ПОЧИТАНИЕ СТАРИННЫХ ИКОН В ПУСТОЗЕРСКОЙ ВОЛОСТИ МЕЗЕНСКОГО УЕЗДА. ПО ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В.

Печать PDF

Н.Е. ПЛАКСИНА, г. Сыктывкар, Российская Федерация

ПОЧИТАНИЕ СТАРИННЫХ ИКОН В ПУСТОЗЕРСКОЙ ВОЛОСТИ МЕЗЕНСКОГО УЕЗДА. ПО ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В.

Plaksina N.E. Syktyvkar, Russian Federation

Veneration of Old Icons in the Pustozersk Volost of the MezenskUezd: Written Sources of the First Quarter of the 19th Century

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ (проект № 15-14-11002/15) и Правительства Республики Коми в рамках совместного регионального конкурса научных проектов «Русский Север: история, современность, перспективы».This article has been prepared with financial support from of the Russian State Science Fund (science project no. 15-14-11002/15) and from the Government of the Komi Republic as a part of joint regional scientific projects contest “The Russian North: History, contemporaneity, prospects”.

Аннотация

Целью статьи является введение в научный оборот неизвестных широкому кругу исследователей письменных источников из Государственного архива Архангельской области, содержащих сведения о почитании старинных икон промысловыми крестьянами Пустозерской волости Мезенского уезда в первой четверти XIX в. Анализ источников показывает особое отношение пустозерских крестьян к старинным иконам, которое выражалось в размещении их в специально выстроенных часовнях-«анбарах» или молитвенных покоях жилого дома, где грамотными крестьянами-начетчиками совершались службы по «старонаречным» книгам, сооружении драгоценных риз по особым случаям (например, падеж оленей), поставлении свеч и внесении денежных пожертвований, выкупе старинных икон из православных церквей. Почитание старинных икон, а также особенности организации их культа, по мнению автора, свидетельствуют о влиянии старообрядчества беспоповского согласия, отводившего «истинным» иконам, каковыми считались старинные «дораскольные», не оскверненные «никоновыми» реформами образа, а также иконы, написанные иконописцами своего согласия, исключительную роль в деле спасения. Приверженность местного населения к старообрядчеству подтверждается данными письменных источников о контактах крестьян Пустозерской волости по вопросу о «поправке» обветшавших икон с влиятельным центром поморского согласия на Нижней Печоре Великопоженским скитом. Полученные сведения вносят некоторые коррективы в сложившиеся представления о конфессиональной истории рассматриваемого региона.

Abstract

The article is to introduce little-known written sources on veneration of old icons by Russian peasants of thePustozerskvolost of the Mezenskuezd in the first quarter of the 19th century into scientific use. The study demonstratesgreat veneration of old icons by the Pustozerskpeasants: they placed them in specially built chapel-"barns" or prayer rooms inside the houseswhere lettered peasants ministered using black-letter books;created precious covers for icons in special occasions (such as epizootic disease among reindeer);lighted candles and made donations;bought old icons from Orthodox churches.Veneration of old icons, as well as other features of the cult indicate the influence of Bespopovtsy (non-priest Old Believers) whoemphasizedthe importance of veneration of "true" icons that dated from before the schism (and thuswere not defiled by the reforms of Patriarch Nikon) or those painted by the Community iconographers in order to achieve Salvation. Adherence of local people to Old Belief is confirmed by written sources oncommunicationsof the Pustozerskvolost peasants with Velikopozhensky monastery,an influential center of the Pomors Community, on the issue of restoration of deterioratedicons.

Ключевые слова

Письменные источники, Пустозерская волость, Мезенский уезд, промысловые крестьяне, старинные иконы, старообрядчество, поморское согласие, Великопоженский скит

Keywords

Written sources, Pustozersk volost, Mezenskuezd, peasants, old icons, Old Believers, Pomor Community, Velikopozhensky monastery

Вопрос о традиции почитания икон в русской традиционной культуре как маркере конфессиональной принадлежности редко становится предметом специальных исторических исследований, обычнорассматривался в контексте иконографических и искусствоведческих трудов, или же в этнографических исследованиях религиозных практик XX в. Едва ли не исключение составляет монография О.Ю. Тарасова, в которой на материале сохранившихся письменных и визуальных источников, преимущественно, Центральной России Нового времени, анализируется роль иконы в условиях поляризации религиозного опыта после церковного раскола, рассматриваются особенности почитания икон как приверженцами официальной церкви, так и старообрядцами разных согласий и толков. Предметом данного исследования являются традиции иконопочитания на территории Пустозерской волости Мезенского уезда, которая была частью обширного историко-культурного пространства Поморья. К сожалению, памятники иконописи, бытовавшие в прошлом на этой территории, до наших дней практически не сохранились. В условиях отсутствия визуальных источников особое значение представляют письменные свидетельства, позволяющие в некоторой степени реконструировать исчезнувшие традиции.

Исследователи-путешественники и православные миссионеры XIX–начала XX в., посещавшие Пустозерскую волость Мезенского уезда, неизменно отмечали особую приверженность местных русских промысловых крестьян к иконам, особенно старинным, в «серебропозлащенных ризах», украшавшим их дома и многочисленные часовни на промыслах. Николай Евгеньевич Ончуков, посетивший Пустозерск в начале XX в., обратил внимание на хранившиеся в архиве Пустозерской церкви дела о местночтимых иконах, принадлежавших простым жителям волости. В особенностях культа икон среди местного православного населения исследователь, со ссылкой на труды историков старообрядчества, увидел свойственное населению всего севера Европейской России стремление к полной самостоятельности как в делах духовных, так и в мирских. Впрочем, он обратил внимание на то, что один из владельцев чтимых икон принадлежал к старообрядческому роду Поповых из Мезени, покинувших родные места из-за преследований «за религиозные убеждения» и основавших «нечто вроде скита» в Тиманской тундре на реке Индиге.

В составе фонда Архангельской Духовной консистории (Ф. 29) Государственного архива Архангельской области сохранилось несколько дел первой четверти XIX в., аналогичных тем, что были обнаружены в Пустозерске Н.Е. Ончуковым. Знакомство с материалами этих дел позволяет полнее реконструировать особенности почитания икон жителями Пустозерской волости Мезенского уезда и проследить его взаимосвязь со старообрядчеством.

В начале XIX в. Архангельская духовная консистория заинтересовалась вопросом о постройке «амбаров наподобие часовен» крестьянами Пустозерского прихода. Вероятно, этот интерес был инспирирован жалобами приходских священников на падение доходов Пустозерской церкви в связи с тем, что местное население предпочитало делать пожертвования и ставить свечи почитаемым чудотворными иконам, принадлежавшим нескольким крестьянским родам. По рапорту консистории от 15 апреля 1809 г. особым предписанием из Пинежского духовного правления приходским священникам Павлу Тошакову и Стефану Спирихину было поручено исследовать этот вопрос. По результатам проведенного расследования священники подготовили обстоятельный рапорт с изложением всех обнаруженных ими фактов постройки «под видом часовен анбаров», которые, по уверению самих крестьян, были возведены исключительно «из единственной к старинным образам приверженности». В деревне Оксинской «посреди улицы» находился «анбар», «совсем подобный часовне, разве [без] маковицы», который был поставлен на восток и разделен на две части, на преддверие и самую моленную. Священники отмечали, что маковицу заменяет крест, поставленный «подле часовни посередине строения в оную вышиной». Молиться в часовню «сходится в каждый день всякой по своему желанию, а особенно в праздники». Службы читают «по старонаречным книгам» умеющие грамоте крестьяне, среди которых Иван ЗотиковЛудников и Федор Петров Сумороков. Сбор на службы бывает «через повестку в двухпудовый весом колокол, свечам продажа производится, и доброхотные вклады выдают». Как следовало из разъяснений местных жителей, часовня-«анбар» была сооружена ими из общественных денег в 1790-е гг. «для прекращения оленьих падежей». Тогда же была сделана кованая серебряная риза на главную святыню часовни – особо почитаемую икону святителя Николая Чудотворца. Помимо ризы икона была украшена «пеленою и платом с золотыми травами». Кроме этого образа, в часовне находились и другие иконы, а также меднолитые складень и крест-Распятие: «Деисуса на красках в трех цках, писаннаго по золоту, и при них пятничных шесть образов, боголюбцами положенных, медныя складни дванадесятых праздников, и медное Распятие».

Образ Николая Чудотворца, оставшийся после смерти родителей, имелся у крестьян деревни ВеликовисочнойШалковых. Он так же находился в особом, «разделенном на два равномерные отделения» «покое», выстроенном «на восток» «близ дому крестьянина Федора Шалкова». Описывая этот «покой», священники отмечали, что он «подобен во всем вышеописанной Оксинской часовне». Прежде часовня стояла «близ дома той деревни крестьянина Архипа Безумова, а в 1809 год, загоревшись немного от свечи, по утушении огня перенесена на другое место и поставлена таким же образом близ дому» Федора Шалкова. В эту часовню собирался народ для богомолений, свечи образам ставили ежедневно и особенно по праздникам. После того, как в деревне Великовисочной разнесся слух о том, что образа из часовен будут отобраны в Пустозерские церкви, икона Николая Чудотворца была перенесена в дом крестьянина Федора Шалкова и поставлена «в холодный покой», однако богомоления не прекратились.

В контексте приверженности местных жителей к старой вере находит объяснение и их особое уважение к образу святителя Николы Чудотворца. Начало почитания святителя Николая, покровителя мореплавателей, рыбаков и охотников, на Нижней Печоре, как и по всему Поморью, восходит к временам новгородской колонизации края. Церкви древнейших крупных поселений края, основанных в XVI в. – Пустозерска, Усть-Цильмы, Ижмы – были освящены в честь Николая Чудотворца или имели посвященные ему приделы. Его образы имелись в каждом поморском храме, часовне, в каждой старообрядческой моленной. Однако следует согласиться с Л.Н. Хрушкой, отмечавшей, что говоря об особом почитании Николая Чудотворца на землях Поморья, «нельзя упускать то обстоятельство, что это относится не только к пастве официальной церкви, но и к людям, разделяющим старообрядческие убеждения». Приверженцы старой веры, переселявшиеся в эти места со времен церковного раскола, вдохнули в культ святителя новую силу. Как известно, Никола Чудотворец был особо почитаем протопопом Аввакумом. По мнению Е.М. Юхименко, в подвиге Николая Чудотворца, «старообрядцы нашли еще одну ипостась, которая была крайне созвучна их настроениям, и заставляла именно к святителю Николаю обращаться с просьбами о помощи – как к великому архиерею, «иже во всей вселенной скорбящияхристианы заступает». Этот смысловой контекст, безусловно, также играл важную роль в почитании образа Николы Чудотворца на Нижней Печоре.

Таким образом, рассмотренные в рамках статьи письменные источники представляют интересный материал о традициях иконопочитания на Нижней Печоре в первой четверти XIX в., свидетельствующий, на наш взгляд, о неофициальной приверженности местного населения к старой вере и о его тесных связях с духовным центром старообрядчества поморского согласия Великопоженским скитом. Полученные сведения вносят некоторые коррективы в историю развития церковных приходов в Пустозерской волости Мезенского уезда в середине – второй половине XIX в., что станет материалом дальнейших исследований.

Список литературы

1. Дронова Т.И. Усть-Цильма // Атлас Республики Коми. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. – С. 350–357.

2. Окладников Н.А.Пустозерск и Пустозерье. Из истории Печорского края: [краеведческие очерки]. – Архангельск, 2010. – 398 с.

3. Окладников Н.А., Матафанов Н.Н. Тернистый путь к православию. Из истории обращения в христианство ненцев архангельских тундр. – Архангельск, 2008. – 477 с.

4. Ончуков Н.Е. Печорская старина (Рукописи и церковные архивы на низовой Печоре) // Известия отделения русского языка и словесности. Т. X. Кн. 2. - СПб, 1905. –С. 339–363.

5. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. – М., 1995. – 496 с.

6. Хрушкая Л.Н. Почитание Николая Чудотворца старообрядцами Архангельской губернии // Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. – М., 2007. – С. 58–63.

7. Юхименко Е.М. «Великий архиерей Никола, иже во всей вселеннейскорбящияхристианы заступает» (почитание святителя Николы чудотворца выговскими старообрядцами) // Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. – М., 2007. – С. 53–57.

References

1. Dronova T.I. Ust'-Cil'ma [Ust-Tsilma]. Atlas Respubliki Komi [Atlas of the KomiRepublic]. Moscow, “Dizajn. Informacija. Kartografija” publ., 2001, pp. 350–357.

2. Okladnikov N.A. PustozerskiPustozer'e. IzistoriiPechorskogokraja: kraevedcheskieocherki [Pustozersk and Pustozerye: From the history of Pechora region: local history essays]. Arkhangelsk, 2010, 398 р.

3. Okladnikov N.A., Matafanov N.N. Ternistyj put' k pravoslaviju. Izistoriiobrashhenija v hristianstvonencevarhangel'skihtundr [Thorny path to Orthodoxy: From the history of evangelization of Nenets from Arkhangelsk tundra]. Archangelsk, 2008, 477 р.

4. Onchukov N.E. Pechorskajastarina (RukopisiicerkovnyearhivynanizovojPechore) [Pechora of the old days: Manuscripts and church archives in the lower reaches of the Pechora]. Izvestijaotdelenijarusskogojazykaislovesnosti [Proceedings of the department of Russian language and literature]. Vol. 10. Bk. 2. St. Petersburg, 1905, pp. 339–363.

5. .TarasovO.Ju. Ikonaiblagochestie. Ocherkiikonnogodela v imperatorskojRossii[Icon and piety: Essays on icon-making in Imperial Russia]. Moscow, 1995, 496 р.

6. Hrushkaja L.N. PochitanieNikolajaChudotvorcastaroobrjadcamiArhangel'skojgubernii [Veneration of St. Nicholas by Old Believers of the Arkhangelsk region]. PochitaniesvjatiteljaNikolajaChudotvorcai ego otrazhenie vfol'klore, pis'mennostiiiskusstve [Veneration of St. Nicholas and its reflection in folklore, literature and art]. Moscow, 2007, pp. 58–63.

7. Juhimenko E.M. “Velikijarhierej Nikola, izhevovsejvselennejskorbjashhijahristianyzastupaet" (pochitaniesvjatiteljaNikolychudotvorcavygovskimistaroobrjadcami). ["Great bishop Nicholas who advocates Christians in this universe of sorrow": Veneration of St. Nicholas by the Old Believers of Vyg]. PochitaniesvjatiteljaNikolajaChudotvorcai ego otrazhenie vfol'klore, pis'mennostiiiskusstve [Veneration of St. Nicholas and its reflection in folklore, literature and art]. Moscow, 2007, pp. 53–57.

Сведения об авторах

Плаксина Наталия Евгеньевна, заместитель директора по научной работе Национальной галереи Республики Коми, г. Сыктывкар, Российская Федерация, 8-906-879-46-73, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Plaksina Natalia Evgenievna, deputy director for academic affairs of the National Gallery of the Komi Republic, Syktyvkar, Russian Federation, 8-906-879-46-73, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.