Новые материалы к изучению подготовки и проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г.
УДК 94(47)
DOI 10.28995/2073-0101-2018-2-550-563
Д. Зеверт
г. Шверин, Федеративная Республика Германия, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация
Новые материалы к изучению подготовки и проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г.
Daniel Säwert
Schwerin, Federal Republic of Germany, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation
New Materials for Studying Preparation and Staging of the 6th World Festival of Youth and Students in 1957
Аннотация
Статья посвящена изучению архивных материалов об истории возникновения фестивального движения в Советском Союзе в 1950-х гг., особое внимание уделено подготовке и проведению VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 г. в Москве. Фестиваль до сих пор воспринимается как уникальное для Советского Союза событие в рамках международной культурной политики в период холодной войны. Цель статьи - рассмотреть цели и задачи VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в контексте проведения молодежной фестивальной политики в Советском Союзе, т. в 1950-х гг. их организация проходила в формате политических, общественных и культурных экспериментов, в ходе которых рождались новые формы коммуникации, языка оформления. Также в фестивалях находила отражение относительная либерализация общественных отношений в Советском Союзе, которая выражалась, прежде всего, в том, что фестивали организовывались и проводились под руководством ВЛКСМ и других советских общественных и культурных организаций. С учетом роли этих организаций в подготовке фестиваля для исследования, помимо партийных и комсомольских документов, были использованы документы Министерства культуры, Всероссийского театрального общества, личные документы творческих деятелей, Центрального дома творчества им. Н. К. Крупской, а также Центральных комитетов профессиональных союзов творческих работников. Изученные документы подтверждают предположение о том, что комсомол и КПСС, благодаря фестивалям, решали ряд общественных, образовательных и культурных проблем. Так, например, с целью ликвидации старого патриархального общества в среднеазиатских республиках особое внимание уделялось вопросам женской эмансипации. Здесь и в других нерусских регионах можно было обнаружить разные форматы празднований на локальном уровне. Местные традиции смешивались с культурными стандартами, продиктованными из Москвы. Модернизация советского общества, на первый взгляд, была успешной. Молодежь готовилась к праздникам, повышала политический и культурный уровень, что позволяло советскому государству соревноваться на VI Всемирном фестивале молодежи студентов с западными ценностями. В то же время проведение фестиваля показало, что советская культурная схема уже не соответствует требованиям времени. Архивные документы свидетельствуют о том, что впоследствии партийные, комсомольские и культурные деятели согласились на постепенный отказ от некоторых догматических стандартов и допущении в повседневную практику общения советской молодежи элементы иностранных культурных явлений.
Abstract
The article assesses archival materials on the festival movement in the Soviet Union in 1950s, including its peak, the 6th World Festival of Youth and Students held in 1957 in Moscow. Even now the Moscow festival is seen in the context of international cultural politics of the Cold War and as a unique event for the Soviet Union. The article is to put the 6th World Festival of Youth and Students in the context of other youth festivals held in the Soviet Union. The festivals of 1950s provided a field for political, social, and cultural experiments. They also have been the crucible of a new way of communication and a new language of design. Furthermore, festivals reflected the new (althogh relative) liberalism in the Soviet Union. This liberalism, first of all, was expressed in the fact that festivals were organized by the Komsomol and other Soviet public and cultural organisations. Taking the role of these organisations into consideration, the research draws on the documents of the Ministry of culture, the All-Russian Stage Society, as well as personal documents of the artists. Furthermore, the author has gained access to new archive materials, which have until now been part of no research, such as documents of the N. Krupskaya Central Culture and Art Center and of the central committees of various artistic trade unions. These documents confirm the hypothesis that the festivals provided the Komsomol and the Communist party with a means to solve various social, educational, and cultural problems. For instance, in Central Asia with its partiarchal society, the festivals focuced on female emancipation. In rural Central Asia, as well as in other non-russian parts of the Soviet Union, there co-existed different ways of celebrating. Local traditions intermingled with cultural standards prescribed by Moscow. At the first glance, the modernisation of the Soviet society was succesful. The youth acquired political and cultural level that allowed the Soviet state to compete with the West during the 6th World Festival of Youth and Students. During the festival, however, it became apparent, that the Soviet cultural scheme no longer met the dictates of times. Archival documents show that after the Festival cultural and party officials agreed to ease off dogmatism and to tolerate some of the foreign cultural phenomena.
Ключевые слова
Архивные материалы, источники, история фестивального движения, Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. в Москве, Всесоюзный фестиваль советской молодежи, фестиваль.
Keywords
Archival materials, sources, history of festival movement, World Festival of Youth and Students, All-Union Festival of Soviet Youth, festival.
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил с 28 июля по 11 августа 1957 г. в Москве, до настоящего времени занимает особое место в памяти российского общества. Первая историческая публикация о фестивале, основанная на архивных материалах, появилась в 2004 г. Англо-американский историк К. Рот-Ай рассматривал фестиваль как поворотный пункт общественного развития в Советском Союзе. В центре внимания этой работы стоит открытость и освобождение советского общества, причем, под освобождением общества в первую очередь автор понимает сексуальное освобождение советских девушек от устаревших норм поведения. К. Рот-Ай делает вывод, что руководство ВЛКСМ было намерено защищать «честь» советской молодежи, и, таким образом, принимало меры против стиляг и молодых людей, которые искали неофициальный контакт с иностранцами, основываясь на материалах архивных фондов Центрального государственного архива города Москвы («Информации и отчет ЦК ВЛКСМ по VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в г. Москве»), Российского государственного архива социально-политической истории («Записки, письма в ЦК КПСС о подготовке и проведении VI Всемирного фестиваля») и документах МВД СССР.
Российская исследовательница О. Герасимова привлекает к микро историческому исследованию документы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ), как главного пространства студенческой программы Всемирного фестиваля, на основе материалов по подготовке и проведению международных встреч студентов, справках о состоянии агитационно-пропагандистской работы ЦГА Москвы и архива МГУ.
Несмотря на то, что эти и некоторые другие исследователи основывали свои публикации на архивных материалах, тем не менее многие документы еще не опубликованы и не изучены. Для того, чтобы составить представление о фестивальном движении, необходимо разобраться во взаимодействии государственных органов и структур, о котором дают представление документы архивов федерального и городского уровней. Тот факт, что ответственность за организацию Всемирного фестиваля была возложена на комсомол и, в частности, на первого секретаря ЦК ВЛКСМ А. Н. Шелепина, свидетельствует о недавней либерализации советской системы. Под руководством ВЛКСМ был создан Советский подготовительный комитет. Количество членов комитета раскрывает особое общественно-политическое и культурное значение фестиваля для Советского Союза, т. к. он состоял из представителей ЦК ВЛКСМ, Московского городского комитета комсомола, комитета молодежных организации СССР, Министерства культуры, комитета по физической культуре и спорту, Министерства транспорта, Московского городского совета, КГБ, корреспондентов центральных газет «Правда» и «Комсомольская правда».
Основным местом хранения документов для исследования VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, без сомнения, можно считать РГАСПИ, так как именно здесь хранится архив ЦК комсомола и подчиненных ему учреждений, организаций и предприятий. Так, фонд Комитета молодежных организаций СССР (КМО СССР) (М-3) включает в себя «Документы 6 всемирного фестиваля молодежи и студентов, г. Москва (1954-1957)» (Оп. 15), 288 дел описи делятся на десять частей – общая часть (Д. 1-89), программы (Д. 90-97), встречи по профессиям и интересам (Д. 98-140), конкурсы, выставки (Д. 141-178), спорт (Д. 179-185), работа с участниками фестиваля из зарубежных стран (Д. 186-219), советские делегации и туристы (Д. 220-226), почетные гости и журналисты (Д. 227-235), проектно-художественные мастерские (Д. 236-41), пресса (Д. 242-287). Документы освещают VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов с различных сторон: подготовку, проведение и также непосредственное постфестивальное время с подведением итогов. В основном это информационно-справочные и организационно-распорядительные документы. Документы личного происхождения почти полностью отсутствуют.
Особый интерес представляют три комплекса документов. Во-первых, стенограммы и протоколы заседаний и совещаний в количестве 25 дел. Во-вторых, сценарные планы фестиваля и отдельных праздников в количестве четырех дел. И, в-третьих, информация о ходе и итогах фестиваля в количестве пяти дел. Эти документы позволяют понять идеологию, историю развития и результаты фестиваля. Ценность стенограмм заключается в том, что на заседаниях члены организаций и учреждений, занимавшихся подготовкой и проведением фестиваля, открыто и критически обменивались мнениями по широкому кругу вопросов. На совещаниях обсуждалось множество аспектов фестиваля: политических, организационных, оформления города, проекты отдельных праздников. Последние рассматривались также в сохранившихся планах-сценариях. О реализации планов и их месте в советской праздничной традиции можно узнать из личных документов Б. Н. Глан, первого директора ЦПКиО им. Горького и заместителя председателя Совета по массовым представлениям Всесоюзного театрального общества (ВТО), хранящихся в ЦГА Москвы. В составе фонда Л-33 (Глан Бетти Николаевна) представлены статьи о теории массового праздника, о карнавале на Всемирном фестивале и его воздействии на дальнейшее развитие культурных традиций, а также отчет о водном празднике в дни Всемирного фестиваля, дающие представление об эволюции приемов советского празднования.
Культурный шок фестиваля возымел действие на деятелей культуры. Они сошлись в едином мнении о том, что надо прекращать изоляцию Советского Союза и использовать заграничный опыт и подумать об устранении собственных недостатков. Формы художественного выражения должны были быть продиктованы самой жизнью, а не партией. По мнению деятелей культуры, музыка и танец снова должны стать чистым искусством, а не барометром выдержанности идеологических и политических установок.
Список литературы
Герасимова, О. К вопросу об участии Московского университета в подготовке и проведении Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. - 2005. - № 1. - С. 35-67.
Fürst, J. The Importance of being stylish. Youth, culture and identity in late Stalinism // Fürst J. (ed.) Late Stalinist Russia. Society between reconstruction and reinvention. – London/New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2006, pp. 209-230.
Koivunen P. Overcoming Cold War boundaries at the World Youth Festivals // Autio-Sarasmo S./ Miklóssy K. (eds.) Reassessing Cold War Europe. – London: Routledge, 2011, pp. 175-192
Rolf M. Imperium und Regionalität. Sportparaden und Feste im Stalinismus // Osteuropa. 2006. Nr. 6, pp. 99-121.
Roth-Ey K. ‚Loose Girls’ on the Loose?: Sex, Propaganda and the 1957 Youth Festival // Ilič M./ Reid S. E./ Attwood L. (ed.) Women in the Krushchev Era. – New York: Palgrave Macmillan, 2004, pp. 75-95.
Tsipursky G. Having Fun in the Thaw: Youth Initiative Clubs in the Post-Stalin Years // The Carl Beck Papers in Russian and East European Studies. Number 2201. – 68 p.
References
GERASIMOVA, O. K voprosu ob uchastii Moskovskogo universiteta v podgotovke i provedenii Vsemirnogo festivalya molodezhi i studentov 1957 g. [Revisiting the question of participation of the Moscow University in the preparation and realisation of the 1957 World Festival of Youth and Students. In Russ.]. IN: Vestnik Moskovskogo universiteta, Seriya 8, Istoriya, 2005, pp. 35-67.
FÜRST, J. The Importance of being stylish. Youth, culture and identity in late Stalinism. IN: FÜRST J. Late Stalinist Russia. Society between reconstruction and reinvention. London/New York, Routledge, Taylor & Francis Group, 2006, pp. 209-230.
KOIVUNEN, P. Overcoming Cold War boundaries at the World Youth Festivals. IN: AUTIO-SARASMO S., MIKLÓSSY K. Reassessing Cold War Europe. London, Routledge, 2011, pp. 175-192.
ROLF, M. Imperium und Regionalität. Sportparaden und Feste im Stalinismus. IN: Osteuropa, 2006, no. 6, pp. 99-121.
ROTH-EY, K.‚ Loose Girls’ on the Loose?: Sex, Propaganda and the 1957 Youth Festival. IN: ILIČ M., REID S. E., ATTWOOD L. Women in the Krushchev Era. New York, Palgrave Macmillan, 2004, pp. 75-95.
TSIPURSKY, G. Having Fun in the Thaw: Youth Initiative Clubs in the Post-Stalin Years. IN: The Carl Beck Papers in Russian and East European Studies, no. 2201, 68 p.
Сведения об авторах
Зеверт Даниэль, магистр (Magister Artium), г. Шверин, Федеративная Республика Германия, Российский государственный гуманитарный университет, кафедра истории и теории исторической науки, аспирант, г. Москва, Российская Федерация, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About author
Säwert Daniel, Magister Artium, Schwerin, Federal Republic of Germany, department of the history and theory of historical science, Russian State University for the Humanities, PhD student, Moscow, Russian Federation, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В редакцию статья поступила 9.12.2017 г., опубликована:
Зеверт, Д. Новые материалы к изучению подготовки и проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. // Вестник архивиста. – 2018. - № 2. – С. 550-563. doi 10.28995/2073-0101-2018-2-550-563
Submitted 9.12.2017, published:
SÄWERT, D. Novye materialy k izucheniyu podgotovki i provedeniya VI Vsemirnogo festivalya molodezhi i studentov 1957 g. [New Materials for Studying Preparation and Staging of the 6th World Festival of Youth and Students in 1957. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2018, no. 2, pp. 550-563. doi 10.28995/2073-0101-2018-2-550-563
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.