Творческое наследие режиссера Дзиги Вертова в Российском государственном архиве литературы и искусства

Печать PDF

УДК 94(47)+930.253+94(791.633)

DOI 10.28995/2073-0101-2019-1-58-65

К. Л. Горячок

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Творческое наследие режиссера Дзиги Вертова в Российском государственном архиве литературы и искусства

Kirill L. Goryachok

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

Creative Legacy of the Film Director Dziga Vertov in the Russian State Archive of Literature and Art

Аннотация

В статье анализируются архивные документы советского режиссера Дзиги Вертова, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). После смерти кинематографиста его документальное наследие сохранила его супруга Елизавета Игнатьевна Свилова. Имя Д. Вертова было забыто после войны в результате многолетнего отстранения его от профессии: многие годы у него не было возможности публиковать статьи и снимать фильмы, а предыдущие работы не демонстрировались на экранах. Первые посмертные публикации его документов датируются концом 1950-х гг. при поддержке его коллег и жены. Тогда же, в 1958 г., лично Е. И. Свиловой был передан первый блок документов в ЦГАЛИ (РГАЛИ с 1992 г.), составивший первую опись его личного фонда № 2091. В нем отложились творческие материалы кинематографиста, такие, как монтажные листы, сценарии, рабочие планы, кадры из кинофильмов, а также статьи и манифесты, которые являются ключевыми текстами по истории и теории документального кино. Крупнейший блок материалов режиссера, включающий источники дневникового характера, тетради, черновики, переписку и стихи, передается в архив после смерти Е. И. Свиловой в 1975 г. Автором выявлено множество документов, прежде всего автографов, Д. Вертова, которые отложились в смежных фондах РГАЛИ. Это личные фонды коллег и оппонентов кинематографиста, а также фонды учреждений, с которыми так или иначе был связан режиссер. В научный оборот вошли практически все творческие материалы Д. Вертова, в частности, сценарии и монтажные планы, опубликованные в первом томе сборника «Дзига Вертов. Из наследия», вышедшего в 2004 г. Том второй сборника, изданный в 2008 г, вобрал в себя большую часть статей и стенограмм выступлений режиссера с подробными комментариями. Дневниковые записи, кроме публикации нескольких выдержек, к тому же требующих тщательной текстологической сверки, в сборник 1967 г. «Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы», в научный оборот не вошли. То же касается эпистолярных источников и множества стихов, написанных Дзигой Вертовым на протяжении жизни — они никогда не публиковались.

Abstract

The article analyzes archival documents of the Soviet film director Dziga Vertov stored in the Russian State Archive of Literature and Art. After the death of the filmmaker his wife Elizaveta Svilova preserved his entire personal archive. Vertov's name was forgotten in the aftermath of his persecution; for years he had no opportunity to publish articles or make new films. His earlier works were no longer shown on screen. The first posthumous publications of his documents date back to late 1950s, assisted by his wife and colleagues. In 1958, Svilova handed over the first collection of documents to the Central State Archive of Literature and Art (TsGALI; RGALI since 1992), which constituted series 1 of his personal provenance fond no. 2091. It contains the filmmaker’s creative material: shot lists, scripts, shooting plans, shots from movies, and his articles and manifestos, which are regarded as key texts on the history and theory of world documentary films. The largest collection of the director's materials, including his diaries, notebooks, drafts, correspondence, and poems was transferred to the archive after the death of Elizaveta Svilova in 1975. Many of the Vertov`s documents, including some autographs, were deposited in fringe collections at the RGALI: personal provenance fonds of his colleagues and opponents, as well as fonds of institutions with which he was connected. Nearly all Vertov's creative materials, in particular, his scripts and editing plans, were published in the first volume of the collection “Dziga Vertov: His Legacy” (2004). The second volume (2008) collected most of his articles and speeches transcripts with detailed comments. His diaries haven’t been introduced into scientific use (excerpts published in the 1967 book “Dziga Vertov. Articles. Diaries. Concepts” require a careful textual verification). As for the letters and poems written by Dziga Vertov in various periods his life, they have never been published.

Ключевые слова

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Дзига Вертов, архивы, исторические источники, история советского кино.

Keywords

Russian State Archive of Literature and Art (RGALI), Dziga Vertov, archives, historical sources, history of Soviet cinema.

В последние годы жизни советский режиссер Дзига Вертов, уже не имевший возможности снимать кино, выражал желание собрать воедино и опубликовать свое документальное наследие. «Было бы необходимо издать книгу, где я мог бы изложить все то, что преждевременно или невозможно в данный момент изложить на пленке», — писал кинематографист. Действительно, на глазах Д. Вертова авторские копии его фильмов буквально уничтожались, перемонтировались и просто исчезали: «У писателя остаются авторские экземпляры его книг. У кинорежиссера этой возможности, к сожалению, нет». Оставалось надеяться на издание статей, работу над которыми Д. Вертов не прекращал до конца дней. Но при жизни режиссера его мечте так и не было суждено сбыться.

Первые посмертные публикации Д. Вертова появляются в конце 1950-х гг. Возобновление интереса к творчеству режиссера совпадает с актуальными социальными задачами партии по реабилитации художников и деятелей искусства, чьи имена были забыты в период «сталинизма». Организуются первые ретроспективы фильмов Д. Вертова, его имя появляется в журналах о кино. Так, в 1957 г. в журнале «Искусство кино» публикуется статья «Из рабочих тетрадей Вертова» — ее можно признать первой посмертной публикацией фрагментов творческого наследия режиссера. В частности, в тексте упоминается, что архив Д. Вертова полностью сохранился у его жены – Елизаветы Игнатьевны Свиловой.

Публикации документов Д. Вертова проходят под строгим контролем Е. И. Свиловой, которая также была ассистентом и монтажером мужа на протяжении практически всей его творческой карьеры. Параллельно возобновлению интереса к фигуре режиссера, Е. И. Свилова по договоренности с архивом передает первый блок документального наследия мужа в ЦГАЛИ в 1958 г., который состоял из 100 единиц хранения и составил первую опись фонда Дзиги Вертова № 2091.

В первой описи отложились преимущественно материалы режиссерской деятельности Д. Вертова: сценарии, монтажные планы, планы съемок, служебные записки, титры и прочие. Также Е. И. Свилова передала в ЦГАЛИ копии статей мужа, включая первые манифесты и программные выступления, в которых отражены основные идеи режиссера о теории неигрового кино. Немаловажно то, что в первую опись не вошли дневниковые записи Д. Вертова и весьма скромно представлены письма, за исключением их переписки с женой.

На основе переданных в ЦГАЛИ документов появляются первые исследования биографии и творчества Дзиги Вертова. В 1966 г. выходит в свет значительный в историографии режиссера сборник «Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы» под редакцией Сергея Дробашенко. В него вошли еще не переданные на тот момент в архив дневниковые записи режиссера, которые предоставила киноведу Е. И. Свилова. Книга была переведена на несколько языков, включая английский под редакцией американского киноведа Аннет Майклсон, и немецкий под редакцией Томаса Тоде. К сожалению, далеко не весь массив документов вошел в сборник, а тексты дневникового характера требуют тщательной текстологической сверки. Тем не менее, издание сборника способствовало развитию новых подходов к вертоведению, прежде всего архивоведческих и источниковедческих. В 1970-е гг. исследованием наследия режиссера занимаются В. С. Листов, В. М. Магидов и Л. М. Рошаль. В их статьях освещаются наиболее темные пятна в творчестве и биографии Д. Вертова, а также его роль в развитии советской кинематографии.

В 1970-1974-х гг. Е. И. Свилова передает часть материалов мужа Австрийскому киномузею в Вене. Документы составили основу нынешнего фонда Д. Вертова в музее, в котором, по данным официального сайта, отложилось 170 автографов режиссера, включая дневники, черновики, рисунки и монтажные планы, 200 фотографий, 600 газетных вырезок на разных языках и прочие материалы.

После смерти Е. И. Свиловой в 1975 г. оставшийся у нее крупнейший массив документов Дзиги Вертова был передан в ЦГАЛИ при участии коллеги режиссера документалиста Ильи Копалина и исследователей Виктора Листова и Сергея Дробашенко. Вторая опись составила 663 единицы хранения. Это, прежде всего, дневники и записные книжки кинематографиста, датируемые с 1923 по 1953 г., которые можно разделить на две основные категории: личные тетради Д. Вертова и выписки из дневников рукой жены Е. И. Свиловой. Сюда же вошли автографы его статей и черновиков выступлений, а также творческие заявки, большинство из которых осуществлены режиссером не были.

С изданием первого тома сборника в 2004 г. планировалось продолжить публикацию наследия режиссера. Однако из задуманных четырех томов вышло в свет только два (том статей и выступлений издан в 2008 г.), и работа в этом направлении в данный момент не ведется. Подавляющее число дневниковых записей, письма и стихи, вместе занимающие значительную часть личного фонда Дзиги Вертова, до сих пор не опубликованы. Следует признать, что новая глава в исследовании жизни и творчества режиссера начнется лишь с публикацией массива документов, с которым читатель до сих пор познакомиться возможности не имел. И без широкой архивной базы, представленной в РГАЛИ, этого не случится.

Список литературы

Дзига Вертов. Из наследия. В 2 т. Т. 1. Драматургические опыты / Отв. ред. А. Дерябин. – М.: Эйзенштейн-центр, 2004. – 536 с.

Дзига Вертов. Из наследия. В 2 т. Т. 2. Статьи и выступления / Отв. ред. Д. В. Кружкова, С. М. Ишевская. – М.: Эйзенштейн-центр, 2008. – 648 с.

Из рабочих тетрадей Вертова // Искусство кино. – 1957. – № 4. – С. 112-126.

Магидов В. М. Из архива Вертова // Киноведческие записки. – 1993. - № 18. – С. 135-138.

References

Dziga Vertov. Iz nasledia. V 2 t. T. 1. Dramaturgicheskie opyti [DERYABIN A. (ed.). Dziga Vertov: His legacy. In 2 vol. Vol. 1: Drama experiments. In Russ.]. Moscow, Eizenshtein-tsentr publ., 2004, 536 p.

Dziga Vertov. Iz nasledia. V 2 t. T. 2. Statii i vistuplenia [KRUZHKOVA D.M., ISHEVSKAYA S.M. (eds.). Dziga Vertov: His legacy. In 2 vol. Vol. 2: Articles and speeches. In Russ.]. Moscow, Eizenshtein-tsentr publ., 2008, 648 p.

Iz rabochikh tetradei Vertova [From Vertov`s workbooks. In Russ.]. IN: Iskusstvo Kino, 1957, no. 4, 112-126 pp.

MAGIDOV, V. M. Iz arkhiva Vertova [From Vertov`s archive.]. IN: Kinovedcheskie zapiski, 1993, no. 18, 135-138 pp.

Сведения об авторах

Горячок Кирилл Леонидович, Государственный институт искусствознания, аспирант, г. Москва, Российская Федерация, 8-916-728-36-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Goryachok Kirill Leonidovich, State Institute of Art Studies, postgraduate, Moscow, Russian Federation, +7-916-728-36-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 19.01.2018 г., опубликована (для цитирования):

Горячок, К. Л. Творческое наследие режиссера Дзиги Вертова в Российском государственном архиве литературы и искусства // Вестник архивиста. – 2019. - № 1. – С. 58-65. doi 10.28995/2073-0101-2019-1-58-65

Submitted 19.01.2018, published (for citation):

GORYACHOK, K. L. Tvorcheskoe nasledie rezhissera Dzigi Vertova v Rossiiskom gosudarstvennom arkhive literatury i iskusstva [Creative Legacy of the Film Director Dziga Vertov in the Russian State Archive of Literature and Art. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 1, pp. 58-65. doi 10.28995/2073-0101-2019-1-58-65

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.