УДК 930.253:001.32:55(470.13)
DOI 10.28995/2073-0101-2019-4-1195-1204
А. Г. Оседах
Коми научный центр Уральского отделения РАН, г. Сыктывкар, Российская Федерация
Источники по истории научной школы профессора А. А. Чернова
Anastasia G. Osedakh
Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar, Russian Federation
Sources on the History of Scientific School of Professor A. A. Chernov
Аннотация
В статье представлен обзор архивных документов о деятельности советского геолога, палеонтолога, исследователя Европейского Северо-Востока России А. А. Чернова (1877–1963) как руководителя научной школы. Цель работы: выявить источники и оценить их информативность для исследования истории научной школы. Период формирования научной школы А. А. Чернова совпал с началом интенсивного научного освоения территории Европейского Северо-Востока России и институционализации науки. Ее основы были заложены во время преподавания А. А. Чернова в 1910-е гг. в Москве на Высших женских курсах. Окончательно научный коллектив школы оформился в период его работы в Коми филиале АН СССР (1944–1963). Автором статьи выявлены и проанализированы документы из фондов Российского государственного архива экономики, Национального архива Республики Коми и Научного архива Коми НЦ УрО РАН. Изучены личные фонды А. А. Чернова и его учеников. Предложен авторский вариант группировки документов: научно-исследовательские документы; документы о преподавательской деятельности А. А. Чернова; делопроизводственные; эпистолярный комплекс, включающий в себя личную и деловую переписку ученого. Документы содержат информацию о научно-исследовательской, преподавательской, общественной деятельности и творческих контактах А. А. Чернова. Источники раскрывают отдельные вопросы истории становления и развития научной школы. Дают возможность определить персональный состав школы (В. А. Варсанофьева,
Т. А. Добролюбова, А. И. Елисеев, А. И. Першина, Д. М. Раузер-Черноусова, М. В. Фишман, В. И. Чалышев, М. И. Шульга-Нестеренко и др.), тематику исследований, достижения и вклад исследователей в развитие отечественной науки. Результатом деятельности
А. А. Чернова и его учеников являются исследования месторождения угля, нефти, газа и других полезных ископаемых, а также создание Института геологии Коми филиала АН СССР, который успешно функционирует с 1958 г. по настоящее время. Выявленные архивные документы в целом позволили представить общую картину источникового поля исследования.
Abstract
The article presents an overview of archival documents on the Soviet geologist, paleontologist, and researcher of the European Northeast of Russia A. A. Chernov (1877–1963) and his activities as leader of the scientific school. It attempts to identify sources and assess their information value for studying history of his scientific school. The formation of Chernov’s scientific school coincided with the beginning of intensive scientific development of the European Northeast of Russia and institutionalization of science. Its foundations were laid while A. A. Chernov lectured at the Higher Women's Courses in Moscow in the 1910s. His school of researchers crystallized when he worked in the Komi branch of the USSR Academy of Sciences (1944–1963). The author has identified and analyzed documents from the fonds of the Russian State Archive of Economy, the National Archive of the Komi Republic, and the Scientific Archive of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. The personal provenance fond of A. A. Chernov’s and those of his students have been studied. The author offers the following grouping of documents: research documents; documents on the teaching activities of A. A. Chernov; record keeping documents; epistolary complex, including personal and business correspondence of the scientist. These documents contain information on research and teaching and social activities of A. A. Chernov, as well as his creative contacts. Sources reveal aspects of formation and development of the scientific school. It is possible to determine the personal composition of the school (V. A. Varsanofieva, T. A. Dobrolyubova, A. I. Eliseev, A. I. Pershina, D. M. Rauzer-Chernousova, M. V. Fishman, V. I. Chalyshev, M. I. Shulga-Nesterenko and others), its research topics, achievements, and contribution to the national science. Activities of Chernov and his students resulted in exploration of coal, oil, gas, and other mineral deposits, as well as in creation of the Komi Institute of Geology, a branch of the Academy of Sciences of the USSR, which has been successfully operating since 1958. The revealed archival documents en bloc allow to present an overall picture of the source base of the research.
Ключевые слова
Источники, личный фонд, А. А. Чернов, научная школа, геологические исследования, архив, Коми научный центр УрО РАН, Европейский Север России.
Keywords
Sources, personal provenance fond, A. A. Chernov, scientific school, geological study, archive, Komi Scientific Center, the North of European Russia.
Изучение истории научных школ сегодня является особенно актуальной темой для многих специалистов. Впервые к изучению отечественных школ ученые обратились в 1960–1970-е гг. Внимание исследователей к данной теме активизировалось со второй половины 1990-х гг., когда ведущие научные школы стали получать государственную поддержку.
Научная школа возникает вследствие деятельности крупного ученого, вокруг которого формируется круг соратников, учеников, которые поддерживают и развивают заданную им научно-исследовательскую программу. Многие научные школы оформились в периоды становления и развития отраслевых научных направлений, интенсивного процесса институционализации отечественной науки в XX в.
К одной из первых школ в Коми филиале АН СССР относится научный коллектив, образованный известным геологом, палеонтологом, исследователем Европейского Северо-Востока России Александром Александровичем Черновым (1877–1963). В научном мире за А. А. Черновым признают первенство в теоретическом обосновании существования Печорского угольного бассейна. Он разработал основы стратиграфии пермских отложений, обосновал перспективы нефтегазоносности западного склона севера Урала, Предуральского прогиба и Большеземельской тундры. О его жизни и научной деятельности имеется ряд публикаций, воспоминаний коллег и учеников.
Научная школа Чернова частично попала в поле зрения ученых. Основы были заложены в начале научного и педагогического пути ученого. Внимание исследователей было сосредоточенно на рассмотрении женской части школы геологов, которая сложилась из слушательниц Московских высших женских курсов, где с 1910 г. он читал курс исторической геологии и привлекал их к участию в экспедиционных исследованиях. Это – В. А. Варсанофьева, Т. А. Добролюбова, Д. М. Раузер-Черноусова, Е. Д. Сошкина, М. И. Шульга-Нестеренко и др. История школы связана с образованием в 1944 г. академического учреждения в Коми АССР (с 1949 – Коми филиала АН СССР). К ученикам и последователям школы относится и первое поколение геологов, работавших в геологическом отделе под руководством А. А. Чернова (А. И. Елисеев, Н. В. Калашников,
Н. Н. Кузькокова, А. И. Першина, М. В. Фишман, В. И. Чалышев). Период формирования научной школы совпал с началом интенсивного научного освоения территории Европейского Северо-Востока России. Экспедиционная деятельность на данной территории активизировалась в первые годы советской власти. Перед учеными стояли задачи изучения производительных сил Севера, координация и руководство научно-практическими работами производственных организаций и исследовательских учреждений. Исследования были сосредоточены на поиске полезных ископаемых.
В статье на основе документов из Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Национального архива Республики Коми (НАРК) Научного архива Коми НЦ УрО РАН (НА Коми УрО РАН) анализируется документальная информация о деятельности советского геолога А.А. Чернова как руководителя научной школы. Документальные источники разделены на несколько групп. Во-первых, это научно-исследовательская документация (научные работы, статьи, доклады, планы и отчеты научно-исследовательских работ, записные книжки, полевые дневники, рецензии на работы и диссертации коллег и учеников). Вторая группа включает документы о преподавательской и общественной деятельности (курсы лекций, рабочие тетради для подготовки к лекциям). Группа делопроизводственных документов – протоколы различных учебных и научных заседаний, годовые и промежуточные отчеты. Отдельную группу документов составляет личная и деловая переписка ученого.
В РГАЭ хранится семейный фонд А. А. Чернова и его супруги, геолога М. И. Шульги-Нестеренко. В нем представлены документы о научной и педагогической деятельности А. А. Чернова с 1907 по 1930 год, т. е. начальный период формирования ученого, его профессиональных интересов, зарождение научной школы в стенах Высших Московских женских курсах. Особый интерес представляют экспедиционные записи 1916–1943 гг. Они содержат информацию о маршрутах ученого в Поволжье, Западном Китае, на Европейском Северо-Востоке России, событиях, обстановке и окружении ученого, описания геологических объектов и бытовых условий.
А. А. Чернов преподавал на Московских высших женских курсах (1910–1918), во 2-м Московском государственном университете (до 1934), в Рижском политехническом институте (1916–1917). Поэтому в фонде сохранились лекционные курсы о полезных ископаемых, протоколы заседаний геологической комиссии университета, программы семинаров по палеонтологии, план программы подготовки аспирантов. О формировании научной школы косвенно свидетельствует такой документ как отчет естественно-научного кружка при Московских высших женских курсах. Этот кружок был организован в 1912 г., с целью ознакомления слабо подготовленных студенток с основами геологии.
А. А. Чернов вел активную общественную работу в Русском Горном обществе, Всероссийском обществе охране природы, Всесоюзном палеонтологическом обществе, и др. Сохранились календарные планы, членский билет, программы, пригласительные билеты, повестки заседаний, отчеты. Творческие контакты ученого иллюстрирует обширная переписка с родными и близкими, сотрудниками, коллегами, друзьями, различными организациями
(Н. Н. Боголюбовым, В. А. Варсанофьевой, В. И. Вернадским, П. К. Козловым, А. П. и М. В. Павловыми).
Документы 1920–1930-х гг. о геологических исследованиях
А. А. Чернова с коллегами и учениками в бассейнах р. Печоры, участие в работах Северной научно-промысловой экспедиции Научно-технического отдела ВСНХ отложились в фондах НАРК. Сохранились черновики, предварительные отчеты, доклады о работе Верхне-Печорского отряда (1921), геологических партий на реках Вычегде и Ижме, в Усинском районе (1922–1930).
В ходе геологоразведочных работ 1923–1924 гг. Чернов выдвинул предположение о наличии в бассейне р. Косью и ее притоках крупного каменноугольного месторождения, контуры которого выступают на Северо-Востоке Европейской части СССР. В 1925 г. он установил, что здесь имеется большой угленосный район площадью до 4 000 кв. км с углями разного сорта. Дальнейшие изучения подтвердили эти выводы. Печорский угольный бассейн признан промышленно перспективным.
Особую ценность для раскрытия темы представляют научно-организационные документы, а также сведения из личных фондов
В. А. Варсанофьевой, В. И. Чалышева, В. А. Чермных, А. А. Чернова, М. В. Фишмана и Н. Н. Кузькоковой, сохраненные в НА Коми НЦ УрО РАН. В них зафиксирован институциональный период становления научной школы А. А. Чернова в Коми филиале АН СССР. В 1944 г. возглавляемый им геологический отдел состоял из двух секторов, аналитической лаборатории и шлифовальной мастерской. Научными консультантами А. А. Чернов пригласил докторов наук В. А. Варсанофьеву, И. А Преображенского, Д. М. Раузер-Черноусову, М. И. Шульга-Нестеренко и др.
С окончанием Великой Отечественной войны в отдел пришли молодые сотрудники. Их исследования в 1946–1950-е гг. были связаны с созданием добывающей промышленности в угольной, нефтяной и газовой отраслях. Однако квалифицированных специалистов для выполнения исследовательских задач было недостаточно. Для устранения этого пробела А. А. Чернов предложил обучать поступающих молодых геологов через институт аспирантуры.
С 1945 г. при академическом научном учреждении начала функционировать аспирантура. В архивных фондах сохранились диссертационные исследования, научные отчеты, рукописи научных трудов, полевые дневники первых аспирантов школы А. А. Чернова:
С. А. Голубева, А. И. Елисеева, Н. Н. Кузькоковой, А. И. Першиной,
М. Г. Трущелева, М. В. Фишмана, В. И. Чалышева.
Обширный комплекс архивных документов обладает мощным информационным потенциалом для изучения истории становления и развития научной школы профессора А. А. Чернова. Документы сохранили сведения о научно-исследовательской, преподавательской, общественной деятельности, творческих контактах А. А. Чернова как создателе и руководителе школы. Источники дают представление о ее персональном составе, раскрывают тематику исследований, достижения и вклад исследователей в развитие отечественной науки. Анализ документов показал, что научная школа А. А. Чернова внесла существенный вклад в изучение и освоение территории Европейского Северо-Востока России. Результатом деятельности А. А. Чернова и его учеников являются исследования месторождения угля, нефти, газа и других полезных ископаемых, а также создание новой институции в Коми филиале АН СССР – Института геологии, который успешно функционирует с 1958 г. по настоящее время.
Список литературы
Александр Александрович Чернов. – СПб.: Наука, 1995. – 255 с.
Барская, В. Ф. Роль А. А. Чернова, В. А. Варсанофьевой и их школы в изучении Печорского края // Бюллетень МОИП. Отдел Геологический. – 1980. – Т. 55. – Вып. 4. – С. 114–122.
Бровина, А. А. Академия наук СССР и индустриальная модернизация страны: исторический опыт освоения приарктических территорий России (1920-1930-е гг.) // Genesis: исторические исследования. 2018. № 7. С. 57–65. DOI: 10.25136/2409-868X.2018.7.26605
Елисеев, А. И. Профессор Александр Александрович Чернов. – Сыктывкар, 2002. – 60 с.
Кузькокова, Н. Н. Старейший исследователь Севера // Бюллетень МОИП. Отдел Геологический. – 1953. – Т. 28. – Вып. 1. – С. 69–75.
Мирская, Е. З. Научные школы: история, проблемы и перспективы // Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки. – М.: Логос, 2005. – С. 244–265.
Школы в науке. – М.: Наука, 1977. – 523 с.
References
Aleksandr Aleksandrovich Chernov [Alexander Alexandrovich Chernov. In Russ.]. St. Petersburg, Nauka publ., 1995, 255 p.
BARSKAYA, V. F. Rol' A. A. Chernova, V. A. Varsanof'evoi i ikh shkoly v izuchenii Pechorskogo kraya [Role of A.A. Chernov, V.A. Varsanofyeva, and their school in studying of the Pechora region. In Russ.]. IN: Byulleten' MOIP. Otdel Geologicheskii, 1980, vol. 55, no. 4, pp. 114–122.
BROVINA, A. A. Akademiya nauk SSSR i industrial'naya modernizatsiya strany: istoricheskii opyt osvoeniya priarkticheskikh territorii Rossii (1920-1930-e gg.) [The Academy of Sciences of the USSR and the industrial modernization of the country: Historical experience in the development of the Arctic territories of Russia (1920s-1930s). In Russ.]. IN: Genesis: istoricheskie issledovaniya, 2018, no. 7. pp. 57–65. DOI: 10.25136/2409-868X.2018.7.26605
ELISEEV, A. I. Professor Aleksandr Aleksandrovich Chernov [Professor Alexander Alexandrovich Chernov. In Russ.]. Syktyvkar, 2002, 60 p.
KUZ'KOKOVA, N. N. Stareishii issledovatel' Severa [The oldest researcher of the North. In Russ.]. IN: Byulleten' MOIP. Otdel Geologicheskii, 1953, vol. 28, no. 1, pp. 69–75.
MIRSKAYA, E. Z. Nauchnye shkoly: istoriya, problemy i perspektivy [Scientific schools: History, problems, and prospects. In Russ.]. IN: Naukovedenie i novye tendentsii v razvitii rossiiskoi nauki [Science studies and new trends in the development of Russian science. In Russ.]. Moscow, Logos publ., 2005, pp. 244–265.
Shkoly v nauke [Schools of science. In Russ.]. Moscow, Nauka publ., 1977, 523 p.
Сведения об авторах
Оседах Анастасия Григорьевна, Коми научный центр Уральского отделения РАН, отдел гуманитарных междисциплинарных исследований, младший научный сотрудник, аспирант, Российская Федерация, г. Сыктывкар, 8-912-117-52-60, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About author
Osedakh Anastasiia Grigorievna, Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, department of humanitarian interdisciplinary research, junior researcher, post-graduate student, Russian Federation, +7-912-117-52-60, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В редакцию статья поступила 29.01.2019 г., опубликована (для цитирования):
Оседах, А. Г. Источники по истории научной школы профессора А. А. Чернова // Вестник архивиста. – 2019. - № 4. – С. 1195-1204. doi 10.28995/2073-0101-2019-4-1195-1204
Submitted 29.01.2019, published (for citation):
OSEDAKH, A. G. Istochniki po istorii nauchnoi shkoly professora A. A. Chernova [Sources on the History of Scientific School of Professor A. A. Chernov. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 4, pp. 1195-1204. doi 10.28995/2073-0101-2019-4-1195-1204
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.