Доходы и расходы гимназии и уездных училищ Смоленской губернии в начале Великих реформ Александра II второй половины XIX века
УДК 94(470.332)«18»
DOI 10.28995/2073-0101-2019-3-852-863
О. В. Козлов
Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Российская Федерация
Доходы и расходы гимназии и уездных училищ Смоленской губернии в начале Великих реформ Александра II второй половины XIX века
Oleg V. Kozlov
Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation
Revenues and Expenses of the Gymnasium and Uezd Schools of the Smolensk Gubernia at the Eve of the Great Reforms of Alexander II (Mid-19th Century)
Аннотация
Проблема взаимодействия органов центрального и местного управления в решении вопросов финансирования готовящихся реформ представляется чрезвычайно актуальной. В статье исследуется предпринятая в начале Великих реформ Александра II попытка Министерства народного просвещения (МНП) упорядочить доходы и расходы гимназий и уездных училищ России (на примере учебных заведений Смоленской губернии). На основе неопубликованных документов Государственного архива Смоленской области впервые рассматриваются конкретные данные о выполнении решений МНП по введению новых форм отчетности по доходам и расходам мужской гимназии и уездных училищ Смоленской губернии в 1861-1862 гг., то есть до начала реформирования образовательной сферы страны. В статье приводятся сведения о доходной части учебных заведений, которая состояла из выплат государственного казначейства, платы за обучение, а также поступлений от Приказа общественного призрения, городских Дум, доходов от оброчных статей и казенных имуществ, специальных средств МНП и других. Анализ архивных данных по расходной части гимназии и уездных училищ Смоленской губернии показывает, что основные расходы включали жалование учителей и служащих, а также затраты на ремонт зданий и другие повседневные нужды (содержание, наем и страхование зданий, канцелярские принадлежности, награды ученикам, затраты на библиотеку). По мнению губернских властей, зачастую не совпадавшему с точкой зрения руководства уездных училищ, последние в хозяйственном отношении были достаточно обеспечены. Представленная в статье статистика демонстрирует определенную стабильность вышеназванных учебных заведений Смоленской губернии, а также стремление центральных и местных властей к ужесточению контроля над доходами и расходами. Приводимые сведения по финансовому положению региональных образовательных учреждений в преддверии крупных модернизационных процессов в России второй половины XIX века представляют несомненный интерес для истории образования, регионоведения, экономической истории.
Abstract
The subject of interactions between central and local authorities in view of financing upcoming reforms is of great significance. In a case-study of educational institutions of the Smolensk gubernia, the article examines an attempt of the Ministry of National Education to streamline income and expenses of gymnasiums and uezd schools in Russia at the eve of the Great Reforms of Alexander II. Drawing on unpublished documents from the State Archive of the Smolensk Region, it offers a first ever study of factual information on the implementation of the Ministry of National Education decisions on introduction of new forms of reports on incomes and expenses of the male gymnasium and uezd schools of the Smolensk gubernia in 1861–1862, that is, just before the start of national reforms in the educational sphere. The article provides information on the income of educational institutions. It consisted of the State Treasury disbursements, tuition fees, receipts from the Office of Public Charity, City Dumas, income from leased crown lands and properties, special funds of the Ministry of National Education, etc. Analysis of the archival data on the expenditure of the gymnasium and uezd schools of the Smolensk gubernia shows that main expenses included salaries of teachers and employees, cost of building repairs, and other daily requirements (maintenance, rent and insurance of buildings, stationery, awards to students, library costs). From the point of view of gubernia authorities, which rarely coincided with that of the heads of uezd schools, the schools were sufficiently financed. The statistics presented in the article demonstrate a certain stability of the uezd schools of the Smolensk gubernia, as well as desire of the central and local authorities to tighten their control over schools’ income and expenses. The cited information on the financial situation of regional educational institutions on the eve of Russian modernization in the second half of the 19th century is of undoubted interest for the history of education, regional studies, and economic history.
Ключевые слова
Исторические источники, провинциальные учебные заведения, Смоленская губерния, гимназия, уездные училища 1861-1862 гг., источники финансирования, доходы и расходы учебных заведений.
Keywords
Historical sources, provincial educational institutions, Smolensk gubernia, gymnasium, uezd schools, 1861–1862, sources of financing, incomes and expenses of educational institutions.
Изучение истории народного просвещения в Российской империи традиционно охватывает значительные временные периоды. Однако внимание к переломным этапам отечественной истории, каковыми, несомненно, являются Великие реформы Александра II, требует подробного освещения вопросов взаимодействия центральных и местных органов управления, в том числе в сфере финансирования провинциальных образовательных учреждений. Эту проблему позволяют детально рассмотреть документы региональных архивов.
В ходе подготовки реформы системы образования выяснилась необходимость установления более жесткого контроля за финансированием учебных заведений, находившихся в ведении Министерства народного просвещения. Так, в циркуляре попечителя Московского учебного округа (МУО) от 31 мая 1861 г. сообщалось, что император утвердил «новые формы смет доходов и расходов… по всем ведомствам с будущего 1862 года». Дирекция училищ Смоленской губернии, входившей в состав МУО, получила «один экземпляр составленной Высочайше учрежденною Комиссиею для устройства кассового и ревизионного порядка формы новых смет о доходах и расходах по ведомству Министерства народного просвещения».
В циркуляре подчеркивалось, что МНП необходимо «иметь подробнейшие сведения о доходах и расходах каждого подведомственного сему Министерству учреждения кроме, однако ж, приходских училищ, содержимых от Градских Дум и Обществ и женских учебных заведений, кои, как сословные и изъятые от ревизии Государственного Контроля, не должны входить в новые сметы». Заполненные формы следовало предоставить попечителю Московского учебного округа не позднее 1 июля 1861 г., так как общие данные по всему округу необходимо было отправить в Министерство не позднее 15 июля того же года.
Утверждение Александром II новых форм смет доходов и расходов на 1862 г. стало для МНП лишь отправной точкой по сбору информации о складывающейся практике получения доходов и распределения расходов в учебных заведениях империи за исключением приходских и некоторых других училищ. По Смоленской губернии эта работа была начата в 1861 г. В следующем 1862 г. стараниями Дирекции училищ Смоленской губернии доходно-расходная часть учебных заведений губернии, подведомственных Московскому учебному округу, была уже составлена согласно новым унифицированным требованиям. Тем не менее, следует подчеркнуть, что гарантированными были только поступления от государственного казначейства и в некоторой степени доходы от платы за обучение, что обеспечивало определенную стабильность работы учебных заведений Смоленской губернии и свидетельствовало о стремлении центральных и местных властей усилить контроль над доходами и расходами подведомственных им образовательных учреждений.
Список литературы
Воротникова, Н. С. Исторический опыт начального образования в деревне Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX века. — Вологда: ВоГУ, 2015. — 167 с.
Газзаева, З. А., Бекоева, Т. А. Школа, просвещение и общественно-педагогическое движение в Северо-Кавказском регионе в XIX столетии. — Владикавказ: Горский госагроуниверситет, 2017. — 159 с.
Иерусалимская, С. Ю. Источники изучения истории народного образования в губерниях Верхнего Поволжья в XIX веке // Вестник архивиста. — 2014. — № 1. — С. 24-38.
Иерусалимская, С. Ю. Народное образование Верхнего Поволжья на рубеже XVIII—XIX вв. по архивным материалам и опубликованным источникам // Вестник архивиста. — 2016. — № 2. — С. 22-34.
Колос, Л. Н. Развитие начального женского образования в Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX века. — Вологда: ВоГУ, 2015. — 115 с.
Федорова, В. И. Школа — учитель — общество: из истории народного образования Енисейской губернии XIX — начала XX вв. — Красноярск: КГПУ, 2015. - 241 c.
Чернышев, А. И. Деятельность органов местного самоуправления (земских учреждений) Курской губернии по развитию народного образования во второй половине XIX — начале XX веков. — Курск: Университетская книга, 2016. — 164 с.
Юсупов, М. Р. Просвещение и образование взрослых на Урале как социокультурный феномен: становление и региональная специфика (вторая половина XIX — начало XX вв.). - М.: Перо, 2016. — 216 с.
References
VOROTNIKOVA, N. S. Istoricheskii opyt nachal'nogo obrazovaniya v derevne Vologodskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX — nachale XX veka [The historical experience of primary education in a village of the Vologda gubernia in the second half of the 19th - early 20th century. In Russ.]. Vologda, VoGU publ., 2015, 167 p.
GAZZAEVA, Z. A., BEKOEVA, T. A. Shkola, prosveshchenie i obshchestvenno-pedagogicheskoe dvizhenie v Severo-Kavkazskom regione v XIX stoletii [School, education, and socio-pedagogical movement in the North Caucasus region in the 19th century. In Russ.]. Vladikavkaz, Gorskii gosagrouniversitet publ., 2017, 159 p.
YERUSALIMSKAYA, S. Yu. Istochniki izucheniya istorii narodnogo obrazovaniya v guberniyakh Verkhnego Povolzh'ya v XIX veke [Sources for studying public education in the Upper Volga region in the 19th century. In Russ.]. IN: Vestnik Arhivista / Нerald of an Archivist, 2014, no. 1, pp. 24–38.
YERUSALIMSKAYA, S. Yu. Narodnoe obrazovanie Verkhnego Povolzh'ya na rubezhe XVIII — XIX vv. po arkhivnym materialam i opublikovannym istochnikam [Public Education in the Upper Volga Region at the Turn of the 19th Century in Archival Materials and Published Sources. In Russ.]. IN: Vestnik Arhivista / Нerald of an Archivist, 2016, no. 2, pp. 22–34.
KOLOS, L. N. Razvitie nachal'nogo zhenskogo obrazovaniya v Vologodskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX — nachale XX veka [The development of primary female education in the Vologda gubernia in the second half of the 19th – early 20th century. In Russ.]. Vologda, VoGU publ., 2015, 115 p.
FEDOROVA, V. I. Shkola — uchitel' — obshchestvo: iz istorii narodnogo obrazovaniya Eniseiskoi gubernii XIX — nachala XX vv. [School — teacher — society: The history of public education in the Yenisei gubernia of 19th – early 20th century. In Russ.]. Krasnoyarsk, KGPU publ., 2015, 241 p.
CHERNYSHEV, A. I. Deyatel'nost' organov mestnogo samoupravleniya (zemskikh uchrezhdenij) Kurskoi gubernii po razvitiyu narodnogo obrazovaniya vo vtoroi polovine XIX — nachale XX vekov [The activities of local self-government (Zemstvo institutions) of the Kursk gubernia in development of public education in the second half of the 19th –early 20th century. In Russ.]. Kursk, Universitetskaya kniga publ., 2016, 164 p.
YUSUPOV, M. R. Prosveshchenie i obrazovanie vzroslykh na Urale kak sotsiokul'turnyi fenomen: stanovlenie i regional'naya spetsifika (vtoraya polovina XIX — nachalo XX vv.) [Adult Education and Education in the Urals as a Socio-Cultural Phenomenon: Formation and Regional Specificity (Second Half of the 19th– Early 20th Century). In Russ.]. Moscow, Pero publ., 2016, 216 p.
Cведения о грантах
Статья подготовлена при финансовой поддержке Минобрнауки России, проект № 33.1419.2017/ПЧ «Мировая славистика в изучении новой и новейшей истории России и Беларуси: концепты славянского единства и самобытного развития в исторической ретроспективе».
Grant information
This article has been prepared with financial support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, project no. 33.1419.2017/ПЧ “World Slavic Studies in Studying Modern and Contemporary History of Russia and Belarus: Concepts of Slavic Unity and Original Development in Historical Retrospect.”
Сведения об авторах
Козлов Олег Владимирович, доктор исторических наук, профессор, Смоленский государственный университет, кафедра истории России, профессор, г. Смоленск, Российская Федерация, 8-920-311-43-48, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About author
Kozlov Oleg Vladimirovich, PhD in History, professor, Smolensk State University, department of Russian history, professor, Smolensk, Russian Federation, +7-920-311-43-48, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В редакцию статья поступила 25.05.2019 г., опубликована (для цитирования):
Козлов, О. В. Доходы и расходы гимназии и уездных училищ Смоленской губернии в начале Великих реформ Александра II второй половины XIX века // Вестник архивиста. – 2019. - № 3. – С. 852-863. doi 10.28995/2073-0101-2019-3-852-863
Submitted 25.05.2019, published (for citation):
KOZLOV, O. V. Dokhody i raskhody gimnazii i uezdnykh uchilishch Smolenskoi gubernii v nachale Velikikh reform Aleksandra II vtoroi poloviny XIX veka [Revenues and Expenses of the Gymnasium and Uezd Schools of the Smolensk Gubernia at the Eve of the Great Reforms of Alexander II (Mid-19th Century). In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 3, pp. 852-863. doi 10.28995/2073-0101-2019-3-852-863
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.