«Обязательный и предварительный просмотр парткомитетами планов и программ всех радиопередач». Радиорепортажи 1920-1930-х гг. о праздничных демонстрациях как средство формирования советской системы ценностей

Печать PDF

УДК 94(47)

DOI 10.28995/2073-0101-2018-2-406-422

Е. В. Барышева

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Российская Федерация

«Обязательный и предварительный просмотр парткомитетами планов и программ всех радиопередач». Радиорепортажи 1920-1930-х гг. о праздничных демонстрациях как средство формирования советской системы ценностей

Elena V. Barysheva

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

‘Obligatory and Preliminary Review of All Broadcasts Plans and Scripts.’ Running Commentary and Broadcasts on Celebratory Demonstration as a Means of Shaping Soviet Values in 1920s-1930s

Аннотация

В статье рассматриваются радиотрансляции праздничных демонстраций трудящихся в 1920-1930-е гг. как форма идеологического воздействия на общественное сознание. Аудиокультура, как наиболее массовая и доступная форма массмедиа, оказывала значительное влияние на аудиторию, начиная с 1918 г. В 1920-1930-е гг. в Советском Союзе радио играло важную роль в решении идеологических задач, оказывая образное и словесное воздействие на массы. Объясняя и распространяя изменения, происходившие в жизни и политике страны, радио создавало унифицированное пространство коммуникации. Репортаж как коммуникация имел свои правила и ограничения, сложившиеся в первые десятилетия. Стереотипы высказываний со временем повлияли на формирование той же ритуализированной формы репортажа, что и сами демонстрации и парады. В ходе развития жанра появилось множество клише и штампов, которые не только навязывали пропагандистские лозунги и призывы, но и внушали слушателям эмоциональный настрой. Теперь эти лозунги были доступны каждому: репродукторы устанавливались на улицах городов и сел, они проникали в коммунальные квартиры горожан. Событийная трансляция активизировала эмоциональное состояние аудитории, создавая впечатление подлинного всенародного энтузиазма. В радиорепортажах с официозных праздничных мероприятий очевиден посыл власти к социально-политической консолидации общества. В настоящем исследовании проанализирован черновик сценария радио-передачи о праздничной демонстрации 7 ноября 1939 г., хранящийся в Российском государственном архиве литературы и искусства в фонде Ю. К. Олеши. Пометки, сделанные писателем, свидетельствует о том, что предварительная цензура и самоцензура не допускала ни малейшей импровизации.

Abstract

This article studies radio broadcasts of celebratory demonstrations of workers in 1920-30s as a form of ideological influence on the public consciousness. Audio-culture, as a most wide-reaching and accessible form of mass media, had a significant impact on the audience from 1918 to 1920-30s. Radio played an important role in the solution of ideological tasks, rendering figurative and verbal influence on the masses in the Soviet Union. Explaining and spreading the changes that took place in the life and the politics of the nation, the radio created a unified space of communication. Running commentary as a communication had its rules and limitations, which had developed in the first decades of the Soviet power. Discourse stereotypes had in due course resulted in emergence of a ritualistic form of reporting similar to demonstrations and parades themselves. The genre developing, many clichés and hackneyed phrase appeared that were to impress propaganda slogans and appeals on the listeners and to inspire emotions. Now these slogans were accessible to everyone, as reproducers were installed in the streets of cities and villages and pervaded communal flats. Event reporting intensified the emotional state of the audience, giving an impression of true popular enthusiasm. In radio reports from official festive events, message of the power inducing socio-political consolidation of the society was obvious. The research analyzes drafts of a radio program script on festive demonstration of November 7, 1939 stored in the Russian State Archive of Literature and Art (Yu. K. Olesha fond). The writer’s notes indicate that the preliminary censorship and self-censorship did not allow for improvisation.

Ключевые слова

Аудиоисточники, идеология, праздничные демонстрации, радиорепортаж, политический ритуал, Ю. К. Олеша.

Keywords

Audio sources, ideology, festive demonstrations, radio report, political ritual, Y. К. Olesha

Появление и распространение в ХХ веке новых технологий коммуникации – фото, радио, кино – имело огромное значение для диверсификации форм репрезентации политической власти. В этом ряду аудиокультура, как наиболее массовая и доступная форма массмедиа того времени, начиная с 1918 г., оказывала значительное влияние на аудиторию. Воздействие радио - словесное и образное – оказалось важным для решения идеологических задач. Изменения в жизни и политике страны требовали их объяснения и распространения. О повышении эффективности идеологического воздействия на массы и создания унифицированного пространства коммуникации, простирающегося «от Москвы до самых до окраин», новых технических масмедиа, – радио как «рупор революции», кино как «важнейшее из всех искусств» подробно рассматривались в публикациях как российских, так и зарубежных исследователей. В настоящей статье предпринята попытка рассказать о такой форме идеологического воздействия на общественное сознание, как радиотрансляции праздничных демонстраций трудящихся в 1920-1930-е гг.

Как известно, начало массового вещания в СССР датировано осенью 1924 г., когда на московской (Сокольнической) радиостанции имени А. С. Попова, а затем и на станции им. Коминтерна начались ежедневные радиопередачи. Но еще в 1921 г. в праздничный первомайский день на площадях Казани впервые были установлены рупоры, по которым по радиотелефону передавались тексты некоторых газетных статей, а в июне такие рупоры были установлены в Москве сначала на здании Моссовета, затем на шести площадях Москвы. С этого времени начались регулярные трансляции, обращенные к массовой аудитории. В отличие от печатных средств массовой информации и пропаганды – газет и журналов – радио имело значительно больше возможностей воздействовать на аудиторию: отсутствовал барьер уровня грамотности, стирались географические границы. К тому же вещание из репродукторов на центральных площадях городов и деревень непроизвольно привлекало внимание слушателей и заставляло вслушиваться в содержание передач, зачастую независимо от желания слушателей. Ну и наконец, радио воспринималось еще как некая диковинка, интерес к которой был вызван в том числе новизной и необычностью подачи информации.

Распространение радиовещания в России проходило одновременно с аналогичным процессом в Европе и Америке. К началу 1920-х гг. в США, Германии, Франции, Великобритании регулярное вещание уже широко практиковалось. Но радио, как вид пропаганды, не сразу стало использоваться, хотя многие современники видели в новом медиа будущее для различных сторон жизни. В 1927 г. известный немецкий драматург Бертольд Брехт, обращая внимание на огромный политический потенциал радиовещания, писал директору Берлинского радио о необходимости «поднести … аппараты ближе к действительным событиям и не ограничиваться лишь репродукциями или рефератами». Говоря об использовании радио в современной ему жизни, Б. Брехт называл несколько направлений, ориентируясь на потенциал непосредственной связи радио и искусства, радио и политики.

Список литературы

Барабаш, Н. С., Болотова, Л. Д. и др. Радиожурналистика. 2-е изд. - М.: Изд-во Московского ун-та; Высшая школа, 2002. - 478 с.

Брехт Б. Теория радио, 1927-1932. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – 64 c.

Горяева, Т. М. «Великая книга дня». Радио и социокультурная среда в СССР в 1920-30-е годы // Советская власть и медиа. - СПб.: Академический проект, 2006. - С. 59‒75.

Гюнтер, Г. Ю, Хэнсген, С. Введение // Советская власть и медиа. - СПб.: Академический проект, 2006. - С. 5‒13.

История советской политической цензуры. Документы и комментарии. - М.: РОССПЭН, 1997. - 672 с.

Ионеску, Э. Носорог. Пьесы. - М.: Текст, 2016. - 272 с.

Кобелькова, Л. А. Организация государственного хранения фонодокументов и экспертиза их ценности (теоретические и методические вопросы). Дис… канд. ист. наук. – М., 1984. - 229 с.

Коляда, В. А. Аудиокультура и информационное пространство // Технотронные документы – информационная база источниковедения и архивоведения. Сб. науч. статей. - М.: РГГУ, 2011. - С. 75‒80.

Перцов, В. «Мы живем впервые». О творчестве Юрия Олеши. - М.: Советский писатель, 1976. - 239 c.

Шерель, А. А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 574 с.

References

BARABASH, N. S., BOLOTOVA, L. D. i dr. Radiozhurnalistika [Radio Journalism. In Russ.]. Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta: Vysshaya shkola publ., 2002, 478 p.].

BREKHT, B. Teoriya radio, 1927-1932 [Theory of Radio, 1927-1932. In Russ.] Moscow, Ad Marginem Press publ., 2014, 64 p.

GORYAEVA, T. M. “Velikaya kniga dnya”. Radio i sotsiokul'turnaya sreda v SSSR v 1920‒30-e gody [The Great Book of the Day. Radio and sociocultural environment in the USSR in 1920s and 1930s. In Russ.]. IN: Sovetskaya vlast' i media [Soviet power and media. In Russ]. St. Petersburg, Akademicheskii proekt publ., 2006, pp. 59‒75.

GYUNTER, G. Yu, KHENSGEN, S. Vvedenie [Introduction. In Russ.]. IN: Sovetskaya vlast' i media [Soviet power and media. In Russ.]. St. Petersburg, Akademicheskii proekt publ., 2006, pp. 5-13.

Istoriya sovetskoi politichesko tsenzury. Dokumenty i kommentarii. [The history of the Soviet political censorship. Documents and commentary. In Russ.] Moscow, ROSSPEN, 1997, 672 p.

IONESKU, E. Nosorog. P'esy. M.: Tekst, 1991. [Rhinoceros. Plays. In Russ.]. Moscow, Text publ., 2016, 272 p.

KOBEL'KOVA, L. A. Organizatsiya gosudarstvennogo khraneniya fonodokumentov i ekspertiza ikh tsennosti (teoreticheskie i metodicheskie voprosy). Diss. kand. ist. nauk. [Organization of state storage of phonodocuments and examination of their value (theoretical and methodological issues). Cand. hist. sci. diss. In Russ.]. Moscow, 1984, 229 p.

KOLYADA, V.A. Audiokul'tura i informatsionnoe prostranstvo [Audioculture and information space. In Russ]. IN: Tekhnotronnye dokumenty – informatsionnaya baza istochnikovedeniya i arkhivovedeniya [Technotronic documents as an information base for source studies and archival science. In Russ.]. Moscow, RGGU publ., 2011, pp.75‒80.

PERTSOV, V. “My zhivem vpervye”. O tvorchestve Yuriya Oleshi. [‘We live for the first time.’ On the work of Yuri Olesha. In Russ.]. Moscow: Sovetskii pisatel' publ., 1976, 239 p.

SHEREL, A. A., Audiokul'tura ХХ veka. Istoriya, esteticheskie zakonomernosti, osobennosti vliyaniya na auditoriyu: Ocherki. [Audioculture of the 20th century. History, aesthetic patterns, nature of influence on the audience: Essays. In Russ.]. Moscow, Progress-Traditsiya publ, 2004, 574 p.

Сведения об авторах

Барышева Елена Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории, политологии и права, кафедра истории и теории исторической науки, заведующая кафедрой, г. Москва, Российская Федерация, 8-495-250-63-10, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Barysheva Elena Vladimirovna, PhD in History, associate professor, Russian State University for the Humanities, Faculty of History, Political Science and Law,department of history and theory of historical science, head of department, Moscow, Russia, +7-495-250-63-10, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 5.02.2018 г., опубликована:

Барышева, Е. В. «Обязательный и предварительный просмотр парткомитетами планов и программ всех радиопередач». Радиорепортажи 1920-1930-х гг. о праздничных демонстрациях как средство формирования советской системы ценностей // Вестник архивиста. – 2018. - № 2. – С. 406-422. doi 10.28995/2073-0101-2018-2-406-422

Submitted 5.02.2018, published:

BARYSHEVA, E. V. “Obyazatel'nyi i predvaritel'nyi prosmotr partkomitetami planov i programm vsekh radioperedach”. Radioreportazhi 1920-1930-kh gg. o prazdnichnykh demonstratsiyakh kak sredstvo formirovaniya sovetskoi sistemy tsennostei [‘Obligatory and Preliminary Review of All Broadcasts Plans and Scripts.’ Running Commentary and Broadcasts on Celebratory Demonstration as a Means of Shaping Soviet Values in 1920s-1930s. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2018, no. 2, pp. 406-422. doi 10.28995/2073-0101-2018-2-406-422

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.