ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ СССР И НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ В 1941-1945 ГГ.: ВОСПИТАНИЕ НЕНАВИСТИ К ВРАГУ

Печать PDF

Е.М. МАЛЫШЕВА,

г. Майкоп, Российская Федерация

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ СССР И НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ В 1941-1945 ГГ.: ВОСПИТАНИЕ НЕНАВИСТИ К ВРАГУ

Malysheva E.M.,

Maikop, Russian Federation

Ideological Confrontation between the USSR and Nazi Germany in 1941-1945: Learning to Hate the Enemy

Аннотация

Статья обращена к изучению опыта пропаганды Германии и СССР в годы Великой Отечественной войны. Место и роль пропаганды в поддержании боевого духа солдат и жителей тыла общеизвестны. В статье рассматриваются пропагандистские компании воюющих сторон в Кавказском регионе, показаны приемы и подходы, учитывающие национальность, культуру региона. Статья основана на широком круге источников и литературы. Рассмотрены основные формы, содержание и результативность информационной войны, показано, что пропагандистская работа строилась обеими сторонами на полярных аксиологических приоритетах: со стороны СССР – защита Отечества, Германии – захват чужой территории. На основе широкого спектра опубликованных и неопубликованных архивных источников, наработок историографии в концентрированном виде проанализировано влияние пропаганды на общественное сознание в условиях идеологического противостояния СССР и нацистской Германии в период Великой Отечественной войны. Показана эффективность советской модели пропаганды. C использованием компаративистского метода представлен анализ противоположных ценностных установок комбатантов и мирных граждан СССР и Германии. Рассмотрена попытка реализовать особую оккупационную политику в национальных республиках Северного Кавказа - «Кавказский эксперимент» для привлечения к тотальному коллаборационизму. Психологической обработке населения занятых территорий был подчинен весь арсенал германской пропагандистской машины: радиопередачи, листовки, кинофильмы, печать. Информационная война носила непримиримый характер: нацистами эксплуатировалась идея неполноценности «унтерменшей» и внедрялась оценка СССР как конгломерата разнородных этносов, находящихся в конфронтации с русскими. Предполагалось мнимую разобщенность использовать для извлечения максимальной экономической отдачи оккупированного населения. Насаждение псевдонаучного национально-этнического «теоретического» тезиса о расовом превосходстве одних народов над другими не имеет будущего и бесперспективно, как и потерпевшая фиаско нацистская идея склонения к тотальному коллаборационизму и созданию «пятой колонны» внутри СССР в лице кавказских и иных этносов. Аксиологические посылы, апробированные идентичные формы применялись в политической и пропагандистской работе органов советской власти для воспитания активной ненависти к врагу: они активно использовались в информационной войне и были нацелены на вырабатывание мотивации поступков. Сделан вывод о важности изучения опыта информационного воздействия на общественное сознание и формирование положительного имиджа России в экстремальных условиях.

Abstract

The article strives to study the use of propaganda in Germany and the USSR during the Great Patriotic War. The place and role of propaganda in maintaining soldierly spirit and morale of citizens in the rear are well-known. The article assesses the propaganda activities of the warring parties in the Caucasus region, showcases methods and approaches that take into account ethnicity and local culture.

It examines the manner and matter of information warfare and its results, demonstrates that the propaganda work of warring parties was founded on opposite axiological priorities: protection of the Motherland in the USSR and acquisition of foreign territories in Germany. Drawing on a wide range of the published and unpublished archival sources and historiography works, the author analyses the impact of propaganda on public consciousness in a situation of ideological confrontation between the USSR and Nazi Germany during the Great Patriotic War is made. The article contends the effectiveness of the Soviet propaganda model. The author uses comparative analysis to study the opposite value systems of enemy combatants and citizens of the USSR and Germany. She assesses the implementation of the ad hoc policies of the occupying power in the national republics of North Caucasus, the so-called “Caucasian experiment” aimed to entice the population to collaborate. The whole arsenal of the German propaganda machine (broadcasts, leaflets, movies and press) was put to use of psychological processing the population of the occupied areas. Information war had fierce: Nazis maintained the idea of inferiority of “Untermensch” and saw the USSR as a conglomerate of diverse ethnoses in confrontation with the Russians. They proposed to use alleged disunity to extract maximum economic return from forced labour. Imposition of the pseudoscientific theory of racial superiority of one race over other nations had no future, no chance of success, as well as the Nazi plan to induce the nations of the Caucasus and other ethnoses to collaborate and form “the fifth column” in the USSR. Axiological messages and approved identical forms were used in political and propaganda activities of bodies of the Soviet power to incite hatred for the enemy. It was a means information war aiming at creating motivation to act. The author concludes that the study of the practices and impact information influence on public consciousness is of great significance in the context of formation of positive image of Russia in emergencies. It will promote overcoming of the erroneous estimates and perception stereotype of the image of Russia in the contemporary European community in a situation of mounting challenges to the information security of the Russian Federation.

Ключевые слова

Архив, источник, пропаганда, Восточный фронт, Великая Отечественная война, СССР, Третий рейх, сознание, мотивация, аксиологические приоритеты, комбатанты, ненависть, враг, коллаборационизм, оккупация, политика, противостояние.

Keywords

Archive, source, propaganda, the Eastern Front, the Great Patriotic War, the USSR, the Third Reich, consciousness, motivation, axiological priorities, combatants, hatred, enemy, collaboration, occupation, policy, confrontation.

Фактом современной геополитики стало использование информации как ресурса психологического воздействия на общественное сознание, который используется зарубежными СМИ в глобальной, идущей в перманентном режиме дезинформации, направленной на дискредитацию российской внешней и внутренней политики. Не скрывается, что целью является подрыв национальной государственной безопасности России, снижение ее авторитета и искажение имиджа, как за рубежом, так и в восприятии российских граждан. Информационная агрессия влечет за собой социальные и политические последствия. Научная значимость рассматриваемой проблемы информационного противоборства в экстремальных условиях определяется актуальностью защиты от негативного воздействия на массовое сознание граждан дезинформационных потоков. Развитие системы механизмов противодействия искажению имиджа России должно строиться с учетом идеологического противостояния СССР и нацистской Германии в 1941—1945 гг. Война показала свой бескомпромиссный характер с первых дней вторжения врага в пределы государственных границ Советского Союза: таким же бескомпромиссным стало идеологическое противостояние СССР и Третьего рейха. В речи перед руководителями рейха и захваченных областей Гитлер обозначает национал-социалистическую Германию и Советский Союз как «мировоззренческие государства» которые «потому имеют преимущества перед буржуазными государствами, что стоят на ясной духовной почве. Вырастающее из этого преимущество оказывало нам исключительную пользу вплоть до восточного похода. Теперь же мы столкнулись с противником, который тоже опирается на мировоззрение, хотя и ложное». Беспрецедентные масштабы принимает пропаганда и контрпропаганда. Информационная война решала задачу целенаправленного воздействия на сознание в заданном направлении с целью формирования мотивации действий комбатантов и мирных граждан. В советской пропаганде приобретают интенсивный характер все доступные технологии и механизмы мобилизации сил на отражение агрессии, получает дальнейшее развитие содержание и процесс формирования образа врага и смыслов противостояния ему.

Идентичная задача формирования ненависти к врагу в СССР и Третьем рейхе зиждилась на противоположных аксиологических приоритетах, заложенных в систему формирования сознания комбатантов вермахта и красноармейца. Первостепенное значение для граждан СССР имело постижение уверенности в справедливом, освободительном характере Отечественной войны: эта задача стала определяющей в пропагандистской работе советских органов власти. Антифашистская пропаганда была призвана решать задачу мобилизации советского народа и Красной армии на разгром врага, поднять моральную стойкость граждан СССР, дезавуировать германскую контрпропаганду.

Необходимо отметить, что в нацистской Германии в предвоенный период была создана беспрецедентная в мировой истории система манипулирования массами, многократно усиленная в условиях войны. В период подготовки плана «Ост» отделом пропаганды вермахта разрабатывается план пропагандистского обеспечения войны на Востоке. Особое внимание политическими структурами Третьего рейха уделялось ведению психологической войны. Основываясь на опыте идеологической обработки населения в начальный период Второй мировой войны в Западной Европе, к июню 1941 г. были определены основные направления пропаганды, нацеленной на СССР. Отделом пропаганды штаба главнокомандования вермахта, министерством пропаганды Германии к началу операции «Барбаросса» была подготовлена специальная директива, напечатано тиражом в 30 млн листовок на 30 языках народов СССР. Задача – разрушить идеологические установки советских граждан и сформировать новые мировоззренческие стереотипы.

Актуальной остается задача объективного изучения темы информационного влияния на общественное сознание советских людей в экстремальных условиях Великой Отечественной войны – поколения победителей, осознанно пересиливших все тяготы военного лихолетья и освободивших Европу от фашистской агрессии. Это будет способствовать преодолению стереотипа восприятия образа России в европейском сообществе в связи с усиливающимися вызовами информационной безопасности Российской Федерации и попытками пересмотра итогов Нюрнбергского процесса.

В идеологическом противостоянии СССР и нацистской Германии в 1941—1945 гг. наиболее жизнестойкой оставалась идея защиты своего Отечества, патриотизм, ненависть к врагу, а не захват чужих территорий, о чем свидетельствует историческая реальность. Развернутая масштабная агитационно-пропагандистская деятельность советских органов власти стала мощным фактором мобилизации народов СССР, Красной армии на разгром нацистской Германии и достижения Победы.

Список литературы

1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В 12 т. - М.: Воениздат, 2011-2015.

2. Ветте В. Образ врага: Расистские элементы в немецкой пропаганде против Советского Союза // Вторая мировая война: Взгляд из Германии. — М.: Эксмо; Яуза, 2005. — С. 94— 124.

3. Гудков Л. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции // Образ врага / Сост. Л. Гудков. - М.: ОГИ, 2005. - С. 7-79.

4. Итоги Второй мировой войны: Сборник статей / Пер. с нем. Л. К. Камоловой; предисл. И. Н. Соболева. — М.: Издательство иностранной литературы, 1957. — 640 с.

5. Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 784 с.

6. Поляков, Ю.А. Почему мы победили? O массовом сознании в годы Великой Отечественной войны // Свободная мысль. - 1994.-№ 1. – С. 62-76.

7. Сенявская Е.С. Образ Германии и немцев в годы Второй мировой войны глазами советских солдат и офицеров // Военно-исторический архив. - 2000. - № 13. - С. 11-58.

References

1. Velikaja Otechestvennaja vojna 1941-1945 gg. v 12 tt. [The Great Patriotic war: 1941-1945. In 12 vol.]. М.: Voenizdat, 2011-2015.

2. Vette V. Obraz vraga: Rasistskie jelementy v nemeckoj propagande protiv Sovetskogo Sojuza [Enemy Image: Racist Tendencies in the German Anti-Soviet Propaganda]. Vtoraja mirovaja vojna: Vzgljad iz Germanii. M.: Jeksmo; Jauza, 2005. Pp. 94— 124.

3. Gudkov L. Ideologema “vraga”: “Vragi” kak massovyj sindrom i mehanizm sociokul'turnoj integracii [Ideologeme of the Enemy: Enemy as a Mass Syndrome and a Means of Sociocultural Integration]. Obraz vraga / Sost. L. Gudkov. M.: OGI, 2005. Pp. 7-79..

4. Itogi Vtoroj mirovoj vojny: Sbornik statej [The Outcome of World War II: A Collection of Articles]. Per. s nem. L. K. Kamolovoj; predisl. I. N. Soboleva. M.: Izdatel'stvo inostrannoj literatury, 1957. 640 p.

5. Pamjat' o vojne 60 let spustja: Rossija, Germanija, Evropa. [Remembering the War 60 Years After: Russia, Germany, Europe]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2005. 784 s.

6. Poljakov, Ju.A. Pochemu my pobedili? O massovom soznanii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [The Reason We Won: On Public Conciousness during the Great Patriotic War]. Svobodnaja mysl'. 1994. no 1. Pp. 62-76.

7. Senjavskaja E.S. Obraz Germanii i nemcev v gody Vtoroj mirovoj vojny glazami sovetskih soldat i oficerov [The Image of Germany and the Germans in the Days of World War II in the Perception of Soviet Soldiers and Officers]. Voenno-istoricheskij arhiv. 2000. no 13. Pp. 11-58.

Сведения об авторах

Малышева Елена Михайловна, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры Отечественной истории, историографии, теории и методологи истории Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, Российская Федерация, 8-909-469-05-00, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Malysheva Elena Mihajlovna, PhD in History, professor of the National History, Historiography, the Theory and Methodology of History Department of the Adygei State University, Maikop, Russian Federation, 8-909-469-05-00, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.