ВЛИЯНИЕ ЭВАКУАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕГИОНАЛЬНУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. НА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ ПОВОЛЖЬЯ

Печать PDF

УДК 94(47)"1941/1945"

О.В. ТУЗОВА, г. Самара, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ ЭВАКУАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕГИОНАЛЬНУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. НА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ ПОВОЛЖЬЯ

Tuzova O.V., Samara, Russian Federation

Influence of Evacuation on the Regional Musical Culture in the Days of the Great Patriotic War of 1941-1945: A Case-Study of the Volga Region

Аннотация

В статье на основе преимущественно неопубликованных источников и материалов местной периодической печати рассматриваются проблемы амбивалентного влияния межрегиональной и внутрирегиональной эвакуации в период Великой Отечественной войны на отдельные составляющие семи моделей музыкально-культурной системы Поволжья: куйбышевской, ульяновской, пензенской, казанской, саратовской, сталинградской, астраханской. Выделены виды эвакуации – целенаправленный и спонтанный. Констатируется влияние исследуемых процессов на управленческий, образовательный, концертно-организационный, театральный, креативный, музыковедческий компоненты. В объектном поле – Большой театр СССР, Московская консерватория им. П.И. Чайковского и Центральная детская музыкальная школа-десятилетка при ней, Ростовский-на-Дону театр музыкальной комедии, Житомирский театр музыкальной комедии, Украинский радиокомитет им. Т. Шевченко. Выявлено, что негативное влияние на культуру края ограничивалось материально-бытовыми проблемами и некоторыми эпизодами конкурентного вымещения на фоне беспрецедентного по степени положительного творческого влияния инолокальных музыкантов. В крае существенно увеличился количественный и качественный состав представителей музыкального искусства, интенсифицировались функционирование местных отделений Союза советских композиторов, концертная и театральная жизнь; на фоне редукции в начале войны образовательная сфера диверсифицировалась за счет эвакуированных учреждений. Отдельно зафиксировано внимание на фактах превращения исследуемого региона в источник эвакуации (сталинградская модель). К существенным показателям эффективности деятельности эвакуированных отнесен вклад музыкантов в Победу: военно-шефская работа, сбор средств в Фонд обороны. Отмечается значение Поволжья как региона, способствовавшего сохранению и развитию столичных и инорегиональных институтов и отдельных музыкантов.

Abstract

Drawing mostly on unpublished sources and materials of local periodicals, the article addresses some issues of the ambivalent influence of inter-regional and intra-regional evacuation during World War II on individual components of the seven models of musical and cultural system of the Volga region: the Kuibyshev, Ulyanovsk, Penza, Kazan, Saratov, Stalingrad, and Astrakhan regions. The article distinguishes between two kinds of evacuation: orchestrated and spontaneous. It traces its impact on administrative, educational, concert-organization, theater, creative, musicological components. The Bolshoi Theatre, the Moscow Conservatory and its Central Children's Music School, the Rostov-on-Don Theatre of Musical Comedy, the Zhytomyr Theatre of Musical Comedy, the Ukrainian Radio Committee are subjects of the study. The article concludes that negative effects on the culture of the region were limited to problems concerning living conditions and several episodes of ousting due to competition, while the extent of positive creative influence by the evacuated musicians was unprecedented. Quantity and quality of the musical art representatives in the region increased significantly, activities of the local branches of the Union of Soviet Composers intensified, concert and theatrical life, and also education, reduced with the beginning of the war, grew diverse with introduction of evacuated institutions to the scene. The article underscores the facts of inversion of the region into an evacuation source (so-called the Stalingrad model). Contributions of evacuated musicians to the victory, such as military and patronage work and fund-raising for the Defense Fund, proved effectiveness of their activities. The article points out importance of the Volga region as a contributor to the preservation and development of musical institutions and individual musicians from the capital and other regions.

Ключевые слова

Источник, музыкальная культура, региональная культура, Поволжье, эвакуационные процессы, Великая Отечественная война.

Keywords

Source, musical culture, regional culture, Volga region, evacuation, Great Patriotic War.

Миграция музыкантов в пределах культурного пространства – естественный процесс, свойственный для творческого социального слоя в относительно стабильное время. Однако в период Великой Отечественной войны это явление приобрело беспрецедентный масштаб и интенсивность, дополнившись географическими и структурными трансформациями музыкально-культурной системы.

Вопросы эвакуации музыкантов и отдельных учреждений в Поволжье затрагиваются в публикациях Г.С. Сабирзянова, Д.Б. Баринова, Е.В. Ворожейкиной, Ю.А. Мартыновой и др.; в первом научно-документальном издании по истории Московской консерватории во время Великой Отечественной войны (2005), в историографическом ключе – в работах Е.Л. Храмковой. В исследовании предпринято комплексное разноаспектное изучение процесса эвакуации музыкантов в Поволжье, выступавшем как реципиент и инициатор активных демографических потоков в годы Великой Отечественной войны.

Рассмотрим на примере региона некоторые стороны этого сложного в историко-научном плане феномена, сыгравшего на разных этапах войны неоднозначную роль для местных и инолокальных институтов и отдельных музыкантов. Для реконструкции максимально полной картины изменений локального музыкально-культурного пространства важно выявление и изучение деятельности эвакуированных учреждений и отдельных специалистов, возможное только при условии привлечения неопубликованных источников и материалов местной периодической печати 1941 1945 гг.

Эвакуированные музыканты входили в структуры различного уровня: ступени, занимаемые ими на должностной лестнице, варьировались от обслуживающего персонала до довольно престижных вакансий в художественно-административной и руководящей сфере. Не редкостью было как вынужденное понижение. К примеру, преподаватели консерваторий работали в детских музыкальных школах (ДМШ), так и повышение в карьере. Эвакуационные процессы повлияли и на деятельность местных органов управления культурой. С одной стороны, инолокальные представители составили немалую долю в штате управленческого звена: А.И. Самойлов, сменивший на посту директора куйбышевской филармонии А.К. Щепалина, переведенного в Москву, прибыл из Ростова-на-Дону; Н.И. Егоров, назначенный начальником Ульяновского областного отдела по делам искусств (ООДИ), на долю которого выпало формирование системы культурных учреждений молодой области, командирован из Москвы; В.И. Дмитревский из Ленинграда работал старшим инспектором Пензенского ООДИ, секретарем художественного совета при начальнике указанного отдела в 1942 г., директором Пензенского оперного театра в 1943 г. и т.д. В составе Куйбышевского ООДИ в 1943 г. из 7 человек 5 эвакуированные: начальник – В.Н. Кнейчер (Харьков), его заместитель – Д.П. Генин (Минск), Э.С. Айнштейн – инспектор по театрам (Ленинград).

Всего за годы Великой Отечественной войны на территорию Поволжья эвакуировалось 3 музыкально-театральных (Государственный академический Большой театр СССР (ГАБТ), Житомирский и Ростовский-на-Дону театры музыкальной комедии (ТМК)), 2 учебных заведения – Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского и Центральная детская музыкальная школа-десятилетка (ЦДМШ) при ней, Украинский радиокомитет им. Т. Шевченко. Сроки пребывания колебались от 1 года (Ростовский-на-Дону ТМК) до 2 лет (ЦДМШ, Большой театр 1 год 9 месяцев, Житомирский ТМК).

Итак, региональная музыкально-культурная система находилась в 1941 1945 гг. в неравновесном динамическом состоянии, обусловленном, помимо труднейших условий военного времени, экстремальной миграцией. Эвакуационные процессы вызвали комплекс последствий диалектического характера: материально-экономические потери и сдерживание функционирования местных компонентов сочеталось с мощными культурными вливаниями в регион. Изучение исторического опыта поведения региональной музыкальной социально-культурной системы в экстремальных условиях ценен и в научном полидисциплинарном плане, и в актуальном государственно-политическом контексте современной России.

Список литературы

1. Баринов Д.Б. Художественная интеллигенция Поволжья в годы Великой Отечественной войны, 1941 1945 (проблемы профессиональной и общественно-политической деятельности). Автореф. дисс.…канд. ист. наук. - Саратов, 1991. 20 с.

2. Баринов Д.Б. Художественная интеллигенция российской провинции и власть в военный период (1941 1945) // Интеллигенция, провинция, Отечество. Иваново, 1996. С. 442 445.

3. Ворожейкина Е.В. Деятельность театральных коллективов в эвакуации (1941 1943 гг.) // Свет науки молодой. Ч. 1. - Кострома, 2003. - С. 59 65.

4. Ворожейкина Е.В. Российская художественная интеллигенция в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (1941 1943 гг.). Автореф. дисс. …канд. ист. наук. Кострома, 2004. - 28 с.

5. Голуб Ю.Г., Баринов Д.Б. Судьбы российской художественной интеллигенции в условиях сталинского режима. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. - 192 с.

6. Демченко А.И. Из истории музыкальной жизни Саратова // Композиторы и музыковеды Саратова. Сб. ст. / Ред.-сост. А.И. Демченко. М.: Композитор, 2008. 448 с.

7. Дмитревский В.И. Астроном верен звездам: Роман воспоминаний. Л.: Лениздат, 1974. 359 с.

8. Летопись культурной жизни Сталинграда, 1941 1945 гг. / Сост. И.С. Плюхина. Волгоград, 2010. 26 с.

9. Мартынова Ю.А. Формирование и развитие системы среднего специального музыкального образования в Казани: 1917 1960 гг. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Казань, 2013. 24 с.

10. Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. Сборник / Сост. С. С. Голубенко; науч. ред. Е. С. Власова. М: Моск. гос. конс., 2005. 42 с.

11. Сабирзянов Г.С. По законам дружбы и братства. Взаимопомощь народов СССР в культурном строительстве в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства (1941 1950 гг.). Казань: Таткнигоиздат, 1974. 240 с.

12. Саратовская область за 70 лет. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987. 415 с.

13. Храмкова Е.Л. Историография культуры России периода Великой Отечественной войны на рубеже XX XXI вв. Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. Казань, 2009. 39 с.

References

1. Barinov D. B. Hudozhestvennaja intelligencija Povolzh'ja v gody Velikoj Otechestvennoj vojny, 1941 1945 (problemy professional'noj i obshhestvenno-politicheskoj dejatel'nosti). Avtoref. diss. …kand. ist. nauk [Artistic intelligentsia of the Volga region in the days of the Great Patriotic War, 1941 1945: Issues of professional and political activities: Cand. hist. sci. diss. abstract]. Saratov, 1991, 20 p.

2. Barinov D. B. Hudozhestvennaja intelligencija rossijskoj provincii i vlast' v voennyj period (1941 1945) [Artistic intelligentsia in the Russian provinces and the power in the war period: 1941 1945]. Intelligencija, Provincija, Otechestvo [Intelligentsia, Province, Motherland]. Ivanovo, 1996, pp. 442 445.

3. Vorozhejkina E. V. Dejatel'nost' teatral'nyh kollektivov v jevakuacii (1941 1943 gg.) [Activities of theater companies in the evacuation: 1941 1943]. Svet nauki molodoj. Ch. 1 [Light of the young science. Part. 1], Kostroma, 2003, pp. 59 65.

4. Vorozhejkina E. V. Rossijskaja hudozhestvennaja intelligencija v jevakuacii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941 1943 gg.). Avtoref. diss. …kand. ist. nauk. [Russian artistic intelligentsia in evacuation in the days of the Great Patriotic War: 1941 1943: Cand. hist. sci. diss. abstract]. Kostroma, 2004, 28 p.

5. Golub Ju. G., Barinov D. B. Sud'by rossijskoj hudozhestvennoj intelligencii v uslovijah stalinskogo rezhima [Fates of the Russian artistic intelligentsia under Stalin's regime]. Saratov, Izd-vo Sarat. un-ta publ., 2002, 192 p.

6. Demchenko A. I. Iz istorii muzykal'noj zhizni Saratova [From the history of the musical life of Saratov]. Kompozitory i muzykovedy Saratova [Composers and musicologists of Saratov] Moscow, Izdatel'stvo “Kompozitor” publ., 2008. Available at: http://ikompozitor.ru/RU/catalogue/new (accessed 01.18.2014).

7. Dmitrevsky V.I. Astronom veren zvezdam: Roman vospominanij [Astronomer remains true to stars: A novel of memories]. Leningrad, Lenizdat, 1974, 359 p.

8. Letopis' kul'turnoj zhizni Stalingrada, 1941 1945 gg. [Chronicle of the cultural life in Stalingrad] Volgograd, 2010, 26 p.

9. Martynova Ju. A. Formirovanie i razvitie sistemy srednego special'nogo muzykal'nogo obrazovanija v Kazani: 1917 1960 gg. Avtoref. diss. …kand. ist. nauk. [Formation and development of dual musical education in Kazan: 1917 1960: Cand. hist. sci. diss. abstract]. Kazan, 2013, 24 p.

10. Moskovskaja konservatorija v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. Sbornik [The Moscow Conservatory in the days of the Great Patriotic War: An anthology]. Moscow, Mosk. gos. kons. publ., 2005, 42 p.

11. Sabirzjanov G. S. Po zakonam druzhby i bratstva. Vzaimopomoshh' narodov SSSR v kul'turnom stroitel'stve v gody Velikoj Otechestvennoj vojny i poslevoennogo vosstanovlenija narodnogo hozjajstva (1941 1950 gg.). [According to the laws of friendship and brotherhood. Mutual aid of the peoples of the USSR in cultural construction in the days of the Great Patriotic War and during the post-war reconstruction of national economy: 1941 1950] Kazan, Tatknigoizdat publ., 1974, 240 p.

12. Saratovskaja oblast' za 70 let [The Saratov region over 70 years]. Saratov, Privolzh. kn. izd-vo publ., 1987, 415 p.

13. Hramkova E.L. Istoriografija kul'tury Rossii perioda Velikoj Otechestvennoj vojny na rubezhe XX XXI vv. Avtoref. diss. ... dokt. ist. nauk [Historiography of Russian culture of the Great Patriotic War period at the turn of the 21st century: Dr. hist. sci. diss. abstract]. Kazan, 2009, 39 p.

Сведения об авторах

Тузова Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества Самарского государственного технического университета, г. Самара, Российская Федерация, 8-987-902-40-16, 8-987-912-28-25, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Tuzova Olga Vladimirovna, PhD in History, associate professor of the department of sociology, political science and Russian history of the Samara State Technical University, Samara, Russian Federation, +7-987-902-40-16, +7-987-912-28-25, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.