Институциализация советской высшей школы в России в 1920-е гг.

Печать PDF

УДК 94(47)”1917/1991”

DOI 10.28995/2073-0101-2018-4-1115-1127

Е. И. Демидова

Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Саратов, Российская Федерация

А. В. Захаров

Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Саратов, Российская Федерация

Е. А. Ефимова

Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Саратов, Российская Федерация

Институциализация советской высшей школы в России в 1920-е гг.

Elena I. Demidova

Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russian Federation

Aleksandr V. Zakharov

Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russian Federation

Elena A. Efimova

Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russian Federation

Institutionalization of the Soviet Higher Education Institutions in Russia in 1920s

Аннотация

В статье с использованием современных методов исследования формулируется научная концепция политики советского государства в сфере высшего образования в 1920-е гг., ее роль в системе государственного управления социальными процессами и воспитания молодежи. По результатам исследования сделан вывод о том, что после революционных событий 1917 г., с окончанием Гражданской войны в России, руководство РКП(б) в своих практиках приступило к реализации мероприятий по радикальному реформированию системы высшего образования, развернуло высшую школу на новый путь развития, закрепило результаты ее пролетаризации, продолжило внедрение политических методов управления высшим образованием. В процессе выработки политики государства в сфере высшего образования упор был сделан на радикальные, сущностные меры, которые соответствовали целям и задачам советской власти. В итоге это определило качественно иное содержание, заидеологизированность как всей общественной жизни, так и культуры, науки, образования. Следствием этого явилось усиление репрессивной политики по отношению к представителям «старой» высшей школы. Инициатором всех новаций в системе высшего образования в России в 1920-х гг. выступала РКП(б)-ВКП(б). Социальный эксперимент большевиков по ускоренному «введению» в стране новых, коммунистических, социокультурных ценностей и пролетаризации вузов в итоге имел противоречивый характер, а конструкция здания советской высшей школы оказалась крайне некачественной. Вместе с тем, высшая школа, существовавшая в России и имевшая к 1917 г. признаки системности, обладала как достоинствами, так и недостатками. В начале 1920-х гг., с учетом новой социально-политической реальности, основные элементы прежнего вузовского устройства были реформированы в достаточно жестком формате усилиями правящей РКП(б)-ВКП(б). Институциализация советской высшей школы в 1920-е гг. проходила в условиях, когда не весь кадровый ее состав обладал необходимым социокультурным, методическим и научным опытом для успешного проведения намеченных социально-экономических преобразований, а поддерживался силовыми структурами государства.

Abstract

The scientific concept of the Soviet state policy in the sphere of higher education in 1920s and its role in the system of state management of social processes and education of young people is formulated in the article by the aid of modern research methods. The study concludes that after the revolutionary events of 1917 and the Civil war, the leadership of the RCP(b) began to implement practices to radically reform the system of higher education. It was launched onto a new path of development, its proletarization reinforced and introduction of political methods of management continued. While developing state policy in the field of higher education, the emphasis was placed on radical, essential measures that served the goals and objectives of the Soviet power. The result was a qualitatively different content of education, ideological bias of social life, culture, science, and education, and strengthening of repressive policy towards representatives of the ‘old-regime’ higher education. The initiator of all innovations in the system of higher education in Russia in the 1920s was the RCP(b)-VKP(b). The Bolsheviks social experiment in accelerated introduction of new communist socio-cultural values and proletarianization of higher education institutions proved controversial, design of Soviet higher school being extremely poor. At the same time, the higher school that existed in Russia before and achieved the trappings of consistency by 1917, also had its advantages and disadvantages. In early 1920s, in the light of new socio-political reality, main elements of the previous structure were reformed in a fairly rigid way by the ruling RCP(b)-VKP(b). The institutionalization of the Soviet higher school in 1920s took place when a shortage of personnel with socio-cultural, methodological, and scientific experience necessary for successful implementation of the proposed socio-economic reforms was compensated by support of state security agencies.

Ключевые слова

Институциализация советской высшей школы, студенчество, пролетаризация высшей школы, семья, молодежь, социокультурные ценности.

Keywords

Institutionalization of the Soviet higher school, students, proletarianization of higher education, family, youth, social and cultural values.

Главной объективной ценностью и важнейшим фактором развития социума является не наличие разнообразных природных ресурсов, а «человеческий потенциал». Речь идет не столько о количественных, а скорее о качественных его характеристиках, от которых непосредственно зависит направление и содержание дальнейшего развития страны. Поэтому именно государство должно создавать условия для «капитализации» человеческого потенциала, формировать матрицу ценностей общества, направленную на достижение высокого образовательного уровня своего населения, на воспитание личности, поддержку семьи, ведь от этого зависит не только развитие инновационных технологий и экономики, но и национальная безопасность.

Самая значительная роль в процессе социализации индивида и становления личности всегда отводилась и отводится системе образования, основанной на сочетании обучения и воспитания молодого поколения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение и воспитание граждан является особой заботой государства, именно оно определяет цели и задачи этих процессов. Естественно, что на протяжении исторического пути форма российского государства менялась, а значит, менялись государственные приоритеты в этой сфере, видоизменялись не только знания, но и принципы и формы передачи знаний. Исторический опыт показывает, что именно в переходные периоды, характеризующиеся сменой государственных устоев, происходили пересмотр многих морально-нравственных ценностей, ломка сознания людей, разрыв поколений и преемственности жизни, и, как следствие, духовные деформации. В этой ситуации весьма уязвима молодежь, потому что в силу возраста еще не успела сформировать собственное мировоззрение и оказалась не способна самостоятельно оценивать те или иные ситуации.

После прихода к власти большевиков, вопросы политики в сфере образования приобретают особую актуальность. Руководствуясь марксистско-ленинской теорией, «старая» система образования была объявлена буржуазной и реакционной, служащей защите эксплуатации рабочего класса. При разработке государственной политики в сфере образования, в отношении молодежи, актуальным является обращение к периоду первых десятилетий советской власти, когда наряду с масштабными преобразованиями в экономике и политике происходила ломка всего «старого» социокультурного уклада жизни общества. Коммунистическая идеология вступала в противоречие с прежними базовыми ценностями и была чужда большинству граждан. Поэтому требовалось сформировать и привить людям «новую советскую культуру».

В статье ставится цель провести содержательный анализ процесса становления советской высшей школы в России, опираясь на архивные источники, периодическую печать 1920-х гг., выяснить, почему ее институциональное оформление носило противоречивый характер. Хронологические рамки исследования охватывают период 1920-х гг. Территорией рассмотрения институциализации советской высшей школы выбрана Россия. Источниковую базу данного исследования представляют неопубликованные документы из фондов Государственного архива новейшей Саратовской области (ГАНИСО), опубликованные источники, периодическая печать 1920-х гг. В многочисленных работах отечественных историков представлены материалы, описывающие как становление и развитие советской высшей школы в конкретных регионах и стране в целом, так и вклад отдельных высших учебных заведений в ее развитие. Очевидно, что складывая из данных конкретных историй целостный пазл, можно получить реальную картину институциализации высшего образования в стране после 1917 г.

Особую роль большевики уделяли молодежи, рассматривая ее в качестве наиболее мобильной и восприимчивой к любого рода начинаниям, социальной группы. Кроме того, в силу возраста у нее еще не успела сформироваться устойчивая приверженность прошлому, что облегчало воспитательное воздействие на нее и идеологическую обработку. Методологическую основу работы составили принципы историзма, объективности. В исследовании были применены проблемно-хронологический, сравнительно-исторический методы исследования, что дало возможность в значительной степени объективно отразить реалии становления политики в сфере образования и советской высшей школы в России.

Большевики прекрасно понимали, что молодежь – это будущее страны и государства. Но в начале 1920-х гг. отсутствовала какая-либо четкая концепция образования и воспитания молодежи, что объясняется объективными событиями Гражданской войны и необходимостью восстановления хозяйства. Первое десятилетие советской власти характеризовалось поиском методов и подходов решения этого вопроса путем проб и ошибок, которых избежать, к сожалению, не удалось.

Следует отметить, что в дореволюционной России воспитательные функции в основном осуществляла семья. Однако с приходом к власти большевиков меняется подход: большевики говорят о необходимости разрушения «буржуазной семьи» с ее патриархальными устоями. При этом руководители страны еще не имели четкого представления о том какой должна быть новая семья, о ее роли в жизни общества. Возможно, поэтому приоритетное значение в обучении и воспитании подрастающего поколения получила система образования в целом, в том числе высшая школа.

Студенческая молодежь представлялась большевикам как определенный фундамент для формирования новой интеллигенции и кадрового потенциала советского государства. Лидеры ВКП(б) не скрывали, что в новых геополитических условиях они смогут опереться только на преданных им специалистов в различных сферах народного хозяйства. Поэтому одной из первоочередных задач ставилась задача воспитания и подготовки «красных специалистов» преимущественно из трудящихся слоев населения.

Амбициозные преобразовательные планы большевиков во всех подсистемах общества определили необходимость срочной подготовки большого количества «кадров специалистов» с высшим образованием. Согласно статистическим данным, общая потребность кадров высшей категории по сельскому хозяйству на первую советскую пятилетку составляла 3 6940 человек, средней квалификации – 51 590 чел., низшей квалификации – 40 тыс. чел. Нужды промышленности в инженерных работнниках по разным данным колебались от 34 до 60 тыс. человек. Для обеспечения народного хозяйства кадрами был взят курс на пролетаризацию высшей школы, то есть на преимущественное обучение выходцев из рабочего класса и беднейшего крестьянства. За первое десятилетие советской власти число студентов вузов выросло более чем в 3 раза по сравнению с 1918 годом. Столь стремительный рост студенческой молодежи был несоизмерим с материальными и кадровыми возможностями высших учебных заведений. Особенно остро встал жилищный вопрос, ведь более половины студентов прибыли из сельской местности и, следовательно, нуждались в жилье.

Причины неуспеваемости студентов следует искать не только в низком образовательном уровне абитуриентов и в нехватке квалифицированных педагогических кадров. Власть настороженно относилась к чрезмерному увлечению образованием и наукой, так как потенциально опасалась, что в среде интеллигенции возникнет критика существующему режиму, а полученные в вузах знания будут использованы против социалистического государства. Во многом поэтому профессиональное занятие наукой и профессионализм оказались в первое десятилетие советской власти под подозрением.

Система образования, и прежде всего высшего, использовалась руководством страны в качестве орудия коммунистического воспитания масс, способных под умелым контролем государства превратиться в послушный инструмент и должна была находиться под полным и постоянным политическим и организационным контролем. Поэтому одной из главных функций высшей школы в 1920-е гг. стало стремление сформировать человека, соответствующего потребностям советской власти верящего в светлое коммунистическое будущее.

Список литературы

Александров, Д. А. Советизация высшего образования и становление советской научно-исследовательской системы // За железным занавесом: мифы и реальность советской науки. / Ред. Э. И. Колчинский и М. Хайнеманн. - СПб.: Буланин, 2002.- 528 с.

Байгарина, А. Е. Высшая школа в условиях политической системы 1917-1927 гг. Дис…канд. ист. наук. - М., 1995. – 184 с.

Бутягин, А. С., Салтанов, Ю. А. Университетское образование в СССР. - М.: МГУ, 1957. – 296 с.

Власов, Ю. Н. Феномен реформаторства в переломные эпохи: Культурологический анализ. - М.: Юрайт, 1998. – 149 с.

Елютин, В. П. Высшая школа СССР за 50 лет (1917-1967). - М.: Высшая школа, 1967. – 270 с.

Катунцева, Н. М. Роль рабочих факультетов в формировании кадров народной интеллигенции СССР. - М.: Наука, 1966. – 195 с.

Костикова, Е. А. Советская политика ликвидации неграмотности в 20-е — середине 30-х гг. XX века. (На материалах Нижнего Поволжья). Дис… канд. ист. наук. - Саратов, 2005. – С. 194 с.

Сафразьян, Н. Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы. - М.: МГУ, 1977. - 158 с.

Чанбарисов, Ш. Б. Формирование советской университетской системы. - М.: Высшая школа, 1988. – 256 с.

References

ALEKSANDROV, D. A. Sovetizatsiya vysshego obrazovaniya i stanovlenie sovetskoi nauchno-issledovatel'skoi sistemy [Sovietization of higher education and formation of the Soviet research system. In Russ.]. IN: Za zheleznym zanavesom: mify i real'nost' sovetskoi nauki [KOLCHINSKII, E.I., KHAINEMANN, I M. (eds.). Behind the Iron Curtain: Myths and realities of the Soviet Science. In Russ.]. St. Petersburg, Bulanin publ., 2002.

BAIGARINA, A. E. Vysshaya shkola v usloviyakh politicheskoi sistemy 1917-1927 gg. Dis…kand. ist. nauk [Higher educational institutions in the context of 1917-1927 political system. Cand. hist. sci. diss. In Russ.]. Moscow, 1995, 184 p.

BUTYAGIN, A. S., SALTANOV, Yu. A. Universitetskoe obrazovanie v SSSR [University education in the USSR. In Russ.]. Moscow, MGU publ., 1957, 296 p. 296 p.

VLASOV, Yu. N. Fenomen reformatorstva v perelomnye epokhi: Kul'turologicheskii analiz [The phenomenon of reformation at the time of transit: Cultural analysis. In Russ.]. Moscow, Yurait publ., 1998, 149 p.

ELYUTIN, V. P. Vysshaya shkola SSSR za 50 let (1917-1967) [Higher education institutions of the USSR over 50 years (1917-1967). In Russ.]. Mockow, Vysshaya shkola publ., 1967, 270 p.

KATUNTSEVA, N. M. Rol' rabochikh fakul'tetov v formirovanii kadrov narodnoi intelligentsii SSSR [The role of workers’ school in formation of the national intelligentsia of the USSR. In Russ.]. Moscow, Nauka publ., 1966, 195 p.

KOSTIKOVA, E. A. Sovetskaya politika likvidatsii negramotnosti v 20-e — seredine 30-kh gg. XX veka. (Na materialakh Nizhnego Povolzh'ya). Diss… kand. ist. Nauk [Soviet policy of elimination of illiteracy in 20s - mid 30s of the 20th century. (On materials of the Lower Volga region). Cand. hist. sci. diss. In Russ.]. Saratov, 2005, 39 p.

SAFRAZ'YAN, N. L. Bor'ba KPSS za stroitel'stvo sovetskoi vysshei shkoly [The struggle of the CPSU for the construction of the Soviet higher school. In Russ.]. Moscow, MGU publ., 1977, 158 p.

CHANBARISOV, Sh. B. Formirovanie sovetskoi universitetskoi sistemy. [Formation of the Soviet university system. In Russ.]. Moscow, Vysshaya shkola publ., 1988, 256 p.

Сведения об авторах

Демидова Елена Игоревна, доктор исторических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Саратовский социально-экономический институт (филиал), кафедра истории, философии, политологии и социологии, заведующая кафедрой, г. Саратов, Российская Федерация, 8-905-383-56-70, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Захаров Александр Викторович, доктор исторических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Саратовский социально-экономический институт (филиал), кафедра истории, философии, политологии и социологии, профессор, г. Саратов, Российская Федерация, 8-927-911-00-73, zaharovav2007@ yandex.ru

Ефимова Елена Александровна, кандидат исторических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Саратовский социально-экономический институт (филиал), кафедра истории, философии, политологии и социологии, доцент, г. Саратов, Российская Федерация, 8-909-340-92-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Demidova Elena Igorevna, PhD in History, professor, Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics, head of the department of history, philosophy, political science and sociology, Saratov, Russian Federation, +7-905-383-56-70, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Zakharov Aleksandr Victirovich, PhD in History, associate professor, Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics, professor, Saratov, Russian Federation, +7-927-911-00-73, zaharovav2007@ yandex.ru

Efimova Elena Aleksandrovna, PhD of History, associate professor, Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics, assistant professor, Saratov, Russian Federation, +7-909-340-92-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 3.05.2018 г., опубликована:

Демидова, Е. И., Захаров, А. В., Ефимова, Е. А. Институциализация советской высшей школы в России в 1920-е гг. // Вестник архивиста. – 2018. - № 4. – С. 1115-1127. doi 10.28995/2073-0101-2018-4-1115-1127

Submitted 3.05.2018, published:

DEMIDOVA, E. I., ZAKHAROV, A. V., EFIMOVA, E. A. Institutsializatsiya sovetskoi vysshei shkoly v Rossii v 1920-e gg. [Institutionalization of the Soviet Higher Education Institutions in Russia in 1920s. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2018, no. 4, pp. 1115-1127. doi 10.28995/2073-0101-2018-4-1115-1127

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.