ДУХОВЕНСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ СССР В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 гг.

Печать PDF

Иеродиакон ПЛАТОН (С.В. РОЖКОВ), г. Козельск, Российская Федерация

ДУХОВЕНСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ СССР В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 гг.

Hierodeacon Platon (Rozhkov S.V.), Kozelsk, Russian Federation

Clergy of the Russian Orthodox Church in the Occupied Territories of the USSR in the Days of the Great Patriotic War of 1941-1945

Аннотация

В статье, основанной на изучении опубликованных трудов и впервые выявленных архивных источников, освещается религиозная политика немецкого вермахта на оккупированных территориях СССР в годы Второй мировой войны 1941–1945 гг., стратегические и тактические планы оккупационного режима в отношении Церкви, духовенства и верующего населения на разных этапах войны. Вопрос о пребывании и служении лиц духовного звания на оккупированной территории встал перед Русской Православной Церковью в процессе канонизации новомучеников и исповедников Российских ХХ столетия. Проведенное церковными исследователями изучение вносит дополнительное знание в проблему, актуальность которой в свете событий на бывших оккупированных в годы войны территориях возрастает. Показано, что сотрудничество людей с оккупационными властями в тех или иных формах было неизбежно. Имело место и явление коллаборационизма – осознанного, добровольного содействия оккупационным властям в ущерб своей стране. На конкретных документально удостоверенных фактах освещаются судьбы духовенства, цели создания немецким командованием «Православной миссии в освобожденных областях России», причастность лиц духовного звания к осуществлению ее деятельности. Отмечается, что рассекреченный в отечественных и зарубежных архивах и доступный для исследования комплекс архивных источников все еще оказался недостаточен для выяснения всей необходимой информации о духовенстве, оказавшемся на оккупированных территориях.

Abstract

The article is based on previously published studies and newly revealed archive sources. It addresses the religious policy of the German Wehrmacht on the occupied territories of the USSR during World War II (1941-1945), as well as strategic and tactic plans of the occupation authorities concerning the Russian Orthodox Church, it's clergy and lay in the different stages of the war. The issue of clergy staying and performing the religious services on the occupied territories came to light in the process of canonization of New Martyrs and Confessors of the Russian Orthodox Church of the 20th century. Previous studies by the church researchers add to the knowledge of the issue, which grows yet more significant in the light of historical events taking place on the territories that were occupied in the war. It is shown that some collaboration of Soviet people with the occupation authorities was inevitable. But also there was deliberate and purposeful collaboration with the occupants to the disadvantage of the motherland. Documented facts shed light on the lives of the clergy, on purposes of creation by the German command of the "Orthodox mission on the liberated territories" and on involvement of the clergy in its activities. It is also noted that the corpus of declassified and accessible historical sources in Russian and foreign archives turned out inadequate for clarification of all aspects of the life of clergy under the occupation.

Ключевые слова

Архив, источник, Отечественная война 1941-1945 гг., Русская Церковь, духовенство, коллаборационизм, оккупационный режим, Псковская миссия, религиозная политика вермахта.

Keywords

Archive, source, the Great Patriotic War of 1941-1945, the Russian Church, clergy, collaboration, occupation regime, the Pskov mission, religious policy of the German Wehrmacht.

В 1941–1945 гг. густонаселенные территории СССР оказались под властью Третьего Рейха. В советской историографии этот аспект исторического прошлого не получил освещения. Как отмечает известный исследователь религиозной политики советского государства М.С. Шкаровский, «хотя со времени окончания Великой Отечественной войны прошло уже больше 65 лет, существуют ее важные аспекты и темы, которые начали глубоко изучаться лишь относительно недавно, последние 15–20 лет. К числу таких тем относится история Русской Православной Церкви, других конфессий СССР, а также государственная религиозная политика Советского Союза и нацистской Германии в 1941–1945 гг.». Наше исследование проблемы подтверждает этот вывод.

Патриотическая позиция Русской Православной Церкви, разделившей с народом все тяготы и беды военного времени, хорошо известна. Роль Церкви была оценена государством по достоинству, многие священнослужители были награждены высокими государственными наградами. Эта тема в истории Церкви получила определенное освещение. Но духовенство, оказавшееся в силу обстоятельств на оккупированной территории, оказалось куда в более трудном, неоднозначном и даже трагичном положении. Стремясь к исполнению своего долга, священники были вынуждены исполнять такие требования нацистских органов власти для своей легализации, которые, несомненно, выходили за евангельские рамки. В условиях оккупации духовенство стояло перед тяжелейшим выбором: служить, исполняя требования нацистов, или бросить служение, оставив верующий народ без духовной поддержки. К сожалению, эта «неудобная» тема в истории Церкви не исследована и, в основном, замалчивается.

В связи с изучением проблем канонизации подвижников Русской Православной Церкви ХХ столетия и необходимостью получения документально удостоверенных данных о служении лиц духовного звания, в том числе на оккупированной территории, нами проводилось всестороннее изучение опубликованных трудов и доступных архивных источников, сохранившихся в архивах УФСБ РФ по Ленинградской, Калужской, Псковской, Московской областей. Установлено, что, несмотря на неполноту источниковой базы, все еще малодоступной для исследователей, а также нередко проявляемый субъективизм и односторонность подхода к анализу проблемы современных исследователей, появившиеся труды в своей совокупности, вводят в научный оборот многие источники, позволяя восстановить ход событий, раскрыть сущностные характеристики фактов, в том числе связанных с истоками, причинами коллаборационизма в среде духовенства и верующих на оккупированных территориях.

В условиях возрастающего народного сопротивления гитлеровцы возлагали особую надежду на духовный коллаборационизм. «Если советская власть считала Церковь и священнослужителей своими врагами, нацисты рассматривали их как своих потенциальных союзников». Оккупационные власти стремились вовлечь в борьбу с партизанами всех лиц, в том числе духовного звания, требовали от них активной совместной работы. Представители гражданской администрации под страхом карательных санкций обязаны были принимать меры, направленные на выявление партизан и предупреждение нападений с их стороны, в том числе формировать сеть осведомителей среди населения и вести пропагандистскую работу. Политически нейтральным в такой обстановке оставаться было практически невозможно.

Сложным, требующим особого подхода для его разрешения, оказался для немецких властей вопрос о кадрах священства для вновь открываемых церквей. К 1941 г. в СССР на свободе почти не осталось священников Русской Православной Церкви. Десятки тысяч были расстреляны в 1920-е – 1930-е гг. Другие продолжали погибать в лагерях и тюрьмах НКВД. Задача решалась зачастую за счет возвращения к церковной деятельности лиц, сложивших с себя священнический сан после установления атеистической власти и перешедших на службу в советские учреждения. При назначении священники подвергались тщательной проверке, их кандидатуры согласовывались с СД, проводилась работа по их вербовке.

Встречаются примеры вызывающие недоумение: например некоторые обстоятельства жизни архимандрита Лаврентия (Проскуры; 1868 – 1950), канонизированного Украинской Православной Церковью. Архимандрит служил и при советской власти, несколько лет при немцах, и снова при советской власти. Репрессирован он не был. Почему это стало возможным? Ответа нет, исчерпывающих исследований не проводилось.

Несколько лет служил на оккупированной территории известный протоиерей Николай Гурьянов (скончался в 2002 г.). Его служение во время войны совершенно не исследовано, нет ответа на вопрос, почему его также не коснулись репрессии в послевоенное время в отличии от иных священников, служивших под оккупацией, а одних лишь слов его почитателей недостаточно для составления полного духовного портрета.

В феврале 2011 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви подвел итоги изучения судеб духовенства и мирян, пострадавших от антирелигиозного террора в советской России. В соборном докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил внимание на принципиально важную сторону вопроса, сказав, что «одним из недугов нашего времени стало умножение почитания лиц, канонизация которых невозможна. Таким лицам пишутся жития и акафисты, в поддержку их канонизации собираются подписи. Введенный в заблуждение народ недоумевает: почему не прославляют такого-то человека?».

Таким образом, полученные в ходе проведенного исследования данные показали, что общие процессы, происходившие на оккупированных территориях, стратегические и тактические планы оккупационного режима в отношении Церкви и верующего населения на разных этапах войны в основном получили объективное освещение в отечественной историографии последнего десятилетия. Однако доступная в отечественных и зарубежных архивах источниковая база в настоящее время все еще не позволяет выяснить причастность каждого конкретного лица к тем или иным формам сотрудничества с немецкими властями, выявить духовно-нравственную составляющую биографии. Тем не менее, полученные в ходе исследования материалы в определенной мере вносят дополнительное знание в проблему, актуальность которой в свете развернувшихся событий на бывших оккупированных территориях возрастает.

Некоторые исследователи в своих работах о духовенстве в годы войны стараются избегать деликатной и сложной темы религиозного коллаборационизма, но замалчивание этого в условиях определенной доступности архивных материалов, как нам представляется, антиисторично и не может быть оправдано ложным пониманием нравственно-этических ограничений.

Список литературы

1. Иоффе Э.Г. Абвер, полиция безопасности и СД, тайная полевая полиция, отдел «иностранные армии – Восток» в западных областях СССР. Стратегия и тактика. 1939–1945 гг. - Минск, 2007. – 384 с.

2. Ковалев Б.Н. Коллаборационизм в России в 1941–1945 гг.: типы и формы. - Великий Новгород, 2009. – 372 с.

3. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сб. документов / Отв. сост. О.Ю. Васильева и др. - М., 2009. – 778 с.

4. Соколова Л.И. Деятельность Псковской духовной миссии по материалам следственного дела протопресвитера Кирилла Зайца и других членов миссии // Прославление и почитание святых. Материалы конференции. - М., 2014. - С. 46–61.

5. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Материалы по истории Церкви. Кн. 21. - М., 2000. – 423 с.

References

1. Ioffe Je.G. Abver, policija bezopasnosti i SD, tajnaja polevaja policija, otdel “inostrannye armii – Vostok” v zapadnyh oblastjah SSSR. Strategija i taktika [Abver, Security Police and SD, Secret Field Police, Foreign Armies East in the western areas of the USSR: Strategy and tactics: 1939–1945].Minsk, 2007. 384 p.

2. Kovalev B. N. Kollaboracionizm v Rossii v 1941 – 1945 gg.: tipy i formy [Collaboration in Russia in 1941 - 1945: types and forms]. Veliky Novogorod, 2009. 372 p.

3. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941–1945 gg. [The Russian Orthodox Church in the days of the Great Patriotic War of 1941-1945]. Moscow, 2009. 778 p.

4. Sokolova L.I. Dejatel'nost' Pskovskoj duhovnoj missii po materialam sledstvennogo dela protopresvitera Kirilla Zajca i drugih chlenov missii. [Activities of the Pskov ecclesiastical mission in investigatory records on protopresbyter Kirill Zayts and other members of mission]. XXII Mezhdunarodnye Rozhdestvenskie chtenija. Proslavlenie i pochitanie svjatyh. Materialy konferencii [International Christmas Conference: Glorifucation and veneration of the saints: Proceedings of the conference]. Moscow, 2014, pp. 46-61.

5. Shkarovskij M.S. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' pri Staline i Hrushheve. Materialy po istorii Cerkvi. Kn. 21 [Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev: Materials on the Church history. Book 21]. Moscow, 2000. 423 p.

Сведения об авторах

Иеродиакон Платон (Рожков Сергей Владимирович), Введенский ставропигиальный мужской монастырь, Оптина пустынь, издательский отдел, г. Козельск, Российская Федерация, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Hierodeacon Platon (Rozhkov Sergey Vladimirovuch), Publishing department of the Optina Poustin Monastery, Kozelsk, Russian Federation, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.