Конструирование революционного мифа в советском художественном кинематографе. 1917-1953 гг.

Печать PDF

УДК 791.43.03

Л. Н. Мазур

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Конструирование революционного мифа в советском художественном кинематографе. 1917-1953 гг.

Liudmila N. Mazur

First President of Russia B. N. Yeltsin Ural Federal University, Ekaterinburg, Russian Federation

Designing the Revolutionary Myth: Soviet Feature Films of 1917-1953

Аннотация

Интерес к художественному кинематографу как историческому источнику в профессиональном сообществе историков стабильно растет. Обладая способностью отражения реальности через конструируемые образы, кинематограф способен дать достоверную информацию не только о фактах сознания и поведения, но и о событиях прошлого, правда, в преобразованном виде, через призму представлений авторов кинопроизведения. Можно говорить о разных способах отражения реальности, свойственных кинематографу – документальном, реалистичном, фантазийном, романтическом и проч. Среди них особое место занимает мифологический способ отражения, который часто бывает связан с реализацией задач пропаганды и конструирования исторической памяти. Такие функции, в частности, выполнял кинематограф в раннесоветском обществе, когда на него были возложены задачи агитации и пропаганды новых социалистических ценностей и коммунистического воспитания. В статье рассматривается роль советского кинематографа в конструировании советского исторического мифа, в том числе революционного мифа «сотворения». Он составляет сердцевину мифологического цикла, включающего не только космогонические представления, но и этиологические (миф преображения); эсхатологические (миф о конце света); миф о золотом веке. В совокупности они формируют мифологическую картину прошлого, настоящего и будущего. На основе жанрово-тематического анализа фильмографии 1917–1953 гг. выделены основные этапы конструирования советского исторического мифа, его образная структура, а также трансформация образов под влиянием политико-идеологических процессов в советском обществе. В качестве исторического источника рассматривается массив художественных фильмов историко-революционного жанра, снятых в СССР в 1917–1953 гг. В общей сложности было проанализировано около 100 фильмов, из которых 18 фильмов посвящено событиям 1917 г. Автором выделены наиболее значимые произведения, определившие визуальный образный ряд и интерпретационные подходы к характеристике событий Октября 1917 г.

Abstract

Professional community of historians grows ever more interested in feature films as a historical source. Reflecting reality in designed images, films can provide reliable information concerning not only facts of consciousness and conduct, but also past events as transformed in the representation of film producers. There are several ways in which reality is reflected in cinema: documentary, realistic, fantasy, romantic, etc. It is mythological one that holds a special place and is often associated with accomplishment of propaganda objectives and historical memory construction. In a point of fact, all these functions were performed by early Soviet films that were to promote new socialist values and those of communist education. The article examines the role of Soviet cinema in constructing Soviet historical myth, including the one of revolutionary “creation.” This latter one lies in the core of the mythological cycle including cosmogonic, etiological (myths of transfiguration) and eschatological (myths of the end of days) myths, as well as the “myth of the golden age.” Taken together, they form a mythological picture of past, present and future. Drawing on genre and thematic analysis of the 1917-1953 films the author identifies main stages in the construction of the Soviet historical myth, determines its image-structure and traces the transformation of images under the influence of political and ideological processes in the Soviet society. Feature films of the historical-revolutionary genre produced in the USSR in 1917-1953 are studied as a historical source. In total, about 100 films have been analyzed, 18 of which are devoted to the events of 1917. The author identifies the more significant works that have determined visual imagery and interpretative approaches to the characterization of the events of October 1917.

Ключевые слова

Историческая память, художественный кинематограф, исторический миф, революционный миф, этапы формирования, структура и образы исторического мифа.

Keywords

Historical memory, feature films, historical myth, revolutionary myth, stages of formation, structure and images of the historical myth.

Октябрьский переворот 1917 г., ознаменовавший приход к власти большевиков, был первым шагом в создании новой государственности. Для укрепления позиций РКП(б) были необходимы дальнейшие мероприятия, направленные на легитимацию революционной власти и претворение планов строительства коммунистического общества. Советский проект, реализованный в 1917–1930-е гг., сегодня многими историками оценивается как исторический эксперимент, результаты которого в целом не соответствовали первоначальным идеям и представлениям. Вместе с тем на обыденном уровне в сознании советского человека, в его мифологической картине мира противоречий не было. Во многом такой результат был достигнут, благодаря целенаправленному социальному инжинирингу, работе огромной пропагандистской машины, подчинившей не только периодическую печать, систему образования, но и всю культурную сферу.

Созданный пропагандистской машиной советский миф представляет собой статичный образ прошлого, настоящего и будущего советского общества, опиравшийся на веру. Он выполнял функции объяснения событий прошлого и настоящего, а также легитимации и сакрализации новой государственности. Советский миф был призван вытеснить и заместить в сознании людей религиозную/христианскую доктрину, объединить и сформировать новую советскую идентичность. Особое значение для конструирования коллективного сознания и памяти имели архетипические категории мифа: космогонический (миф сотворения); этиологический (миф преображения); эсхатологический – они составляют основу представлений о прошлом и настоящем. С точки зрения самоидентификации важна также героическая и ностальгическая мифология (миф о золотом веке). В совокупности все они формируют мифологический цикл, обеспечивавший полноту восприятия прошлого во взаимосвязи с настоящим и будущим, его объяснение и эмоциональное сопереживание.

Новая космогоническая картина мира, сформированная в сознании советского человека, представляла собой расколотое на два антагонистических лагеря пространство (земное и духовное/небесное), между которыми возможна только беспощадная борьба. Эта «воинствующая» установка превратилась в модус общественного сознания не только революционного поколения, но и его «наследников», сохраняя свое влияние в современной России.

Особенностью советского мифа было активное использование библейских сюжетов, в том числе представлений об Октябрьской революции как акте сотворения нового мира («Десять дней, которые потрясли мир»); коммунизме как воплощенной мечте о рае; эсхатологические представления были обращены в прошлое, которое рассматривалось как темное царство.

В мифологическом цикле особое место занимает миф «сотворения», он объясняет, легитимирует и сакрализирует (мотив жертвы) новую власть. Его содержание программировалось властью и идеологией. В канонической форме миф был озвучен и закреплен в тексте «Краткого курса ВКП(б)», который стал эталонным для исторических интерпретаций прошлого. Основными творцами советского мифа была не только историческая наука, но также искусство и литература, в том числе самое «массовое» из всех искусств – кино. По мнению Е. Добренко, кино и литература в практике сталинской культуры – это основные институты по производству Истории и исторического мифа.

Роль кинематографа в конструировании коллективного сознания и поведения определяется его функциями – это развлечение, воспитание и отражение/познание реальности. Иерархия функций задается внешними факторами – заказом власти (пропагандой), рынком, общественным запросом. В советский период кинематограф был призван, в первую очередь, воспитывать нового советского человека, функция развлечения отходила на второй план, а задачи познания/отражения реальности допускались только в контексте идеологически правильных интерпретаций, что само по себе не могло не повлиять на используемый механизм отражения. Сталинский кинематограф был, прежде всего, мифотворцем, конструируя коллективные представления о прошлом, настоящем и будущем советского общества, пронизанные идеями классовой борьбы, революционной жертвенности, мессианской роли Коммунистической партии.

Таким образом, говоря о роли кино в формировании исторической памяти и конструировании сознания советского человека, следует отметить его сложную природу. Художественные фильмы 1920-1930-х гг. содержат два пласта информации: с одной стороны, они выполняли социальный заказ власти, в некоторых случаях откровенно агитационного характера; с другой стороны – стремились отразить историческую реальность, сохраняя нам образы новой России. Особенностью отражения реальности в этот период, в том числе прошлого, было мифотворчество. Оно инициировалось задачами пропаганды и поддерживалась настроениями в обществе, мечтами «сказку делало былью».

Кино форматирует коллективную и индивидуальную память общества, но по-разному. Если индивидуальная память регулируется механизмами психологической защиты личности, в том числе апеллирует к личному опыту, то коллективная память опирается на информационную инфраструктуру общества и, соответственно, в большей степени поддается управлению и корректировке, т. е. коллективная память мифологизируется в первую очередь и может входить в конфликт с индивидуальной памятью, но рано или поздно адаптирует ее. Для этого и нужен миф.

Список литературы

«Время вперед!». Культурная политика в СССР / Под ред. И. В. Глущенко, В. А. Куренного. - М.: ИД Высшей школы экономики, 2013. – 267 с.

Добренко, Е. Музей революции: советское кино и сталинский исторический нарратив. – М.: НЛО, 2008. – 424 с.

Лебедев, Н. А. Очерк истории кино СССР. Немое кино (1918—1934). 2-е перераб., дополн. изд. – М.: Искусство, 1965. – 373 с. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://bibliotekar.ru/kino/23.htm

Леонов, С. В. Рождение советской империи: государство и идеология, 1917–1922. - М.: Диалог МГУ, 1997. – 356 с.

Меерович, М. СССР как мегапроект // Следующий шаг. – 2009. – № 7/8. – С. 77–97. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://intelros.ru/pdf/next_step/07/8.pdf

Романова, О. «Октябрь» Эйзенштейна: между художественным изобретением и мифом о революции // Урок истории. XX век. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://urokiistorii.ru/learning/method/2549

References

“Vremja vpered!” Kul'turnaja politika v SSSR. Pod red. I. V. Glushhenko, V. A. Kurennogo. [GLUSHHENKO, I. V., KURENNOI, V. A. (eds.). "Time forward!" Cultural policy in the USSR. In Russ.]. Moscow, ID Vysshei shkoly ekonomiki publ., 2013, 267 p.

DOBRENKO, E. Muzei revolyutsii: sovetskoe kino i stalinskii istoricheskii narrative [Museum of the Revolution: Soviet cinema and Stalin's historical narrative. In Russ.]. Moscow, NLO publ., 2008, 424 p.

LEBEDEV, N. A. Ocherk istorii kino SSSR. Nemoe kino (1918—1934) [An outline of the history of Soviet cinema: Silent movies (1918-1934). In Russ. ]. Moscow: Izdatel'stvo “Iskusstvo” publ., 1965, 373 p. [on-line]. Available at: http://bibliotekar.ru/kino/23.htm

LEONOV, S. V. Rozhdenie sovetskoi imperii: gosudarstvo i ideologiya, 1917–1922 [The birth of the Soviet empire: State and ideology, 1917-1922. In Russ.]. Moscow: Dialog MGU publ., 1997, 356 p.

MEEROVICH, M. SSSR kak megaproekt [USSR as megaproject. In Russ.]. IN: Sleduyushhii shag, 2009, no. 7/8, pp. 77–97. [on-line]. Available at: http://intelros.ru/pdf/next_step/07/8.pdf

ROMANOVA, O. “Oktyabr'” Eizenshteina: mezhdu khudozhestvennym izobreteniem i mifom o revolyutsii [Eisenstein's "October": Between artistic invention and myth of the Revolution. In Russ.]. IN: Urok istorii. XX vek [Lesson of history: 20th century]. [on-line]. Available at: http://urokiistorii.ru/learning/method/2549.

Сведения об авторах

Мазур Людмила Николаевна, доктор исторических наук, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, заведующая кафедрой, г. Екатеринбург, Российская Федерация, 8-922-202-73-69, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Mazur Liudmila Nikolaevna, PhD in History, associate professor, First President of Russia B. N. Yeltsin Ural Federal University, заведующая кафедрой, Ekaterinburg, Russian Federation, +7-922-202-73-69, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Тема поддержана грантом Российского научного фонда (проект № 16-18-10106 «Раннесоветское общество как социальный проект: идеи, механизмы реализации, результаты конструирования»).

Grant information

This research is supported by a Russian Science Foundation grant (project № 16-18-10106 'The Early Soviet Society as a Social Project: Concepts, Mechanisms of Realization, and Results').

В редакцию статья поступила 18.05.2017 г., опубликована:

Мазур, Л. Н. Конструирование революционного мифа в советском художественном кинематографе. 1917-1953 гг. // Вестник архивиста. – 2017. - № 3. – С. 168-182.

Submitted 18.05.2017, published:

MAZUR, L. N. Konstruirovanie revolyutsionnogo mifa v sovetskom khudozhestvennom kinematografe. 1917-1953 gg. [Designing the Revolutionary Myth: Soviet Feature Films of 1917-1953. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista – Herald of an Archivist, 2017, no. 3, pp. 168-182.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.