ИСТОРИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО МОНТАЖА КИНОЖУРНАЛОВ СКОБЕЛЕВСКОГО КОМИТЕТА «РУССКАЯ ВОЕННАЯ ХРОНИКА». 1914-1915 гг.

Печать PDF

Г.Е. МАЛЫШЕВА, г. Красногорск, Российская Федерация

ИСТОРИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО МОНТАЖА КИНОЖУРНАЛОВ СКОБЕЛЕВСКОГО КОМИТЕТА «РУССКАЯ ВОЕННАЯ ХРОНИКА». 1914-1915 гг.

Malysheva G.E., Krasnogorsk, Russian Federation

History of Restoration of the Original Assembling of the Skobelev Committee Newsreel “The Russian Military Chronicle:1914-1915”

Аннотация

Статья посвящена истории изучения материалов Российского государственного архива кинофотодокументов и восстановлению первоначального монтажа киножурналов Скобелевского комитета «Русская военная хроника» 1914-1915 гг. В процессе работы были изучены внешние признаки кинодокументов; с помощью текстов титров некоторых серий журнала, напечатанных в кинематографических журналах периода Первой мировой войны, были опознаны и воссоединены разрозненные фрагменты 16-ти серий журнала. Съемки расшифрованы, выяснены операторы ряда серий. В киножурналах сняты: Ставка Верховного главнокомандующего и посещение ее императором Николаем II, смотр императором лейб-гвардии Конного и гусарского полков, лазаретов Барановического и № 3 Александровской общины Красного Креста; взятые русскими войсками города Львов, Тарнов, Рава-Русская и Галич; движение русских войск по позициям, подготовка пехоты и артиллерии к бою, установка полевого прожектора и телефона, наведение саперами мостов (понтонного и на козлах), пленные немцы, трофеи, оказание медицинской помощи раненым, смотры войск на позиции, религиозные обряды вблизи фронта, солдаты в часы отдыха. Расшифрованы и определены военный корреспондент В.И. Немирович-Данченко, протопресвитер о. Шевельский, генералы Ю.Н. Данилов, П.К. Кондзеровский, Д.Р. Радко-Дмитриев, С.А. Ронжин, Н.А. Рузский, В.А. Сухомлинов, Д.Г. Щербачев, Н.Н. Янушкевич. В статье раскрывается методика и работа архивистов по реконструкции первоначального вида киножурналов Первой мировой войны, что имеет не только методическое значение, но и источниковедческую ценность, поскольку сотрудниками архива на основе сохранившихся документов и негативов были реконструированы киножурналы в том виде, в каком демонстрировались современникам. Проведенная работа имеет также несомненную ценность в контексте изучения истории документального кинематографа, поскольку уточнены режиссеры, операторы сюжетов, монтажеры, а проведенная систематизация единиц хранения с учетом их включенности в монтаж, составление новых описей, внесение информации в ручной и электронный кинокаталоги – все это обеспечивает более удобный режим использования кинодокументов.

Abstract

The article reviews the study of the Russian State Archive of Film and Photo Documents materials and the restoration of the original assembling of the Skobelev committee newsreels from 1914-1915 “The Russian Military Chronicle”. The film document have been inspected visually; subtitles, which were printed in some cinematographic magazines of the World War I period, helped identify and assemble disjointed fragments of 16 newsreel series. Shootings were identified, operators of some series established. The newsreels feature Headquarters of the Supreme Commander-in-Chief visited by Emperor Nicholas II, review by Nicholas II of the Leib Guard cavalry and hussar regiments, of infirmaries of the Baranovichy regiment and the 3rd Alexandrov Red Cross community; towns Lviv, Tarnow, Rava-Ruska and Halych taken by Russian troops; the movement of Russian troops on positions; infantry and artillery preparing to battle; installation of the field light and telephone; field engineers launching floating and leg bridges; German prisoners-of-war; salvage items and trophies of war; medical treatment of the wounded; troop reviews; religious rites in the lines, soldiers resting. The following persons have been identified: war correspondent V.I. Nemirovich-Danchenko, arch-presbyter fr. Shevelsky, generals Y.N. Danilov, P.C. Kondzerovsky, D.R. Radko- Dmitriev, S.A. Ronzhin, N.A. Ruzsky, V.A. Sukhomlinov, D.G. Shcherbachev, N.N. Yanushkevich. The article details methods and labours of the archivist restoring the original assembling of the newsreels of World War I, which is of great significance both for methodology and for source studies, as the archive staff has succeeded in restoring the newsreels as they were projected and seen by the contemporaries. The work, which resulted in establishing directors, cameramen and film editors, is of great importance for studying the history of nonfiction films. Arranging items according on their place in the assemblage, writing new series descriptions and entering the information in paper and digital catalogue facilitate using film documents.

Ключевые слова

Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД), Первая мировая война, Скобелевский комитет, киножурнал «Русская военная хроника», восстановление и расшифровка кинодокументов, Николай II, Ставка Верховного главнокомандующего, военнопленные немцы, операторы Дж. Эрколь, А.К. Ягельский, П.К. Новицкий.

Keywords

Russian State Archive of Film and Photo Documents (RGAKFD), World War I, Skobelev committee, newsreel “The Russian military chronicle”, restoration and identification of film documents, Nicholas II, German prisoners-of-war, cаmеrаmen George Ercole, A. K. Yagelsky, P.K. Novitsky.

В последние годы кинохроника Первой мировой войны Российского государственного архива кинофотодокументов активно используется в проектах телевидения и киностудий. Но мало кто знает, что долгие годы среди этих материалов не было ни одного документа, который сохранился бы в первоначальном варианте и не нуждался бы в научно-техническом восстановлении. Сюжеты фильмов и журналов были рассредоточены по разным учетным номерам. Большое количество разной длины планов-дублей буквально «засоряло» массив хроники войны. Это в полной мере относилось и к киножурналу Скобелевского комитета «Русская военная хроника» (РВХ). В архивном каталоге на хранении их числилось десять, но при просмотре кинопленки внимание было обращено на то, что только один из указанных роликов имел заголовок с номером серии и три внутренних титра с сюжетами, а остальные фрагменты в нем - совершенно посторонние материалы. В других учетных номерах некоторые сюжеты комментировали лишь внутренние титры, и на каком основании они были причислены к «РВХ», так и осталось непонятным.

С.С. Гинзбург в своей книге писал, что журнал «РВХ» был серийным, длиной 120-200 метров и предполагалось, что он будет выходить на экраны 2 раза в неделю. А так как на вопросы об истории создания журнала и первоначальном составе его съемок нам никто ответить не мог, весь комплекс военной кинохроники был пересмотрен, тексты титров переписаны в специальный справочник и предпринята попытка поиска необходимой информации в Российском государственном военно-историческом архиве и прессе 1914-1917 гг. Найти ее удалось в некоторых кинематографических журналах – они разместили на своих страницах не только рекламу ряда серий с названиями и номерами, но и тексты титров восьми выпусков (1-го и с 3-го по 9-й).

В процессе изучения киносъемок был обнаружен в Госфильмофонде машинописный справочник Вен. Вишневского «Документальные фильмы дореволюционной России. 1907-1916 гг.», из которого мы узнали, что сюжеты «РВХ» самим комитетом и другими фирмами повторно использовались при монтаже фильмов.

Анализируя титры на кинопленке, архивисты обратили внимание на общее их графическое оформление, фабричные марки и фирменные подписи «РВХ». По составленному справочнику было выявлено дополнительно 7 (не зафиксированных в описях) заголовков «Русская военная хроника. Издание, состоящее под Высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора покровительством Скобелевского комитета. Петроград», с названиями и номерами серий, правда, без дат выпуска. При изучении 1, 2 и 5 серий было замечено, что в начальный период Скобелевский комитет нумеровал титры (с 8-й серии она уже отсутствует), добавлял в них слова «ВХ» (т.е. «Военная хроника») и завершал монтаж призывами смотреть следующие серии (например, «Следите за третьим выпуском военной хроники» или «Следите за шестым выпуском военной хроники»). С 11-го выпуска в заголовке впервые появляются надписи - «Эксплуатация на всю Россию и заграницу. Бр. Пате», логотипы фирмы во внутренних титрах и в конце, что подтверждает информацию «Сине-фоно» № 8 за 1915 г.о передаче комитетом права проката журнала по стране фирме Бр. Пате.

После сравнения текстов титров на кинопленке с напечатанными в журналах появилась надежда восстановить из разрозненных фрагментов хотя бы приближенный к первоначальному вариант некоторых «РВХ». Работа была очень непростой, но ее итоги достаточно успешны, так как удалось собрать 15 титрованных серий журнала и найти 2 первоисточника (негатив и контратип) для других.

Перед восстановлением детально анализировался состав каждого киноролика, а чужеродные (произвольно объединенные друг с другом) материалы, разъединялись. Так, например, было установлено, что в 1-й части № 12871 отложились фрагменты 19-й серии «РВХ», ряд сюжетов «Пате-журнала» № 337 и фильм «Посещение Вердена королевичем сербским Александром и президентом Пуанкарэ», а в 4-й части этого номера были вместе склеены копии 19-й серии «РВХ», фрагменты фильмов Скобелевского комитета «Военно-санитарные поезда» и «Генерал-адъютант А.А. Брусилов, его штаб и пленные, взятые в последних боях».

Следующим этапом стало воссоединение разрозненных сюжетов «РВХ». Выбрав из справочника титры, идентичные напечатанным в журналах, после анализа сюжетов мы восстанавливали их последовательный монтаж. В ряде случаев этому способствовала нумерация титров. Например, разметка с 1-го по 14-й номера позволила восстановить порядок сюжетов при реконструкции 2-й серии, текстов титров которой не было найдено в журналах.

В ходе анализа выявлялись и сопоставлялись друг с другом копии сюжетов, изучалась оригинальная кинопленка (в т.ч. ее марка, наличие склеек - свидетельство утраты фрагментов из-за гидролиза или повреждения перфорации). Так, было обнаружено, что 15-я серия представляла собой дубли разной длины и полноты, которые как совершенно разные материалы были приняты на хранение с первой по третью части номера 12146. После сравнения и перемонтажа сюжетов удалось вернуть первоначальный вариант серии. При этом укороченные, плохого технического состояния копии снимались с учета, таким образом, материал «очищался».

Одной из наиболее удачных была реконструкция первой серии. Ее удалось собрать из разрозненных фрагментов с заголовком и внутренними титрами в шести учетных номерах. Съемки были сделаны в Ставке Верховного главнокомандующего (Барановичи) в сентябре 1914 г. Сняты Николай II, великие князья Николай Николаевич, Петр Николаевич и Кирилл Владимирович, генералы, протопресвитер военного и морского духовенства о. Шавельский.

Но вот 10-я («Бомбардировка Перемышля русской артиллерией») и 11-я серии («Под Перемышлем») были найдены склеенными в одном учетом номере 752. При этом, у 11-й серии имелся заголовок с номером, а 10-я серия, дошедшая до нас только в дореволюционном контратипе, вообще никаких титров не имела. Когда же контратип изучили, то обнаружили на нем авторские цифровые разметки, в соответствии с которыми последовательность сюжетов и восстановили, разъединив 10-ю и 11-ю серии.

У 15-16, 18-19 и 21-й серий («Смотр войскам IX-го армейского корпуса Его высочеством принцем П.А. Ольденбургским», «Наши черкесы на войне», «Саперы на нашем фронте», «Лазареты на фронте», «В Тарнове») заголовки с номерами и фабричной маркой Бр. Пате сохранились. Поэтому их принадлежность (несмотря на отсутствие в прессе рекламы) не вызывала сомнений. Исправлен был лишь очевидно нарушенный монтаж сюжетов. Но о том, что «На полях сражений» и «Телефоны и прожекторы в современной войне» (имевшие только названия) - 17-я и 20-я серии, сведения были найдены только в справочнике В.Е. Вишневского. О сюжете «Телефоны и прожектора…» без фамилии оператора и сноски на источник информации отмечалось, что он как 20-я серия «РВХ» демонстрировался в Николаеве.

Необходимо отметить, что хотя «Кине-журнал» № 13-14 от 28 июля 1916 г. сообщал о том, что комитет приступает к регулярному выпуску «РВХ» один раз в неделю, выпуск ее явно прекратился. Никаких сведений об их демонстрации на экранах мы не обнаружили, нет таких новых серий и в РГАКФД Вероятно, военно-кинематографический отдел в этот период основное внимание стал уделять выпуску на экран не журналов, а фильмов, особенно с Кавказского фронта, куда и были откомандированы опытные операторы комитета.

После того, как выявленные титрованные фрагменты серий были воссоединены, проводился поиск их негативов. Если находили, то по ним проверялась правильность проведенного монтажа титрованных позитивных сюжетов, ведь на негативной пленке авторы иногда делали рукописные надписи с названием серии и номерами сюжетов, а однородность пленки и наличие более одного плана на одном негативном куске могли свидетельствовать о первоначальной длине и полноте сюжетов. Позитив с негативом объединяли за общим учетным номером. Большая часть негатива была найдена для первой серии, практически полный его состав второй и отдельные фрагменты для некоторых других серий.

В итоге восстановили (в полном или приближенном к полному монтажу) такие выпуски журналов - №№ 1-2, 5, 8-11, 13-21. К одним из них сохранились заголовки с номерами серий «РВХ», а к другим - лишь названия серий.

Отсутствующими до недавнего времени в архиве считались пять серий, их титры опубликовал журнал «Кинематограф» № 2-3 за январь 1915 г.: № 3 - «На австрийской границе» (На австрийском фронте), № 4 – «Русская Галиция» со съемками взятия города Немирова в Галиции, № 6 - «Бой под Варшавой», № 7 – «Варшава (В Варшаве)» о пребывании императора в действующей армии, Варшаве и Ивангороде и № 12 – «Новый год на позиции у Тарнова.

Но так как журнал «Кинематограф» разместил титры на третью и четвертую серии «РВХ», верилось, что среди негативных фрагментов удастся идентифицировать их первоисточники. Когда же, работая с документами РГВИА и киносъемками РГАКФД, кинорежиссер-исследователь Д.В. Федорин выдвинул предположение, что сюжеты негатива № 1038 относятся к 4-й серии, то после детального сравнения их с титрами «Кинематографа» версия нашла свое подтверждение - это действительно первоисточник «Русской Галиции», вышедший на экран в 1914 г. Среди присутствующих Д.В. Федорин опознал военного корреспондента В.И. Немировича-Данченко и кинооператора П.К. Новицкого.

В настоящее время проводится анализ съемок для определения их принадлежности к 3-й («На австрийской границе»), 6-7-й («Под Варшавой», «Варшава») сериям, на которые имеются тексты титров.

Надо сказать, что в титрах далеко не всегда указываются снятые персоналии, а кинооператоры вообще не упоминаются. Поэтому заключительным этапом работы стала расшифровка и выяснение авторов съемок. С помощью архивных фотоальбомов и журнала «Летопись войны» в Ставке Верховного главнокомандующего дополнительно были опознаны генералы Ю.Н. Данилов, П.К. Кондзеровский, Д.Р. Радко-Дмитриев, С.А. Ронжин, Н.В. Рузский, В.А. Сухомлинов, Д.Г. Щербачев, Н.Н. Янушкевич.

Что же касается операторов, то в кинематографических журналах и справочнике В.С. Вишневского удалось выяснить, что первую серию в Ставке сделал придворный фотограф и оператор А.К. Ягельский, а 16-ю серию (возможно) И.Д. Доред и П.В. Ермолов. Но наибольшее количество серий снял английский оператор Дж. Эрколь. Это серии № 3-4, 6-7 в 1914 г., 10-14-ю серии и 18-ю серию. В справочнике В.С. Вишневского Дж. Эрколь указан также возможным оператором 8-9-й серий. В 10-м номере «Сине-фоно» за 1915 г. Дж. Эрколь рассказал, что производил съемки стрельбы батарей по австрийским аэропланам, работы санитаров, постройки русскими саперами понтонного моста и разрыв снарядов. Исследование деятельности Дж. Эрколя в России будет продолжено.

Если характеризовать содержание восстановленных серий «РВХ», то необходимо отметить, что непосредственных боевых действий в хронике нет. Два выпуска смонтированы на основе съемок в Ставке Верховного главнокомандующего, а остальные произведены на Юго-Западном фронте в период с 1914 по 1915 г. и включают в себя виды Львова, Тарнова, Равы-Русской, Галича после взятия их русскими войсками, подготовку пехоты и артиллерии к бою, движение русских войск по позициям, установку полевого прожектора и телефона в районе боевых действий, наведение саперами мостов (понтонного и на козлах), военнопленных немцев, трофеи, оказание медицинской помощи раненым, смотры войск на позиции, религиозные обряды вблизи фронта, отдых солдат (полевая кухня, парикмахерская, выдача денег в полевом казначействе).

После завершения изучения и восстановления киножурналов были составлены новые описи и внесена информация в ручной и электронный варианты архивного кинокаталога, материалы использованы в описи «Кинохроника в России». Новая информация от исследователей о расшифрованных объектах съемок в обязательном порядке поступает в справочно-информационную базу РГАКФД.

Список литературы

1. Баталин В.Н. Кинохроника в России. 1896-1916 гг. Опись киносъемок, хранящихся в РГАКФД. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

2. Баталин В.Н. О некоторых приемах внешней критики кинодокументов // Советские архивы. - 1986. - № 3.

3. Вишневский В.С. Документальные фильмы дореволюционной России. 1907–1916 гг. – М., 1996.

4. Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. – М., 1963.

5. Малышева Г.Е. Русская военная хроника 1914-1915 гг. Киножурнал Скобелевского комитета // Киноведческие записки. - 1993. - № 18.

6. Федорин Д.В. В кадре и за кадром // Цейхгауз. - 2015. - № 62.

References

1. Batalin V.N. Kinohronika v Rossii 1896-1916 gg. Opis' kinos#emok, hranjashhihsja v RGAKFD [Newsreel in Russia: 1896–1916: Description of films from the fonds of the Russian State Archive of Film and Photo Documents (RGAKFD)]. Moscow, 2002.

2. Batalin V.N. O nekotoryh priemah vneshnej kritiki kinodokumentov [On methods of external criticism of film documents]. Sovetskie arhivy, no. 3, 1986.

3. Vishnevsky V.E. Dokumental'nye fil'my dorevoljucionnoj Rossii. 1907-1916 gg. [Documentaries of pre-revolutionary Russia: 1907–1916]. Moscow, 1996..

4. Malysheva G.E. Russkaja voennaja hronika 1914-1915 gg. Kinozhurnal Skobelevskogo komiteta [“The Russian military chronicle” newsreels of 1914-1915: The Skobelev committee newsreel] Kinovedcheskie zapiski, 1993, no. 18.

5. Ginzburg S.S. Kinematografija dorevoljucionnoj Rossii [Cinematography of pre-revolutionary Russia]. Moscow, 1963.

6. Fedorin D.V. V kadre i za kadrom [In shot and off-screen]. Cejhgauz, no. 62, 2015.

Сведения об авторах

Малышева Галина Евгеньевна, историк, ветеран Российского государственного архива кинофотодокументов, г. Красногорск, Российская Федерация, 8-495-562-23-46, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Malysheva Galina Evgenievna, historian, veteran of the Russian State Archive of Film and Photo Documents, Krasnogorsk, Russian Federation, 8-495-562-23-46, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.