«МАНИФЕСТ ПОДПИСАН. ПЕРЕДАЧА ЗАДЕРЖАНА СНЯТИЕМ ДУБЛИКАТА». ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
| 29 Августа 2015
М.М. САФОНОВ,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
«МАНИФЕСТ ПОДПИСАН. ПЕРЕДАЧА ЗАДЕРЖАНА СНЯТИЕМ ДУБЛИКАТА». ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Safonov M.M., St. Petersburg, The Russian Federation
“Manifesto Signed.Delivery Detained due to Duplication”: DocumentaryRecordsontheFirstWorldWar
Аннотация
В статье анализируется так называемый «актотречения» НиколаяII, который был создан для «доведения войны во чтобыто ни стало до победного конца». На деле же он явился переломной вехой на том пути, который повлек за собой выход России из Первой мировой войны, хотя страна имела все шансы выйти из нее победителем. По своей форме это очень странный документ. Он не являлся ни актом, ни манифестом, ни телеграммой. «Акт отречения» был создан в Пскове прибывшими из Петрограда А.И. Гучковым, В.В. Шульгиным и начальником штаба Северного фронта генералом Ю.Н. Даниловым. Несомненно, Николай II подписал какой-то абдикационный документ, не соблюдая принятые формы. Император пытался спасти свою семью и рассчитывал на то, что в изменившихся условиях этот незаконный акт впоследствии может быть дезавуирован. Но Гучков, Шульгин и Данилов, манипулируя текстом, придали ему форму торжественного акта и выдали его за подлинный. Сфабрикованный таким образом документ сыграл важнейшую роль в истории России. Он поставил последнюю точку в правлении династии Романовых и ознаменовал собой гибель монархии в России. Вместо «пути победы» он привел к развалу Российской империи и, в конечном итоге, поставил крест на ее наметившихся геополитических перспективах.
Abstract
The so called “act of abdication” of Nicholas II was to be a means to “fight to the finish”. Yet actuallyitbecamea milestoneon the way leading to the Russian withdrawal from the war,despiteRussia having all chances to be among the winners. In form, it is a very strange document: neither an act, nor a manifesto or telegram. The “act of abdication” was drafted by Alexander I Guchkov., Vasily V. Shulgin, who arrived toPskov from Petrograd, together withchief of staff of the Northern Front Yuri N. Danilov. No doubt, Nicholassigned some sort of document of abdication without any regardto common form. He hoped tosave his family and believed that circumstances might change and he would be ableto disavow the illegal act. But Guchkov, Shulgin and Danilov doctored the text and passed it as original. The fabricated act played an important role in the Russian history. It closed the chapteronthe rule of the Romanov’s dynasty and marked the end of monarchy in Russia. Instead of victory in the war, it led the Russian empire to total collapse and, eventually, shot down all emerging geopolitical prospects.
Ключевые слова
Первая мировая война, Ставка, начальник штаба Ставки, акт отречения Николая II, манифест, телеграмма, А.И. Гучков, В.В. Шульгин, Ю.Н. Данилов.
Keywords
The First World War, Stavka (Headquarters),Chief of Staff of the Stavka, the abdication of Nicolas II, manifesto, a telegram, A.I Guchkov, V.V. Shulgin, Yu.N. Danilov.
Воскресным вечером 26 февраля 1917 г. Николай II как обычно играл в домино. В Могилеве, в Ставке Верховного главнокомандующего, постоянными партнерами по любимой игре были адмирал К.Д.Нилов, командир конвоя его величества А.Н. Граббе и дежурный флигель-адъютант А.А. Мордвинов. У подъезда губернаторского дома, который был превращен в царский «дворец», в дубленых полушубках стояли часовые батальона георгиевских кавалеров. В садике дежурила дворцовая полиция. На крыше дома генерал-квартирмейстера стояли пулеметы в чехлах. Это на случай налета немецких аэропланов. Пулеметы охранялись часовыми в папахах.
В этот день Николай II чувствовал себя еще в полной безопасности. Едва ли в тот вечер он мог предположить, что его династии, правившей Россией 304 года, оставалось властвовать всего пять дней, а он сам всего через трое суток, будет назван последним из Романовых и к его пышному титулу императора всероссийского прибавится беспощадное прилагательное «бывший»... А новорожденная газета «Известия» назовет его «Николаем Последним».
В 14 часов 47 минут 2 марта 1917 г. от перрона Варшавского вокзала отправился экстренный поезд на Псков. К паровозу был прицеплен всего один вагон-салон, в котором ехали два пассажира - А.И. Гучков и В.В. Шульгин. Гучков, бывший председатель III Государственной думы, был известен как личный враг Николая II и царской семьи. Шульгин слыл ярым монархистом.
Карл Маркс, автор многих известных метафор и афоризмов, назвал революции «локомотивами истории». Экстренный поезд, с одним вагоном на двоих, ярого монархиста и личного врага монарха, можно ли было придумать лучших символов головокружительных перемен, происходивших в России в конце февраля - начале марта 1917 года? Гучков и Шульгин ехали на встречу с императором.
В Пскове в ночь со 2 на 3 марта 1917 г., в промежуток времени между 23 ч 32 м и 0 ч 28 м, Николай II подписал документ, который дошел до нас в следующем виде:
Ставка
Начальнику Штаба.
В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требует доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною Думою, признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть. Не желая расстаться с любимым Сыном Нашим, мы передаем наследие Наше Брату Нашему Великому князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на престол Государства Российского. Заповедуем Брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед Ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему, вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России.
Николай
г. Псков.
2-го марта 15 час. ... мин. 1917 г.
Министр Императорского Двора
Генерал-Адъютант граф Фредерикс.
Этот абдикационный документ,назовем его так, был создан для того, чтобы приблизить «час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага», то есть, для «доведения войны во что бы то ни стало до победного конца». На деле же он явился переломной вехой на том пути, который повлек за собой выход ее из Первой мировой войны, хотя Россия имела все шансы выйти из нее победителем.
Фредерикса, под угрозой расправы с его семьей, заставили поставить свою скрепу на листе, подписанном Николаем II. Напечатали адрес «Ставка. Начальнику штаба», если только этой надписи не было ранее на бланке. К привычной датировке, употребляемой в телеграммах, возможно уже имевшейся на бланке, «Псков. Марта час. мин.» припечатали еще обозначение года «1917 г.» и вписали от руки карандашом «2-го» и «15».
В итоге получили нелепую дату «2–го марта 15 час. мин. 1917 г.». Затем текст, якобы подписанный Николаем как телеграмма со всеми добавленными в него «аксессуарами» торжественного акта, сфотографировали. На обоих экземплярах текста - на машинописном и фотографическом - подписи царя и скрепа Фредерикса, естественно, получились идентичными. Но прежде чем делать фотографию, в дату, обозначавшую минуты, вписали цифру «3». Получился «дубликат», созданный на три минуты позже оригинала. Это как бы доказывало, что вначале Николай подписал первый экземпляр, потом текст перепечатали и он вновь поставил свою подпись на перепечатанном тексте. Вначале «отпустили» на перепечатку второго экземпляра 3 минуты, но потом решили, что этого мало и «удлинили» перепечатку до 5 минут. Получившийся текст сфотографировали. Для того, чтобы «дубликат» отличался от оригинала, якобы подписанного на пять минут раньше, в первоначальной машинописи стерли цифру 5. После этого к подписи Николая на обоих экземплярах, на машинописном и фотографическом, прибавили росчерк. Но он оказался, что вполне естественно, не вполне совпадающем на каждом из них. Затем созданный таким образом «акт» был телеграфирован в Ставку, и после опубликован в газетах с отсутствующей на снимке громоздкой «шапкой», обязательной для манифеста. Все эти махинации могут объяснить, почему вместо самих документов предпочитали оперировать фотографическими копиями: на них не все видно. Во всяком случае, подчисток не увидишь.
Остается неясным, какой этап работы отражает экземпляр с подписью без росчерка, известный только по американской публикации. Возможно, это - пробный экземпляр, созданный на бланке с иной подписью царя без росчерка для выяснения возможности расположения всех элементов текста на бумаге такого формата.
Очевидно, вся эта работа была выполнена Гучковым, Шульгиным, Даниловым и, возможно, Рузским. Данилов в своих мемуарах упоминает о том, что делал фотографические снимки с этих документов. Таким образом, якобы существующая необходимость «снятия дубликата» в действительности была призвана скрыть переработку абдикационного документа в «акт отречения», в форме «манифеста», то есть фальсификацию этого судьбоносного для России документа.
Вместо того, чтобы «вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы», этому фальшивому документубыло суждено поставить последнюю точку в более чем трехсотлетней истории правления династии Романовых и ознаменовал гибель монархии в России. Вместо «пути победы» он привел к развалу Российской империи и, в конечном итоге, поставил крест на ее наметившихся геополитических перспективах.
Список литературы
1. Мартынов Е.И. Царская армия в февральском перевороте. - Л.: Изд – во РВС СССР, 1927.- 212 с.
2.
3. Разумов А.Б. Подпись императора. Несколько замечаний по «Отречению Николая II». Электронный ресурс. Режим доступа: samoderjavie.ru/node/452 (Дата обращения 10 мая 2014 г.).
4. Сафонов М.М. Отречение…Которого не было? // Смена. - 1997. - 14 марта.
5. Сафонов М.М. Ложь и правда об отречении Николая II // Между двух революций. 1905-1917. - СПб.: Изд – во Нестор-История. - 2005. - С. 212-272.
6. Сафонов М.М. С.Ф. Платонов и акт отречения Николая II // Памяти академика Сергея Федоровича Платонова. - СПб.: Изд – во Любавич.- 2011. - С. 146-164.
7. Сафонов М.М. Не царское это дело // Город-812. - 2013. - № 8 (206). - Март. - С. 28-31.
8. SwokakоwskiW. Theautorshipoftheabdication document of Nicholas II // The Russian Review. 1971. № 30. Р. 227-286.
References
1. Martynov E.I. Carskaja armija v fevral'skom perevorote [Tsar’s Army in the February Revolution]. Leningrad, Revvoyensovyet of the USSR Publ.1927. 212 р.
2. Mul’tatuli P.V. Imperator Nikolaj II I zagovor 17 goda. [Emperor Nicholas II and the conspiracy of 1917]. Moscow, “Veche” Publ.,
3. Podpis' imperatora. Neskol'ko zamechanij po “Otrecheniju Nikolaja II”. [Signature of the Emperor. Some Remarks on “Abdication of Nicolas II”]. Available at: samoderjavie.ru/node/452 (accessed 10.05.2014).
4. Safonov M.M.Otrechenie… Kotorogo ne bylo? [Abdication …That Had Never Been?]. Smena.1997. March, 14.
5. Safonov M.M. Lozh' i pravda ob otrechenii Nikolaja [Falsefoods and truths of the abdication of Nicolas II] Mezhdu dvuh revoljucij. 1905-1917. [Between two revolutions: 1905-1917].St. Peterburg, Nestor-Istorija Publ., 2005, pр.212-272
6. Safonov M.M.S.F. Platonov i akt otrechenija Nikolaja II. [Platonov and аct of abdication of Nicholas II]. Pamjati akademika Sergeja Fedorovicha Platonova [In memory of academician Sergey Fedorovich Platonov]. SPb, “Lubavich” Publ., 2011, pp. 146-164.
7. Safonov M.M.. Ne carskoe jeto delo [This is not a tsar's business].Gorod-812, 2013, no. 8 (206), March, pp.28-31.
8. Sworakowskii, W. S. The Authorship of the Abdication Document of Nicholas II. Russian Review. Vol. 30 (1971), No. 3, pp. 277-286.
Сведения об авторах
Сафонов Михаил Михайлович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Cанкт-Петербургского института истории РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-812-784-81-39, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About author
Safonov Mikhail Mikhailovich, PhD in History (candidate of historical sciences), senior researcher at the St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences,St. Petersburg, Russian Federation, +7812-784-81-39, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.