Документы Вязниковского сыска 1665–1666 гг. об идеальной основе противоцерковных убеждений и действий раскольников центральных уездов России

Печать PDF

УДК 94(470)+94(2-86)+94(470.31)

DOI 10.28995/2073-0101-2020-4-971-982

А. С. Маджаров

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Документы Вязниковского сыска 1665–1666 гг. об идеальной основе противоцерковных убеждений и действий раскольников центральных уездов России

Alexander S. Madzharov

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

Documents of the Vyazniki Investigation (1665–66) on the Ideal Basis of Anti-Church Beliefs and Actions of the Raskolniki in the Central Uezds of Russia

Аннотация

Дискуссионная проблема соотношения идеальных и материальных причин религиозного раскола Русской православной церкви актуальна с момента возникновения протеста по сей день. Cпорными являются и некоторые определения развитой советской историографии, в частности, тезис о расколе, как «внешней религиозной оболочке», скрывающей светское ядро. В статье рассматривается религиозное (идеальное) содержание протеста. Исследование основано на опубликованных документах Вязниковского сыска Приказа тайных дел, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в фонде Государственного архива Российской империи в XXVII Разряде. Установление степени достоверности выявленных данных проведено методом сравнения независимых источников, и сопоставления совокупности взаимосвязанных сообщений. В досье вошло 106 документов: «Изветы», «Челобитные», «Указные грамоты», «Наказные статьи Тайного Приказа», «Из записной книги Тайного приказа» «Допросы», «Пыточные речи», «Очные ставки», «Отписки» и другие материалы. Они достоверно свидетельствуют о религиозных (идеальных) «убеждениях» раскольников, как основе религиозного движения, причине реализации протестных «норм поведения» во Владимирском, Суздальском, Гороховецком уездах центральной России в 1665–1666 гг. Совокупность документальных данных доказывает, что расколоучители и «рядовые» раскольники единодушно объясняли причины протеста религиозными (идеальными) мотивами. Они отказывались ходить в «церковь божию» на службу «по новым книгам», креститься «тремя перстами», «принимать крещение», исповедоваться, причащаться. Религиозные диссиденты верили словам своих учителей о том, что «перемена Божественного писания», привела к появлению «предтечи и антихриста». Некоторые протестанты разделяли «хулы», которые «износил» расколоучитель Вавила «на царское величество» и на патриарха Никона. Для «спасения души» от «антихриста» староверы реализовали средневековые «нормы поведения» – уходили в пустыни, окормлялись у расколоучителей, держали суровый пост, молились «своим иконам». Идеальную и материальную формы протеста порождала идеальная сущность раскола.

Abstract

The controversial issue of balance between ideal and material causes of the religious Raskol in the Russian Orthodox Church remains significant from its emergence to present day. Some definitions of developed Soviet historiography are also controversial, in particular, the thesis of the Schism being an “external religious shell” that hides its secular core. The article examines the religious (ideal) content of the protest. It draws on published documents of the Vyazniki Investigation Office of the Secret Chancery (Prikaz tainykh del) stored in the Russian State Archive of Ancient Acts (RGADA) (fond of State Archive of the Russian Empire in the XXVII Category). Reliability of the data has been established by comparing of independent sources and interrelated messages. The dossier includes 106 documents: accusations (Izvety), petitions (Chelobitnye), edicts (Ukaznye gramoty), orders (Nakaznye stat'i) of the Secret Chancery, extracts from the Secret Chancery books (Iz zapisnoi knigi Tainogo prikaza), interrogations (Doprosy), torture evidence (Pytochnye rechi), law confrontations (Ochnye stavki), reports (Otpiski), etc. They testify that the religious (ideal) “beliefs” of the Raskolniki laid the basis of their religious movement and were the reason for introduction of protest “norms of behavior” in the Vladimir, Suzdal, and Gorokhovets uezds of Central Russia in 1665–66. Totality of documentary data proves that Schism teachers and “ordinary” dissenters unanimously explained their protest by religious (ideal) motives. They refused to go to “the Lord’s church" for office read from “new books,” to sign themselves “with three fingers,” “to be baptized,” to confess, to receive communion. Religious dissidents believed the word of their teachers that the “change of the Holy Scripture” should result in the appearance of the “forerunner and Antichrist.” Some Raskolniki joined in the “blasphemies” on the tsar and Patriarch Nikon pronounced by teacher Vavila. For “salvation of their souls” from the “Antichrist,” the old believers implemented medieval “norms of behavior”: they withdraw to deserts, they were guided by the Raskol teachers, fasted, and prayed before their own icons. The ideal and material forms of protest sprang from the ideal nature of the Raskol.

Ключевые слова

Религиозный раскол в России, материалистическая доктрина раскола, документы Вязниковского сыска, идеальные основы протеста; противоцерковное и противогосударственное движение.

Keywords

Religious schism in Russia, materialistic doctrine of the Raskol, Vyazniki Investigation documents, ideal base of protest; anti–Church and anti–state movement.

В исследованиях о расколе в Русской православной церкви с момента его возникновения и до текущего времени постоянным вниманием пользовался вопрос о соотношении идеальных и материальных причин этого явления русской истории. В литературе помимо различных смешанных взглядов сформировались две крайние точки зрения – клерикально-охранительная (идеалистическая) и материалистическая марксистская. В постсоветский период трудам советской эпохи по истории раскола давались преимущественно критические оценки как необъективным, идеологизированным и т. д. Эти заключения, как правило, не сопровождались конкретным анализом источниковой основы марксистской парадигмы исследования. Не было показано, в частности, как «идеологизированность» проявилась на источниковом уровне, повлияла на решение вопроса об идеальных и материальных основаниях раскола. Исследование вопроса об идеальных причинах раскола предполагает изучение источниковой базы теоретических заключений.

Таким требованиям отвечают документы Приказа тайных дел о раскольниках 1665–1666 гг., которые хранятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в фонде Государственного архива Российской империи в XXVII Разряде, вошедшие в сборник «Народное антицерковное движение в России XVII века».

Сопроводительная статья к изданию о «капитонствующих пустынниках», содержит типичную для развитой советской историографии раскола (1986) «идеологизированную» оценку антицерковного протеста. Основное содержание публикуемых документов, по словам автора, «заключается в том, что они наглядно показывают, как формировались у крестьян и пустынников … противоцерковные и противоправительственные убеждения под внешней религиозной оболочкой, как средневековые воззрения и…нормы поведения (пустынножительство, подвижничество, аскетизм) наполнялись нетрадиционным содержанием».

Механизм» возникновения раскола был религиозным, обрядовым. И путь возврата к «официальной норме» мог быть только религиозным. Религиозную суть протеста не опровергали и факты активного сопротивления раскольников, даже вынужденного кровопролития. Протестанты защищали свой внутренний идеальный мир от «антихриста», а не пытались переделать жизнь, социальный строй. Даже самый значимый акт раскольников, применение вооруженной силы, был лишь внешне схож с революционным, но кардинально отличался от него по своим целям. Единственный путь к «улучшению жизни» протестанты видели в сохранение своего внутреннего мира, «спасении души» посредством привычного обряда.

Идеальную и материальную формы протеста порождала идеальная сущность раскола. Однако, в случае вооруженного сопротивления – стрельба на поражение из лука в нападавших стрельцов (слуг антихриста), материальная форма вступала в противоречие с религиозным содержанием, подрывала его, могла способствовать разрушению религиозной системы.

Раскол являлся движением противоцерковным, противогосударственным. Но было бы ошибкой полностью подменять идеальное содержание протеста – материальным, социальным, классовым. Материальные мотивы действий раскольников, когда они имели место, были вторичными, производными от их религиозных убеждений, выражавшимися в религиозной форме.

Список литературы

Апанасенок, А. В. Формирование и функционирование старообрядческих сообществ Центрально–Черноземного региона России: последняя треть XVII – начало XX века. Автореф. дис. … докт. ист. наук. – Курск, 2010 – 43 с.

Куприянова, И. В. Старообрядчество Алтая в условиях радикальной трансформации российского общества (конец XIX – первая треть XX века. Автореф. дис. … докт. ист. наук. – Барнаул, 2018. – 53 с.

Маджаров, А. С. Становление официальной доктрины религиозного раскола Русской православной церкви в трудах В. Н. Татищева // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2019. - Т. 19. – С. 67–77.

Народное антицерковное движение в России XVII века. Документы приказа тайных дел о раскольниках 1665 – 1667 гг. / Сост. В. С. Румянцева. – М.: Институт истории СССР АН СССР, 1986. – 243 с.

References

APANASENOK, A. V. Formirovanie i funktsionirovanie staroobryadcheskikh soobshchestv Tsentral'no-Chernozemnogo regiona Rossii: poslednyaya tret' XVII- nachalo XX veka. Avtoref diss…dokt. ist. nauk [Formation and functioning of old believers’ communities in the Central Black Earth region of Russia: The last third of the 17th - early 20th century: Dr. hist. sci. diss. abstract. In Russ.]. Kursk, 2010, 43 p.

KUPRIYANOVA, I. V. Staroobryadchestvo Altaya v usloviyakh radikal'noi transformatsii rossiiskogo obshchestva (konets XIX – pervaya tret' XX veka. Avtoref diss…dokt. ist. nauk [The old believers of Altai in the face of radical transformation of Russian society (late 19th – the first third of the 20th century): Dr. hist. sci. diss. abstract. In Russ.]. Barnaul, 2018, 53 p.

MADZHAROV, A. S. Stanovlenie ofitsial'noi doktriny religioznogo raskola Russkoi pravoslavnoi tserkvi v tr udakh V.N. Tatishcheva. [Formation of the official doctrine of the religious schism of the Russian Orthodox Church in the works of V. N. Tatishchev. In Russ.]. IN: Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie [Bulletin of the Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious studies], 2019, vol. 19, pp. 67–77.

Narodnoe antitserkovnoe dvizhenie v Rossii XVII veka. Dokumenty prikaza tainykh del o raskol'nikakh 1665-1667 gg.. [RUMYANTSEVA, V.S. (comp.). People anti-Church movement in Russia of the 17th century: Documents of the Secret Chancery on Raskolniki of 1665–67. In Russ.]. Moscow, Institut istorii SSSR AN SSSR publ., 1986, 243 p.

Сведения об авторах

Маджаров Александр Станиславович, доктор исторических наук, профессор, Иркутский государственный университет, кафедра истории России, профессор, г. Иркутск, Российская Федерация, 8-914-941-68-74, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Madzharov Alexander Stanislavovich, PhD in History, professor, Irkutsk State University, department of Russian history, professor, Irkutsk, Russian Federation, +7-914-941-68-74, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 31.01.2020 г., опубликована (для цитирования):

Маджаров, А. С. Документы Вязниковского сыска 1665–1666 гг. об идеальной основе противоцерковных убеждений и действий раскольников центральных уездов России // Вестник архивиста. – 2020. - № 4. – С. 971-982. doi 10.28995/2073-0101-2020-4-971-982

Submitted 31.01.2020, published (for citation):

MADZHAROV, A. S. Dokumenty Vyaznikovskogo syska 1665–1666 gg. ob ideal'noi osnove protivotserkovnykh ubezhdenii i deistvii raskol'nikov tsentral'nykh uezdov Rossii [Documents of the Vyazniki Investigation (1665–66) on the Ideal Basis of Anti-Church Beliefs and Actions of the Raskolniki in the Central Uezds of Russia. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2020, no. 4, pp. 971-982. doi 10.28995/2073-0101-2020-4-971-982

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.