Проявления коллаборационизма в народном образовании в период оккупации Старооскольского района Курской области

Печать PDF

УДК 94(47)"1941/1945"

В. И. Ковалев, Белгородский государственный технологический университет, Губкинский филиал, г. Губкин, Российская Федерация

Проявления коллаборационизма в народном образовании в период оккупации Старооскольского района Курской области

Vladimir I. Kovalev, Gubkin branch of the V.G. Shukhov Belgorod State Technological University, Gubkin, Russian Federation

Instances of Collaboration in the Public Education in the Stary Oskol District, Kursk Region in the Days of Occupation

Аннотация

В статье раскрывается политика германских оккупационных властей в области народного образования в Старооскольском районе со 2 июля 1942 г. по 5 февраля 1943 г. Автор проанализировал научные исследования, архивные материалы и пришел к выводу, что структуры оккупационной власти были сформированы, в большинстве своем по объективным причинам, из людей, которые добровольно шли на сотрудничество с новым политическим режимом. Это касается и сферы народного образования. Согласно нацистским установкам, основная задача народного образования заключалась не в обучении школьников, не в овладении ими знаниями, а исключительно в воспитании дисциплины и послушания. Для достижения этой цели важная роль принадлежала учителям. Прием на работу учителей осуществлялся после их проверки на лояльность в полиции. Предпочтение отдавалось людям с антисоветским и дореволюционным прошлым, но их количество оказалось недостаточно, поэтому допускали к работе других учителей. Коллаборационизм в области образования нельзя назвать однозначно вредным, так как меры, приведшие к деформации образовательной системы, были вынужденными и стали, по сути, необходимым условием продолжения функционирования школ и иных учебных заведений на оккупированной территории. Однако абсолютное большинство учителей всячески саботировали распоряжения как немецко-венгерской, так и местной администрации. Это объясняется не только победой Красной армии на фронтах Великой Отечественной войны, но и недоверием русского населения к политике оккупационной власти в сфере народного образования. Там, где это было возможно, сохранялась советская общеобразовательная программа. Значительная часть документов, используемых в статье, вводится в научный оборот впервые. Данная статья существенно расширяет традиционные представления об оккупационном режиме и сотрудничестве незначительной части населения с новым политическим режимом в отечественной историографии. Все это позволяет выйти на новый уровень осмысления данной проблемы.

Abstact

The article studies policies of the occupation authorities in public education in the Stary Oskol district from July 2, 1942 to February 5, 1943. Having analyzed the scholarship and the archival materials on the subject, the author concludes that, for objective reasons mostly, the structures of the occupying authorities were fleshed out by people who voluntarily cooperated with the new political regime. The same is true of the public education sphere. According to the Nazi paradigm, the main task of public education was not that of studying or acquirement of knowledge, but one of discipline and obedience development. In this teachers played an important role. Pre-employment verification of loyalty was carried out by the police. Preference was given to teachers with anti-Soviet or pre-revolutionary history, but as their number was small, others also were employed. This deformation of the education system being coerced, collaboration in education was not necessarily harmful and was, in fact, an indispensable prerequisite for the continued functioning of schools and other educational institutions in the occupied territory. The majority of teachers sabotaged orders of the German-Hungarian or local administration in every possible way. This happened not just on the account of victories of the Red Army on the fronts of the Great Patriotic War, but also due to mistrust of the Russian population towards occupation authorities’ policies in the public education. Wherever possible, the Soviet educational program was preserved. Most documents used in the article are being introduced into scientific use for the first time. The article significantly expands some well established in the national scholarship notions on the occupation regime, in particular the idea that the part of the population cooperating with the new political regime was a minor one. Thus, it allows reach a new level of understanding of the issue.

Ключевые слова

Старый Оскол, оккупационный режим, коллаборационизм, народное образование, школа, учитель.

Keywords

Stary Oskol, occupation regime, collaboration, education, school, teacher.

В истории Великой Отечественной войны до сих пор остается малоизученным событием оккупационный режим на территории Советского Союза. Проблема коллаборационизма в период оккупации почти не рассматривалась в отечественной историографии. В частности, важен анализ оккупационных властей в области образования. Освещение данной проблемы необходимо, во-первых, для формирования полной и достоверной истории Великой Отечественной войны, во-вторых, для понимания причины неудач оккупационной политики.

Крупнейшим исследованием по коллаборационизму в отечественной историографии является работа М. И. Семиряги. Автор данной работы исследовал специфические черты коллаборационизма в СССР и показал роль коллаборационистов в проведении оккупационной политики. Б. Н. Ковалев в монографии «Нацистская оккупация и коллаборационизм в России 1941–1944 гг.» сделал попытку воссоздать картину сотрудничества граждан СССР с противником в экономической и культурной областях. Он отметил, что лишь незначительная часть учителей и школьников встала на путь предательства, так как это было обусловлено недоверием русского населения к политике оккупантов в сфере народного образования, хотя на протяжении всей своей деятельности коллаборационисты утверждали обратное. Однако, по утверждению И. Г. Ермолова, необходимо признать, что, несмотря на различные перекосы, насыщенность нацистской идеологии и нестабильность, школьное образование в период оккупации было доступным, а школьные программы обеспечивали получение детьми необходимого минимума знаний. Важна также для понимания данной проблемы статья Е. Ф. Кринко, которая посвящена деятельности советской школы на оккупированной территории Советского Союза. Автор рассматривает сокращение численности школ и изменения в содержании учебных программ, проблемы в организации школьного обучения и работу учителей.

Предметом исследования автора статьи является рассмотрение проявления коллаборационизма в области народного образования оккупационных властей на территории Старооскольского района Курской области со 2 июля 1942 г. по 5 февраля 1943 г. Нацистское руководство Германии не предусматривало сохранение в Советском Союзе довоенной сети образовательных учреждений. Однако практическая необходимость вынуждала нацистов разрешить органам местного самоуправления сохранить систему образования в приемлемом объеме в условиях оккупации. Нацистское руководство преследовало в этих условиях две цели: недопущение детской и подростковой преступности и завоевание симпатий гражданского населения.

При создании органов местного самоуправления в их структуру обязательно включался отдел просвещения. В его задачи входили обеспечение сохранности школьного имущества, поддержание порядка в учебных заведениях, учет педагогических кадров, эффективный контроль над настроениями населения, в первую очередь интеллигенции и молодого поколения. Все это достигалось путем воспитания советских граждан в духе лояльности к фашистскому режиму посредством системы образования. С этой целью с лета 1942 г. началась работа по подготовке школ к учебному году.

Система образования в условиях оккупации прошла эволюцию от надзора за сохранностью учебных помещений до активного использования образовательной сферы в интересах нацистской пропаганды. Нацистское руководство в советском молодом поколении видело одновременно и своих потенциальных союзников, и самую опасную силу для своего политического режима. Именно поэтому все образовательные учреждения находились под контролем многообразных оккупационных служб. Однако лишь незначительная часть педагогов и их воспитанников встали на путь предательства.

Список литературы

Ермолов, И. Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941 – 1944. – М.: Центрполиграф, 2010. – 383 с.

Ковалев, Б. Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941–1944 гг. – М.: Транзиткнига, 2004. – 544 с.

Кринко, Е. Ф. Советская школа в условиях нацистской оккупации (1941 – 1944 гг.) // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. – № 2. – С. 40-50.

Семиряга, М. И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. – М.: РОССПЭН, 2000. – 863 с.

References

ERMOLOV I. Tri goda bez Stalina. Okkupatsiya: sovetskie grazhdane mezhdu natsistami i bol'shevikami. 1941 – 1944 [Three years without Stalin: Occupation: Soviet citizens between Nazis and Bolsheviks: 1941 – 1944. In Russ.]. Moscow, ZAO Tsentpoligraf publ., 2010, 383 p.

KOVALEV B.N. Natsistskaya okkupatsiya I kollaboratsionizm v Rossii. 1941 – 1944 gg. [Nazi occupation and collaboration in Russia: 1941 – 1944. In Russ.]. Moscow, Tranzitkniga publ., 2004, 544 p.

KRINKO E.F. Sovetskaya shkola v usloviyakh natsistskoi okkupatsii (1941 – 1944 gg.). [Soviet school under the Nazi occupation: 1941–1944. In Russ.]. IN: Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2015, no. 2, pp. 40-50.

SEMIRYAGA M. I. Kollaboratsionizm. Priroda, tipologiya I proyavleniya v gody Vtoroi mirovoi voiny. [Collaboration: Nature, typology and manifestations in World War II. In Russ.]. Moscow, ROSSPEN publ., 2000, 863 p.

Сведения об авторах

Ковалев Владимир Иванович, кандидат исторических наук, доцент, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Губкинский филиал, доцент, г. Губкин, Российская Федерация, 8-908-789-30-52, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Kovalev Vladimir Ivanovich, PhD in History, associate professor, Gubkin branch of the V.G. Shukhov Belgorod State Technological University, Gubkin, Russian Federation, +7-908-789-30-52, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 9.02.2017 г., опубликована:

Ковалев, В. И. Проявления коллаборационизма в народном образовании в период оккупации Старооскольского района Курской области // Вестник архивиста. – 2017. - № 2. – С. 245-257.

Submitted 9.02.2017, published:

KOVALEV V. I. Proyavlenie kollaboratsionizma v narodnom obrazovanii v period okkupatsii Starooskol'skogo raiona Kurskoi oblasti [Instances of collaboration in the public education in the Stary Oskol District, Kursk Region in the days of occupation. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an archivist, 2017, no. 2, pp. 245-257.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.