Формирование «советского человеческого капитала» в высшей школе в 1930-е гг.

Печать PDF

УДК 94(47)+94(378)

DOI 10.28995/2073-0101-2020-3-796-809

Е. И. Демидова, А. В. Захаров, Е. А. Ефимова

Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Саратов, Российская Федерация

Формирование «советского человеческого капитала» в высшей школе в 1930-е гг.

Elena I. Demidova, Aleksandr V. Zakharov, Elena A. Efimova

Saratov Socio-Economic Institute - Branch of the G. V. Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russian Federation

Formation of the “Soviet Human Capital” in the Higher Education in the 1930s.

Аннотация

В cтатье рассматриваются различные аспекты политики большевиков по формированию нового советского студенчества в 1930-е гг. Новый человек, послушный и энергичный строитель социалистического общества, в понимании советской власти, не должен быть отягощен прошлым, его образами, традициями и обычаями как на лично-бытовом уровне, так и на уровне общественном. Как следствие, серьезные изменения в семейной политике были направлены на уравнение в правах мужчин и женщин, на борьбу с патриархальностью. Рассматриваются последствия данной политики в студенческой среде, изменения политики советского государства по отношению к студенческой молодежи в 1930-е гг. «Высшая школа рассматривается государством в 1920-е гг. как институт по “производству” не просто “кадров специалистов”, а именно человеческого капитала». ВКП(б) в своих социально-политических практиках 1930-х гг. продолжала реализовывать на практике концепт советской системы высшего образования и формирования «советского человеческого капитала». Но в рассматриваемые годы наблюдаются определенные изменения и корректировки: если в 1920-е гг. акцент был сделан на сущностные радикальные меры, то в последующее десятилетие правящая партия в своей деятельности в сфере высшего образования частично возвращается к традиционным, классическим моделям образовательного и воспитательного процесса, но с учетом грандиозных планов по социалистическому строительству. Авторы выявляют наличие зависимости между негативными последствиями преобразований 1920-х гг. и последующей реакцией на них руководителей государства с дальнейшим разрешением проблемных ситуаций.

Abstract

The article addresses various aspects of the Bolsheviks’ policies in formation of the new Soviet student community in the 1930s. In the view of the Soviet government, new man, obedient and energetic builder of the socialist society, should not be burdened by the past, its images, traditions, and customs, be it at the mundane or social level. As a result, there were major changes in the family policy aimed at equalization of men and women and at fighting patriarchy. The article discusses the implications of this policy for the student environment and changes in the Soviet policy toward students in the 1930s. As has been mentioned in the preceding article, In the 1920s the state regarded higher education as an institute for “production” of “human capital,” as well as that of specialists. In its social and political practices of the 1930s, the AUCP (B) continued to realize the concept of Soviet higher education system and formation of the “Soviet human capital.” But these years saw certain changes and adjustments: while in the 1920s the emphasis was placed on essential radical measures, in the following decade the ruling party returned to the traditional, classical models of educational process in its activities in the field of higher education, with due regard to grandiose plans for socialist construction. The authors reveal a correlation between the negative consequences of the 1920s transformations and the subsequent reaction of the state aiming at resolution of problematic situations.

Ключевые слова

Архивные документы, человеческий капитал, студенчество, советская высшая школа, семья, молодежь, социокультурные ценности.

Keywords

Archival documents, human capital, students, Soviet higher education, family, youth, socio-cultural values.

Список литературы

Демидова, Е. И., Захаров, А. В., Ефимова, Е. А. Формирование «советского человеческого капитала» в высшей школе в 1920-е гг. // Вестник архивиста. – 2019. - № 4. – С. 1074-1088. doi 10.28995/2073-0101-2019-4-1074-1088

Орлов, И. Б. Студенческая семья 1920-х гг.: попытка многофакторного анализа // Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII-XXI века). - МГОУ, 2004. - С. 110-119.

Рыбаков, Р. В. Социалистической культуре недостает каких-то добродетельных начал: из опыта воспитания советской молодежи в 1920-е гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 11(73). - Ч. 1. – С. 122-126.

References

DEMIDOVA, E. I., ZAKHAROV, A. V., EFIMOVA, E. A. Formirovanie “sovetskogo chelovecheskogo kapitala” v vysshei shkole v 1920-e gg. [The Formation of the “Soviet Human Capital” in Higher Education in the 1920s. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 4, pp. 000-000. doi 10.28995/2073-0101-2019-4-000-000

ORLOV, I. B. Studencheskaya sem'ya 1920-kh gg.: popytka mnogofaktornogo analiza [The 1920s Student Family: A Multi-Factor Analysis Attempt. In Russ]. IN: Rossiiskoe studenchestvo: usloviya zhizni i byta (XVIII-XXI veka) [Russian students: Their living conditions (18th – 21st century). In Russ.]. Moscow, MMGOU publ., 2004, рр.110-119.

RYBAKOV, R. V. Sotsialisticheskoi kul'ture nedostayet kakikh-to dobrodetel'nykh nachal: iz opyta vospitaniya sovetskoi molodezhi v 1920-ye gg. [Socialist culture lacks some virtuous principle: Experience of educating Soviet youth in the 1920s. In Russ]. IN: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2016, no. 11(73), pp.122-126.

Сведения об авторах

Демидова Елена Игоревна, доктор исторических наук, профессор, Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, кафедра истории, философии, политологии и социологии, заведующая кафедрой, г. Саратов, Российская Федерация, 8-905-383-56-70, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Захаров Александр Викторович, доктор исторических наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, кафедра истории, философии, политологии и социологии, профессор, г. Саратов, Российская Федерация, 8-927-911-00-73, zaharovav2007@ yandex.ru

Ефимова Елена Александровна, кандидат исторических наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, кафедра истории, философии, политологии и социологии, доцент, г. Саратов, Российская Федерация, 8-909-340-92-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Demidova Elena Igorevna, PhD in History, professor, Saratov Socio-Economic Institute – Branch of the G. V. Plekhanov Russian University of Economics, department of history, philosophy, political science, and sociology, head of the department, Saratov, Russian Federation, +7-905-383-56-70, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Zakharov Aleksandr Victorovich, PhD in History, associate professor, Saratov Socio-Economic Institute – Branch of the G. V. Plekhanov Russian University of Economics, department of history, philosophy, political science, and sociology, professor, Saratov, Russian Federation, +7-927-911-00-73, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Efimova Elena Alexandrovna, PhD in History, associate professor, Saratov Socio-Economic Institute – Branch of the G. V. Plekhanov Russian University of Economics, department of history, philosophy, political science, and sociology, associate professor, Saratov, Russian Federation, +7-909-340-92-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

Grant information

The article has been prepared with the financial support of the G. V. Plekhanov Russian University of Economics.

В редакцию статья поступила 24.01.2020 г., опубликована (для цитирования):

Демидова, Е. И., Захаров, А. В., Ефимова, Е. А. Формирование «советского человеческого капитала» в высшей школе в 1930-е гг. // Вестник архивиста. – 2020. - № 3. – С. 796-809. doi 10.28995/2073-0101-2020-3-796-809

Submitted 24.01.2020, published (for Citation):

DEMIDOVA, E. I., ZAKHAROV, A. V., EFIMOVA, E. A. Formirovanie “sovetskogo chelovecheskogo kapitala” v vysshei shkole v 1930-e gg.[ Formation of the “Soviet Human Capital” in the Higher Education in the 1930s. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2020, no. 3, pp. 796-809. doi 10.28995/2073-0101-2020-3-796-809

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.