ТЕХНОТРОННОЕ АРХИВОВЕДЕНИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: НАУЧНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Печать PDF

В. М. МАГИДОВ, г. Москва, Российская Федерация

ТЕХНОТРОННОЕ АРХИВОВЕДЕНИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: НАУЧНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Magidov V.M., Moscow, Russian Federation

The present day status of technotrone archive and source studies: problems and priorities

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы изучения технотронного архивоведения и источниковедения в отечественной литературе на современном этапе. Особое внимание автор уделяет научным и педагогическим приоритетам, обобщая опыт, достигнутый в этом направлении подразделениями Историко-архивного института РГГУ. В этой связи формулируются первоочередные научные проблемы в данной области, требующие постановки и широкого обсуждения в печати, на конференциях, семинарах: прежде всего более глубокое освоение отдельных аспектов понятийного аппарата технотронных документов; комплекса вопросов теоретико-методологического и организационно-методического плана, касающегося перспектив проведения исследований междисциплинарного и интегрального характера; определение статуса технотронного архивоведения и источниковедения; преодоление методической разобщенности государственных и ведомственных архивов, хранящих технотронные документы; создание научно обоснованной системы научно-справочного аппарата к технотронным документам Архивного фонда РФ; разработка научно-исследовательской программы источниковедческого обеспечения всех видов работ с технотронными документами. К числу первоочередных проблем автор относит проведение всестороннего анализа историографического наследия, касающегося изучения технотронных документов в отечественной и зарубежной литературе; изучение состава и содержания технотронных документов Архивного фонда РФ каждого конкретного архива для создания информационной базы исторических и других исследований.

Annotation

The article addresses some of the currently important problems of archive and source study that are raised in the present-day literature on the subject. The main focus is on the scientific and pedagogical priorities viewed through the achievements of the History and Archive Institute at the Russian State University of Humanities. The paper formulates the problems that have to be widely discussed both in the scientific literature and at various conferences and seminars. These are: the need for a deeper penetration into the conceptual aspect of technotrone documents; a whole set of questions, theoretical and practical, concerning the prospects of interdisciplinary and integral research in the field; determining the status of technotrone archive and source studies; overcoming the lack of uniformity in the approaches that characterizes the activity of state and departmental archives specializing in technotrone documents; creating a scientifically grounded reference system for the technotrone documents at the Archive Fund of the Russian Federation; elaborating a research programme to provide the sources for all kinds of work with technotrone documents. Of special interest here are: a thorough systematic analysis of the historiographic heritage in the field of the technotrone document research both in Russia and abroad, as well as the study of the structure and the content plane of technotrone documents of the Archive Fund RF contained in each particular archive. Both are indispensable if we set ourselves as an object to create the information base for historical and other kinds of research.

Ключевые слова

Технотронное архивоведение, технотронное источниковедение, технотронный документ, технотронные документы как единый комплекс исторических источников, научно-справочный аппарат к документам Архивного фонда РФ, научные и педагогические приоритеты в изучении технотронных документов, Историко-архивный институт РГГУ.

Keywords

Technotrone archive studies, technotrone source studies, technotrone document, technotrone documents as a whole complex of historical sources, references for the documents of the Archive Fund RF (the Russian Federation), scientific and pedagogical priorities in the study of technotrone documents, The History-Archive Institute at the Russian State University of Humanities

В исторической литературе и культурологии отношение к технотронным архивам и документам как носителям ретроспективной информации о прошлом в различных областях гуманитарного знания пока только складывается. Речь идет не только об отечественных исследованиях, где они в лучшем случае используются как иллюстрированный, вспомогательный материал научного поиска и синтеза, но, пожалуй, и о мировой практике вообще. Самостоятельное значение имеет вопрос о возможности их использования в качестве полноценного исторического источника. В какой-то мере, это можно объяснить тем, что до сих пор отсутствует надежная и полноценная информационная база документальных комплексов технотронного происхождения, способная удовлетворить потребности ученых, а также не разработаны методические приемы и методы использования этих источников в исторических исследованиях. Отдельные, но не всегда последовательные шаги в оптимизации этого процесса отмечены в исследованиях последних лет в области эгоистории, визуальной антропологии, культурологии и исторической информатике.

Значительно впереди в процессе использования технотронных документов находится образовательная сфера деятельности в данной области, что в определенной степени связано с созданием в 1994 г. специализированного факультета в Историко-архивном институте РГГУ. Вполне естественно, что подготовка специалистов по работе с технотронными документами не должна ограничиваться одним учебным заведением, тем более, что потребность в специалистах этого профиля со стороны государственных и коммерческих учреждений и организаций постоянно возрастает. Это связано, во-первых, с тем, что помимо действующих в стране архивов научно-технической документации, кинофотофоно- и электронных документов, создаются новые архивы; во-вторых, большую заинтересованность к ним проявляют управленческие структуры, банки, концерны, фирмы, совместные предприятия и СМИ).

В этой связи крайне важно отметить сближение научных и образовательных интересов в развитии технотронного архивоведения и источниковедения, сделав основной акцент на актуализацию знаний, подготовку специалистов в этой области. До настоящего времени эти процессы носят крайне ограниченный характер и отмечены лишь отдельными, крайне редкими публикациями о составе и содержании технотронных документов АФ РФ, их доступности и значимости как источников информации. Другими словами, популяризация технотронного документального наследия пока находится на невысоком уровне. Сам факт отсутствия на сегодняшний день изданных полноценных архивных справочников по многим видам технотронных документов, прежде всего по аудиовизуальным и электронным, не может не настораживать.

Наиболее приоритетными направлениями в области оптимизации могут стать:

актуализация участия студентов в текущей учебной и научной работе (на лекциях, особенно семинарах) путем создания на занятиях творческой, непринужденной обстановки, способствующей активизации студентов (например, на лекциях преподаватель в нескольких случаях может использовать возможности обратной связи, задав студентам вопросы, способные вызвать оживленную дискуссию);

внедрение в учебный процесс в рамках специализаций такую форму занятий как проведение «мастер-классов», которые в отличие от семинарских занятий в большей степени предоставляют возможность преподавателю раскрыть свое личное видение проблемы с широким использованием изобразительных, изобразительно-звуковых и электронных носителей информации;

эффективное использование новых информационных технологий (особенно в том случае, когда без них практически обойтись нельзя) не в ущерб традиционных форм обучения;

использование в ряде случаев (особенно применительно к отдельным студентам) системы «дубль-стресс», понимаемой здесь как дополнительная, более усиленная их нагрузка в виде выдвигаемых более жестких требований по отношению к усваиваемому материалу и срокам выполнения при подготовке самостоятельных студенческих работ;

совершенствование возможности преподавания дисциплин музейного и библиотечного профиля, а также дисциплин, способных расширить исследовательский кругозор студентов (историческая география, визуальная антропология, зарубежный опыт изучения технотронных документов и др.).

Таким образом, рассмотренная проблематика является перспективной и, прежде всего, связана с научными и образовательными приоритетами в изучении технотронных документов в архивоведческом и источниковедческом аспектах. В конечном итоге такой подход позволит говорить о необходимости более глубокого проникновения в дидактическую сущность исследуемого круга проблем возникающих на стыке различных гуманитарных наук и научно-технических знаний.

Список литературы

1. Магидов В.М. Зримая память истории. - М.: Сов. Россия, 1984. – 139 с.

2. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. - М.: РГГУ, 2005. - 394 с.

References

1. Magidov V.M. Zrimaja pamjat' istorii [Visible memory of history]. M.: Sov. Rossija, 1984. 139 p.

2. Magidov V.M. Kinofotofonodokumenty v kontexte istoricheskogo znaniya [Cinema and photo documents in historical context]. M., 2005, 394 p.

Сведения об авторах

Магидов Владимир Маркович, доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва, Российская Федерация, 8-495-438-72-26, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Magidov Vladimir Markovich, doctor of historical sciences, Russian State University for Humanities professor, Moscow, Russian Federation, 8-495-438-72-26, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.