В поисках источников для изучения социальной истории России 1990-х гг. На материалах архива Кубанского государственного университета

Печать PDF

УДК 94(470+571)

DOI 10.28995/2073-0101-2018-3-740-749

И. Г. Тажидинова

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация

В поисках источников для изучения социальной истории России 1990-х гг. На материалах архива Кубанского государственного университета

Irina G. Tazhidinova

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation

In Search of Sources for Studying Russian Social History of 1990s: Materials from the Archive of the Kuban State University

Аннотация

Последнее десятилетие ХХ в. – важнейший этап в развитии современной России, однако научная историография социальной истории этого периода разработана недостаточно. Это объясняется, в числе других причин, проблемами выявления источников по социальной истории 1990-х гг., прежде всего архивных. Исследуя жизненные траектории молодых людей, которые вступали в самостоятельную жизнь на исходе советской эпохи, вырабатывали новые стратегии самореализации в условиях глобальных социальных трансформаций, мы столкнулись с проблемой поиска соответствующих источников. Они были обнаружены в актуальном в контексте нашего проекта хранилище – архиве Кубанского государственного университета. Настоящая статья нацелена на представление потенциала таких источников как личные дела студентов вуза, поскольку они оказываются полезными для изучения важных тем социальной истории последнего десятилетия ХХ в., в частности, социальной мобильности населения, образовательных и профессиональных стратегий молодежи, гендерной истории. Новые российские реалии особым образом отразились на судьбах избранной нами для будущего социологического исследования группы – выпускников дневного отделения исторического факультета Кубанского госуниверситета 1992 и 1993 г. Запланировав серию интервью с этими людьми, мы проанализировали документы из личных дел выпускников истфака, которые сохраняются в архиве КубГУ: заявления о допуске к вступительным экзаменам, характеристики из школ, справки с места работы, рекомендации, направления, листы экзаменационных ответов, зачетные книжки, студенческие билеты, медицинские справки. Полученные сведения позволили составить коллективный «портрет» выпускника вуза, получившего диплом «историка» в переломное время и вынужденного, в зависимости от личностного потенциала и имеющихся ресурсов, находить свое место в нем. Анализ документов из личных дел выпускников помог получить данные, важные для отбора респондентов для запланированного в ближайшем будущем интервью, разработки бланка интервью. Представляется, что поисковая работа в ведомственных архивах способна осветить многие аспекты социальной истории рубежа 1980-х – 1990-х гг. как «переломной эпохи», оставившей серьезный след в судьбах современников.

Abstract

Although the last decade of the 20th century is the most important stage in the development of modern Russia, the historiography on social history of the period is insufficient as archival sources on the social history of 1990s are difficult to identify. While studying life trajectories of young people who were entering adulthood at the end of the Soviet era and had to work out new strategies for self-realization during global social transformations, the author has found it difficult to search for adequate sources. These have been eventually found in the archive of the Kuban State University. The article assesses informative potential of educational records of students. They are useful for studying several important issues of social history of 1990s: social mobility of the population, educational and professional strategies of the youth, gender history. New Russian realities had an impact on the fates of 1992 and 1993 graduates of the full-time department of the historical faculty of the Kuban State University — they are to become a target group of sociological study planned by the author. With a series of interviews in view, the author has analyzed documents in graduates’ educational records, which are preserved in the archive of the Kuban State University: applications for entrance examinations admission, characteristics from schools, certificates of employment, recommendations, referrals, examination answer sheets, grade records, student ID cards, health certificates. This information provides a collective portrait of graduates, who received a diploma of ‘historian’ in the period of change. The analysis of documents from graduates’ educational records helped to select future respondents and develop an interview form. The author believes that searching in departmental archives can bring to light many aspects of social history of 1980s-1990s as a ‘turning point’ in the Russian history, which greatly impacted the contemporaries’ fates.

Ключевые слова

Источник, социальная история России, 1990-е гг., жизненные стратегии, студенчество, исторический факультет, архив Кубанского государственного университета, личные дела.

Keywords

Source, Social history of Russia, 1990s, life strategies, studentship, historical faculty, archive of the Kuban State University, educational records.

Несмотря на огромный общественный интерес и неутихающие споры о сути, характерных чертах и значении 1990-х гг. в развитии современной России, научная историография социальной истории этого периода разработана недостаточно. Это связано с приоритетностью политических сюжетов, предпочтение которым отдают историки и публицисты, но также с проблемами выявления источников, прежде всего архивных.

Исследуя жизненные траектории молодых людей, которые вступали на самостоятельный путь на исходе советской эпохи, вырабатывали стратегии самореализации в условиях трансформационных процессов первого постсоветского десятилетия, мы встали перед проблемой поиска соответствующих источников. Они были найдены в актуальном в контексте нашего проекта хранилище – архиве Кубанского государственного университета.

Исследование в рамках проекта «Социальная история России (1990-е гг.)» предполагает интервьюирование выпускников исторического факультета Кубанского госуниверситета 1992 и 1993 гг. Выбирая объект исследования, мы исходили из того, что молодежь выполняет в обществе функцию смены поколений, непосредственно участвует в воспроизводстве социального потенциала страны. Поэтому важно исследовать ее роль в преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума, вступившего на путь кардинальных реформ на рубеже 1980-х–1990-х гг.

Новые российские реалии особым образом отразились на судьбах выпускников дневного отделения исторического факультета КубГУ 1992 и 1993 г. Дело в том, что, поступив в конце 1980-х гг. на престижный факультет лучшего вуза Кубани, эти юноши и девушки вправе были рассчитывать на довольно высокие стартовые позиции после его окончания. Будучи «идеологическим факультетом», истфак потенциально открывал перспективы карьерного роста и достойной по меркам советского времени материальной обеспеченности. Разрушение этих перспектив было вызовом, на который предстояло ответить карьерно ориентированной части выпускников. Но и всем выпускникам, в целом, пришлось в 1990-е гг. формировать свои профессиональные и иные жизненные траектории в объективно непростых обстоятельствах. Именно поэтому интервьюирование выпускников истфака КубГУ предоставляет широкие возможности для исследования положения и самореализации молодых людей, получивших диплом «историка» в переломное время.

При рассмотрении данной темы уместно привлечь теоретические и методологические исследования, посвященные концепции жизненного пути, жизненным стратегиям личности, сдвигу в трудовых ценностях и социальных ориентациях молодежи в 1990-е гг. Также стоит опереться на публикации об истории Кубанского университета и его выпускниках.

Что касается обращения к архивным источникам, то предварительным этапом запланированного нами исследования (65 глубинных интервью в 2018–2020 гг.) стало изучение личных дел выпускников дневного отделения исторического факультета Кубанского госуниверситета 1992/1993 гг. (двух выпусков), находящихся в университетском архиве. Всего было рассмотрено 123 дела, содержащих документы: заявления о допуске к вступительным экзаменам, характеристики из школ, справки с места работы, рекомендации, направления, листы экзаменационных ответов, зачетные книжки, студенческие билеты, медицинские справки. Они позволили выявить основные анкетные данные абитуриентов, ставших студентами истфака КубГУ и впоследствии благополучно его окончивших в 1992 и 1993 г., а также ситуации, возникавшие у них в ходе обучения. Полученные сведения помогли составить коллективный «портрет» выпускников 1992/1993 гг. (основная их масса – это абитуриенты 1987/1988 гг.).

Можно констатировать, что предварительный этап исследования (анализ документов из личных дел выпускников из архива КубГУ) позволил получить данные, важные для отбора респондентов для интервью, разработки бланка интервью. Представляется, что поисковая работа в ведомственных архивах способна пролить свет на отдельные аспекты социальной истории рубежа 1980-х–1990-х гг. как «переломной эпохи», оставившей глубокий след в судьбах ее современников.

Список литературы

Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

Еремеева, А. Н. Последнее советское поколение в жизнеописаниях его представителей. – Краснодар: Традиция, 2011. – 45 с.

Константиновский, Д. Л., Вознесенская, Е. Д., Чередниченко, Г. А. Молодежь России на рубеже XX–XXI вв.: образование, труд, социальное самочувствие. – М.: ЦСП и М, 2014. – 548 с.

Кубанский государственный университет: 90 лет в истории образования и науки России. – Краснодар: Периодика Кубани, 2010. – 600 с.

Резник, Ю. М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). – М.: Независимый институт гражданского общества, 1995. – 266 с.

References

ABUL'KHANOVA-SLAVSKYA, K. A. Strategiya zhizni [Strategy of life. In Russ.]. Moscow, Mysl’ publ., 1991, 299 р.

EREMEEVA, A. N. Poslednee sovetskoe pokolenie v zhizneopisaniyakh ego predstavitelei [The last Soviet generation in life stories of its representatives. In Russ.]. Krasnodar, Traditsia publ., 2011, 45 р.

KONSTANTINOVSKII, D. L., VOZNESENSKAYA, E. D., CHEREDNICHENKO, G. A. Molodezh' Rossii na rubezhe XX–XXI vv.: obrazovanie, trud, sotsial'noe samochuvstvie. [Russian youth at the turn 21st century: Education, work, social well-being. In Russ.]. Moscow, TsSP i М publ., 2014, 548 р.

Kubanskii gosudarstvennyi universitet: 90 let v istorii obrazovaniya i nauki Rossii [Kuban State University: 90 years in the history of education and science in Russia. In Russ.]. Krasnodar, Periodika Kubani publ., 2010, 600 р.

REZNIK, Yu. M. Sotsial'noe izmerenie zhiznennogo mira (vvedenie v sociologiyu zhizni) [Social dimension of the lifeworld: Introduction to the sociology of life. In Russ.]. Moscow, Nezavisimyi institut grazhdanskogo obshchestva publ., 1995, 266 р.

Сведения об авторах

Тажидинова Ирина Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент, Кубанский государственный университет, доцент, г. Краснодар, Российская Федерация, 8-962-860-77-77, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Tazhidinova Irina Gennadyevna, PhD in History, associate professor, Kuban State University, assistant professor, Krasnodar, Russian Federation, +7-962-860-77-77, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке Фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» в рамках проекта «Социальная история России (1990-е годы)».

Grant information

This article has been prepared with financial support from the Boris Yeltsin Presidential Center Foundation within the framework of the project ‘The Social History of Russia (1990s).’

В редакцию статья поступила 21.03.2018 г., опубликована:

Тажидинова, И. Г. В поисках источников для изучения социальной истории России 1990-х гг. На материалах архива Кубанского государственного университета // Вестник архивиста. – 2018. - № 3. – С. 740-749. doi 10.28995/2073-0101-2018-3-740-749

Submitted 21.03.2018, published:

TAZHIDINOVA, I. G. V poiskakh istochnikov dlya izucheniya sotsial'noi istorii Rossii 1990-kh gg. Na materialakh arkhiva Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta [In Search of Sources for Studying Russian Social History of 1990s: Materials from the Archive of the Kuban State University. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2018, no. 3, pp. 740-749. doi 10.28995/2073-0101-2018-3-740-749

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.