ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в.

Печать PDF

Д.А. БЕЛЮКОВ, г. Великие Луки, Российская Федерация

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в.

Belyukov D.A., Velikie Luki, Russian Federation

Physical Education in Russian Schools in the End of the 19th- Beginning of the 20th Century

Аннотация

В статье рассматривается физическое воспитания в России в конце XIX – начале XX в. Отмечается постепенное введение гимнастики в учебных учреждениях, усиление внимания к физическому воспитанию во внеучебное время, роль министерств в проведении государственной политики по физическому воспитанию в российской школе. Активно создавались гимнастические и спортивные организации, причем быстрее других распространялись кружки сокольской гимнастики. Министерство поощряло сокольское движение, устраивая праздники, поддерживая материально, привлекая опытных наставников из Чехии. В целом, физическому воспитанию длительное время не уделялось должного внимания со стороны правительства и Министерства народного просвещения. Инициатива исходила больше от военного ведомства, т.к. физическое воспитание рассматривалось им как основа допризывной подготовки молодежи. В начале XX в. наметилось оживление общественного интереса к проблемам физического воспитания подрастающего поколения. В учебных заведениях стали больше внимания уделять физическому воспитанию, возникли и активно развивались разнообразные формы внешкольной работы, все больше учащихся активно вовлекались в занятия физическими упражнениями и спортом. Необходимо было организационное оформление единой системы руководства физическим воспитанием на государственном уровне.

Abstract

The article assesses physical education in Russia in the end of the 19th – beginning of the 20th century. The author describes a gradual introduction of gymnastics in educational institutions, growing attention to physical education in extracurricular time, the role of the ministries in the state policy on physical education in Russian schools. Gymnastic and sport organizations sprung up everywhere, especially the Sokol clubs. The ministry promoted the Sokol movement: held fests, provided financial support, brought skilled instructors from Czechia. Overall, the Russian government and the Ministry of Public Instruction for a long while were paying little attention to physical education. The initiative came from the military departments, as physical education was a basis for preservice training. The beginning of the 20th century saw a growing public interest in the problems of physical education of the youth. Educational institutions now paid more attention to physical education. Various forms of out-of-school work cropped up and were actively developing. More and more pupils became actively involved in sports and physical exercises. Advanced schools, where problems of correct physical development of youth were given considerable attention, appeared. On the state level, institutionalisation of a unified management system of physical education was deemed necessary.

Ключевые слова

Физическое воспитание, Министерство народного просвещения, Военное министерство, учебные учреждения, гимнастика, военно-строевая подготовка, «сокольское движение», потешные.

Keywords

Physical education, Ministry of Public Instruction, Ministry of War, educational institutions, gymnastic, drill training, the Sokol movement, poteshnye.

В истории России конец XIX – начало XX в. является одним из самых насыщенных судьбоносными событиями периодом. Масштабы социально-экономических, политических и культурных преобразований, соответствующие данному этапу отечественной истории, свидетельствуют, что именно в эти десятилетия произошел качественный рывок во всех сферах общественной жизни. Неудивительно, что именно на это время приходится зарождение, становление и развитие отечественного спорта, спортивного и олимпийского движения в России. Серьезное внимание стало уделяться и вопросам физического воспитания учащейся молодежи.

В статье используются различные источники, и прежде всего неопубликованные архивные. Это нормативные документы государственных органов: уставы организаций, инструкции ведомств, циркуляры и предписания попечителя Санкт-Петербургского учебного округа (1880-1916 гг.), циркуляры и распоряжения управляющего Санкт-Петербургским учебным округом, переписка с ним по учебным вопросам (1910 г.), переписка с попечителем Петербургского учебного округа по учебным и финансовым вопросам (1913 г.), циркуляры Министерства народного просвещения (1915-1917 гг.). Основная часть неопубликованных документов - из фондов Государственного архива Псковской области. Это фонды Псковской губернской мужской гимназии (Ф. № 8), Великолукской женской гимназии (Ф. № 657), Смотрителя Великолукских уездных училищ (Ф. № 809). Привлечение архивных источников позволило сделать обоснованные выводы о развитии физического воспитания в России в конце XIX–начале XX в.

Идеи применения различных физических упражнений, необходимых для воспитания полноценного человека, начинают проникать в Россию из Западной Европы в эпоху Екатерины II. В Россию приглашаются иностранные учителя гимнастики, фехтования и танцев для преподавания в некоторых привилегированных учебных заведениях, где воспитывались дети дворян.

В 1804 г. император Александр I утвердил устав учебных заведений, который предусматривал введение занятий физическими упражнениями. В восьмом параграфе устава говорилось: «Гимназия может также содержать учителей Танцования, Музыки и телесных упражнений (Гимнастики), если то позволят доходы оной». Заниматься телесными упражнениями предписывалось в середине дня.

В 1888 г. военный министр П.С. Ванновский вновь инициировал введение гимнастики в мужских учебных заведениях, что и было сделано министром народного просвещения в 1889 г. Была утверждена инструкция и программа преподавания гимнастики. Обязательным предметом гимнастика становилась только в средних учебных заведениях, а в начальных училищах она могла вводиться там, где на это найдутся средства для оплаты преподавателей. Главной целью физического воспитания объявлялось укрепление здоровья и содействие физическому развитию. В инструкции к циркуляру о введении гимнастики все упражнения делились на четыре отдела: вольные движения, приучающие ученика управлять своими частями тела и с укреплением физических сил вырабатывать рациональные движения; упражнения с подвижными снарядами: палками, мячами, деревянными шарами и др.; упражнения на неподвижных снарядах: шесте, канате, наклонной лестнице, имеющие целью отягощением собственного тела исполнять движения с наименьшею затратою сил; отдел строевых упражнений, дающих основы воинской дисциплины.

В апреле 1889 г. была утверждена инструкция к программе преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях. В ней указывалось, что «упражняя мальчиков в самых простых движениях и построениях, принятых в русских войсках, гимнастика знакомит детей с первоначальными основаниями воинской дисциплины…». Строевые упражнения занимали около половины всех учебных занятий, предназначенных для физического воспитания в учебных заведениях министерства народного просвещения. Кроме того, отмечалась необходимость, наряду с гимнастикой, проведение подвижных игр, экскурсий, давались указания по их проведению.

Однако на практике занятия гимнастикой сводились к строевым упражнениям. Основной контингент преподавателей гимнастики составляли отставные унтер-офицеры, под руководством которых занятия физическими упражнениями превращались в военную муштру. Негативная сторона чрезмерной милитаризации физического воспитания была очевидна передовой части военной и педагогической общественности (А.Д. Бутовский, Н.С. Филитис и др.).

Особую популярность скаутское движение в России получило в канун Первой мировой войны 1914-1918 гг. Активно стали создаваться гимнастические и спортивные организации, причем быстрее других распространялись кружки сокольской гимнастики. Министерство поощряло сокольское движение, устраивая праздники, поддерживая материально, привлекая опытных наставников из-за границы, в основном, из Чехии, родины сокольства. В столице, а также целом ряде крупных городов, возникли организации «Сокол», часто при учебных заведениях, что делало доступным участие в них учащейся молодежи. Среди учащихся устраивались соревнования по гимнастике, программы которых состояли из вольных упражнений, опорных прыжков, упражнений на снарядах, бега на 100 м, прыжков в длину и высоту, метания копья, выжимания гири и других видов.

Тем не менее, самодеятельные организации не могли заменить регулярных и обязательных занятий физическими упражнениями для всего контингента учащихся. На гимнастику, как правило, отводилось время между уроками или на большой перемене. Проводилась она не ежедневно, подчас в пыльных рекреационных или актовых залах, под руководством слабо подготовленных учителей.

В программу высших учебных заведений России физическое воспитание не включалось. При вузах могли существовать отдельные студенческие спортивные клубы. Однако их открытие, как правило, тормозилось правительством, которое видело в них потенциальную угрозу общественному спокойствию. Военное ведомство также не проявляло интереса к физическому воспитанию студенчества, т.к. оно фактически освобождалось от военной службы.

В целом, можно выделить некоторые особенности развития физического воспитания в России в конце XIX–начале XX в. Физическому воспитанию длительное время не уделялось должного внимания со стороны правительства и Министерства народного просвещения. Инициатива больше исходила от военного ведомства, так как физическое воспитание рассматривалось им как основа допризывной подготовки молодежи. Поэтому гимнастика в средних учебных заведениях попросту подменялась строевыми упражнениями и элементарной шагистикой. В учебных программах средних школ гимнастике отводилась второстепенное, а подчас и последнее место. Подготовка специальных педагогических кадров для преподавания гимнастики отсутствовала. В начале XX века наметилось оживление общественного интереса к проблемам физического воспитания подрастающего поколения. В учебных заведениях стали больше внимания уделять физическому воспитанию, возникли и активно развивались разнообразные формы внешкольной работы, все больше учащихся активно вовлекались в занятия физическими упражнениями и спортом. Возник целый ряд передовых школ, где вопросам правильного физического развития молодежи уделялось значительное внимание. Необходимо было организационное оформление единой системы руководства физическим воспитанием на государственном уровне.

Список литературы

1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М., 2007.

2. Григорьев А.Е. Физическое воспитание в России (XIX – начало XX века). Исторический очерк. - СПб., 1994.

3. Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. – М., 2005.

4. Зеликсон Е.Ю. Очерки по истории физической культуры в СССР. - М., 1940.

5. Зуев В.Н., Логинов В.А. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (история и современность). – М., 2008.

6. Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: учебное пособие. М., 1992.

7. Крадман Д.А. Физическая культура в период развития капитализма (вторая половина XIX века) Очерки по истории физической культуры. Сборник трудов. Вып. 5. - М., 1950.

8. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX–XX вв. – М., 2001.

9. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В.В.Столбова. 3-е изд. - М., 2001.

References

1. Goloshhapov B.R. Istorija fizicheskoj kul'tury i sporta. [History of physical education and sport]. Moscow, 2007.

2. Grigor'ev A.E. Fizicheskoe vospitanie v Rossii (XIX – nachalo XX veka). Istoricheskij ocherk [Physical education in Russia (19th –beginning of the 20th century): An outline]. St. Petersburg, 1994.

3. Demeter G.S. Ocherki po istorii otechestvennoj fizicheskoj kul'tury i olimpijskogo dvizhenija [An outline of national history of physical education and Olympic Movement]. Moscow, 2005.

4. Zelikson E.Ju. Ocherki po istorii fizicheskoj kul'tury v SSSR. [An outline of history of physical education in the USSR]. Moscow - Leningrad, 1940.

5. Zuev V.N., Loginov V.A. Normativnoe pravovoe regulirovanie otechestvennoj sfery fizicheskoj kul'tury i sporta (istorija i sovremennost') [Regulation in the sphere of national physical education and sport (history and contemporaneity)]. Moscow, 2008.

6. Karpushko N.A. Istoriko-teoreticheskij analiz shkol'nyh programm po fizicheskoj kul'ture: uchebnoe posobie [Historical and theoretical analysis of school curricula for physical education: A textbook]. Moscow, 1992.

7. Kradman D.A. Fizicheskaja kul'tura v period razvitija kapitalizma (vtoraja polovina XIX veka) Ocherki po istorii fizicheskoj kul'tury. Vypusk 5. [Kradman D.A. Physical education in the time of developing capitalism (second half of the 19th century) An outline of history of physical education. Collection of works. No. 5]. Moscow, 1950.

8. Sunik A.B. Rossijskij sport i olimpijskoe dvizhenie na rubezhe XIX – XX vv. [Russian sport and the Olympic Movement at the turn of the 20th century]. Moscow, 2001.

9. Stolbov V.V., Finogenova L.A., Mel'nikova N.Ju. Istorija fizicheskoj kul'tury i sporta [History of physical education and sport]. Moscow, 2001.

Сведения об авторах

Белюков Дмитрий Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент, декан социально-гуманитарного факультета Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, г. Великие Луки, Российская Федерация, 8-911-354-20-82, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Belyukov Dmitry Anatolievich, PhD in History, associate professor, dean of the social sciences and humanities faculty of the Velikie Luki State Academy for Physical Education and Sports, Velikie Luki, Russian Federation, +7-911-354-20-82, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.