СВОЕОБРАЗИЕ АГРАРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ПЕРИОД ОККУПАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Печать PDF

В.И. КОВАЛЕВ, г. Губкин, Российская Федерация

СВОЕОБРАЗИЕ АГРАРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ПЕРИОД ОККУПАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Kovalev V. I., Gubkin, Russian Federation

Peculiarity of Agrarian Reforms in the Stary Oskol District of the Kursk Region in the Days of Occupation

Аннотация

Статья обращена к изучению попытки решения аграрного вопроса оккупационными властями в Старооскольском районе Курской области со 2 июля 1942 г. по 5 февраля 1943 г. Используя недовольство крестьянства насильственной коллективизацией сельского хозяйства, оккупационные власти попытались при решении аграрного вопроса привлечь значительные массы сельского населения к сотрудничеству. Однако из-за непродолжительности оккупации переход от советской колхозной системы к общинному землепользованию, а от него к единоличному землепользованию был осуществлен лишь в минимальном объеме. Крестьяне в начальный период оккупации, чтобы выжить в условиях прифронтовой зоны, нехватки продовольствия, насильственного изъятия товаров сельскохозяйственного производства немецко-венгерским командованием, вынуждены были идти на сотрудничество с оккупационным режимом. Материальный уровень сельского населения изменился незначительно. В связи с этим желание основной массы крестьянства сотрудничать с оккупационными властями было незначительным. Основная часть документов, используемых в статье, вводится в научный оборот впервые, что существенно расширяет традиционные представления об оккупационном режиме, о преобразованиях его в сельском хозяйстве, сложившиеся в отечественной историографии, позволяет выйти на новый уровень осмысления проблемы. В статье впервые исследованы особенности преобразований в сельском хозяйстве нового политического режима, проявления экономического коллаборационизма незначительной части крестьянства в период оккупации Старооскольского района Курской области.

Abstract

The article attempts to study the solution of the agrarian question by the occupation authorities in the Stary Oskol District of the Kursk Region from July 2, 1942 to February 5, 1943. The occupation authorities tried to solve the agrarian question by using peasants’ dissatisfaction with forced collectivization of the agriculture in the Soviet Union to outreach to rural population. However, due to short duration of the occupation, transit from Soviet collective farm system to communal land use and then to individual land use was carried out only to minimal degree. In the initial period of the occupation in order to survive in immediate battle area fraught with food shortages and confiscations of agricultural products by the German and Hungarian command peasants had to cooperate with the occupation regime. Material life standards of the rural population changed only slightly, therefore the majority of peasants felt no desire to cooperate with occupation authorities. Most documents used in the article are introduced into scientific use for the first time. Thus, the article expands traditional views of national historiography on the occupational regime and its reforms in agriculture and allows reach a new understanding of the issue. It is the first attempt to study reforms in the agriculture of the new political regime and examples of economic collaboration of some peasants during the occupation of the Oskol District of the Kursk Region.

Ключевые слова

Архив, источник, аграрный вопрос, Старый Оскол, земельное общество, оккупационный режим, коллаборационизм.

Keywords

Archive, source, agrarian question, Stary Oskol, land society, occupation regime, collaboration.

Изучение истории Великой Отечественной войны актуально и политически важно в настоящее время. В частности, необходим всесторонний анализ аграрной политики нацистов, как на всей оккупированной территории нашей страны, так и в отдельных регионах. Освещение этой проблемы важно для воссоздания полной истории Великой Отечественной войны. Исследование форм и методов аграрной деятельности нацистской Германии на оккупированных территориях позволяет понять причины неудач оккупационной политики.

Тема участия крестьянства в событиях Великой Отечественной войны получила развитие в исследовании В.Т. Анискова. Автор на основе конкретных исторических фактов показал, как в обстановке жесточайших репрессий, массового террора и истребления крестьянство оказывало сопротивление нацистской власти.

Проблема отношений крестьянства к экономической политике оккупационных властей отражена в монографии В.М. Гриднева. Автор на основе большого архивного материала раскрыл планы гитлеровцев по подготовке оккупационного режима на советской земле, проанализировал аграрную политику оккупантов и факторы, обусловившие ее провал.

Однако необходимо отметить, что в начальный период войны часть крестьянства сотрудничала с оккупационным режимом. По-разному оценивают исследователи истоки и причины коллаборационизма советских граждан в годы войны. Одни авторы, например, И.Г. Ермолов, видит корни этой проблемы в политических факторах, неприятии значительной частью населения идей большевизма. Однако, по мнению автора, в результате отсутствия ощутимых перемен оккупантам не удалось завоевать симпатии крестьянства, предложив ему что-либо лучшее, нежели советская колхозная система. Другие, например, Б.Н. Ковалев, считают, что сотрудничество с врагом было «стратегией выживания» в условиях тягот оккупационного режима, хотя автор и не отрицают политических факторов.

Предметом исследования автора статьи является рассмотрение своеобразия аграрных преобразований оккупационных властей на территории Старооскольского района Курской области со 2 июля 1942 г. по 5 февраля 1943 г. По планам фашистского руководства с марта 1942 г. ликвидировались колхозы и совхозы и на их основе создавались земельные общества, а затем земля должна была передаваться в индивидуальное пользование крестьянам. Все это делалось с целью привлечь большую часть крестьянства к сотрудничеству с новым режимом. Однако аграрные преобразования на оккупированных территориях в зависимости от объективных условий проходили различно. В частности, после установления нового оккупационного порядка начали формироваться на основе прежних колхозов крестьянские земельные общества. Они должны были под присмотром старост, старшин и полицейских осуществлять различные сельскохозяйственные работы.

В начальный период оккупации, когда сельское население еще верило новой власти, достигались определенные успехи, о чем старосты земельных обществ спешили сообщить районному сельскохозяйственному управлению. Так, например, староста Долгополянского земельного общества № 2 22 августа 1942 г. сообщал Долгополянскому сельскохозяйственному управлению, что зернохранилище по приему нового урожая отремонтировано, произведена побелка известью, кругом помыты полки 3-х амбаров: один на 10 тонн, второй на 20 тонн, третий на 120 тонн. Крестьяне данного земельного общества все это делали из-за того, что, во-первых, они оставались тружениками на земле и хотели, чтобы собранный урожай сохранился, во-вторых, еще не проявились истинные намерения новой оккупационной власти.

Однако неблагоприятное завершение сельскохозяйственного года вызвало проблемы с обеспечением продовольствием, как вермахта, так и местного населения. Также участились случаи насильственного отторжения товаров первой необходимости у местного населения. К тому же к этому времени усилилось партизанское движение. Крестьяне стали переходить как к пассивному, так и активному сопротивлению оккупационным властям. В этих условиях оккупационные власти перешли к кардинальному решению аграрного вопроса в Старооскольском районе. Чтобы расколоть крестьянские массы, предлагали лучшее решение аграрного вопроса, чем это было в Советском Союзе, и исключить возможность сотрудничества сельского населения с растущим партизанским движением в районе.

Новые идеи в решении аграрного вопроса были провозглашены, но они оставались лишь директивами на будущее. Поэтому, по мнению главного агронома Старооскольского окружного сельскохозяйственного управления Р. Мейерсона, собственность на землю - вопрос сложный, который будет разрешен впоследствии. В настоящее время необходимо напрячь все силы для увеличения продуктов питания для армии, сельского и городского населения. А значит, исходя из первостепенной задачи в сельском хозяйстве во время войны, сохраняется прежняя система ведения сельскохозяйственных работ и форма землепользования.

Неудачные итоги сельскохозяйственного года вынуждали новую власть с большим усердием готовиться к весеннему севу. В связи с этим заместитель районного коменданта Ориш поставил следующие задачи: необходимо организовать ремонт инвентаря силами членов земельного общества в их кузницах; инструмент, запасные части и мастеров нужно изыскать на местах; в связи с нехваткой семенного материала, во-первых, можно яровые культуры обменивать на рожь; во-вторых, возможен весной завоз семян, при этом не уточнялось, откуда он будет доставлен; недостаток в тягловой силе должен быть покрыт обязательно путем привлечения к работам всех коров; необходимо в короткие сроки подготовить новые сельскохозяйственные кадры.

В связи с последней задачей по заданию окружного сельскохозяйственного управления в начале января 1943 г. Старооскольское районное сельскохозяйственное управление организовало 8-дневные курсы для подготовки кадров на селе. На курсах должны были обучаться сельскохозяйственные руководители, их заместители, бригадиры, полеводы, садоводы, огородники и актив земельных обществ. Курсы должны были проводиться в 24 точках, при сельских управлениях, с охватом в 730 человек. В 10 точках занятия должны были начаться с 11 января, а в остальных – с 21 января. Руководителями курсов были назначены агрономы опорных пунктов. Во время занятий предлагались следующие темы лекций: новый земельный закон, обработка почвы, удобрение почвы, семена и посев, севооборот, уход за посевами, уборка и хранение урожая, садоводство, борьба с сельскохозяйственными вредителями и болезнями, животноводство. Лекции должны были проводить агрономы, землеустроители и зоотехники. Таким образом оккупационные власти надеялись более успешно провести весенний сев и тем самым создать условия для лучшего обеспечения продовольствием войска вермахта и уменьшить проблему обеспечения продуктами питания местного населения. В основном, реформирование сельского хозяйства носило декларативный характер, что привело в конечном счете к краху оккупационного режима.

Список литературы

1. Анисков В.Т. Крестьянство против фашизма. 1941 – 1945. История и психология подвига. – М.: Памятники исторической мысли, 2003. – 502 с.

2. Гриднев В.М. Борьба крестьянства оккупированных областей РСФСР против немецко–фашистской оккупационной политики: 1941–1944. – М.: Наука, 1976. – 228 с.

3. Ермолов И. Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941–1944. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. – 383 с.

4. Ковалев Б.Н. Коллаборационизм в России в 1941–1945 гг.: типы и формы. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. — 372 с.

References

1. Aniskov V.T. Krest’yanstvo protiv fashizma. 1941 – 1945. Istoriya i psihologiya podviga [Peasantry against Fascism: 1941 – 1945: History and psychology of the feat]. Moscow, Pamjatniki istoricheskoj mysli publ., 2003, 502 p.

2. Gridnev V.M. Bor’ba krest’yanstva okkupirovannyh oblastej RSFSR protiv nemezko – fashistskoj okkupazionnoj politiki: 1941 – 1944 [Peasants of the occupied regions of the RSFSR fighting Nazi occupation policy: 1941-1944]. Moscow, Nauka publ., 1976, 228 p.

3. Ermolov I. Tri goda bez Stalina. Okkupaziya: sovetskie grazdane mezhdu nacistami I bol’shewikami. 1941 – 1944 [Three years without Stalin: Occupation: Soviet citizens between Nazis and Bolsheviks: 1941 – 1944]. Moscow, ZAO Tsentrpoligraf publ., 2010, 383 p.

4. Kovalev B.N. Kollaboracionizm v Rossii v 1941 – 1945: tipy i formy [Collaboration in Russia in 1941 – 1945: Types and forms]. Velikiy Novgorod, NovGU im. Jaroslava Mudrogo publ., 2009, 372 p.

Сведения об авторах

Ковалев Владимир Иванович, кандидат исторических наук, доцент Губкинского филиала Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, г. Губкин, Российская Федерация, 8-908-789-30-52, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Kovalev Vladimir Ivanovich, Ph.D., associate professor of the Gubkin branch of the V.G. Shukhov Belgorod State Technological University, Gubkin, Russian Federation, 8-908-789-30-52, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.