Материалы фонда Вятской духовной консистории Государственного архива Кировской области как источник по истории старообрядчества второй половины XIX – начала XX века
УДК 94(47)+930.253
DOI 10.28995/2073-0101-2017-4-37-47
В. В. Машковцева
Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация
Материалы фонда Вятской духовной консистории Государственного архива Кировской области как источник по истории старообрядчества второй половины XIX – начала XX века
Victoria V. Mashkovtseva
Vyatka State University, Kirov, Russian Federation
Materials of the Vyatka Spiritual Consistory Fond from the State Archive of the Kirov Region as a Source for Studying Old Believers of the Second Half of the 19th – Early 20th Century
Аннотация
В статье проанализированы документы фонда Вятской духовной консистории Государственного архива Кировской области, содержащие важную информацию по истории вятского старообрядчества второй половины XIX – начала ХХ в. Это журналы и протоколы заседаний присутствия консистории, отчетная документация, деловая переписка. Они позволяют раскрыть основные направления государственной конфессиональной политики, в реализации которой принимала активное участие Православная церковь. Обозначенный хронологический период представляет собой новый этап в истории государственно-старообрядческих отношений, характеризующийся значительной либерализацией религиозного курса, о чем свидетельствуют изданные тогда нормативно-правовые акты (указ «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб» 3 мая 1883 г., указ «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г. и другие). Светские власти и православный клир отказываются от наиболее жестких форм силового давления на старообрядцев и делают акцент на изучении идеологии староверия, развитии просвещения в народной среде, а также миссионерской деятельности. Рапорты и отчеты священнослужителей Православной церкви содержат информацию, характеризующую взаимоотношения официального духовенства со староверами. При этом особое внимание уделяется приходскому клиру, непосредственно контактировавшему со старообрядцами и являвшемуся главным проводником конфессиональной политики синодальной церкви на местах. До появления епархиальных миссионеров именно на приходское духовенство возлагалась обязанность проведения всевозможных разъяснительных бесед и проповедей, имевших основной целью критику доктринальных положений старообрядчества и присоединение его последователей к государственной религии. Кроме того, имеющиеся в фонде источники дают возможность рассмотреть динамику численности старообрядческого населения в обозначенный хронологический период, установить районы компактного проживания вятских старообрядцев, их духовные центры, а также взаимоотношения староверов с местными административными органами. Журналы и протоколы заседаний присутствия консистории являются важным источником информации при изучении конфессиональной политики властей по отношению к старообрядческим культовым центрам, книжному и иконописному искусству. В целом, документы фонда Вятской духовной консистории позволяют реконструировать различные аспекты материальной и духовной культуры вятского староверия, показав его роль в социокультурной жизни Вятско-Камского региона.
Abstract
The article analyzes documents of the Vyatka spiritual consistory fond of the State Archive of the Kirov Region containing important information on the history of the Vyatka Old Believers of the second half of the 19th and early 20th century. These are journals and minutes of meetings of the consistory office, reports, and business correspondence. They allow to follow main trends in the state religious policy, in the implementation of which the Orthodox Church participated fully. The designated chronological period represents a new stage in history of the state-old-believers relations characterized by a considerable liberalization in religious policy reflected in legal acts of the period (Decree "On granting some civil rights and rights of occasional offices" of May 3, 1883, Decree "On promoting principles of religious tolerance" of April 17, 1905, etc.). Secular authorities and Orthodox clergy forewent the more severe pressuring of the Old Believers and focused on studying their ideology, on enlightenment of the people and missionary work. Statements and reports of Orthodox priests contain information on the relationship between official clergy and Old Believers. Furthermore, a special attention is paid to parish clergy with direct contacts among Old Believers, who were a main conductor of the religious policy of the Synodal Church in situ. Prior to advent of diocesan missionaries, it was parish clergy who were responsible for outreach and preaching criticizing Old Believer fundamentals in order to bring Old Believers into the fold of the state religion. Moreover, materials of the fond allow to trace dynamics in number of Old Believers in the designated chronological period, to identify the most densely inhabited Old Believer regions in the Vyatka gubernia, Old Believer spiritual centers, and also study relations between Old Believers and local administrative bodies. Journals and minutes of the consistory office meetings are an important source for studying religious policy in regard to Old Believer centers of worship, as well as book and icon art. Altogether, the Vyatka spiritual consistory documents allow to reconstruct various aspects of material and spiritual culture of the Vyatka Old Believers and their place in socio-cultural life of the Vyatka-Kama region.
Ключевые слова
Исторические источники, архив, Вятская духовная консистория, Русская православная церковь, старообрядцы, миссионерская деятельность, журналы и протоколы заседаний присутствия консистории, отчетная документация, деловая переписка.
Keywords
Historical sources, archive, Vyatka spiritual consistory, Russian Orthodox Church, Old Believers, missionary activity, journals and minutes of meetings of the consistory office, reports, business correspondence.
В России позднеимперского периода одним из крупнейших районов распространения старообрядчества являлась Вятская губерния. Если в 1855 г. здесь проживало 38 996 старообрядцев, то в 1897 г. их насчитывалось уже 98 055 человек. Староверы воспринимались православным духовенством как вероотступники, поэтому на протяжении всей истории старообрядчества официальная церковь уделяла им повышенное внимание. Приходские священники регулярно писали рапорты «о состоянии раскола» в своих приходах, епархиальные архиереи вели переписку с местными губернаторами и губернскими присутствиями, требуя от них активизировать борьбу со староверием. Вся эта богатейшая информация отложилась в фонде Вятской духовной консистории, который находится в Государственном архиве Кировской области. Целью данного исследования является анализ корпуса источников, содержащихся в названном фонде. Это журналы и протоколы заседаний присутствия консистории, отчетная документация, деловая переписка.
Старообрядцы Вятско-Камского региона неоднократно становились объектом изучения различных российских ученых. Большой вклад в изучение старообрядческой книжности внесли И. В. Починская и И. В. Поздеева. Проблемы государственно-старообрядческих отношений на общеимперском и региональном уровнях затрагивала О. П. Ершова. Однако их труды опираются, в основном, либо на источники, собранные в ходе археографических экспедиций, либо на материалы центральных архивов (в первую очередь, РГИА). Документы Государственного архива Кировской области, в частности, фонда Вятской духовной консистории, были задействованы достаточно фрагментарно. Между тем использование солидного массива источников, содержащегося здесь, позволяет исследователю воссоздать многогранную картину истории старообрядчества в регионе.
Среди материалов рассматриваемого фонда особое место занимают журналы и протоколы заседаний присутствия Вятской духовной консистории. В них нашли отражение дела о переходе в староверие и необходимости в связи с этим принятия мер нравственного воздействия; вопросы, связанные с изучением книг, изъятых при проведении обысков в домах и молельнях старообрядцев, рассмотрением конфискованных икон на предмет их соответствия канонам Русской православной церкви; дела о распространении старообрядцами своего вероучения среди приверженцев официального православия и т. п.
Журналы и протоколы заседаний присутствия консистории представляют собой ценный источник информации по истории и специфике книжной культуры старообрядцев. Приверженцы «древнего благочестия» отличались особым восприятием книги как носителя святости и незыблемых духовных традиций. С книгой старообрядцы связывали идею преемственности, передачу накопленного духовного опыта: православной веры, религиозных обрядов, традиций и обычаев. Вся литература, изъятая представителями власти в случае закрытия старообрядческой молельни или в ходе обыска в домах староверов, обязательно доставлялась для изучения в духовную консисторию. Дальнейшая судьба книг зависела от вынесенного православным клиром вердикта. Самые опасные из них, с точки зрения церкви, отправлялись в ризницу кафедрального собора Вятки для секретного хранения или во второй департамент МВД. Богослужебные книги отсылались в местную единоверческую церковь и, наконец, книги, которые могли быть использованы при работе в миссионерском отделении, передавались в семинарское правление, епархиальную библиотеку или библиотеку братской «противораскольнической» школы.
В частности, при обыске в домах крестьян Глазовского уезда Архипа Вахрушева и его отца Авраама были обнаружены книги религиозного содержания. Часть из них, по заключению консистории от 14 декабря 1872 г., содержала негативные отзывы в адрес официальной церкви и ее духовенства, как например: «Ах, увы, увы, благочестие, увы, древнее! Кто лучи твои вскоре потемни? Кто блистания так измени? … Седьмиглавый змий тако учини. Весь церковный чин зверски преврати. Все предания злобно истреби. Церкви Божия осквернишася, жалом новшества умертвишася … Все пастыри помрачилися, в еретичестве потопилися». Учитывая это, консистория сочла необходимым препроводить данные книги в епархиальную библиотеку при кафедральном соборе.
Переписка равностоящих инстанций в фонде Вятской духовной консистории представлена отношениями епископа Вятского и Слободского вятскому губернатору. Они являются важным источником информации при изучении конфессиональной политики властей по отношению к старообрядческим культовым центрам, книжному и иконописному искусству. В частности, очень жесткой была политика властей в отношении старообрядческой иконописи. Староверы преследовались за хранение и распространение икон «дониконовского письма» или созданных по их образцу. Так, например, в марте 1864 г. в Сарапульское уездное полицейское управление были доставлены крестьяне, занимавшиеся продажей медных икон и крестов. В ходе дознания были установлены их личности. Торговцами оказались крестьяне слободы Мстера Владимирской губернии И. И. Чириков и В. И. Чуварин. Изъятые у них иконы, согласно заключению Вятской духовной консистории, оказались «вылиты весьма неискусно и грубо». На этом основании их не вернули владельцам, а отправили в ризницу кафедрального собора для секретного хранения, что епископ Вятский и Слободской Агафангел довел до сведения вятского губернатора В. Н. Струкова в отношении от 9 июля1864 г.
Таким образом, материалы фонда Вятской духовной консистории содержат богатый материал по истории старообрядчества рассматриваемого периода, позволяющий проанализировать специфику взаимоотношений приверженцев староверия с представителями власти, православным духовенством и мирянами – адептами официальной церкви.
Список литературы
Ершова, О. П. Старообрядчество и власть. – М.: Уникум-центр, 1999. – 203 с.
Зеньковский, С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. – М.: Церковь, 1995. – 528 с.
Поздеева, И. В. Книга – Личность – Община – инструменты воспроизводства традиционной культуры (30 лет изучения старообрядческих общин Верхокамья) // Старообрядческий мир Волго-Камья: проблемы комплексного изучения: Материалы научной конференции. – Пермь, 2001. – С. 7–30.
Починская, И. В. Из истории старообрядчества с. Старая Тушка Малмыжского уезда Вятской губернии // Культура российской провинции. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2005. – С. 231–239.
Починская, И. В. Об издательском репертуаре типографии Л. А. Гребнева в Старой Тушке // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 6. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2005. –– С. 137–173.
Флоровский, Г. Пути русского богословия. – Париж: YMCA-Press, 1988. – 603 с.
References
ERSHOVA, O. P. Staroobryadchestvo i vlast' [Old Believers and power. In Russ.]. Moscow, Unikum-сentr publ., 1999, 203 p.
ZEN'KOVSKII, S. A. Russkoe staroobryadchestvo: Dukhovnye dvizheniya XVII veka [Russian Old Believers: Spiritual movements of the 17th century. In Russ.]. Moscow, Tserkov' publ., 1995, 528 p.
POZDEEVA, I. V. Kniga – Lichnost' – Obshchina – instrumenty vosproizvodstva traditsionnoi kul'tury (30 let izucheniya staroobryadcheskikh obshchin Verkhokam'ya) [Book - Personality - Community - Tools for reproduction of traditional culture (30 years of studying Old Believers communities of Verkhokamye). In Russ.]. IN: Staroobryadcheskii mir Volgo-Kam'ya: problemy kompleksnogo izucheniya: Materialy nauchnoi konferentsii [The Old Believers world of Volga-Kama: Problems of comprehensive study: Proceedings of a scientific conference. In Russ]. Perm, 2001, pp. 7-30.
POCHINSKAYA, I. V. Ob izdatel'skom repertuare tipografii L. A. Grebneva v Staroi Tushke [Concerning publishing repertoire of the L.A Grebnev’s printing house in the Staraya Tushka. In Russ.]. IN: Ural'skii sbornik. Istoriya. Kul'tura. Religiya [The Urals collection. History. Culture. Religion. In Russ]. Ekaterinburg, Izdatel'stvo UrGU publ., 2005, issue 6, pp. 137-173.
POCHINSKAYA, I. V. Iz istorii staroobryadchestva s. Staraya Tushka Malmyzhskogo uezda Vyatskoi gubernii [From the history of Old Believers of the village of Staraya Tushka of Malmyzhsky uyezd of the Vyatka gubernia. In Russ.]. IN: Kul'tura rossiiskoi provintsii [Culture of Russian province. In Russ]. Ekaterinburg, Izdatel'stvo UrGU publ., 2005, pp. 231–239.
FLOROVSKY, G. Puti russkogo bogosloviya [The ways of Russian theology. In Russ.]. Paris, YMCA-Press publ., 1988, 603 p.
Сведения об авторах
Машковцева Виктория Вячеславовна, кандидат исторических наук, Вятский государственный университет, кафедра отечественной истории, доцент, г. Киров, Российская Федерация, 8-912-713-02-43, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About author
Victoria V. Mashkovtseva, PhD in History, Russian History department, Vyatka State University, assistant professor, +7-912-713-02-43, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В редакцию статья поступила 7.04.2017 г., опубликована:
Машковцева, В. В. Материалы фонда Вятской духовной консистории Государственного архива Кировской области как источник по истории старообрядчества второй половины XIX – начала XX века // Вестник архивиста. – 2017. - № 4. – С. 37-47.
Submitted 7.04.2017, published:
MASHKOVTSEVA, V. V. Materialy fonda Vyatskoi dukhovnoi konsistorii Gosudarstvennogo arkhiva Kirovskoi oblasti kak istochnik po istorii staroobryadchestva vtoroi poloviny XIX – nachala XX veka [Materials of the Vyatka spiritual consistory fond from the State Archive of the Kirov Region as a source for studying Old Believers of the second half of the 19th – early 20th century. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista – Herald of an Archivist, 2017, no. 4, pp. 37-47.
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.