НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ НА РУБЕЖЕ XVIII – XIX ВВ. ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ И ОПУБЛИКОВАННЫМ ИСТОЧНИКАМ

Печать PDF

С.Ю. ИЕРУСАЛИМСКАЯ,

г. Ярославль, Российская Федерация

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ НА РУБЕЖЕ XVIII – XIX ВВ. ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ И ОПУБЛИКОВАННЫМ ИСТОЧНИКАМ

Iyerusalimskaya S.Y., Yaroslavl, Russian Federation

Public Education in the Upper Volga Region at the Turn of 18th to 19th Centuries from Archival Materials and Published Sources

Аннотация

В статье рассматривается состояние народного образования в Верхнем Поволжье в конце XVIII – начале XIX вв. Под термином Верхнее Поволжье традиционно подразумевается территория Тверской, Ярославской, Костромской и Владимирской губерний. В конце XVIII в. Екатерина II сделала первые шаги для учреждения государственной народной школы. Для новой системы образования были характерны два типа учебных заведении: главные четырехклассные народные училища и малые двуклассные народные школы. Главные народные училища преимущественно размещались в губернских городах, в то время как малые народные школы — в уездных городах. Для решения кадровых проблем с преподавательским контингентом Екатерина II учредила в 1782 г. Комиссию для заведения в России народных училищ. Новые учебные заведения в основном существовали за счет местных органов власти, что негативно сказывалось на их материальном обеспечении. Дополнительные проблемы вызывало отсутствие в программах училищ единых учебных планов. По социальному составу учащиеся главных и малых училищ Верхневолжского региона подразделялись на детей купцов и мещан, составлявших основное большинство учеников таких школ. На втором месте находились дети чиновников; затем шли отпрыски священнослужителей. На начальном этапе реформы значительную часть обучающихся составляли крепостные крестьяне, направляемые на учебу помещиками. Спустя некоторое время потребность в образованных крестьянах была удовлетворена и их доля в числе учеников начала снижаться. Главные народные училища развивались достаточно успешно, но положение малых училищ в регионе, как и в целом по стране, было весьма шатким. Основная причина заключалась в недостаточном финансировании. Несмотря на существующую небольшую положительную динамику в количественном отношении (увеличение численности учащихся и числа учебных заведений), образовательная реформа Екатерины II по развитию малых училищ в конце ее царствования стала малоэффективной и в начале XIX века перед Александром I встала задача провести новые преобразования в сфере начальной и средней школы.

Abstract

The article examines situation in the public education in the Upper Volga region in late 18th century. Traditionally, the term ‘Upper Volga’ covers Tver, Yaroslavl, Kostroma and Vladimir provinces. In late 18th century Catherine II made first steps to establish national school network. The new education system included two types of educational institutions: major four-year public schools and minor two-year public schools. The major public schools were mostly organized in gubernia (provincial) cities, while minor public schools were organized in uezd (district) towns. In 1782 Catherine II founded a Commission for Establishment of National Schools in Russia in order to solve teaching personnel problems. New schools were mostly funded by local authorities, which caused some problems. Further problems were caused by lack of uniform educational plans. The social structure of major and minor schools of the Upper Volga region comprised primarily of merchants’ and petty bourgeois’ children, running second were state officials’ children, then the priests’ offspring. Initially, there was a significant number of serfs sent by their landlords to study, but after a time the demand for educated peasants was satisfied and the number of serf students dropped. Major public schools were developing quite successfully, while minor schools in the region, as well as in the country itself, remained in a precarious position. This was primarily caused by a lack of funding. Despite some positive dynamics, such as increase in number of students and schools, the educational policies of Catherine II promoting minor schools proved ineffective by the end of her reign. In early 19th century Alexander I faced a task of carrying out new reforms in the primary and secondary school network.

Ключевые слова

Источник, народное просвещение, Верхнее Поволжье, главное четырехклассное народное училище, малая двуклассная народная школа.

Keywords

Source, public education, Upper Volga region, major four-year public school, minor two-year public school.

Начиная с XVIII в. российское государство стремилось к реализации обучения различных категорий населения в соответствии с определенной общественно-политической программой, в которой оно было заинтересовано. Вместе с тем подобная модель государственного регулирования системы народного просвещения не всегда встречала среди населения регионов понимание и стремление к сотрудничеству. Еще слишком распространенным было мнение, что образование бесполезно, если не сказать вредно, и способно лишь отвлечь мальчика от его прямых обязанностей – торговли, пахоты, предпринимательства и др.

По мнению ярославского городского головы И.А. Вахрамеева (1843 – 1908 гг.), период конца XVIII – начала XIX в. в регионе характеризовался достаточно нейтральным отношением местного общества к школьному строительству: «наши прадеды не особо дорожили процветанием умственной жизни: в заведённых наместником Мельгуновым школах число детей, принадлежавших к «среднему сословию» было ничтожно». Да и само «заведение» этих школ, по свидетельству источника было сопряжено с немалыми трудностями: «В 1778 г., при открытии Костромского наместничества, Алексей Петрович Мельгунов, генерал-губернатор Ярославский и Костромской, собрал от дворянства подписки на огромную сумму для заведения училища; но так как деньги вносились очень медленно, то правивший Костромским наместничеством Шишкин, в 1781 г., через земские суды, напоминал о скорейшей уплате».

Система начальной общеобразовательной школы, сложившаяся на территории Верхнего Поволжья (как, впрочем, и по всей империи) еще в 1780-е гг. (и напрямую связанная с реформой светского образования и губернской реформой Екатерины II), включала в себя два основных типа учебных заведений: главные четырехклассные народные училища и малые двуклассные народные школы.

Главные четырехклассные народные училища, располагавшиеся, как правило, в каждом центре наместничества или губернских городах (5 лет обучения). В указанных школах были заняты шесть педагогов: по два для нижних и высших классов плюс один учитель рисования и один иностранных языков.

В частности, в Костроме учебное заведение данного типа, положившее начало основанию в городе мужской гимназии (1804 г.) и содержавшееся за счет приказа общественного призрения, было создано в 1788 г. (по другим данным в 1786 г.), тогда как во Владимире и Твери главные народные училища открылись двумя годами раньше – в 1786 г. и также положили начало созданию губернских гимназий. Например, 7 августа 1804 г. путем преобразования из главного училища, была открыта гимназия во Владимире. В Ярославле главное народное училище было организовано 22 сентября 1786 г. (по другим данным 22 сентября 1789 г.) в Доме призрения ближнего при поддержке первого ярославского наместника А.П. Мельгунова (1722 – 1788 гг.). Последнее в год открытия приняло 66 учеников. После школьной реформы 1804 г. все перечисленные училища были преобразованы в гимназии.

Местом постоянной дислокации малых двухклассных народных школ обычно являлись уездные города (2 года обучения). Для обслуживания двухклассного малого училища полагалось два учителя; для одноклассного – один, плюс учитель рисования. Например, в 1776 г. была организована Тверская городская школа, а через год подобные училища появились в 10 уездных городах: Калязине, Зубцове, Ржеве, Бежецке, Вышнем Волочке, Весьегонске, Кашине, Осташкове, Торжке и Старице. В 1781–1782 гг. школы данного типа были созданы в населенных пунктах губернии – Красном Холме и Корчеве. В 1790–1791 гг. малые народные училища были открыты в губернской Костроме и уездных городах Нерехте, Кинешме, Макарьеве, а в 1800 г. малое народное училище для детей дворянства, купцов и чиновников было организовано в г. Галиче Костромской губернии. Однако скромные успехи этих училищ не соответствовали ожиданиям правительства, чему главной причиной были, по данным источника, «неудачный выбор правительственных лиц по училищному ведомству». Параллельно с созданием главных и малых училищ в конце правления Екатерины II в Верхнем Поволжье упразднялись домашние училища.

Формально обязанность руководства народными училищами было возложено на Комиссию об учреждении училищ. Однако, на деле данные образовательные учреждения подчинялись губернаторам и приказам общественного призрения. Провозглашалось, что бремя финансирования народных училищ берут на себя региональные государственные органы – приказы общественного призрения, но их бюджеты были для этого слишком скудны. Особенно страдали в этом отношении малые народные училища, для их содержания местная власть все чаще обращалась за денежной помощью к дворянскому и городскому обществу. Самарский профессор Л.М. Артамонова считает, что сложившаяся ситуацию возникла из-за непродуманности финансирования народных училищ.

К середине 1780-х гг. в Ярославле функционировали главное народное училище и городовая школа. Малые народные училища на территории Ярославского края были организованы: в декабре 1786 г. в Ростове; в марте 1787 г. в Ярославле, Угличе, Мологе, Романово-Борисоглебске и др. В конце XVIII в. количество учащихся в них составляло 202 человека, тогда как в начале XIX в. в малых училищах Ярославского региона насчитывалось уже 456 учеников. Абсолютное большинство из них составляли дети мужского пола, в то время как девочек имелось лишь 8 человек.

1789 г. стал временем открытия малого училища в г. Данилове Ярославской губернии (закрылось в 1810 г.). В том же году подобные школы были устроены в Пошехонье и Любиме. Большую роль в деле развития начальной школы сыграли обители Ярославской епархии. Так, в описях монастырского имущества за 1780-е – 1803 гг. часто упоминались не только богослужебные, но и учебные печатные и рукописные книги, по которым на рубеже XVIII – XIX вв. велось обучение. Позднее на территории Ярославской губернии учебные заведения появились и в сельской местности.

Создание первой школы в Иванове (Владимирская губерния) датируется 1791 г. Содержание этого училища шло посредством взносов местных жителей при попечительстве обер-камергера, действительного тайного советника, мецената, музыканта и покровителя искусств графа Н.П. Шереметева (1751–1809 гг.). Позднее, в 1834 г., школа была преобразована в 1-е мужское приходское училище.

В целом развитие народных училищ на территории Верхнего Поволжья накануне XIX в. характеризовалось достаточно стабильной положительной динамикой, хотя и протекало оно очень медленно. Например, состояние ярославских учебных заведений в 1788 г., по свидетельству источников, являлось «порядочным», а через три года и вовсе «процветающим». Характерно, что в целом по стране успех реформы также пришелся на первый период ее проведения – 1786 г.-начало 1790-х гг.

Однако, если главные народные училища развивались достаточно успешно, то положение малых училищ в регионе, как и в целом по стране, было весьма шатким. Основная причина заключалось в недостаточном финансировании. Как справедливо замечает современная исследовательница Е.К. Сысоева, приказы общественного призрения, стесненные в доходах, с трудом содержали главные народные училища, а малые в большинстве случаев передавали на попечение городских дум. Последние, в свою очередь, постоянно ощущали нехватку денежных средств и просили приказы закрыть данные образовательные учреждения.

Учебные программы главных народных училищ включали в себя изучение иностранных (немецкий, французский) и русского языков. В комплекс предметов, определенных к усвоению в указанных школах, входили как точные науки (арифметика, физика, механика, гражданская архитектура и геометрия), так и гуманитарные (русская грамматика с упражнениями, всеобщая и отечественная история, риторика, всеобщая и русская география). Большое внимание уделялось изучению Закона Божьего, катехизиса, Евангелия; однако не оставлены без внимания были и светские дисциплины (рисование, чистописание, пение и танцевальное искусство). При данных учебных заведениях нередко создавались так называемые пансионы, предназначенные для проживания воспитанников, не имевших родственников в губернском городе. В малых училищах преподавались чтение, письмо, цифры, числа церковные и римские, начатки арифметики и грамматики, священная история и катехизис.

По социальному составу учащиеся главных и малых училищ Верхневолжского региона подразделялись на детей купцов и мещан, составлявших основное большинство учеников таких школ. На втором месте находились дети военно-служилого населения; затем шли отпрыски священнослужителей и дворянства, число которых в народных школах было минимальным. Также в них находили способы поступать даже дети крепостных крестьян, хотя формально доступ их в данные образовательные учреждения был запрещен. Так, во Владимире в главном народном училище 47% учеников составляли сыновья крепостных. Как известно, их направляли туда помещики, заинтересованные в наличии грамотных дворовых людей. Не случайно, вскоре численность крестьянских детей в народных училищах не только в Верхнем Поволжье, но и в других регионах Российской империи, резко уменьшилась, т.к. был создан необходимый для барских потребностей задел в грамотных крестьянах. Подобный расклад, когда в главных и малых народных училищах преобладали дети купцов и мещан, являлся типичным для Верхневолжского региона, где преобладало торговое и ремесленное население, в то время как дети дворянского и духовного сословий направлялись в специализированные учебные заведения, доступ в которые для других социальных групп был закрыт (военные, духовные и дворянские училища).

Формирование преподавательского контингента, кадры которого предназначались для комплектации ими народных училищ, являлось одной из прерогатив организованной в 1782 г. именным указом Екатерины II Комиссии для заведения в России народных училищ – первого учреждения по управлению образовательной сферой в империи. Так, учителя Ярославского главного народного училища М.В. Розин, Ф. Васильевский, Ф. Чумаков и др. были направлены в данное учебное заведение именно этой организацией. В первом и втором классах преподавательской деятельностью занимались Ф. Чумаков и С. Васильевский. Учебными занятиями в третьем и четвертом классах руководил М.В. Розин. Комплекс преподаваемых им предметов являлся достаточно широким – в него входили арифметика, геометрия, физика, латинский и русский языки и др. Кроме указанных дисциплин в школьную программу училища были включены география, история, политическая и естественная история, изобразительное искусство, словесность, катехизис и т.д.

Итак, в конце XVIII в. государство определило заведование школами в качестве своей прерогативы, но финансировать этот проект не собиралось: «Самая бедная в Европе просвещением страна, Россия всего беднее обставила свое просвещение». Содержание училищ было отдано на откуп местным властям – обязанностью последних являлось находить деньги, педагогов и помещения для новых школ. У местных властей намеченная перспектива бурного энтузиазма не вызвала, в результате народные училища открывались, за редким исключением, только в городах. Кроме того, педагогическими кадрами для создаваемых школ Россия также не изобиловала. Обязанность подготовки преподавателей для училищ была возложена на главные учебные заведения. К 1800 г. по всей стране насчитывалось лишь 315 училищ, которые не могли удовлетворить потребности населения в образовании.

Говоря о характеристике народных училищ конца XVIII в., следует отметить отсутствие в их программах единых учебных планов и, как следствие, тупиковый характер, на деле, вопреки декларациям, предоставляемого ими образования. Указанный недостаток в значительной мере был преодолен в 1802 г., когда согласно реформе центральных органов государственной власти среди первых министерств было образовано Министерство народного просвещения. Именно оно сосредоточило в своих руках государственное управление основными типами учебных заведений.

Таким образом, реформа Екатерины II в области образования не прошла бесследно для Верхнего Поволжья. К 1802 г. на территории Верхневолжского региона увеличилось численность учащихся, была сделана попытка ввести бессословность образования. Однако, не подкрепленная финансовыми инвестициями со стороны государства, не принятая значительной частью общества, школьные преобразования Екатерины II во многом не достигли своих целей. В начале XIX столетия возникла необходимость в новом переустройстве народной школы, что и было сделано Александром I.

Список литературы

1. Артамонова Л.М. Самая просвещенная реформа // Родина. - 2010. - № 2. - С. 45-49.

2. Дутов Н.В. История Ярославского края в лицах / Под ред. М.В. Новикова. - Ярославль, 2007. - 79 с.

3. Оторочкина А.Е. Народное образование в губерниях Верхней Волги в первой половине XIX века: автореф. дис. … канд. ист. наук. - Ярославль, 2005. - 25 с.

4. Сысоева Е.К. Школа в России. XVIII – начало XX в.: власть и общество. - М., 2015. - С. 512.

References

1. Artamonova L.M. Samaja prosveshhennaja reforma [A most educational reform]. Rodina, 2010, no. 2, p. 45-49.

2. Dutov N.V. Istorija Jaroslavskogo kraja v litcah [History of the Yaroslavl region people]. Yaroslavl, 2007, 79 p.

3. Otorochkina A.E. Narodnoe obrazovanie v gubernijah Verhnej Volgi v pervoj polovine XIX veka. avtoref. dis. … kand. ist. nauk. [Education in the provinces of the Upper Volga in the first half of the 19th century. Cand. hist. sci. diss. abstract]. Yaroslavl, 2005, p. 25.

4. Sysoeva E.K. Shkola v Rossii. XVIII – nachalo XX v.: vlast' i obshhestvo [School in Russia: 18th - early 20th century: Government and society]. Moscow, 2015, p. 512.

Сведения об авторах

Иерусалимская Светлана Юрьевна, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Российская Федерация, 8-910-966-10-00, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the author

Iyerusalimskaya Svetlana Yur’evna, PhD in History, junior research scientist at the P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russian Federation, +7-910-966-10-00, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.