ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛ В ВЕРХНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В КОНЦЕ XIX СТОЛЕТИЯ. ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ И ОПУБЛИКОВАННЫМ ИСТОЧНИКАМ
| 19 Июля 2014
С.Ю. ИЕРУСАЛИМСКАЯ, г. Ярославль, Российская Федерация
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛ В ВЕРХНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В КОНЦЕ XIX СТОЛЕТИЯ. ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ И ОПУБЛИКОВАННЫМ ИСТОЧНИКАМ
Iyerusalimskaya S.Y., Yaroslavl, Russian Federation. The rise and functioning of parish schools in the late 19th century Upper Volga region. According to archive materials and published sources
Аннотация
В статье рассматривается развитие народного образования в Верхнем Поволжье в конце XIX века, а именно, возникновение и особенности работы церковно-приходских школ. Под термином Верхнее Поволжье традиционно подразумевается территория Тверской, Ярославской, Костромской и Владимирской губерний В конце 1870-х гг. по причине усиления народовольческого террора, а также обострения социально-политической обстановки в российском обществе власть принимает решение обратиться к Русской православной церкви за помощью в организации начальных образовательных учреждений нового типа. В 1884 г. за этими учебными заведениями было закреплено название «церковно-приходские школы». Особую роль в процессе создания этих школ сыграл обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. Отмечается негативное восприятие церковно-приходских школ некоторыми органами местного самоуправления, особенно либерально настроенными земствами. Значительное количество гласных земских собраний видели в церковно-приходских школах тормоз для развития прогрессивного общества. За период 1881–1894 гг. в Российской империи численность церковно-приходских школ увеличилась до 31 835 с общим количеством учащихся 98 1076 человек. Традиционно подобные школы открывались по инициативе приходского священника и прихожанами храма, на их содержание уходили бюджетные деньги, более 20% местных кружечных и свечных сборов и т.д. Педагогический состав церковно-приходских школ включал в себя приходского священника и специально нанятого учителя или учительницы, имеющих образование. Занятие проводились в доме священника, собственные помещения у церковно-приходских школ имелись редко. Обучение проходило с ноября по май и составляло один год (одноклассные школы) или два года (двуклассные школы). Проанализировав массив отчетов о состоянии церковно-приходских школ Верхневолжского региона, находящихся на хранении в государственных архивах исследуемых территорий и их филиалов, автор создал условную модель среднестатистической церковно-приходской школы Верхнего Поволжья в конце XIX века: сельская школа, основанная в 1880-е гг. местным священником, который вместе со своей женой занимается обучением 20–30 крестьянских детей из близлежащих населенных пунктов, большинство из которых мальчики.
Annotation
The paper focuses on the development of popular education in the late 19th century. Upper Volga region, namely, on the rise and peculiarities of parish school activities. The term the Upper Volga region includes the territories of the Tver, Yaroslavl, Kostroma and Vladimir provinces. In the late 1870s, due to the reinforcement of the “Narodnaya Volya” terrorism as well as the aggravation of Russia social-political situation, the authorities decided to turn to the Russian Orthodox Church for help in organizing elementary educational institutions of a new type. In 1884 the name “parish schools” was allotted to these establishments. A special role in the process of organizing such schools belongs to K.P.Pobedonostsev, Ober-procurator of the Most Sanctified Synod. Negative attitude to parish schools on the part of some local governments, liberal-minded Zemstvos (People’s Assemblies) in particular, is noted. A great number of People’s Assemblies’ members looked upon parish schools as obstacles on the way of progressive society development. Between 1881-1894 the number of parish schools rose to become 31835 with 981076 learners on the whole. Traditionally, such schools were opened by the parish priest’s initiative and by parishers, they were financed with budget money, more than 20% of the temple takings, etc. The teaching staff included the parish priest and a specially hired teacher, male or female, who had a professional education. Lessons were conducted in the priest’s house as few schools had their own class-rooms. The school year lasted from November through May and made one year (one-class schools) or two years (two-class schools). Having analysed the arrays of statements concerning the condition of the Upper Volga region parish schools, which are stored in state archives of the territories in question and their branches, the author has built a model of the average statistical parish school of the late 19th century Upper Volga region: a rural school organized by a local priest who, together with his wife, is engaged in teaching 20-30 peasant children from the nearby settlements, with boys being the majority of pupils.
Ключевые слова
Источник, церковно-приходские школы, народное просвещение, ученики, педагогические кадры, священнослужители, Верхнее Поволжье.
Keywords
Source, parish schools, popular education, pupils, teaching staff, priests, the Upper Volga region
В середине 1880-х гг. российское правительство сделало ставку на распространение начальных учебных заведений, подконтрольных духовному ведомству, а именно церковно-приходских школ (ЦПШ). Еще в конце 1870-х гг. усиление народовольческого террора, а также угроза обострения социально-политической обстановки в российском обществе побудили власть обратиться к Русской Православной церкви за помощью в деле организации нового типа начальных образовательных учреждений. В 1879 г. Комитетом министров Российской империи было заявлено, что «духовно-нравственное развитие народа, составляющее краеугольный камень всего государственного строя, не может быть достигнуто без предоставления духовенству преобладающего участия в заведовании народными школами».
Название ЦПШ было закреплено в 1884 г. Правилами для церковно-приходских школ: «Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». Согласно Правилам 1884 г. учащихся следовало воспитывать, прежде всего, в духе православного учения и верности трону. По мнению члена Государственного совета (с 1872 г.), обер-прокурора Св. Синода (1880 – 1905 гг.) К.П. Победоносцева, народное воспитание на основе названных принципов становилось важнейшей задачей, поскольку оно могло защитить народ от гибельных либеральных и революционных идей. Следовательно, устроение ЦПШ провозглашалось не только делом церкви, но и государственной задачей. К.П. Победоносцев подчеркнул: «Понятие народное о школе есть истинное понятие… По народному понятию, школа учит читать, писать и считать, но, в нераздельной связи с этим, учит знать Бога и любить Его и бояться, любить Отечество, почитать родителей».
Получая основные средства из бюджета Св. Синода, ЦПШ вызывали негативное отношение органов местного самоуправления, значительного количества либерально настроенных земских гласных к самому факту существования данного типа начальной школы. С другой стороны, ежегодное увеличение количества ЦПШ напрямую влияло на закрепление в народных кругах традиционных православных устоев. В целом по России численность ЦПШ возросла в 7 раз (за период 1881–1894 гг.) и достигла 31 835; количество учеников при этом возросло в 10 раз (со 105 317 до 981 076 чел.). Финансовые вливания из государственного бюджета в сферу духовной школы также не отставали от общего роста училищ ведомства Св. Синода: их размер увеличился в 40 раз и равнялся 657 200 рублям.
Проанализируем основные организационные принципы и деятельность ЦПШ в четырех верхневолжских губерниях: Тверской, Ярославской, Костромской и Владимирской. Функционирование верхневолжских ЦПШ раскрыто в целом ряде исследовательских работ, однако до сих пор организационные принципы и типичные черты деятельности данного типа низших учебных заведений не были предметом отдельного изучения. Настоящая статья, основанная прежде всего на изучении фондов верхневолжских областных архивов и местной периодической печати духовного ведомства, восполняет этот пробел.
Школы духовного ведомства, как одноклассные, так и двухклассные, открывались в Верхнем Поволжье, как и по всей стране, приходскими священниками, или, с их согласия, другими членами причтов. ЦПШ существовали на местные средства прихода, без пособий или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального и высшего духовного начальства, а также казны.
Список литературы
1. Победоносцев К.П. Народное просвещение // К.П. Победоносцев: Pro et contra: Антология. - СПб., 1996.
2. Смолич И.К. История русской церкви, 1700 – 1917. - М., 1997. Ч. 2. Smolich I.K. History of the Russian Church, 1700 – 1917. [History of the Russian Church, 1700 – 1917]. M., 1997. part 2.
3. Иерусалимская С.Ю., Иерусалимский Ю.Ю. Дореволюционная историческая литература о развитии народного образования в России во второй половине XIX – начале XX вв. // Вестник Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Серия «История». - 2007. - № 3. - С. 109–112;
4. Иерусалимская С.Ю., Иерусалимский Ю.Ю. Народное образование Верхнего Поволжья в XIX – начале XX в.: Проблемы историографии и источниковедения. Изд. 2-е испр. и доп. - Ярославль, 2011.
References
1. Pobedonoscev K.P. Narodnoe prosveshhenie [Public education]. K.P. Pobedonoscev: Pro et contra: Antologija [K.P. Pobedonoscev: Pro et contra: Anthology]. Spb., 1994.
2. Smolich I.K. History of the Russian Church, 1700 – 1917 [History of the Russian Church, 1700 – 1917]. M., 1997. Part 2.
3. Ierusalimskaja S.Ju., Ierusalimskij Ju.Ju. Dorevoljucionnaja istoricheskaja literatura o razvitii narodnogo obrazovanija v Rossii vo vtoroj polovine 19 – nachale 20 vv. [Pre-revolutionary historical literature on the development of education in Russia in the second half of 19th - early 20th centuries]. Vestnik Jaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta imeni P.G. Demidova. Serija “Istorija” - Herald of the Yaroslavl State University named after P.G. Demidov. Series "History". 2007. №3. p. 109 – 112 (in Russ.);
4. Ierusalimskaja S.Ju., Ierusalimskij Ju.Ju. Narodnoe obrazovanie Verhnego Povolzh'ja v 19 – nachalo 20 v.: Problemy istoriografii i istochnikovedenija [Education in the Upper Volga region 19th – early 20th century. Problems historiography and source]. Izd. 2-e ispr. i dop. Jaroslavl', 2011.
Сведения об авторах
Иерусалимская Светлана Юрьевна, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Российская Федерация, 8-910-966-10-00, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About author
Iyerusalimskaya Svetlana Yurievna, Candidate of Historical Sciences, junior research worker of the Demidov State University, Yaroslavl, Russian Federation, 8-910-966-10-00, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.