Старообрядческие скиты и богадельни Новгородской губернии во второй половине XVIII-го – XIX веке

Печать PDF

УДК 94(470.24)+94(470)«17»

DOI 10.28995/2073-0101-2020-4-1058-1069

И. А. Мельников

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, г. Великий Новгород, Российская Федерация

Старообрядческие скиты и богадельни Новгородской губернии во второй половине XVIII-го – XIX веке

Ilya A. Melnikov

Novgorod State Integrated Museum Reserve, Veliky Novgorod, Russian Federation

Old Believer Sketes and Almshouses of the Novgorod Gubernia in the Second Half of the 18th – 19th Century

Аннотация

В статье обобщена информация о старообрядческих скитах, монастырях и богадельнях, действовавших на территории Новгородской губернии во второй половине XVIII-го – XIX в. Освещено развитие старообрядческого иночества в указанный период, а также выделение условных типов иноческих поселений, характерных для представителей старой веры. В качестве основных источников используются делопроизводственные документы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) и Российском государственном историческом архиве (РГИА), а также вновь выявленные памятники старообрядческой письменности – рукописный сборник и письма представителей новгородского старообрядчества XIX в., имеющиеся в фондах Новгородского объединенного музея-заповедника. Большинство источников вводится в научный оборот впервые. Документы показывают, что старообрядческие скиты и богадельни формировали основу сетевой самоорганизации представителей старой веры, консолидировали ее последователей в сопредельных регионах, были средоточием духовной жизни. В каком-то смысле они представляли альтернативу монастырям официальной церкви. Скиты и богадельни поддерживались местным и столичным купечеством и даже имели покровителей среди дворянского сословия, что частично опровергает стереотип о распространенности старообрядчества XIX в. исключительно среди податных сословий и купечества. Данные документов показывают, что представители дворянства могли быть не только благодетелями, но пострижениками и основателями старообрядческих обителей. Интенсивное поддержание иноческой традиции сделало Новгородскую губернию одним из центров старой веры, тесно связанным с олонецкими, петербургскими, московскими, черниговскими и прибалтийскими общинами. В качестве выводов предлагается типология форм устройства монашеской жизни, характерная для старообрядцев Северо-Западного региона. Выделяются такие типы иноческих поселений, как келья, уединенный скит, система скитов и кладбищенская богадельня.

Abstract

The article attempts to summarize the information on the Old Believer sketes, monasteries, and almshouses of the Novgorod gubernia in the second half of the 18th – 19th century. It strives to highlight the development of the Old Believer monasticism of the period, as well as to identify types of monastic settlements peculiar to Old Believers. The main sources are documents from the Russian State Archive of Ancient Acts and from the Russian State Historical Archive, as well as newly discovered Old Believer manuscript and letters of the 19th century stored in the fonds of the Novgorod State Integrated Museum Reserve. Most sources are being introduced into the scientific use for the first time. Documents show that Old Believer monasteries and almshouses formed a network of self-organization, united Old Believers of neighboring regions, and were their centers of spiritual life. In a way, they were an alternative for monasteries of the official church. The sketes and almshouses were supported by local and metropolitan merchants; they also had patrons among nobility, which disproves the notion that in the 19th century Old Believers were entirely from taxed estates and merchantry. The documents show that representatives of the nobility could be not just benefactors, but monks and founders of the Old Believer monasteries. Adherence to monastic tradition made the Novgorod gubernia one of the centers of the Old Rite, closely connected with Olonets, St. Petersburg, Moscow, Chernihiv, and Baltic communities. In conclusions the author offers a typology of monastic life organization peculiar to Old Believers of the North-West region: reclusory, secluded skete, skete compound, and cemetery almshouse.

Ключевые слова

Российский государственный архив древних актов (РГАДА), Российский государственный исторический архив (РГИА), старообрядчество, монашество, Новгородская губерния, история церкви.

Keywords

Russian State Archive of Ancient Acts, Russian State Historical Archive, Old Rite, monasticism, Novgorod gubernia, church history.

Несмотря на давний интерес российской историографии к старообрядчеству, до сих пор остаются малоизученными крупные региональные центры старой веры. Особенно это касается Новгородской губернии. Задачи исследования – ввести в научный оборот документы, освещающие историю развития иноческих поселений новгородских староверов во второй половине XVIII-го – XIX в. и на основе выявленного в архивах материала предложить типологию этих поселений.

Старообрядческое иночество Новгородской губернии до этого не становилось объектом отдельного научного изучения. Краткие сведения о некоторых обителях в первой половине – середине XIX в. имеются в работах Л. В. Корольковой и статье Н. В. Пивоваровой. Основной корпус источников по этой теме хранится в Российском государственном историческом архиве (РГИА) и Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Также интересный материал удалось выявить в Отделе письменных источников Новгородского объединенного музея-заповедника.

В результате политики Екатерины II и Александра I появилась тенденция легализации старообрядческих центров. В Новгородской губернии во второй половине XVIII-го – начале XIX в. возникают «богаделенные дома» при городских старообрядческих кладбищах, по сути являвшиеся негласными «раскольничьими» монастырями. Старейшее такое поселение в описываемом регионе – Тихвинская богадельня. Официально старообрядческое кладбище было легализовано здесь в 1764 г. Оно располагалось на земле старовера Василия Синецкого, тут же была построена деревянная моленная, а чуть позже – 7 келий и ограда с башнями, имитировавшая монастырскую. Богадельня считалась центром «раскола» федосеевского согласия и была ликвидирована властями в 1854 г. в результате деятельности чиновника по особым поручениям Ю. К. Арсеньева. На месте богадельни была выстроена первая в Новгородской губернии единоверческая церковь.

Другой крупный центр подобного рода возник в Старой Руссе. В 1787 г. по прошению старообрядцев власти отвели им место для кладбища. Спустя три года старорусским купцом федосеевского согласия Антоном Ватагиным было получено разрешение на возведение богадельни и моленной за городской чертой. К строительству приступили лишь после повторных прошений в 1805 г., когда были выстроены две избы с сенями «для призрения бедных и престарелых сирот». Ватагин ссылался на пример подобных же заведений в Санкт-Петербурге, Москве и Риге.

Во второй половине XVIII в. в Новгородской губернии сформировалась сеть иноческих поселений, составивших основу организации старообрядческих сообществ региона. Связи с общинами удаленных регионов (Санкт-Петербург, Москва, Стародубье, Выг), приток паломников и прихожан из соседних губерний обеспечивали новгородским старообрядцам включенность в общероссийские конфессиональные процессы. В общих чертах можно выделить следующие формы организации монашеской жизни старообрядцев: городские кладбищенские богадельни, которые выполняли функцию монастыря под прикрытием «богоугодного» учреждения; система из двух и более скитов, в которых допускались к жизни и «бельцы»; уединенные скиты и отдельные кельи, не привязанные к крупной пустыни, которые могли выполнять роль центра определенного согласия.

Список литературы

Королькова, Л. В. Материалы к этноконфессиональной карте Ленинградской области // Этноконфессиональная карта Ленинградской области и сопредельных территорий-2. Третьи Шёгреновские чтения. – СПб.: РЭМ, 2009. – С. 11–32.

Королькова, Л. В. Старообрядцы Западного Приильменья и Верхнего Поволховья в XIX веке // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада. Четвертые Шегреновские чтения. – СПб.: РЭМ, 2011. – 260–278.

Мельников-Печерский, П. И. Очерки поповщины. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 450 с.

Пивоварова, Н. В. Старообрядческие моленные и скиты Новгородской губернии в середине XIX в. по материалам РГИА // Новгородский исторический сборник. – М., 2011. – С. 233–247.

Фишман, О. М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. – М.: Индрик, 2003. – 408 с.

Хрушкая, Л. Н. К истории Пертозерского старообрядческого скита в Кемском уезде Архангельской губернии // Старообрядчество: история, культура, современность. – Великий Новгород, 2010. – С. 102–117.

References

KOROL’KOVA, L. V. Materialy k etnokonfessional'noi karte Leningradskoi oblasti [Materials to the ethno-confessional map of the Leningrad region. In Russ.]. IN: Etnokonfessional'naya karta Leningradskoi oblasti i sopredel'nykh territorii-2. Tret'i Shegrenovskie chteniya [Ethno-confessional map of the Leningrad oblast and neighboring regions. The Third Sjögren’s readings]. St.Petersburg, 2009, pp. 11–32.

KOROL’KOVA, L. V. Staroobryadtsy Novoladozhskogo, Tikhvinskogo i Lodeinopol'skogo uezdov v pervoi polovine XIX v. [Old-believers of the Novaya Ladoga, Tikhvin, and Lodeynoye Pole uezds in the first half of the 19th century. In Russ.]. IN: Istoriko-kul'turnyi landshaft Severo-Zapada-2. Pyatye Shegrenovskie chteniya [Historical and cultural landscape of the Northwest-2: The Fifth Sjögren’s readings]. St. Petersburg, 2012, pp. 191–215.

MEL’NIKOV-PECHERSKII, P. I. Ocherki popovshchiny [Essays of the priestly old-believers]. Moscow, DIRECT-MEDIA publ., 2014, 450 p.

PIVOVAROVA, N. V. Staroobryadcheskie molennye i skity Novgorodskoi gubernii v seredine XIX v. po materialam RGIA [The Old Believers’ chapels and sketes of the Novgorod gubernia of the mid-19th century in the materials from the RGIA. In Russ.]. IN: Novgorodskii istoricheskii sbornik [Novgorod Historical Almanac]. Moscow, 2011, pp. 233–247.

FISHMAN, O. M. Zhizn' po vere: tikhvinskie karely-staroobryadtsy [Life in faith: The Tikhvin Karelians old believers. In Russ.]. Moscow, INDRIK pub., 2003, 408 p.

KHRUSHKAYA, L. N. K istorii Pertozerskogo staroobryadcheskogo skita v Kemskom uezde Arkhangel'skoi gubernii [To the history of the Pertozersky old believers skete in the Kem uezd of Arkhangelsk gubernia. In Russ.]. IN: Staroobryadchestvo: istoriya, kul'tura, sovremennost' [The Old Rite: History, culture, contemporaneity]. Veliky Novgorod, 2010, pp. 105–108.

Сведения об авторах

Мельников Илья Андреевич, кандидат культурологии, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, отдел развития, младший научный сотрудник, г. Великий Новгород, Российская Федерация, 8-951-726-39-32, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Melnikov Ilya Andreevich, PhD in History of Culture, Novgorod State Integrated Museum Reserve, department of development, researcher, Veliky Novgorod, Russian Federation, +7-951-726-39-32, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 19-312-60001) в рамках конкурса научных проектов «Перспектива».

Grant information

This article has been prepared with financial support from the Russian Foundation for Basic Research (project no. 19-312-60001) within the framework of the scientific projects contest “Perspective.”

В редакцию статья поступила 15.05.2020 г., опубликована (для цитирования):

Мельников, И. А. Старообрядческие скиты и богадельни Новгородской губернии во второй половине XVIII-го – XIX веке // Вестник архивиста. – 2020. - № 4. – С. 1058-1069. doi 10.28995/2073-0101-2020-4-1058-1069

Submitted 15.05.2020, published (for citation):

MELNIKOV, I. A. Staroobryadcheskie skity i bogadel'ni Novgorodskoi gubernii vo vtoroi polovine XVIII-go – XIX veke [Old Believer Sketes and Almshouses of the Novgorod Gubernia in the Second Half of the 18th – 19th Century. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2020, no. 4, pp. 1058-1069. doi 10.28995/2073-0101-2020-4-1058-1069

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.