Путешествие гражданина США Франка Уитсона Феттера в СССР: история зарубежной фотоколлекции библиотеки Дюкского университета 1930 г.
УДК 930.25+94(47+57):77
DOI 10.28995/2073-0101-2020-4-1184-1200
Р. О. Абилова
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, г. Казань, Российская Федерация
Т. П. Крашенинникова
Казанский федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация
Путешествие гражданина США Франка Уитсона Феттера в СССР: история зарубежной фотоколлекции библиотеки Дюкского университета 1930 г.
Ramina O. Abilova
State Museum of Fine Art of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russian Federation
Tatiana P. Krasheninnikova
Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation
Journey of the USA Citizen Frank Whitson Fetter to the USSR: History of the Foreign Photographic Collection in the Duke University Library (1930)
Аннотация
В статье представлены результаты изучения фотоколлекции американского экономиста Франка Уитсона Феттера (1899-1991), посетившего Советский Союз летом 1930 г. Он провел шесть дней в Москве и шесть недель в Казани, затем отправился в путешествие по реке Волге и Каспийскому морю. За время поездки Франк У. Феттер сделал около 330 фотографий, которые в настоящее время хранятся в коллекции редких книг Дэвида М. Рубенстайна и рукописей библиотеки Дюкского университета (г. Дарем, Северная Каролина, США). В статье впервые воссоздана история зарождения фотоколлекции (СССР, июнь-август 1930 г.) и ее бытование в семейном архиве Франка У. Феттера (США, 1930-1991 гг.). В 1992 г., согласно завещанию, весь архив, включая фотодокументы, был передан на хранение в библиотеку Дюкского университета. В связи с этим, ключевое внимание обращено на опыт работы библиотеки по комплектованию, хранению, учету и использованию фотодокументов из коллекции Франка У. Феттера (1992 г. – по настоящее время). В этом контексте особое значение имеет 2008 год, когда фотографии из коллекции были оцифрованы и размещены в публичном пространстве на сайте Дюкского университета. В основу исследования положен контент- и дискурс-анализ фотодокументов, компаративный метод исследования эпистолярного наследия Франка У. Феттера из фондов библиотеки Дюкского университета и материалов отечественных архивов, интервью и беседы с участниками процесса передачи документов на архивное хранение и оцифровки фотодокументов. Таким образом, на примере изучения отдельной фотоколллекции авторы статьи впервые прослеживают маршрут фотографий от их создателя до исследователя. Обращение к фотографиям, сделанным на территории СССР, но хранящимися за ее пределами, позволяет дополнить историографию ценной информацией по истории фотоколлекций и рассмотреть фотодокумент по истории советской России как объект хранения в зарубежных фондах. Статья может быть интересна историкам, архивистам, музеологам, кураторам и всем тем, кто занимается изучением фотодокумента как объекта хранения.
Abstract
The article presents the results of studying the Whitson Fetter (1899-1991) photo collection on Fetter’s visit to the Soviet Union in the summer of 1930. He spent six days in Moscow and six weeks in Kazan, then took a trip down the Volga River and the Caspian Sea. In his journey, Frank W. Fetter took about 330 photographs, which are currently stored in the David M. Rubenstein Rare Book & Manuscript Library, Duke University (Durham, North Carolina, USA). The article reconstructs the origin of the photographic collection (USSR, June-August 1930) and its life in the family archive of Frank W. Fetter (USA, 1930-1991). In 1992, according to his will, the entire archive, including photographs, was transferred to the library of the Duke University. Thus, the attention is focused on the library activities in acquisition, storage, accounting, and usage of Frank W. Fetter’s photographs (1992 - present). In this context, 2008 is of particular importance: it is then that the photographs were scanned and published on the website. The study is based on content and discourse analysis of the photographs; it uses comparative method for studying Frank W. Fetter paper collection at the Duke University library and materials from Russian archives, interviews of participants in the documents transfer to archival storage and photographs digitization. Thus, in a first time case-study of a single photograph collection, the authors trace the route of photographs from their creator to their researchers. Using photographs taken in the USSR, but stored outside Russia, is to supplement the historiography with valuable information on the history of photograph collections and to consider photographic documents on the history of Soviet Russia as an item of storage in foreign archives. The article may be of interest to historians, archivists, museum specialists, curators, and all researchers studying photo documents as objects of storage.
Ключевые слова
Коллекция редких книг Дэвида М. Рубенстайна, рукописи библиотеки Дюкского университета (г. Дарем, Северная Каролина, США), фотографии Франка Уитсона Феттера, цифровая фотоколлекция, организация хранения фотодокументов, Советский Союз, Казань, Эрнест Зицер: цифровые коллекции «Американцы в стране Ленина: документальные фотографии ранней советской России» («Americans in the Land of Lenin: Documentary Photographs of Early Soviet Russia»).
Keywords
David M. Rubenstein Rare Book & Manuscript Library, manuscripts in the Duke University library (Durham, North Carolina, USA), Frank W. Fetter photographs, digital photograph collection, preservation and conservation of photographs, Soviet Union, Kazan, Ernest Zitser: digital collections “Americans in the Land of Lenin: Documentary Photographs of Early Soviet Russia.”
С начала 2000-х гг. количество российских исследований по изучению фотодокументов непрерывно увеличивается. Помимо отечественных фотоколлекций предметной областью интереса историков стали фотодокументы из фондов зарубежных хранилищ, оцифрованные и размещенные в открытом доступе на веб-сайтах. В то же время, опыт формирования и использования зарубежных фотографических коллекций, освещающих российскую тематику, остается практически неизученным. Авторами предпринята попытка восполнить эту лакуну на основе изучения формирования и современного состояния фотоколлекции американского экономиста Франка Уитсона Феттера во время посещения им Советского Союза в 1930 г. Ключевое внимание уделено условиям процесса фотосъемки на территории СССР, особенностям бытования фотоколлекции — ее «жизнь» в семейном архиве и в библиотеке редких книг и рукописей имени Дэвида М. Рубенстайна Дюкского университета, обстоятельствам введения фотодокументов в научный оборот.
Ф. У. Феттер прибыл в Москву по линии Интуриста 27 июня 1930 г. с намерением посетить Ленинград, побывать в Киеве и Харькове. Основная цель — изучение русского языка и истории денежного обращения в России. По ряду обстоятельств его планы и маршрут резко изменились. Он покинул столицу и провел последующие шесть недель в Казани — городе, который не значился в маршрутах «Интуриста».
Феттеру был 31 год. Он обладал докторской степенью Принстонского университета, имел богатый опыт участия в финансовых комиссиях разных стран. Как и многие иностранные визитеры, Феттер приехал в СССР с фотокамерой и запасом пленок. При въезде в страну у него не возникло трудностей с прохождением таможенного контроля. В посещаемых городах он запечатлел сцены из повседневной жизни советских граждан переходного периода от нэпа к «наступлению социализма по всему фронту». Особое внимание Феттер уделял отражению процессов купли-продажи-обмена, визуализации «живых очередей», пропагандистским материалам.
Общий контекст процесса съемки проходил, скорее всего, без особых проблем. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что одно и то же явление Феттер снимал под разными углами, не скрывая фотокамеры, которая, по его собственному признанию, неизменно приковывала взгляды окружающих. Впрочем, и сам Феттер, как американец, часто оказывался в центре внимания, что вызывало в нем ощущение, будто бы он «участвовал в антарктической экспедиции Бёрда».
После возвращения в США он стремился скорейшим образом обобщить собранный в СССР материал, прежде чем тот устареет. Феттер планировал использовать фотографии в своих научных исследованиях и для завершения работы в течение ближайших двух лет вновь посетить Советский Союз. Не получив поддержки в академических кругах по изучению истории советской экономики, Феттер переключился на другие темы.
Исследование, предпринятое авторами статьи, проведено в два этапа. На первом этапе (2014-2017 гг.) были изучены фотографии, размещенные в открытом доступе на сайте библиотеки, с официальным разрешением их публикации, проведена атрибуция, проанализированы материалы переписки Феттера с женой Элизабет в 1930 г. На втором этапе (2018-2019 гг.) был исследован архивный фонд Феттера, выявлены и изучены фотодокументальные источники; проведены интервью с членами семьи, библиотекарями и архивистами Дюкского университета и Суортмор-колледжа; проанализированы нормативно-правовые акты в сфере архивного хранения в США.
Коллекция размещена в цифровом хранилище университета (Duke Digital Repository), базирующемся на модульной системе «Fedora». Информация о коллекции периодически обновляется. Например, в ходе нашего исследования в библиотеке было выявлено несколько неоцифрованных отпечатков, после чего они были отсканированы и размещены на сайте. Фотографии не были отсканированы ранее по причине «плохого» качества (сильное переэкспонирование), в то время как данные фотоотпечатки помогают детализировать факты, необходимые для исследования. Таким образом, взгляд на фотоархив как на «экосистему», в рамках которой формируются активные и сложные внутренние системы, взаимодействующие друг с другом и с окружающей их институциональной средой, является справедливым. Взаимодействие между архивистами, библиотекарями и учеными приводит к переменам в экосистеме.
Доступ к фотоархиву Феттера свободный. Регистрация в качестве исследователя на сайте библиотеки и оформление запроса через онлайн-путеводитель (Collection guide) занимает до 2-х рабочих дней. После прохождения всей процедуры учета, каталогизации и загрузки информации на сайт документы становятся доступны исследователям. Сотрудники доставляют документы в библиотеку Дэвида Рубенстайна, которая включает читальный зал, фотогалерею и временное хранилище с особым микроклиматом и освещением. В читальном зале можно воспользоваться библиотечными листами и карандашами для записей, а для снятия копии документов — сканером. При работе с фотодокументами используются нитриловые перчатки.
Для долгосрочного хранения Дюкский университет использует высококачественную продукцию компаний «Hollinger Metal Edge», «Print File», «University Products», признанную Обществом американских архивистов.
Все документы хранятся в бескислотных, химически инертных и устойчивых упаковочных материалах. Коробки изготовлены из износостойкого гофрированного картона (трехслойное дно, двухслойные стенки) без поверхностной проклейки. Папки имеют усиленную открытую вкладку с местом для маркировки. Пластиковые файлы из полипропилена и бумажные конверты соответствуют спецификациям Международной организации по стандартизации (ISO Standard 18902:2013 и ISO 18916:2007) и прошли тест на фотографическую активность (Photographic Activity Test).
В ходе изучения коллекции Феттера было выявлено 332 фотоотпечатка и 268 контактных отпечатка. Благодаря сопоставлению их содержания можно утверждать, что за время посещения СССР было сделано гораздо больше кадров, чем представлено в цифровой коллекции. Точное их количество остается неизвестным, как и судьба негативов. Впрочем, этот же вопрос относится и к «исчезновению» не раз упоминаемой Феттером цветной пленки и диапозитивов.
Помимо этого, были выявлены различные документы с записями Феттера, которые позволяют восстановить контекст создания фотоснимков, включая информацию о технических настройках фотокамеры (диафрагма, выдержка, применение фильтра), дату, предмет или сюжет съемки, номер фотопленки. Все это дает примерное представление о последовательности фотосъемки. Часть фотографий на обороте имеет авторский текст: место съемки («улица Рыкова, Казань»), датировка («USSR — 1930»), его адрес («FW Fetter 48 Patton Ave Princeton NJ»). Среди файлов присутствуют листки с пометками Феттера, что свидетельствует о сохранении сотрудниками библиотеки первоначального порядка документов.
Процесс цифровизации фотодокументов способствует преодолению существующих границ, повышает творческую мобильность исследователей и расширяет источниковую базу по истории советской повседневности. В то же время, реконструировать историю фотодокументов в полном объеме возможно только при обращении к контексту создания и бытования фотоколлекции, что позволяет соприкоснуться с лабораторией автора снимков, идентифицировать запечатленных людей и детализировать сведения о местах съемки. Непосредственная работа с фотоотпечатками не только проясняет специфику их хранения в зарубежном хранилище, но и дает возможность изучить фотографию и как изображение, и как материальный объект. В этом случае прочтение фотографии как текста может выйти на новый уровень познания и осмысления как исторического прошлого, так и современного настоящего.
Список литературы
Магидов, В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. – М.: РГГУ, 2005. – 394 с.
Юмашева, Ю. Ю. — Обзор фотоколлекций национальных архивов, библиотек, музеев, представленных в сети Интернет // Историческая информатика. – 2019. – № 1. – С. 47-117.
Hensen, S. L. Archives, personal papers, and manuscripts: A cataloging manual for archival repositories, historical societies, and manuscript libraries. – Chicago: Society of American Archivists, 1989. – 196 p.
References
MAGIDOV, V. M. Kinofotofonodokumenty v kontekste istoricheskogo znaniya [Cinema and photo documents in the context of historical knowledge. In Russ.]. Moscow, RGGU publ., 2005, 394 p.
YUMASHEVA, Yu. Yu. Obzor fotokollektsii natsional'nykh arkhivov, bibliotek, muzeev, predstavlennykh v seti Internet [Overview of photo collections of national archives, libraries, museums presented in the Internet. In Russ.] IN: Istoricheskaya informatika, 2019. no. 1, pp. 47-117.
HENSEN, S. L. Archives, personal papers, and manuscripts: A cataloging manual for archival repositories, historical societies, and manuscript libraries. Chicago, Society of American Archivists, 1989, 196 p.
Cведения об авторах
Абилова Рамина Олеговна, кандидат исторических наук, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, старший научный сотрудник, г. Казань, Российская Федерация, 8-843-238-43-27, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Крашенинникова Татьяна Петровна, кандидат исторических наук, доцент, Казанский федеральный университет, институт международных отношений, доцент, г. Казань, Российская Федерация, телефон 8-843-292-20-90, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About the authors
Abilova Ramina Olegovna, PhD in History, State Museum of Fine Art of the Republic of Tatarstan, senior researcher, Kazan, Russian Federation, +7-843-238-43-27, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Krasheninnikova Tatiana Petrovna, PhD in History, associate professor, Kazan Federal University, Institute of International Relations, assistant professor, Kazan, Russian Federation, +7-843-292-20-90, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В редакцию статья поступила 25.02.2020 г., опубликована (для цитирования):
Абилова, Р. О., Крашенинникова, Т. П. Путешествие гражданина США Франка Уитсона Феттера в СССР: история зарубежной фотоколлекции библиотеки Дюкского университета 1930 г. // Вестник архивиста. – 2020. - № 4. – С. 1184-1200. doi 10.28995/2073-0101-2020-4-1184-1200
Submitted 25.02.2020, published (for citation):
ABILOVA, R. O., KRASHENINNIKOVA, T. P. Puteshestvie grazhdanina SShA Franka Uitsona Fettera v SSSR: istoriya zarubezhnoi fotokollektsii biblioteki Dyukskogo universiteta 1930 g. [Journey of the USA Citizen Frank Whitson Fetter to the USSR: History of the Foreign Photographic Collection in the Duke University Library (1930). In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2020, no. 4, pp. 1184-1200. doi 10.28995/2073-0101-2020-4-1184-1200
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.