| 09 Декабря 2015
М.С. ДЕВЯТКОВ, г. Электросталь, Российская Федерация
БИЛЕТЫ ДЛЯ ПОГРЕБЕНИЯ В НЕКРОПОЛЕ ДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ В 1770-х гг. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Devyatkov M.S., Elektrostal, Russian Federation
Tickets for burial in the Donskoy monastery necropolis in the 1770s as a historical source
Аннотация
Статья посвящена определению количественного и социального состава погребенных в некрополе Донского мужского монастыря (г. Москва) в период 1770-х гг. Изучение состава лиц, вступавших во взаимоотношения с монастырями в допетровский период, в том числе для отправления поминальной практики, давно сформулировано в российской историографии в качестве исследовательской проблемы. Аналогичных исследований применимо к XVIII в. и более позднему времени практически нет, что актуализирует изучение состава лиц, погребенных в некрополе Донского монастыря. Монастырский некрополь известен, прежде всего, по захоронениям представителей грузинского царского рода, грузинских и русских княжеских, купеческих родов. Немногочисленные работы некрополистов и генеалогов основаны главным образом на натурных осмотрах сохранившихся надгробий. Однако эти данные значительно корректируются за счет изучения документов монастырского архива. Автор выявил распорядительные документы («билеты»), позволяющие реконструировать бюрократические процедуры для захоронения в монастыре. Они позволяют существенно дополнить и исправить имеющиеся опубликованные данные по составу монастырского некрополя: из 108 человек, упомянутых в билетах, 62 были до настоящего времени неизвестными. Кроме этого, полученные данные позволили скорректировать суждения о социальном составе, который представляется теперь более «демократичным». Автор приходит к выводу, что для более продуктивной реконструкции состава погребенных необходим комплексный подход, который подразумевает работу с публикациями, архивом и натурными осмотрами надгробий. Автор показывает, что суждения о составе монастырских некрополей, основанные на натурных исследованиях, не могут считаться корректными без обращения к монастырским архивам, которые позволяют значительно уточнить круг родов, связанных с монастырем, предложить новые данные для исторической демографии, просопографии и иных исторических дисциплин.
Abstract
The article attempts to estimate quantitative representation and social distribution of people that had been buried in the Moscow Donskoi monastery necropolis in the 1770s. Study of people’s interactions with monasteries (for funeral rites as well) in the pre-Petrine period is an established research topic in the Russian historiography. And yet there are little or no similar works on later periods, which increases the significance of studying of the representation of people buried in the Donskоi monastery necropolis. The monastery cemetery is known primarily as the burial place of Georgian tsars, Russian and Georgian princes and merchants. A few works by necropolists and genealogists are based mainly on field inspection of preserved gravestones. However the published data has been amended after studying the manuscripts of the Monastery archive. The author has discovered administrative documents, so-called “tickets” (bilets) that allow reconstruct the monastery bureaucratic procedures of burials. These documents help add to and correct the published information on the monastery cemetery: 62 persons out of 108 mentioned in the “tickets” have been previously unknown. The new data allows correct the estimations of the deceased social distribution, making it more “democratic”. The author concludes that multi-method research combining the study of publications, archives and the field inspection of gravestones proves most effective. The author contends that estimated representation of monastery cemeteries based on field inspection can’t be accurate without study of the monastery archives. Archives provide more accurate data on the families linked with monastery, as well as new data for historical demography, prosopography and the other historical disciplines.
Ключевые слова
Источниковедение, генеалогия, Донской монастырь, некрополь, русское дворянство, грузинское дворянство, грузинский царский род, социальный состав погребенных, количественный состав погребенных, чума в Москве.
Keywords:
Source study, geneology, the Donskoi monastery, necropolis, Russian nobility, Georgian nobility, the Bagration tsar dinasty, social distribution of the buried, quantitative representation of the buried, plague in Moscow.
Среди ряда важнейших социальных и культурных функций, которые православные монастыри несли в средневековой Руси, особенно выделяется практика поминания, посмертного «устроения души». Для православного человека с его представлениями о вере и благочестии забота о душах своих близких была как проявлением обыденного благочестия, так и одной из норм «предписанного» православия.
Для каждого рода существовала известная возможность выбора того культового центра, с которым он стремился связать свою поминальную практику. Общность этого выбора определяла круг тех родов, которые выступали вкладчиками той или иной обители, обустраивали в ней родовые некрополи. Необходимость выявления и изучения состава монастырских вкладчиков, главным образом допетровского времени, давно сформулирована в историографии в качестве исследовательской проблемы.
Для небольших вотчинных монастырей круг вкладчиков ограничивался родом ктиторов и жителями их вотчин. Заметно шире был круг родов, связанных с монастырями, расположенными в пределах удельных княжеств. Круг вкладчиков Иосифо-Волоцкого монастыря в период существования Волоцкого удела замыкался на местных удельных князьях и их вассалах, а затем круг родов расширился за счет московских бояр, вотчинников из иных регионов.
Изначально широкий в социальном и территориальном смысле состав вкладчиков формировался вокруг крупнейших, особо почитавшихся монастырей, имевших статус царского богомолья. М.С. Черкасова установила, что вкладчиками Троице-Сергиева монастыря, обеспечивавшими себе право быть постриженными и погребенными в монастыре, выступали крупные светские землевладельцы, торговые люди разных городов, черносошные и дворцовые крестьяне, приходские священники, монахи и монахини других монастырей, церковные иерархи, сами троицкие старцы, слуги и крестьяне. Схожие наблюдения были сделаны Л.И. Ивиной на материале московского Симонова монастыря.
Для XVIII в. подобные исследования практически отсутствуют. Тем интереснее представляются возможности определения круга фамилий, для которых родовым богомольем и некрополем стал московский Донской монастырь.
Монастырь был основан Борисом Годуновым в 1591 г. До конца 1640-х гг. Донской монастырь не играл какой-либо значимой роли в жизни русского общества. Однако с конца 1640-х гг. вновь возродилась практика отправления царских выходов и крупных вкладов в монастырь.
Для исследования состава монастырских некрополей важен, очевидно, комплексный подход, сочетающий как исследования вещественных памятников, так и данных письменных источников.
Список литературы
1. Андроникашвили Б.Б. Надежд питомцы золотых. – М.: Мысль, 1992. – 303 с.
2. Артамонов М.Д. Московский некрополь. – М.: Столица, 1995. – 432 с.: ил.
3. Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие: белокаменные плиты Москвы и Сев.-Вост. Руси XIII–XVII вв. – М.: Модус-Граффити, 1996. – 567 с.: ил.
4. Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. – М.: Наука, 1969. – 586 с.
5. Власьев Г.А. Потомство Рюрика: материалы для сост. Родословной. Т. 1. –– СПб.: Тип. Р. Голике и А. Вильборга, 1906–1907.
6. Водарский Я.Е., Истомина И.Г. Православные монастыри России и их роль в развитии культуры (XI – начало XX в.). – М.: ИРИ РАН; Гриф и Ко, 2009. – 552 с.: ил.
7. Голицын Н.Н. Род князей Голицыных. Т. 1. – СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1892. – 611 с.
8. Дмитриев Н.В. Донской монастырь. – М.: Ведомости моск. гор. полиции, 1857. – 20 с.
9. Забелин И.Е. Историческое описание Московского ставропигиального Донского монастыря / И.Е. Забелин. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Тов. тип. А. И. Мамонтова, 1893. – 198 с.: ил.
10. Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI вв.) / А. А. Зимин. – М.: Наука, 1977. – 356 с.
11. Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя / Н.М. Карамзин. – М.: Моск. рабочий, 1986. – 527 с.
12. Каштанов С. М. Русская дипломатика: учеб. пособие / С. М. Каштанов. – М.: Высш. шк., 1988. – 229 с.
References
1. Andronikashvili B. B. Nadezhd pitomcy zolotyh [The Hope’s the golden wards]. Мoscow, Mysl’ publ., 1992, 303 p.
2. Artamonov M.D. Moskovskij nekropol’ [The Moscow necropolis]. Мoscow, Stolitsa publ., 1995, 432 p.
3. Belyaev L. A. Russkoe srednevekovoe nadgrobie: belokamennye plity Moskvy i Sev.-Vost. Rusi XIII–XVII vv. [Russian medieval gravestones: White gravestones of Moscow and North-Eastern Russia of the 13th –17th centuries]. Мoscow, 1996, 567 p.
4. Veselovsky S. B. Issledovanija po istorii klassa sluzhilyh zemlevladel'cev [Studies in the history of landed gentry]. Moscow, Nauka publ., 1969, 586 p.
5. Vlas’ev G. A. Potomstvo Ryurika: materialy dlya sostavleniya rodoslovnoj [The Ryurik’s progeny: Materials for the genealogy. Vol. 1]. St. Petersburg, Tip. R. Golike and А. Vilborga publ., 1906-1907.
6. Vodarsky Ya. E., Istomina I. G. Pravoslavnye monastyri Rossii i ih rol' v razvitii kul'tury (XI – nachalo XX v.) [Russian Orthodox monasteries and their role in cultural history: XI – early XX century]. Мoscow, IRI RAN; Grif i Co publ., 2009, 552 p.
7. Golicyn N. N. Rod knyazej Golicynih [The Golicyn princely clan. Vol. 1]. St. Petersburg, Tip. I.N. Skorokhodova publ., 1892, 611 p.
8. Dmitriev N. V. Donskoj monastyr' [The Donskoi Monastery]. Мoscow, Vedomosti mosk. gor. policii publ., 1857, 20 p.
9. Zabelin I. E. Istoricheskoe opisanie Moskovskogo stavropigial'nogo Donskogo monastyrja [Historical description of the Moscow Stavropegial Donskoi Monastery]. Moscow, Tov. tip. A. I. Mamonova publ., 1893, 198 p.
10. Zimin A. A. Krupnaja feodal'naja votchina i social'no–politicheskaja bor'ba v Rossii (konec XV–XVI vv.) [Large feudal estate and social and political struggle in Russia: Late 15th –16 century]. Moscow, Nauka publ., 1977, pp.110, 122, 130, 143.
11. 153. Kashtanov S. M. Russkya diplomatika: ucheb. posobie [Russian Diplomatics: A study guide]. Мoscow, Vysshaya shkola publ., 1988, 229 p.
Сведения об авторах
Девятков Максим Семенович, аспирант Институт российской истории Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация, 8-916-918-28-25, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Devyatkov Maxim Semenovich, post-graduate student at the Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Elektrostal, Russian Federation, 8-916-918-28-25, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.