям – И.А. Помазанском и М.А. Славиной, а именно их личные дела («О службе артиста-арфиста Ивана Помазанского» , «Об определении на службу певицей Русской Оперной труппы Марии Славиной» ) и дела с представлениями о награждениях («Представление Комиссара над бывшим Министерством двора Временному правительству о предоставлении артисту государственных театров Помян-Помазанскому И.А. звания заслуженного артиста» , «Переписка с главноуполномоченным Комиссара по Государственным театрам о присвоении артистке Мариинского театра М.А. Славиной звания заслуженной артистки Государственных театров» ). Отдельные факты были нами почерпнуты из последнего тома знаменитого дневника В.А. Теляковского, хранящегося в Архивно-рукописном отделе Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина («Дневник 1916–1917 гг.» ). Наконец, важную роль сыграли многочисленные статьи и заметки по вопросу о почетных званиях, появлявшиеся в 1917 г. в периодической печати.
Список литературы
1) Золотницкий Д.И. Академические театры на путях Октября. - Л.: Искусство, 1982.
2) Корнаков П.К. Символика и ритуалы революции 1917 г. // Анатомия революции: 1917 год в России: массы, партии, власть. - СПб.: Глаголъ, 1994.
3) Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры Российской революции 1917 года. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.
4) Frame M. Theatre and Revolution in 1917: The Case of the Petrograd State Theatres // Revolutionary Russia: journal of the Study group on the Russian revolution. London: Cass, 1999. Vol. 12. № 1. P. 84–102.
References
1. Zolotnickij D.I. Akademicheskie teatry na putjah Oktjabrja. [Academic theaters on the way to the October]. L.: Iskusstvo, 1982.
2. Kornakov P.K. Simvolika i ritualy revoljucii 1917 g. [Symbolism and rituals of the revolution of 1917] // Anatomija revoljucii: 1917 god v Rossii: massy, partii, vlast'. [Anatomy of the revolution: 1917 in Russia: masses, parties, power]. SPb.: Glagol, 1994.
3. Kolonickij B.I. Simvoly vlasti i bor'ba za vlast': K izucheniju politicheskoj kul'tury Rossijskoj revoljucii 1917 goda. [Symbols of power and the struggle for power: Studying the political culture of the Russian revolution of 1917]. SPb.: Dmitrij Bulanin, 2001.
4. Frame M. Theatre and Revolution in 1917: The Case of the Petrograd State Theatres // Revolutionary Russia: journal of the Study group on the Russian revolution. London: Cass, 1999. Vol. 12. № 1. P. 84–102.
Сведения об авторах
Гордеев Пётр Николаевич, кандидат исторических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, 8-911-280-39-04, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About author
Gordeev Petr Nickolaevich, Ph.D., associate professor in Herzen State Pedagogical University of Russia, Russian Federation, Saint-Petersburg, 8-911-280-39-04, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.