Подготовка органов внутренних дел СССР к действиям в условиях «военного времени» в 1967 г.: источниковедческий аспект

Печать PDF

УДК 94(47) 351/354

DOI 10.28995/2073-0101-2019-4-1030-1045

В. Ж. Дорохов

Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, Российская Федерация

В. В. Синиченко

Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация

Подготовка органов внутренних дел СССР к действиям в условиях «военного времени» в 1967 г.: источниковедческий аспект

Vyacheslav. Zh. Dorokhov

Far East Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk, Russian Federation

Vladimir. V. Sinichenko

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation

Preparation of the Internal Affairs Agencies of the USSR to Action under Wartime Conditions in 1967: A Source Study Aspect

Аннотация

Современная Россия, имеющая свои национальные интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стремительно сближается с Китайской Народной Республикой. В истории двух стран подобное тесное сближение происходит не впервые. В середине 1960-х гг. наблюдалось аналогичное дружеское расположение и взаимодействие, однако, в сравнительно короткое время сменилось противостоянием, выразившимся как в идеологических, экономических, так и в военно-политических конфликтах, надолго испортивших отношения между странами. В марте 2019 г. Россия отмечает полувековой юбилей советско-китайского вооруженного пограничного конфликта на острове Даманский. За прошедшие годы тщательно изучены проблемы международных отношений, подробно описан ход конфликта, однако по-прежнему открытым остаются вопросы о состоянии социально-политической обстановки на Дальнем Востоке, о роли и деятельности политических и советских властей, органов внутренних дел в данный период. Сегодня появилась возможность по-новому взглянуть на события 50-летней давности. Авторы статьи первыми попытались описать деятельность органов внутренних дел, разрабатывавших оперативные мероприятия на случай начала военных действий на границе с КНР, которые не исключались осенью 1967 г. Идеологическое противостояние КНР и СССР, обнаружившееся во второй половине ХХ в. через экономические санкции, дипломатические демарши и пограничные провокации вело стороны к военному конфликту. К 1967 г. все признаки свидетельствовали о том, что возможен военный конфликт между странами. В этих условиях руководство министерства охраны общественного порядка (МООП) СССР, а также его территориальных подразделений к сентябрю-ноябрю 1967 г. предприняли ряд упредительных мер по подготовке к действиям в условиях «особого периода» - периода подготовки к возможной войне. Решались вопросы обеспечения приграничных с Китаем подразделений милиции автотранспортом, спецтехникой и спецсредствами, вооружением автоматическим оружием и др. Кроме того, органы внутренних дел активно отслеживали настроения общественности, отрабатывали планы взаимодействия на случай возникновения массовых беспорядков. В какой-то мере дальневосточные подразделения МООП СССР выполняли задачи, попадавшие в сферу деятельности Комитета государственной безопасности. В силу ряда обстоятельств ожидаемый к ноябрю 1967 г. советско-китайский военный конфликт не состоялся. Однако предпринятые со стороны МООП СССР и его территориальных органов экстренные меры по повышению боевой готовности, как отмечают авторы, оказались хорошей тренировкой по налаживанию взаимодействия между различными звеньями государственного механизма. Был тщательно отработан будущий сценарий действий на случай военного конфликта, и в 1969 г. он нашел свое воплощение на практике. Наряду с этим события 1967 г. стимулировали советское руководство к необходимости расширения пропагандистской работы с населением Дальнего Востока получавшим, благодаря зарубежным радиостанциям, иной взгляд на события происходившее в стране и в мире.

Abstract

Modern Russia has its national interests in the Asia-Pacific region and progresses towards rapprochement with the People's Republic of China. This close rapprochement is not the first one in the history of two countries. In the mid-1960s, similar friendly interaction for a relatively short time gave way to extreme confrontation, manifested in ideological, economic, and military-political conflicts, which soured relations between Russia and China for a long time. In March 2019, Russia commemorates the half-century anniversary of the Soviet-Chinese armed border conflict on the Damansky island. Over the last years, the problems of international relations have been thoroughly studied, the course of the conflict has been described in detail, and yet the socio-political situation in the Far East, the role and activities of political and Soviet authorities and of internal affairs bodies remains to be assessed. Today, with declassification of the archives, there is a real opportunity to take a fresh look at the events of 50 years ago. The article is the first attempt to describe the activities of the internal affairs agencies that were to formulate operating procedures in case of outbreak of hostilities on the Chinese border in autumn 1967. The ideological confrontation between China and the Soviet Union in the late 50s–mid 60s took the form of economic sanctions, diplomatic demarches, and border provocations and tended to military conflict. By 1967, everything pointed to imminent military conflict. Under these conditions, the Ministry for the Preservation of Public Order (MOOP) of the USSR and its territorial units took preventive actions within the framework of the “special period” to be ready for war by September-November 1967. The Chinese border was to be provided with police vehicles, special equipment and weapons, automatic weapons, etc. In addition, the internal affairs bodies monitored the public mood and worked out plans of interaction in case of riots. To some extent, the Far Eastern units of the Ministry for the Preservation of Public Order of the USSR performed tasks that fell within the province of the Committee for State Security. For a variety of reasons, the Soviet-Chinese military conflict expected by November 1967 did not take place. However, the emergency measures taken by the MOOP and its territorial bodies to improve combat readiness proved a good training for establishing cooperation. A future power projected scenario was carefully worked out to be put into practice in 1969. Along with this, the events of 1967 stimulated the Soviet leadership to expand propaganda work among the population of the Far East, who learned of a different view on what was happening from foreign radio stations.

Ключевые слова

Азиатско-Тихоокеанский регион, источники, Китайская Народная Республика, «особый период», пограничная война, лояльность населения, эвакуация.

Keywords

Asia-Pacific Region, sources, People's Republic of China, “special period,” border war, loyalty of the population, evacuation.

Азиатско-Тихоокеанский регион в ХХ в. неоднократно был театром военно-политического и экономического противостояния главных геополитических игроков планеты. Военные конфликты, социально-экономические реформы, торговые войны, территориальные и пограничные споры являлись фоном, на котором вырастали и крепли новые государственные образования. И сегодня большинство стран региона динамично развиваются, показывая примеры различных управленческих решений как в экономической, так и в социальной сферах. Ведущую роль играет Китайская Народная Республика, превратившийся в безусловного лидера Тихоокеанского региона.

Современная Россия, имеющая свои национальные интересы в столь перспективном районе планеты, стремительно сближается с КНР. Взаимодействие идет на всех уровнях – военном, политическом, экономическим, научном и др. Однако следует помнить, что подобное тесное сближение двух стран происходит не впервые. И как показывает история российско-китайских отношений порой «от любви до ненависти» страны отделял всего один шаг. Наиболее трагичным эпизодом советско-китайских отношений стал вооруженный конфликт на острове Даманский. В марте 2019 г. исполняется 50 лет с момента этого события.

Анализу международной обстановки, сложившейся накануне, в ходе, и после «Даманских событий» посвящено множество научных работ отечественных и зарубежных исследователей. Подробному изучению подвергались различные аспекты взаимоотношений двух стран. Детально описывались проблемы урегулирования территориального вопроса, закрепления на местности государственной границы, характер работы пограничных войск и органов Комитета государственной безопасности (КГБ) СССР в условиях противостояния двух государств. В публицистических и научных работах основательно и детально разбирались действия органов государственной власти СССР по строительству пограничных войск, усилению охраны дальневосточной границы. Однако ряд аспектов оказался вне поля зрения исследователей. В частности, вопрос о роли органов внутренних дел в обеспечении государственной безопасности на приграничных территориях освещен фрагментарно. Сегодня, когда с документов рассматриваемого периода гриф секретности снят, появляется возможность по-новому взглянуть на советско-китайский конфликт, осветить различные обстоятельства и предшествовавшие события.

Представленный в статье анализ первоисточников позволяет оценить не только готовность силового блока к негативному развитию сценария, но и зафиксировать степень неуверенности советского руководства в отношении поведения населения советского Дальнего Востока, ставшего объектом систематической антисоветской радиопропаганды Китая, Южной Кореи и США.

Как уже было отмечено в 1960-е гг. ранее достаточно тесные дружеские советско-китайские отношения резко поменяли свою полярность. Начало событий было положено в январе 1967 г., когда отряды китайской молодежи – так называемых цзаофаней и хунвейбинов в течение двух недель осаждали здание советского посольства в Пекине. Сжигали на кострах изображения советских лидеров, предпринимали попытки поджога посольства. Советские суда, заходившие в морские порты КНР, подвергались нападению и разграблению, а личный состав команд - издевательствам. На пограничных реках китайские корабли таранили советские сторожевые суда. Все это под сопровождение китайской радиостанции, вещавшей ежедневно на Амурскую область, Приморский и Хабаровский края. В радиопередачах советское руководство обвинялось в ревизионизме, в сговоре с США, в социал-империализме.

Китайское руководство сознательно шло на обострение ситуации в приграничных территориях, заявляя об этом с самых высоких трибун. В феврале 1967 г. министр иностранных дел Чень И заявил: «Возможен разрыв отношений, возможна война», в марте уже премьер госсовета КНР Чжоу Эньлай, заявил на встрече с представителями буржуазно-демократических партий о том, что «война пограничная между Китаем и СССР начнется раньше, чем война с США».

КНР активно наращивала военное присутствие в приграничных районах. К 1967 г. численность китайских войск на границе с СССР и Монгольской Народной Республикой (МНР) выросла на 22 дивизии (264 тыс. чел.), достигнув 400 тыс. человек. Вдоль границы создавались укрепленные районы, бомбоубежища, военные магистрали, взлетно-посадочные полосы. Советское руководство, ранее пытавшееся уверить китайских товарищей в своих дружеских намерениях, после столь откровенных заявлений и действий осознало опасную близость военного конфликта. Тем более, что обеспокоенность военными приготовлениями Китая высказывали и с мест. Так, в январе 1967 г. начальник Управления охраны общественного порядка (УООП) Хабаровского края комиссар милиции III ранга П. В. Никитин направил министру охраны общественного порядка (МООП) СССР генерал-лейтенанту Н. А. Щелокову докладную записку «О некоторых вопросах, связанных с необходимостью укрепления аппаратов органов милиции пограничных районов УООП Хабаровского крайисполкома». В записке Никитин указывал: «за последнее время резко усложнилась обстановка на советско-китайской границе. Используя близость расположения наших населенных пунктов от границы вдоль р. Амура и Уссури, … китайская сторона систематически пытается организовывать насильственный захват как наших, так и нейтральных островов, на которых колхозами и совхозами края годами проводятся сенокосы и выпас скота …организуют лов рыбы в наших водоемах и у наших берегов под охраной своих военных катеров с попыткой выселиться на нашей территории. Свои провокационные вылазки китайцы сопровождают с резкими антисоветскими выпадами и выкриками антисоветских лозунгов... Количество нарушений нашей границы с китайской стороны, в том числе и группами, как фиксируют пограничные наряды, заметно увеличилось. Все это, безусловно, требует от наших аппаратов милиции, как в целом, так и особенно пограничных районов, повышенной бдительности, боевитости и собранности». Дав общий обзор ситуации Никитин перешел к главному – необходимости укрепления приграничного УООП в котором 45% районов имели статус пограничного: «мы не можем только за счет своей численности, без помощи МООП СССР, решить всех вопросов укрепления малочисленных аппаратов милиции пограничных районов с их большой территорией и большой разбросанностью населенных пунктов».

В ходе анализа архивных материалов удалось раскрыть одну из неизученных сторон деятельности дальневосточных органов правопорядка, активно занимавшихся не только своими прямыми обязанностями, связанными с обеспечением охраны общественного порядка и борьбой с преступностью, но и выполнявших узконаправленные задачи своих смежников по обеспечению государственной безопасности. Среди них - отслеживание состояния дел и настроений в обществе, выявление и задержание нарушителей границы, обеспечение паспортно-пограничного режима, разработка и реализация планов по силовому сопровождению массовых акций, подготовка сил и средств на случай вооруженных провокаций со стороны населения или военного конфликта с КНР, с целью ликвидации диверсионных групп и парашютных десантов.

Представленные в статье документальные материалы косвенно свидетельствуют о имевшихся у руководства страны, органов внутренних дел сомнениях в лояльности поведения дальневосточников в случае военной провокации или начала полномасштабной войны.

Список литературы

Мельников, В. Н. Пограничная политика СССР на советско-китайской границе: 1949-1969 гг. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2009. - 29 с.

Окороков, А. Секретные войны Советского Союза. Китай. 1945-2004 гг. От «братской любви» до конфронтации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=95319 (дата обращения 22.01.2019).

Территориальные притязания Пекина: Современность и история. Сборник статей / Под ред. Г. В. Васильева. - М.: Политиздат, 1979. – 255 с.

References

MELNIKOV, V. N. Pogranichnaya politika SSSR na sovetsko-kitajskoj granice : 1949-1969 gg. : avtoreferat dis. ... kandidata istoricheskix nauk : 07.00.02 / Mel`nikov Vasilij Nikolaevich; Mesto zashhity`: In-t mongolovedeniya, buddologii i tibetologii SO RAN. [Border policy of the USSR on the Soviet-Chinese border: 1949-1969.:In Russ.]. Ulan-Ude SD RAS. publ., 2009, 29 p.

OKOROKOV, A. Sekretny`e vojny` Sovetskogo Soyuza. Kitaj. 1945-2004 gg. Ot "bratskoj lyubvi" do konfrontacii. Internet-resurs: http://www.e-reading.club/book.php?book=95319 Data obrashheniya 22.01.19. [The Secret wars of the Soviet Union. China. 1945-2004. From "brotherly love" to confrontation. In Russ. [on-line]. Available at: http://www.e-reading.club/book.php?book=95319. (accessed 22.01.2019].

Territorial`ny`e prityazaniya Pekina: Sovremennost` i istoriya (Sbornik statej) / pod red. G. V. VASIL`EVA. M.: Politizdat, 1979, 255s. [ Territorial claims of Beijing: Modernity and history (Collection of articles)/ ed. by G. V. Vasilyev. In Russ.]. Moscow, Politizdat publ., 1979, 255 p.

Сведения об авторах

Дорохов Вячеслав Жоржович, кандидат исторических наук, доцент, Дальневосточный юридический институт МВД России, кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин, заместитель начальника кафедры, г. Хабаровск, Российская Федерация, 8-924-207-64-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Синиченко Владимир Викторович, доктор исторических наук, профессор, Восточно-Сибирский институт МВД России, кафедра гражданско-правовых дисциплин, начальник кафедры, г. Иркутск, Российская Федерация, 8-9647334929, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About authors

Dorohov Vyacheslav Zhorzhovich, PhD in History, associate professor, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, deputy head of the department of social and economic studies and humanities, Khabarovsk, Russian Federation, +7-924-207-64-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Sinichenko Vladimir Viktorovich, PhD in History, professor, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, head of the philosophy, psychology, social studies and humanities department, Irkutsk, Russian Federation, +7-964-733-49-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 22.01.2019 г., опубликована (для цитирования):

Дорохов, В. Ж., Синиченко, В. В. Подготовка органов внутренних дел СССР к действиям в условиях «военного времени» в 1967 г.: источниковедческий аспект // Вестник архивиста. – 2019. - № 4. – С. 1030-1045. doi 10.28995/2073-0101-2019-4-1030-1045

Submitted 22.01.2019, published (for сitation):

DOROKHOV, V. Zh., SINICHENKO, V. V. Podgotovka organov vnutrennikh del SSSR k deistviyam v usloviyakh “voennogo vremeni” v 1967 g.: istochnikovedcheskii aspekt [Preparation of the Internal Affairs Agencies of the USSR to Action under Wartime Conditions in 1967: A Source Study Aspect. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 4, pp. 1030-1045. doi 10.28995/2073-0101-2019-4-1030-1045

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.