ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО РУКОВОДСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЫ РСФСР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.

Печать PDF

А.И. ШЕВЕЛЬКОВ, г. Коломна, Российская Федерация

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО РУКОВОДСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЫ РСФСР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.

Shevelkov A.I., Kolomna, Russian Federation

Financial Policy of the Soviet Administration in thе Non-Black Earth Zone of the RSFSR in thе Second Half of thе ХХ Century

Аннотация

В статье исследуется одно из важных условий функционирования сельского хозяйства – постоянная финансовая поддержка государства. В отличие от стран Западной Европы, советское государство длительное время не отличалось стабильностью политики финансирования аграрного сектора экономики. Бюджетные средства преимущественно направлялись на развитие промышленности, оборонного сектора, что оказывало негативное влияние на эффективность сельхозпроизводства, прежде всего, в Нечерноземной зоне РСФСР. Увеличение же объемов финансирования, начиная с 1954 г., положительно отразилось на темпах роста сельскохозяйственного производства, а 1954–1958 гг. стали наиболее успешными в истории сельского хозяйства советского государства. Однако в годы семилетки (1959–1964 гг.) происходит хроническое недофинансирование аграрной отрасли, что привело к замедлению ее развития, невыполнению планов производства и государственных закупок большинства видов сельскохозяйственной продукции, росту числа убыточных хозяйств. Радикальные решения мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС, включая увеличение капиталовложений в сельское хозяйство, позволили не только стабилизировать ситуацию в аграрной сфере, но и добиться роста объемов производства продукции. Перераспределение же бюджетных средств из сельского хозяйства в оборонный комплекс во второй половине 1960–х гг. вновь привело к срыву заданий производства и продажи государству продовольствия. Значительное увеличение объемов финансирования отрасли в 1970–1980–е гг. с одновременным ростом цен на сельхозтехнику, удобрения, строительные работы, услуги сельскому хозяйству, при сохранении низких закупочных цен на многие виды сельхозпродукции, не позволило вести рентабельно сельхозпроизводство. Все это свидетельство о неэффективности аграрной политики государства. В статье впервые предпринята попытка анализа и обобщения эффективности политики государства по финансированию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР в течение длительного времени. Привлечение к исследованию значительного числа не введенных ранее в научный оборот документов из фондов РГАНИ, ГАРФ и РГАЭ позволяет восстановить объективную аграрную историю региона во второй половине ХХ в.

Annotation

One of the major conditions of the effective functioning of agriculture is ongoing financial support of the government. Unlike Western governments, the Soviet state was continuously inconstant in financing the agricultural sector of the economy. The budgetary funds were channeled into the industrial development and into defense buildup which undermined on the effectiveness of agriculture nationwide, and most notably in the RSFSR non-black earth zone. Starting from 1954, there was an increase in financing, which had a positive effect on the agricultural production growth, and consequently the period between 1954 and 1958 proved to be the most successful in the history of Soviet agriculture. However, the 7-year plan (1959-1964) saw a constant underfunding of the agricultural sector, which resulted in slowdown in its growth rate, in underperformance of production and state purchase of major types of agricultural production, in growth of unprofitable enterprises. Radical decrees of the CPSU Central Committee Plenum (March 1965), an increase in agricultural investment in particular, allowed to stabilize the situation in the agricultural sector and, moreover, to spur the agricultural production growth rate. In the second half of the 1960s budgeting apportionment once again favoured defence at the expense of agriculture, which led to disruption of the State Plan in production and state purchase. The considerable growth of agricultural investment in the 1970–1980s coincided with agricultural machinery, fertilizers, construction work and services price surge and, which coupled with low purchase prices on major agricultural products did not allow to achieve profitability. All of this proved state agricultural policy to be quite ineffective. The article strives to analyze and capsule the effectiveness of the long-time RSFSR non-black earth zone agriculture state financing. The study introduces a considerable number of declassified documents from the fonds of three state archives – RGANI, GA RF, RGAE – into scientific use, which makes it possible to recover objectivity of the agricultural history of the region in the second half of the XX century.

Ключевые слова

Сельское хозяйство, Нечерноземная зона РСФСР, финансирование, материально-технические ресурсы, колхозы, совхозы.

Keywords

Agriculture, non-black earth zone of the RSFSR, financing, material and technical resources, kolkhozes, sovkhozes

Во второй половине ХХ в. Нечерноземная зона РСФСР, как и в настоящее время, крупнейший социально-экономический регион страны, где в 1960–1980–е гг. проживало около 50–60 млн человек. К середине 1960-х гг. земельная площадь региона составляла 263 млн га, в том числе 49,5 млн га – сельхозугодий или 21% их общей площади в РСФСР. Удельный вес Нечерноземья в общем производстве продовольствия в республике составлял: по молоку – 36%, по мясу – 31%, по яйцу – 33%, а в целом по всем видам сельхозпродукции – 29,6%. И это после тяжелейшего испытания войной, когда 11 из 29 субъектов Нечерноземной зоны находились в условиях немецкой оккупации. В отличие от других регионов страны, восстановление сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР в послевоенный период значительно отставало. Если в целом по СССР довоенный уровень производства зерна был достигнут в 1955 г., то в Нечерноземье – только в 1967 г. Одна из главных причин медленного развития аграрного сектора экономики страны, включая Нечерноземную зону РСФСР – недостаточное финансирование и слабая материально-техническая база. Только начиная с сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС государство стало уделять больше внимания как сельскому хозяйства страны в целом, так и региону.

В результате, в 1954–1959 гг. в Нечерноземье увеличилось производство продукции животноводства. В эти годы ежегодный прирост производства мяса, молока и яиц составил от 8 до 10%. Но, начиная с 1960 г., развитие сельскохозяйственного производства в зоне замедлилось, а по отдельным продуктам животноводства даже сократилось. К примеру, в 1964 г. против 1960 г. производство мяса уменьшилось на 178 тыс. т или на 12%. Несмотря на благоприятные климатические условия, сельское хозяйство Нечерноземья находилось в неудовлетворительном состоянии. Урожайность целого ряда культур не достигла не только довоенного 1940 г., но уровня 1913 г. Из-за экономической слабости колхозов, недостатка техники, недофинансирования совхозов, площадь сельхозугодий за период 1953–1964 гг. сократилась на 6,2 млн га. Пашня по сравнению с 1940 г. уменьшилась на 2,3 млн га. В итоге, валовой сбор зерна с 14,8 млн т в 1940 г. сократился в среднем за 1959–1964 гг. – до 10,5 млн т. Огромные площади пахотных земель, сенокосов и пастбищ заболотились, заросли кустарником и мелколесьем. Около 3,1 млн га пашни имело избыточное увлажнение или было засорено камнями. В известковании нуждалось 16 млн га сельхозугодий, в том числе 12 млн га пашни. Низкая продуктивность животноводческой отрасли объяснялась не только недофинансированием, но и систематическим недокормом скота. В тоже время, подъем сельского хозяйства Нечерноземной зоны требовал значительно больших объемов финансирования, чем в других регионах республики. И это несмотря на то, что в ходе выполнения семилетнего плана государству пришлось увеличивать капиталовложения на производственное строительство в сельском хозяйстве региона.

В 1976 – 1980 гг. на развитие сельского хозяйства зоны, включая государственные и колхозные средства, было направлено 31,8 млрд руб. капитальных вложений или в 1,6 раза больше, чем в девятой пятилетке. Какова же была эффективность возросших объемов финансирования? Во–первых, в хозяйствах были построены сотни крупных производственных объектов, возросли объемы жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства. Во–вторых, парк тракторов в 1980 г. по сравнению с 1975 г. увеличился на 22%, а зерноуборочных комбайнов на 22%. В–третьих, основные производственные фонды колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий за пятилетие возросли в 1,5 раза, энерговооруженность труда в 1,6 раза, фондовооруженость труда в 1,7 раза, а производительность труда на 15%. В–четвертых, была осуществлена объемная программа социальных преобразований на селе: построено почти 21 млн кв. м жилой площади, дошкольные учреждения на 178 тыс. мест, клубы и дома культуры на 175 тыс. мест, а также предприятия бытового обслуживания населения и торговли. В–пятых, среднегодовое производство зерна в 1976–1980 гг. по сравнению с девятой пятилеткой увеличилось на 8%, мяса (в живом весе) на 6%, молока на 1% и яиц на 29%. В итоге, объемы производства валовой сельскохозяйственной продукции в колхозах и совхозах Нечерноземной зоны возросли на 8%.

Таким образом, несмотря на постоянное увеличение объемов финансирования сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР в одиннадцатой и двенадцатой пятилетках, равно как и в предшествующие послевоенные десятилетия, в 1980–е гг. так и не были устранены основные причины медленного роста темпов сельскохозяйственного производства. Все это в совокупности свидетельствовало о неэффективности аграрной политики государства во второй половине ХХ в.

Список литературы

1. Денисова Л.Н. Исчезающая деревня России: Нечерноземье в 1960 – 1980–е годы. – М., 1996. –216 с.

2. Безнин М.А. Крестьянский двор в Российском Нечерноземье. – Вологда, 1991. – 254 с.

3. Коркоценко Д.И., Репина Т.А., Сорокина Л.И. Нечерноземная зона РСФСР: Социально-экономические преобразования на селе. – М., 1981. – 208 с.

4. Милосердов В. В., Милосердов К. В. Аграрная политика России – XX век. – М., 2002. – 543 с.

5. Шевельков А.И. Аграрная политика государства в Нечерноземной зоне РСФСР в архивных документах. // Вестник архивиста. - 2011. - № 1. - С. 60–73.

References

1. Denisova L.N. Ischezajushhaja derevnja Rossii: Nechernozem'e v 1960 – 1980–e gody. [The Russian County-Side Endangered. 1960s-1980s.]. M., 1996. 216 p.

2. Beznin M.A. Krest'janskij dvor v Rossijskom Nechernozem'e. [The Peasant Household of the Russian Non-Black Earth Zone]. Vologda, 1991.254 p.

3. Korkocenko D.I., Repina T.A., Sorokina L.I. Nechernozemnaja zona RSFSR: Social'no-jekonomicheskie preobrazovanija na sele. [The Non-Black Earth Zone of the RSFSR: Social and Economic Changes in the County-Side] M., 1981. 208 p.

4. Miloserdov V. V., Miloserdov K. V. Agrarnaja politika Rossii – XX vek. [Russian Agricultural Policy. The XX century]. M., 2002. 543 p.

5. Shevel'kov A.I. Agrarnaja politika gosudarstva v Nechernozemnoj zone RSFSR v arhivnyh dokumentah. [The State Agricultural Policy in the Non-Black Earth Zone of the RSFSR Based on Archival Documents]. Vestnik arhivista. 2011. № 1. P. 60–73.

Сведения об авторах

Шевельков Анатолий Иванович, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, истории, политологии и права Московского государственного областного социально-гуманитарного института, г. Коломна, Российская Федерация, 8-985-144-30-10, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the author

Shevelkov Аnatoly Ivanovich, PhD in history, associate professor of the department of philosophy, history, political science and law of the Moscow Region State Institute of Humanities and Social Studies, Kolomna, Russian Federation, 8-985-144-30-10, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.