УДК 94(47) + 76.03/09
DOI 10.28995/2073-0101-2019-2-610-622
А. А. Шанявская
Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
«Этот светлый взгляд не знал фальши». Особенности графики ленинградской художницы Веры Милютиной
Aleksandra A. Shanyavskaya
Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation
“These Bright Eyes Were Free from Vagueness”: Peculiar Graphic Art of the Leningrad Artist Vera Milyutina
Аннотация
Статья посвящена довоенному творчеству ленинградской художницы В. В. Милютиной (1903–1987), наиболее известными работами которой являются листы графической серии «Эрмитаж в дни блокады», созданной в 1942 г. Однако довоенное творчество художницы не привлекало ранее исследователей, чем и обусловлена актуальность настоящей статьи. Целью публикации является выявление особенностей художественного почерка В. В. Милютиной на основе ее работ, созданных в ходе летних творческих поездок конца 1930-х годов, которые хранятся в ее личном фонде (№ 495) в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Задачами автора было познакомиться с документами, связанными с летними поездками художницы в 1937-1939 гг., выяснить цели и маршруты этих путешествий, проанализировать созданные в рамках поездок графические работы, выявить значение этих поездок для формирования В. В. Милютиной как мастера-графика. Источниками статьи стали неопубликованные рукописные, изобразительные документы и фотографии из фондов Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. О поездке 1937 г. в Карелию рассказывают многочисленные рисунки карандашом, тушью и акварелью. Уникальным документом является альбом поездки на Алтай в 1938 г., в котором содержатся не только рисунки и заметки художницы, но и собранный ею гербарий, а также фотографии и документы, связанные с поездкой, чудом уцелевшие в блокаду. Путешествие в Горьковскую (ныне Нижегородскую) область в 1939 г. подробно описано в дневниках 1939-1953 гг. и воспоминаниях 1985 г. Сохранились и многочисленные рисунки, созданные на озере Светлояр и в городе Семёнове. В результате искусствоведческого анализа и проведенного биографического исследования, автор пришел к выводу, что В. В. Милютину как мастера графического искусства определяли профессиональная требовательность к своим работам, приверженность принципам академического рисунка в традициях П. П. Чистякова и выбор вневременных, вечных сюжетов для своих произведений. Статья адресована историкам искусства и архивистам, интересующимся развитием советской графики и биографическими исследованиями деятелей культуры и искусства Ленинграда.
Abstract
The article studies the prewar artistic legacy of the Leningrad artist Vera Milyutina (1903-1987). Her most famous work is a graphic series The Hermitage in the Days of the Siege of Leningrad (1942). Art historians have ignored Vera Milyutina’s prewar works, wherefrom springs the relevance of this article. It attempts to analyze Milyutina’s works stored in the Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg. The author sets off to study the documents on Milyutina’s summer trips in 1937-1939, their objects and routes and to analyze the works of art created in these trips and demonstrate their importance for formation of Vera Milyutina’s graphic art. The article draws on unpublished documents, works of art, and photos from the Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg. During her summer trips Vera Milyutina visited different parts of the Soviet Union: Karelia, the Altai, the Gorky (now Nizhny Novgorod) region. Pencil, ink, and watercolour paintings give an account of Vera Milyutina’s trip to Karelia in 1937. There is an album, which had by some miracle survived the Siege of Leningrad; it is an unique document on her 1938 trip to Altai. It contains drawings, notes, hortus siccus, photos, and documents from the trip. A detailed account of the trip to the Gorky region in 1939 was left in the artist’s diary covering 1939 to 1953 and in her memoirs prepared in 1985. There are numerous drawings of Lake Svetloyar and town Semenov (both in the Gorky region). Art review of materials from the Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg concludes that Vera Milyutina was exacting in her work, followed the principles of academic drawing according to the system of Pavel Chistyakov (Russian artist from St. Petersburg, 1832-1919), and chose timeless subjects for her work. The article can be of use to art historians and archivists, who study the evolution of the Soviet graphic art and biographies of the Leningrad artists.
Ключевые слова
Архив, исторические источники, В. В. Милютина, искусство Ленинграда, реализм, советская графика, 1930-е гг., творческие командировки, академический рисунок.
Keywords
Archive, historical source, Vera V. Milyutina, Leningrad art, realism, Soviet graphic art, 1930s, creative assignments, classical drawing.
Вера Владимировна Милютина (1903-1987) известна советским зрителям в основном как автор графической серии «Эрмитаж в дни блокады» (1942), которая служит трагическим свидетельством судьбы музея в годы Великой Отечественной войны и памятником стойкости ленинградцев в этот период. Инициатором создания этой серии стало Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета, которое пригласило ряд художников, призванных зафиксировать «ранения Эрмитажа». Среди них были такие крупные мастера ленинградской школы живописи и графики как В. В. Пакулин (1900-1951) и В. Н. Кучумов (1888-1959).
Однако ни один из художественных критиков или историков искусства, обращавшихся к творчеству В. В. Милютиной, не задавался вопросом, почему именно Веру Милютину, работавшую до этого исключительно в качестве театрального художника-декоратора, пригласили для выполнения столь ответственного задания. Не интересовало исследователей и то, каким образом предшествующий творческий путь позволил В. В. Милютиной создать в 1942 г. столь сильную в техническом и эмоциональном плане графическую серию.
В связи с этим актуальность данной статьи обусловлена неизученностью довоенного творчества В. В. Милютиной. В настоящее время единственной работой, посвященной художнице, является сборник, который был составлен ее супругом, музыковедом и композитором А. С. Розановым. Однако это издание, по сути, объединяет воспоминания людей, знавших В. В. Милютину, и не дает представления о ее творческой эволюции. Тот же характер носит сборник «Они жили просто и возвышенно», посвященный творческому союзу А. С. Розанова и В. В. Милютиной. Большинство опубликованных при жизни художницы статей посвящены ее эрмитажной серии и другим произведениям блокадного периода. Единственные публикации о довоенном творчестве В. В. Милютиной касаются ее работ в качестве театрального художника. Однако, не сохранилось не только большинство этих произведений, но и эскизов к ним. Как справедливо отметил автор одной из статьей, В. В. Милютина в период работы в театре в 1932-1941 гг. по большей части делала «работу, которую должен вести художник, но которую художнику делать скучно». В связи с этим почти единственным источником, позволяющим судить о ее формировании как мастера графического искусства, являются работы, созданные в летних творческих поездках конца 1930-х гг. В настоящий момент эти произведения хранятся в ее личном фонде (№ 495) в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб).
В связи с этим цель настоящей публикации – определить характерные черты ее художественного почерка, который наиболее ярко проявился в серии работ блокадного периода. Перед автором стояли следующие задачи: познакомить с сохранившимися в ЦГАЛИ СПб документальными материалами, связанными с летними путешествиями В. В. Милютиной, выяснить цели и маршруты этих поездок, проанализировать графические работы, созданные в ходе летних поездок 1937-1939 гг., и выявить значение этих путешествий для формирования В. В. Милютиной как мастера-графика.
Хронологические рамки статьи охватывают пятилетие с 1937 г. (дата первой известной поездки) по 1942 г. (время создания ею серии «Эрмитаж в дни блокады»). Территориальные рамки совпадают с географией поездок ленинградской художницы на Алтай, в Карелию и Горьковскую область. Основными источниками для статьи стали неопубликованные материалы личного фонда В. В. Милютиной из ЦГАЛИ СПб: рукописные, изобразительные документы и фотографии. О поездке 1937 г. в Карелию рассказывают многочисленные рисунки карандашом, тушью и акварелью. Уникальным документом является альбом, который В. В. Милютина вела во время поездки на Алтай в 1938 г. и который чудом пережил блокаду. В нем содержатся не только рисунки и заметки художницы, но и собранный ею гербарий, а также фотографии и документы, связанные с поездкой. Путешествие в Горьковскую область в 1939 г. подробно описано в дневниках 1939-1953 гг. и воспоминаниях 1985 г. Сохранились и многочисленные рисунки, созданные на озере Светлояр и в городе Семёнове.
При подготовке данной статьи автор избрал комплексный подход к анализу и интерпретации изучаемого материала, что было продиктовано его разнообразием. В связи с этим для решения указанных задач были использованы методы как искусствоведческой (сравнительный и формально-стилистический анализ), так и исторической наук (проблемно-хронологический, историко-биографический метод). Научная новизна статьи обусловлена тем, что довоенное творчество В. В. Милютиной впервые становятся предметом специального историко-искусствоведческого исследования. Кроме того, рассмотренные в данной статье графические произведения художницы впервые вводятся в научный оборот.
Созданные в ходе поездок 1937-1939 гг. работы дают прекрасное представление о ее художественных принципах и особенностях графического почерка. В. В. Милютина была удивительно требовательной к себе, что выражалось в терпеливых поисках подходящей художественной формы для выбранного ей предмета изображения. Несмотря на то, что она получила художественное образование в традициях советской школы, В. В. Милютина была верна принципам академического рисунка по П. П. Чистякову и тяготела к абсолютно вневременным сюжетам. Возможно, именно поэтому зрители верили созданной ей в 1942 г. серии «Эрмитаж в дни блокады», в которой художница ювелирно смогла подобрать приемы для отражения трагической действительности в виде разрушенного Зимнего дворца и других музейных зданий и добиться при этом художественной убедительности.
Список литературы
Бартошевич, А. Художник самодеятельной сцены // Искусство и жизнь. – 1939. - № 9. – С. 43.
Богданов, К. Поднятая целина на клубной сцене // Искусство и жизнь. – 1940. – № 2. – С. 48.
«Они жили просто и возвышенно». А. С. Розанов и В. В. Милютина / Сост., комм. О. В. Сахаров. – СПб.: Галея Принт, 2010. – 348 с.
Розанов, А. С. Вера Милютина и о ней. – М.: Прометей, 1991. – 127 с.
References
BARTOSHEVICH, A. Khudozhnik samodeyatel'noi stseny [An artist of the amateur theatre. In Russ.]. IN: Iskusstvo i zhizn', 1939, no. 9, p. 43.
BOGDANOV, K. Podnyataya tselina na klubnoi stsene. [Virgin Soil Upturned onstage in the worker’s club. In Russ.]. IN: Iskusstvo i zhizn', 1940, no. 2, p. 48.
“Oni zhili prosto i vozvyshenno”. A. S. Rozanov i V. V. Milyutina [SAKHAROV, O. V. (comp.). “They lived simply and nobly.” A. S. Rozanov and V. V. Milyutina. In Russ.]. St. Petersburg, Galeya Print publ., 2010, 348 p.
ROZANOV, A. S. Vera Milyutina i o nei [Vera Milyutina and about her. In Russ.]. Moscow, Prometei publ., 1991, 127 p.
Сведения об авторах
Шанявская Александра Андреевна, кандидат искусствоведения, Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), отдел использования документов, заведующая отделом, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-911-710-19-92, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About author
Shanyavskaya Aleksandra Andreevna, PhD in History of Art, Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg (TsGALI SPb), department of use of documents, head of department, Russian Federation, +7-911-710-19-92, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В редакцию статья поступила 10.07.2018 г., опубликована (для цитирования):
Шанявская, А. А. «Этот светлый взгляд не знал фальши». Особенности графики ленинградской художницы Веры Милютиной // Вестник архивиста. – 2019. - № 2. – С. 610-622. doi 10.28995/2073-0101-2019-2-610-622
Submitted 10.07.2018, published (for Citation):
Shanyavskaya, A. A. “Etot svetlyi vzglyad ne znal fal'shi”. Osobennosti grafiki leningradskoi khudozhnitsy Very Milyutinoi [“These Bright Eyes Were Free from Vagueness”: Peculiar Graphic Art of the Leningrad Artist Vera Milyutina. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 2, pp. 610-622. doi 10.28995/2073-0101-2019-2-610-622
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.