| 22 Мая 2014
М.В. КАИЛЬ, г. Смоленск, Российская Федерация
АРХИЕПИСКОП ФИЛИПП (СТАВИЦКИЙ): БИОГРАФИЯ И ПАМЯТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ЛИДЕРЕ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ ХХ ВЕКА
Kail’ M.V., Smolensk, Russian Federation
Archbishop Philippe (Stavitsky): the Biography and Memory of the Orthodox Leader in the Church’s History of 20th century
Аннотация
Статья посвящена реконструкции биографии одного из видных представителей православной иерархии первой половины ХХ в. Филиппа (Ставицкого). Ее целью является проследить взаимосвязь научно установленных фактов биографии православного деятеля и образов общественной памяти о нем. Исследование проведено на основе применения биографического и историко-генетического методов. Для достижения поставленной цели широко привлекались антропогически емкие источники. Были изучены делопроизводственные документы Священного Синода и Синодального учебного комитета Православной церкви из фондов РГИА, характеризующие назначения и перемещения иерархов. По материалам следственных дел Филиппа (Ставицкого) исследована специфика взаимоотношений с советской властью и православным обществом (меры поддержки иерарха, проблема единства православного общества). Материалы следственных дел и содержащаяся в них служебная и личная переписка оценены как самостоятельно значимый источник, определен их информационный потенциал в реконструкции биографий православных лидеров. Особую ценность представляют материалы персональной папки архиепископа в фонде Совета по делам РПЦ, характеризующую отношения светской власти и православной иерархии в послевоенной России. В центр научного рассмотрения поставлены жизненные ориентиры, профессиональные практики иерарха Русской православной церкви. Они проанализированы в контексте общественно значимых процессов, таких как государственные антирелигиозные кампании, принятие и применение законодательства о культах, репрессии и «Большой террор». Факты биографии архиепископа сопоставляются в статье с современными их трактовками, вписанными в контекст особой формулы памяти об иерархе. На примере биографии Филиппа (Ставицкого) автор раскрывает проблему научной реконструкции биографий деятелей православия. Материалы исследования демонстрируют значительную политическую ангажированность статуса православного иерарха, описывают сложную систему зависимости его профессиональных полномочий от отношений со светской властью и православным обществом.
Annotation
The article is devoted to reconstruction of the biography of one of prominent representatives of orthodox hierarchy of the first half of the 20th century of Philippe (Stavitsky). Its purpose is to track interrelation scientifically established facts of the biography of the orthodox figure and images of public memory of it. Research is conducted on the basis of application of biographic and historical and genetic methods. For achievement of a goal widely were attracted anthropology capacious sources. Office work documents of the Sacred Synod and Synod educational committee of Orthodox church from the RGIA funds, characterizing appointments and movements of hierarches were studied. On materials of investigative affairs of Philippe (Stavitsky) specifics of relationship with the Soviet power and orthodox society (measures of support of the hierarch, a problem of unity of orthodox society) is investigated. Materials of investigative affairs and containing in them office and personal correspondence are estimated as independently significant source, their information potential in reconstruction of biographies of orthodox leaders is determined. Special value is represented by materials of the personal folder of the archbishop in fund of Council for affairs of the Russian Orthodox Church, characterizing the relations of the secular power and orthodox hierarchy in post-war Russia. In the center of scientific consideration vital reference points, professional practicians of the hierarch of Russian Orthodox Church are put. They are analysed in a context of socially significant processes, such as the state antireligious campaigns, acceptance and application of the legislation on cults, repressions and "Big terror". The facts of the biography of the archbishop are compared in article with their modern treatments entered in a context of a special formula of memory of the hierarch. On the example of Philippe's biography (Stavitsky) the author opens a problem of scientific reconstruction of biographies of figures of Orthodoxy. Materials of research show a considerable political involvement of the status of the orthodox hierarch, describe difficult system of dependence of his professional powers from the relations with the secular power and orthodox society.
Ключевые слова
Православие, епископат, архиепископ Филипп (Ставицкий), репрессии, обновленчество, святость, канонизация, историческая память.
Keywords
Orthodoxy, episcopate, archbishop Philippe (Stavitsky), repressions, obnovlenchestvo, sanctity, canonization, historical memory
Память о православном деятеле – самостоятельное явление в истории православия. Ее проявления в отношении православных лидеров новейшей истории, в отношении которых православный канон памяти нередко вступает в противоречие с многочисленными разноречивыми свидетельствами современников, очевидцев тех или иных событий, особенно заметны и заслуживают анализа. Ныне сосуществуют два способа сохранения памяти о православных деятелях ХХ столетия – церковный (фиксирующий факты жизни героя повествования в рамках агиографической традиции – канона) и научный (биографический, отличие которого в попытке всестороннего анализа, учета различных, вплоть до противоположных, свидетельств). Между этими традициями описания прошлого православия нет непреодолимых границ и они скорее дополняют друг друга, будучи обращенными к разной аудитории внутри православного мира.
В этой связи показателен пример памяти о выдающемся иерархе Православной церкви архиепископе Филиппе (Ставицком, 1884–1952), жизнь и служение которого пришлись сразу на несколько эпох в новейшей истории православия.
Родился будущий архипастырь, а в миру Виталий Стефанович Ставицкий в 1884 г. в г. Новоград-Волынске в Малороссии в семье протоиерея Стефана Ставицкого. Относящийся к привилегированному слою духовенства протоиерей Стефан мог дать сыну (о других детях в семье неизвестно) достойное образование. Юный Виталий обучался в Житомирском духовном училище (по другим данным - в гимназии), затем в Волынской духовной семинарии, по окончании которой в 1906 г. (в это время по стране прокатились семинарские бунты) поступил в Московскую Духовную академию. 12 сентября 1908 г. Виталий принял постриг с именем Филипп.
На страницах источников будущий архипастырь появляется в 1910-м - в год окончания МДА, уже иеромонахом и кандидатом богословия. Примечательно, что духовная карьера сложилась для выпускника академии нетипично. Он не идет служить по учебному ведомству (путь по которому в архиерейство в ту пору был самым коротким), а определяется в качестве миссионера. Заслуживают внимания и дружеские связи Филиппа – в годы студенчества он близко общался с Николаем Звездинским – будущим архиепископом Дмитровским Серафимом (1883–1937) – талантливым проповедником, прошедшим ссылки и лагеря, расстрелянным на пике Большого террора и ныне прославленным в лике новомучеников и исповедников Российских.
Проявления корпоративной «политики памяти» в отношении православных лидеров новейшей истории – явление нередкое, сопровождающееся, к сожалению, попытками лакировать действительность. Плод этого явления – отсутствие стремления к познанию подлинной картины прошлого. Однако, превознесение духовных деланий православных отнюдь не приближает сегодняшнее общество к пониманию причин произошедшей с православием в ХХ в. драмы. Близкие к иерарху убежденно свидетельствовали (их изустные предания распространяются в православной печати) и об открывшемся у архипастыря в последние годы даре прозорливости и духовной мудрости. Вписать эти свидетельства в контекст исторического повествования затруднительно, но в характеристике личности они все же значимы. Судьба архиепископа Филиппа может свидетельствовать о духовной эволюции в то драматичное время, но духовные высоты последнего периода жизни иерарха, будучи явленными потомкам хотя бы и в превознесенном виде справедливости ради, не должны приводить к вычеркиванию из биографии архипастыря и тяжелых, противоречивых страниц. Их восприятие в контексте времени – залог полного и правильного понимания эпохи, всех факторов архипастырского служения в советской России. Это тем более важно, что многие особенности судьбы архиепископа Филиппа слагают коллективный портрет русского епископата первой половины ХХ в.
Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта по Тематическому плану Минобрнауки РФ «Репрессивная модель государственно-церковных отношений в советской России (на материалах российской провинции первой половины ХХ в.)» и РГНФ, проект № 14-31-01249а2.
Article is prepared within the research project according to the Thematic plan of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "Repressive model of the state and church relations in the Soviet Russia (on materials of the Russian province of the first half of the XX century)" and RGNF, the project No. 14-31-01249a2.
Список литературы
1. Валерий (Павлов), прот. Светильник веры. - Астрахань: Б/и, 2002. – 226 с.
2. Дестивель Иакинф, свящ. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 годов и принцип соборности. - М.: Издательство Крутицкого Патриаршего подворья при Синодальном отделе по делам молодежи Московского Патриархата, 2008. – 312 с.
3. Иосиф (Марьян), игумен. О жизни и роли в церковной истории XX века архиепископа Астраханского Филиппа (Ставицкого) // Журнал Московской Патриархии. – 2004. – № 5. – С. 62–71.
4. Каиль М.В. Власть и православные верующие в российской провинции начала 1920–х годов. (Голод. Изъятие церковных ценностей. Раскол. Процесс смоленских церковников на Смоленщине). - Смоленск: СмолГУ, 2008. – 252 с.
5. Филипп [Ставицкий], иеромонах. Зачем все это было? (Слово в 40-й день по кончине П.А. Столыпина). - Киев, 1911. – 14 с.
References
1. Valerij (Pavlov), prot. Svetil'nik very [Belief lamp]. Astrahan': B/i 2002. – 226 p.
2. Destivel' Iakinf, svjashh. Pomestnyj Sobor Rossijskoj Pravoslavnoj Cerkvi 1917–1918 godov i princip sobornosti [Local Cathedral of the Russian Orthodox Church of 1917-1918 and principle of conciliarity]. M.: Izdatel'stvo Krutickogo Patriarshego podvor'ja pri Sinodal'nom otdele po delam molodezhi Moskovskogo Patriarhata, 2008. – 312 p.
3. Iosif (Mar'jan), igumen. O zhizni i roli v cerkovnoj istorii XX veka arhiepiskopa Astrahanskogo Filippa (Stavickogo) [About life and a role in church history of the 20th century of archbishop Astrakhan Philippe (Stavitsky). Zhurnal Moskovskoj Patriarhii (ZhMP) - Magazine of the Moscow Patriarchy. 2004. №5. P. 62–71. (in Russ.).
4. Kail' M.V. Vlast' i pravoslavnye verujushhie v rossijskoj provincii nachala 1920–h godov. (Golod. Izjatie cerkovnyh cennostej. Raskol. Process smolenskih cerkovnikov na Smolenshhine) [The power and orthodox believers in the Russian province of the beginning of the 1920th years. (Hunger. Withdrawal of church values. Split. Process of Smolensk churchmen in Smolensk region)]. Smolensk: SmolGU, 2008. – 252 s.
5. Filipp [Stavickij], ieromonah. Zachem vse jeto bylo? (Slovo v 40-j den' po konchine P.A. Stolypina) [Why all this was? (The word in the 40th day on P.A.Stolypin's death)]. Kiev, 1911. 14 s.
Сведения об авторах
Каиль Максим Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Смоленского государственного университета, г. Смоленск, Российская Федерация, 8-481-238-77-52, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About author
Kail’ Maksim Vladimirovich, candidate of historical sciences, associate professor of Russian history chair, Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation, 8-481-238-77-52, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.