УДК 94(47) + 94(474.3)
DOI 10.28995/2073-0101-2019-2-519-529
А. А. Слезин
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация
Пионерская «легкая кавалерия»
Anatoly A. Slezin
Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation
Pioneer “Light Horsemen”
Аннотация
«Легкая кавалерия», созданная по инициативе комсомола для осуществления функций социального контроля над деятельностью государственного аппарата, играла значительную роль в жизни советского общества конца 1920-1950-х гг., охватывала весьма разные сферы и социальные слои. В статье на основе документов Российского государственного архива социально-политической истории рассматривается деятельность детских групп «легкой кавалерии». На железных дорогах страны усилия пионеров-«кавалеристов» были направлены на предупреждение крушений поездов и хищений на транспорте. Оказывая помощь работникам учреждений связи, пионеры проверяли качество и своевременность доставки писем и газет адресатам, вывешивали почтовые ящики, охраняли от порчи телеграфные и телефонные провода. Малограмотным «кавалерия» оказывала помощь в написании писем. Показано, что пик движения приходится на 1933-1935 гг., когда наиболее высокую активность проявили сельские пионеры. Члены пионерских отрядов активно участвовали в проверке готовности и ремонте сельскохозяйственных машин, охране коней и молодняка, сортировке зерна, проверке хранения минеральных удобрений, охране посевов от птиц. С помощью вовлечения в движение пионеров и школьников власть пыталась привить им чувство неприкосновенности социалистической собственности. В детское общественное сознание настойчиво внедрялись представления о том, что только враги могут идти на присвоение части колхозного урожая. При формировании культа пионерских героев романтизировались доносы пионеров. Фактически пионеры, охранявшие урожай, приобщались к властным карательным структурам. Их активно вовлекали в поиски «классовых врагов». Снижение интереса пионеров к реализации задач «легкой кавалерии» авторы объясняют снисходительным, а порой и пренебрежительным отношением к работе юных «кавалеристов» на местах, игнорированием их замечаний. Многие партийные и комсомольские наставники пионеров были убеждены, что их активное участие в хозяйственно-политических кампаниях отрывает детей от более важного в этом возрасте занятия – учебы, эмоциональная реакция детей на происходящее сопутствует некомпетентности, неспособности разобраться в элементарных проблемах.
Abstract
“Light horsemen,” a Komsomol initiative for performing functions of social control over the work of state machinery, played an important part in the life of Soviet society in late 1920s–1950s. It encompassed various social spheres and strata. The article draws on the documents from the Russian State Archive of Social and Political History to offer a first inquiry into the “light horsemen.” Pioneer “horsemen” helped to prevent train accidents and tampering on the national railways. At postal enterprises, they checked the quality and promptness of letters and newspapers delivery to the addressees, hanged mailboxes, protected telegraph and telephone wires from damage. “Horsemen” helped the half-educated to write their letters. 1933-1935 saw the high point of the young “horsemen” movement; rural pioneers were the most active. Pioneer units took an active part in inspection and repair of agricultural machinery, protection of horses and young animals, grain sorting, inspection of mineral fertilizers storage, protection of crops from birds. When involving pioneers and schoolchildren in the movement, the authorities tried to cultivate their sense of inviolable socialist property. The idea was ever enforced that only enemies can convert a part of the kolkhoz harvest. The cult of pioneer heroes included idealization of pioneers’ delations. Pioneers protecting the harvest were virtually a part of punitive institution. They were actively drawn into searching for “class enemies.” The author explains the decrease of pioneers’ interest in the tasks of the “light horsemen” by condescending and even neglectful attitude to their work on the ground. Pioneers’ tutors from party and Komsomol felt that their active participation in economic and political campaigns distracts them from their studies, which were more important at their age; children’s emotional reaction to what was going on went hand in hand with incompetence and inability to deal with elementary problems.
Ключевые слова
Архив, исторические источники, дети, пионеры, комсомол, «легкая кавалерия», социальный контроль, колхозы, железная дорога.
Keywords
Archive, historical source, children, pioneers, Komsomol, “light horsemen,” social control, kolkhozes, railways.
В научной литературе уже поднимался вопрос о роли «легкой кавалерии» (ЛК) в советском обществе. Утвердилось представление о ЛК как действовавшей с перерывами с конца 1920-х гг. по 1950-е годы «дочерней» организации комсомола, созданной для осуществления функций социального контроля над деятельностью государственного аппарата. Исследование специфики деятельности ЛК актуально для всех, кто реализует контрольные функции в современных условиях. Однако многие аспекты деятельности ЛК остаются неизученными. Цель данной статьи – выявить основные направления и последствия деятельности детских отрядов ЛК. Научная актуальность и новизна исследования в первую очередь связаны со слабой изученностью темы. Актуальность работы связана и с грядущим 100-летним юбилеем пионерии, накануне которого неминуемо обострятся дискуссии вокруг исторической роли уникальной детской организации. Важно противопоставить вымыслам и чрезвычайно эмоциональным оценкам освобожденный от стереотипов научный взгляд на роль пионерии, показать ее разностороннее влияние на общество, конструктивно оценить опыт, в том числе и негативный. Современным детским объединениям избежать новых ошибок особенно помогут знания об эффективности применения тех или иных форм и методов пионерской деятельности.
Основу источниковой базы исследования составили документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), благодаря которым удалось выяснить, что наибольшую активность отряды пионерской ЛК развили в 1933–1935 гг. Официальная пропаганда называла пионерскую ЛК третьей сменой, будущими творцами и строителями коммунистического общества, воспитывающимися в жестокой схватке с мелкособственнической идеологией. Руководители политотделов подчеркивали, что главная задача нового подразделения ЛК состоит во «внедрении в сознание молодежи чувства неприкосновенности и священности социалистической собственности».
Комсомольцы и пионеры были включены в реализацию печально знаменитого Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». В брошюре для детского чтения весьма образно рассказывалось о «вражеской вылазке» так называемого «парикмахера колхозных полей»: «Он подползает к колхозным посевам, подрезает спелые колоски. То там, то здесь остается плешина – на ровном пшеничном поле вместо тучных желтеющих колосьев сиротливо торчат голые стебли. Здесь был враг».
Комсомолом были выдвинуты лозунги: «Ни одного колоска, ни одного зерна не отдать врагу!», «Пионеров и колхозных ребят поставить на охрану урожая!», «Крепко ударить по виновникам беспечности и спокойствия!» и др.
Пропаганда находила живой отклик в детской среде. Навязанные партией представления о том, что только враги могут идти на присвоение части колхозного урожая, крепко засели в головах пионеров. В станице Ивановской «кавалеристы» первой своей обязанностью считали «не допускать врага к хлебу».
Одним из самых ярких примеров литературы того времени, формирующей образ непримиримых пионеров – борцов с врагами колхозного строя, является брошюра Е. Бакурской. Под заголовком «Пусть дети научат взрослых» с гордостью рассказывалось, как в «поучительных» целях пионеры устроили проверку бдительности: инсценировали воровство колхозного инвентаря. Атмосферой таинственности и секретности пронизан рассказ о собрании детского отряда ЛК. С непонятным для современного читателя пафосом рассказывается, как маленький коммунар Петя выследил женщину, нарвавшую в общественном саду яблок и вишен, и сообщил об этом в милицию. Под заголовком «Нечего без дела мимо хлеба ходить» описывается деятельность дозорного поста, препятствующего проходу по закрытой дороге. Приводится текст донесения дозорного вожатому отряда: «Наш пост задержал дядьку на закрытой дороге. Отвели его в бригаду. Бригадир хотел взять с него штраф, но у него не было денег, потому его оставили отработать в бригаде принудиловку». Предпринимались попытки романтизировать даже донос пионеров на заснувшего сторожа, стремление юных дозорных давать взрослым советы по использованию сельскохозяйственной техники. Без тени сочувствия рассказывалось о женщине, осужденной на 10 лет заключения за унесенную с поля кошелку с ячменем.
Изученные документы создают впечатление, что большое внимание к ЛК в детском движении оказалось недолговечным. С одной стороны, на пионерской активности видимо сказалось то, что, несмотря на демонстрацию высокого уровня доверия власти юным «кавалеристам», в конкретных случаях их работа не всегда принималась во внимание. Так, никто не обратил внимания на то, что пионеры колхоза им. Евдокимова (близ Армавира), обнаружили в конюшне грязь и дырявую крышу. Не добившись реакции от председателя колхоза, пионеры написали заметку в районную газету: «До каких пор скот будет мерзнуть и жить в грязи?». Такие случаи, когда к работе юных «кавалеристов» относились пренебрежительно, игнорировали их замечания, отбивали у них желание работать, уничтожали инициативу. Сыграло свою роль и то, что активная работа пионеров в области хозяйственно-политических кампаний отрывала их от своего основного занятия – учебы. В этой связи примечательно заявление ЦК ВЛКСМ о том, что к недостаткам в работе «юных кавалеристов в школе следует отнести отсутствие с их стороны борьбы за знания, за хорошую, примерную учебу». Видимо, для многих наставников стало очевидно, что дети слишком эмоционально реагируют на происходящее, но во многих вопросах просто не способны разобраться. Во всяком случае, в дальнейшем власть предпочитала не использовать детские силы в реализации задач социального контроля столь же активно.
Список литературы
Ахмедов, Ф. «Легкая кавалерия», шефство предприятий над учреждениями и социалистическое строительство // Ученые записки Азербайджанского государственного университета. – 1965. – № 1. – С. 45–52.
Добросоцкий, Н. И. «Легкая кавалерия» комсомола: попытки возрождения во второй половине 1950-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 2. – С. 90–93.
Ипполитов, В. А. Деятельность сельских групп «легкой кавалерии» комсомола в первой половине 1930-х годов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2014. – № 1. – С. 219–223.
Ипполитов, В. А. Рейд «Легкой кавалерии» комсомола в 1934–1935 гг. как способ развития общественной активности молодежи // Социодинамика. – 2015. – № 11. – С. 168–181.
References
AKHMEDOV, F. “Legkaya kavaleriya”, shefstvo predpriyatii nad uchrezhdeniyami i sotsialisticheskoe stroitel’stvo [The “light horsemen,” the enterprises’ patronage over institutions and the socialist construction. In Russ.]. IN: Uchenye zapiski Azerbaidzhanskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Azerbaijan State University], 1965, no 1, pp. 45–52.
DOBROSOTSKII, N. I. “Legkaya kavaleriya” komsomola: popytki vozrozhdeniya vo vtoroi polovine 1950-kh godov [Komsomol’s “light horsemen”: Its attempted revival in the second half of 1950s. In Russ.]. IN: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2017, no. 2, pp. 90–93.
IPPOLITOV, V. A. Deyatel’nost’ sel’skikh grupp “legkoi kavalerii” komsomola v pervoi polovine 1930-kh godov [Activities of the rural groups of the Komsomol’s “light horsemen” in the first half of 1930s. In Russ.]. IN: Voprosy sovremennoi nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo [Issues of Contemporary Science and Practice. V. I. Vernadsky University], 2014, no. 1, pp. 219–223.
IPPOLITOV, V. A. Reid “Legkoi kavalerii” komsomola v 1934-1935 gg. kak sposob razvitiya obshchestvennoi aktivnosti [The Komsomol’s “light horsemen” surprise inspection in 1934-1935 as a way of developing public activity. In Russ.]. IN: Sotsiodinamika, 2015, no. 11, pp. 168–181.
Сведения об авторах
Слезин Анатолий Анатольевич, доктор исторических наук, профессор, Тамбовский государственный технический университет, кафедра истории и философии, заведующий кафедрой, г. Тамбов, Российская Федерация, 8-475-263-03-81, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About the author
Slezin Anatoly Anatolievich, PhD in History, professor, Tambov State Technical University, head of the department of history and philosophy, Tambov, Russian Federation, +7-475-263-03-81, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В редакцию статья поступила 30.01.2019 г., опубликована (для цитирования):
Слезин, А. А. Пионерская «легкая кавалерия» // Вестник архивиста. – 2019. - № 2. – С. 519-529. doi 10.28995/2073-0101-2019-2-519-529
Submitted 30.01.2019, published (for citation):
SLEZIN, A. A. Pionerskaya “legkaya kavaleriya” [Pioneer “Light Horsemen.” In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 2, pp. 519-529. doi 10.28995/2073-0101-2019-2-519-529
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.