Формирование «советского человеческого капитала» в высшей школе в 1920-е гг.

Печать PDF

УДК 94(47) «1917/1991»

DOI 10.28995/2073-0101-2019-4-1074-1088

Е. И. Демидова, А. В. Захаров, Е. А. Ефимова

Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Саратов, Российская Федерация

Формирование «советского человеческого капитала» в высшей школе в 1920-е гг.

Elena I. Demidova, Aleksandr V. Zakharov, Elena A. Efimova

Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russian Federation

The Formation of the “Soviet Human Capital” in Higher Education in the 1920s

Аннотация

В статье анализируется политика Российской коммунистической партии (большевиков) в деле воспитания советского студенчества на идеалах марксизма-ленинизма. На основе архивных источников рассмотрен воспитательный процесс в высших учебных заведениях страны, выявлены образ и содержание «советского студенчества». Авторами применены общенаучные и частные исторические методы: анализа и синтеза, с помощью которых были изучены исторические источники; из частных исторических методов применен историко-хронологический, который помог описать события в соответствии с исторической действительностью. РКП(б) в своих политических практиках 1920-х гг. реализовывало мероприятия по радикальному реформированию высшего образования и созданию системы формирования «советского человеческого капитала». В этом процессе упор был сделан на сущностные меры, которые соответствовали целям и задачам советской власти, что и определило качественное содержание образовательных и воспитательных процессов в вузах страны. Выявлено, что высшая школа рассматривалась государством в 1920-е гг. как институт по «производству» не просто «кадров специалистов», а именно человеческого капитала. Термин «человеческий капитал» появился в 1958 г., его использовал американский экономист Джейкоб Минсер. Затем понятие конкретизировали Теодор Шульц и Гэри Беккер. Первоначально экономисты под человеческим капиталом понимали лишь совокупность инвестиций в человека, повышающих его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие расширилось и углубилось, человеческий капитал в настоящее время рассматривается как главный фактор развития экономики, общества в целом. Именно в таком контексте термин применяется в данной статье. Таким образом, по мнению авторов, в 1920-е гг. происходило разрушение старой системы образования и становление советской высшей школы, шел противоречивый поиск моделей ее дальнейшего развития с учётом социалистических планов государства. В процессе обучения студент должен был стать не только хорошим специалистом, но и социально активным членом общества, посвятить свою жизнь работе на благо государства. Социальный эксперимент по реформированию системы высшего образования, осуществленный в 1920-е гг. привел к противоречивым результатам. Пролетаризация высшей школы, внедрение новаторских подходов в образовательном процессе при полном отказе от традиционных форм преподавания, приоритет общественно-политического дискурса над учебным негативно сказались на качестве подготовки кадров. Как следствие, стало формироваться понимание того, что активное участие студенчества в хозяйственно-политических кампаниях отрывает их от более важного занятия – учебы, а эмоциональная реакция на происходящее приводит к некомпетентности, неспособности разобраться в элементарных проблемах, росту негативных явлений.

Abstract

The article analyses the policies of the Russian Communist Party (Bolsheviks) in formation of Soviet student community. It draws on archival sources to study the educational process in national higher educational establishments and portrays the “Soviet studentship.” The authors use methods of scientific and historical research (analysis and synthesis) to study the historical sources. In its political practices of the 1920s, the RKP(B) implemented measures for a radical reform of higher education and for establishing a system for formation of “Soviet human capital.” The emphasis was placed on essential measures consistent with goals and objectives of the Soviet government, which determined the qualitative content of educational and pedagogical processes in the universities. In the 1920s the state regarded higher education as an institute for “production” of “human capital,” as well as that of specialists. The term “human capital” was coined in 1958 by the American economist Jacob Mincer. Then the concept was elaborated by Theodore Schultz and Gary Becker. Initially, economists termed human capital as investments in the individual that increase the individual’s ability to work, i.e. education and professional skills. Later the concept was expanded and deepened; human capital is now considered the main factor in the development of economy and society as a whole. This is how this term is used in the article. Thus, the 1920s saw the destruction of the old system of education and the formation of the Soviet higher school, accompanied by the contradictory search for development models in view of socialist construction plans. With training, the student was to become not just a good specialist, but a socially active member of the society; they were to devote their life to work for the benefit of the state. Social experiment in reforming the higher education carried out in the 1920s had contradictory results. Proletarization of the higher education and introduction of innovative approaches coincided with complete abandonment of traditional forms of teaching, while the emphasis was put on socio-political discourse, but not of that of education, which negatively affected the quality of training. Finally, there came an understanding that active participation of students in economic and political campaigns distracted them from their studies; emotional reaction led to incompetence, inability to cope with basic problems, and growth of negative phenomena.

Ключевые слова

Российская коммунистическая партия (большевиков), человеческий капитал, источники, студенчество, советская высшая школа, семья, молодежь, социокультурные ценности.

Keywords

Russian Communist Party (Bolsheviks), sources, human capital, students, Soviet higher education, family, youth, socio-cultural values.

Первая мировая война, революционные потрясения 1917 г., Гражданская война, сложный процесс становления советской власти и ее институтов, кардинальное реформирование всех сфер жизни общества в 1920-е гг. – все это уже стало достоянием истории. Система образования, и прежде всего высшего, начинает рассматриваться и использоваться руководством советского государства в 1920-е гг. в качестве важнейшего инструмента революционного реформирования общества в целом. В основе концепции государственной политики в сфере высшего образования в 1920-е гг. лежала идея мобилизации студенчества с целью постоянного использования его на всех «фронтах социалистического строительства», развитие среди студенчества коллективного начала. Отсюда и специфические термины того времени, которые использовались в отношении студенческой молодежи: «единая армия», «единый фронт», «бригадный метод обучения».

В статье ставится цель осуществить содержательный анализ политики правящей большевистской партии по формированию нового советского студенчества. Опираясь на архивные источники, периодическую печать 1920-х гг., выяснить, как был организован воспитательный процесс в высших учебных заведениях страны в годы становления советской системы высшего образования. Понять, как складывался образ и содержание «советского студенчества», каким должен быть «советский человеческий капитал».

В соответствии с поставленной целью за основу взят принцип объективности, позволивший изучить, понять и описать события в соответствии с реальностью. Применены как общенаучные, так и частные исторические методы: анализа и синтеза, с помощью которых были изучены исторические источники; из частных исторических методов применен историко-хронологический, который помог описать события в соответствии с исторической действительностью. Хронологические рамки исследования охватывают период 1920-х гг. Территориально проблема рассматривается в рамках, как Поволжского региона, так и России в целом. Источниковой основой данного исследования стали документы из фондов Государственного архива новейшей Саратовской области (ГАНИСО), периодическая печать 1920-х гг. В работах отечественных историков представлен анализ событий и процессов, происходивших в годы становления и развития советской высшей школы в конкретных регионах и стране в целом. Реальная картина революционных изменений в высшем образовании после 1917 г. с одной стороны носит поистине монументальный характер, а с другой - противоречива и непоследовательна.

Каким был формирующийся в 1920-е гг. образ студента и будущего молодого специалиста – строителя социализма в представлениях государства? Высшая школа в процессе обучения должна была подготовить пролетарского специалиста, овладевшего определенной специальностью, и активно участвующего в жизни советского общества. Причем последнее было явно в приоритете, что снижало качество подготовки. Частые собрания, большой объем разнообразной общественной работы и неумение сочетать ее с учебой осложняли освоение учебного материала.

В середине 1920-х гг. в ячейке РЛКСМ 1 МГУ академически неуспевающих комсомольцев было 80%, на электромеханическом факультете Ленинградского политехнического института из 68 чел. только 41 перешел на второй курс, условно 10 и осталось на второй год 17 человек. При этом отмечалось, что тенденция роста значимости общественно-политической деятельности над академической была характерна абсолютно для всех вузов страны. Особенное пагубно это отражалось на подготовке медицинских специалистов. Конечно, руководство страны беспокоило состояние здоровья советских людей и, следовательно, подготовке медицинского среднего персонала и врачей уделялось особое внимание. Однако и здесь четкое представление о том, как готовить врачей, как должна развиваться советская медицина так и не сформировалось. В начале 1920-х гг. развернулась дискуссия о том, специалистов какого уровня квалификации должны готовить медицинские учреждения: врачей общей практики или узкой специализации. При этом обсуждалась мысль или скорее мечта о светлом будущем, что в ближайшей перспективе в СССР не будет сельских врачей по типу земских, которые оказывали пациентам всестороннюю помощь, а территорию страны покроет сеть специализированных клиник с врачами узкой специализации. Считалось, что советский врач должен рассматривать больного в разрезе его трудовой жизни. Он должен не только помочь больному, но и воздействовать на среду, которая его окружает с целью профилактики заболеваний, рассматривать любую болезнь как социально-биологическое явление. Дискуссии шли очень активно, обсуждались перспективные планы, а медицинские вузы страны продолжали подготовку скорее врачей-общественников, которые в основном вели активную пропаганду преимуществ советского здравоохранения, чем лечили людей. Об этом свидетельствует письмо одного из выпускников в редакцию журнала «Красная молодёжь», в котором автор делился впечатлением о негативных результатах свой учебы, прежде всего, академической подготовки. «Врач нашего выпуска (1925 г.) в большинстве случаев врач-культработник, общественник. Какова же наша специальная подготовка? Не отразилась ли вредно бурная общественная стихия на нашем специальном образовании? И да, и нет. Да – в том смысле, что часть студенчества в периоды крайней перегруженности общественной работой, обремененная категорийным “бытием”, упускала кое-что на фронте академическом. Но зато она обогащалась общественными навыками революционно-марксистского мировоззрения, крайне важным для медицинского работника».

Необходимость формирования советского человеческого капитала, сознательных сторонников и проводников коммунистических идеалов, корректировала целевые установки вузов. Из научно-образовательных учреждений они в 1920-е гг. фактически превращались в «фабрики» по производству «новых людей» из числа молодежи. Причем идеологическая трансформация человеческого материала носила всеобъемлющий характер. Этот процесс не замыкался только на получении знаний и умений, необходимых для освоения специальности, шла усиленная обработка личностных ценностных ориентиров не только учащихся, но и преподавателей, посредством приобщения к новой культуре, бытовому укладу, новым формам семейных и общественных отношений. Делалась ставка на коллективизм во всех его проявлениях, во-первых потому, что коллектив проще контролировать, во-вторых, именно индивидуализм партия считала одной из главных причин антисоветских настроений в высшей школе.

Список литературы

Байгарина, А. Е. Высшая школа в условиях политической системы 1917-1927 гг. Дис … канд. ист. наук. - М., 1995. – 184 с.

За железным занавесом: мифы и реальность советской науки. / Ред. Э. И. Колчинский и М. Хайнеманн. - СПб.: Буланин, 2002. - 528 с.

Рыбаков, Р. В. Социалистической культуре недостает каких-то добродетельных начал: из опыта воспитания советской молодежи в 1920-е гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 11(73). - Ч. 1. – 122-126 с.

References

BAIGARINA, A. E. Vysshaya shkola v usloviyakh politicheskoi sistemy 1917-1927 gg. Dis … kand. ist. nauk [Higher education under the political system of 1917-1927. Cand. hist. sci. diss. In Russ.]. Moskow, 1995, 184 p.

Za zheleznym zanavesom: mify i real'nost' sovetskoi nauki [KOLCHINSKII, E.I., HEINEMANN, M. (eds.). Behind the Iron Curtain: Myths and realities of the Soviet science. In Russ.]. St. Petersburg, Bulanin publ., 2002, 528 p.

RYBAKOV, R. Sotsialisticheskoi kul'ture nedostayet kakikh-to dobrodetel'nykh nachal: iz opyta vospitaniya sovetskoi molodezhi v 1920-ye gg. [Socialist culture lacks some virtuous principle: Experience of educating Soviet youth in the 1920s. In Russ]. IN: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2016, no. 11(73), pp. 122-126.

Сведения об авторах

Демидова Елена Игоревна, доктор исторических наук, профессор, Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, кафедра истории, философии, политологии и социологии, заведующая кафедрой, г. Саратов, Российская Федерация, 8-905-383-56-70, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Захаров Александр Викторович, доктор исторических наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, кафедра истории, философии, политологии и социологии, профессор, г. Саратов, Российская Федерация, 8-927-911-00-73, zaharovav2007@ yandex.ru

Ефимова Елена Александровна, кандидат исторических наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, кафедра истории, философии, политологии и социологии, доцент, г. Саратов, Российская Федерация, 8-909-340-92-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About authors

Demidova Elena Igorevna, PhD in History, professor, Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics, department of history, philosophy, political science and sociology, head of the department, Saratov, Russian Federation, +7-905-383-56-70, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Zakharov Aleksandr Victorovich, PhD in History, associate professor, Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics, professor, Saratov, Russian Federation,

+7-927-911-00-73, zaharovav2007@ yandex.ru

Efimova Elena Alexandrovna, PhD in History, associate professor, Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics, assistant professor, Saratov, Russian Federation, +7-909-340-92-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова».

Grant information

The article has been prepared with financial support from the Plekhanov Russian University of Economics.

В редакцию статья поступила 24.03.2019 г., опубликована (для цитирования):

Демидова, Е. И., Захаров, А. В., Ефимова, Е. А. Формирование «советского человеческого капитала» в высшей школе в 1920-е гг. // Вестник архивиста. – 2019. - № 4. – С. 1074-1088. doi 10.28995/2073-0101-2019-4-1074-1088

Submitted 24.03.2019, published (for citation):

DEMIDOVA, E. I., ZAKHAROV, A. V., EFIMOVA, E. A. Formirovanie «sovetskogo chelovecheskogo kapitala» v vysshei shkole v 1920-e gg. [The Formation of the “Soviet Human Capital” in Higher Education in the 1920s. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 4, pp. 1074-1088. doi 10.28995/2073-0101-2019-4-1074-1088

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.