Опыт правового регулирования и организации подготовки специалистов транспорта в Императорском московском инженерном училище. 1896–1913 гг.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 94(47)+656.2.347.763(09)

DOI 10.28995/2073-0101-2021-1-248-258

А. И. Землин, Ю. И. Петров

Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва, Российская Федерация

Опыт правового регулирования и организации подготовки специалистов транспорта в Императорском московском инженерном училище. 1896–1913 гг.

Alexander I, Zemlin, Yuri I. Petrov

Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russian Federation

Experience of Legal Regulation and Organization of Transport Specialists Training at the Imperial Moscow Engineering School: 1896–1913

Аннотация

В статье на основе анализа законодательства и нормативных правовых актов Российской Империи, а также вводимых в оборот документов фонда 231 - «Московский институт инженеров путей сообщения императора Николая II» Центрального государственного архива Москвы, исследуются вопросы правового регулирования системы обучения студентов Императорского московского инженерного училища, легально установленных требований к уровню подготовки инженеров путей сообщения, а также организации преподавания в учебном заведении в конце XIX – начале XX века. Особенность исследуемых, в том числе, и привлеченных, юридических документов рассматриваемого периода заключается в том, что они представляют собой формализованные в виде узаконений и локальных актов требования к структуре и содержанию образовательных программ, подлежащих освоению студентами Императорского московского инженерного училища, порядку подбора преподавательского состава, осуществлявшего подготовку инженеров путей сообщения, а также аналитические материалы Министерства путей сообщения по вопросам, соотносимым с предметом исследования. Материалы, исследованные в данной статье, дают представление о требованиях, предъявлявшихся к уровню подготовки инженеров путей сообщения, содержании и системе их обучения, а также порядке подбора преподавательского состава. Историко-правовой анализ указанных источников и аналитических материалов позволяет сделать вывод о высоком уровне образования выпускников Императорского московского инженерного училища, по ряду показателей соответствующих и превосходящих уровень подготовленности выпускников Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения Императора Александра I, качестве педагогической деятельности профессоров училища, позволивших в последующем инициировать вопрос о реорганизации училища в Институт инженеров путей сообщения. Выносимые на суд широкой общественности научные результаты могут послужить отправной точкой для дальнейшей дискуссии о перспективах, тенденциях и направлениях развития современного российского транспортного образования.

Abstract

Drawing on analysis of laws and regulations of the Russian Empire, as well as on documents from fond 231 (“Emperor Nicholas II Moscow Institute of Railway Engineering”) of the Central State Archive of Moscow, the article investigates issues of legal regulation of student training at the Imperial Moscow Engineering School, legally established requirements for railway engineers’ level of training, and organization of teaching in the said educational institution at the turn of 20th century. The peculiarity of legal documents (legalizations and local acts) studied here is that they present legally formalized requirements for structure and content of educational programs to be mastered by students at the Imperial Moscow Engineering School and for procedure for selecting teaching staff to provide training for railway engineers, as well as analytical materials of the Ministry of Railway Transport on issues related to the subject. The materials studied in this article give an idea of requirements for railway engineers’ level of training, content and system of their training, as well as procedure for teaching staff selection. The historical and legal analysis of these sources and analytical materials allows us to conclude that the Imperial Moscow Engineering School graduates had a high level of education, which in some indicators equaled or exceeded that of the Emperor Alexander I St. Petersburg Institute of Railway Engineers graduates. It indicates that pedagogical activity of professors was premium, which subsequently permitted to initiate reorganization of the School of Railway Engineers into the Institute of Railway Engineers. The scientific results thus presented to the general public can serve as a starting point for further discussion on prospects, trends, and directions of the modern Russian transport education development.

Ключевые слова

Петербургский институт корпуса инженеров водных и сухопутных сообщений, Корпус инженеров путей сообщения, Московский институт инженеров путей сообщения Императора Николая II, Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения Императора Александра I, Министерство путей сообщения Российской империи, Центральный государственный архив г. Москвы, историко-правовой анализ, правовой источник, аналитические материалы, подготовка инженеров, Императорское московское инженерное училище, транспортное образование.

Keywords

St. Petersburg Corpus of Water and Land Transport Engineers, Corpus of Transport Engineers, Nicholas II Moscow Institute of Railway Engineering, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Corpus pf Transport Engineers, Ministry of Railway Transport of the Russian Empire, Central State Archive of Moscow, Historical and legal analysis, legal source, analytical materials, training of engineers, Imperial Moscow Engineering School, transport education.

Во второй половине XIX века в России активно развивалась промышленность и торговля, способствуя ускорению строительства железных дорог, причем в масштабах, превосходящих другие страны. Министр финансов М. Х. Рейтерн не стал ограничиваться созданием только железнодорожных компаний, о чем ему был высказан упрек на заседании особой комиссии, а непосредственно путем личных контактов начал привлекать русских и иностранных предпринимателей к участию в важнейшем для России деле.

В 1880-е гг. железнодорожное строительство в России велось все более нарастающими темпами: прирост введения в строй новых линий составил в 1881 г. к 1880 г. – 22,2%, на следующий год – 49,6%, а в 1883 г. к 1882г. – 111,8%. К концу 1895 г. длина железнодорожной сети достигла 37 058 км. Активное развитие железнодорожных линий и прежде всего на востоке России, все возрастающие объемы перевозок на существующих магистралях, определили актуальность создания еще одного учебного заведения в системе Министерства путей сообщения. Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения, открытый еще в начале XIX столетия, уже не обеспечивал возрастающую потребность в специалистах.

Главным идеологом создания нового учебного заведения выступил Николай Павлович Петров, проект которого был поддержан министром путей сообщения князем М. И. Хилковым, и вскоре, 23 мая 1896 г. император Николай II утвердил мнение Общего собрания Государственного Совета об учреждении Московское инженерного училища. На следующий день училищу присвоили имя «Императорского».

То, что учебное заведение в г. Москве для подготовки специалистов-железнодорожников не стало сразу высшим учебным заведением, было определено исторически. Если для XVIII в. в России было характерно создание и распространение инженерных школ, то в XIX столетии в отечественном техническом образовании утвердилось господство технических училищ и школ повышения технической подготовки. Так, в 1804 г. была создана инженерная школа, готовившая кондукторов (техников), а в 1819 г. на ее основе открылось Главное инженерное училище.

Технические училища и школы технической подготовки старались «привязать» к крупным промышленным строительным объектам, например, на строительстве Ладожского канала. Училищами на некоторое время оказывались даже полноценные институты, такое произошло с Петербургским институтом корпуса инженером водных и сухопутных сообщений, который только в середине 1860-х гг. вновь получил статус высшего инженерного заведения.

Императорское Московское инженерное училище было закрытым учебным заведением. Вступительные экзамены предусматривали проверку знаний по предметам курса средних учебных заведений: арифметики, алгебры, геометрии, рисования, русского и иностранного языка.

Пройдя 3-х летний курс обучения, сдав выпускные экзамены и представив удостоверение о прохождении 2-х летней обязательной практики, воспитанники училища получали диплом инженера-строителя, а с ним и право на производство строительных работ и подготовку проектов искусственных сооружений.

Такая подготовка дипломированных специалистов носила исключительный характер. Другого такого вуза, предоставлявшего столь облегченный путь к инженерному статусу, не было. Это свидетельствовало о кадровой проблеме, которая уже длительное время имела место в системе путей сообщения Российской империи. Вместе с тем, уровень подготовки в училище был таков, что позволял его выпускникам, инженерам-строителям, сдав экзамен по специальной программе в Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения, получить более статусное звание инженера путей сообщения.

В системе преподавания были соединены теория, опыт и практика. На трехчасовой лекции последовательно, в течение часа, излагалась теория, в течение двух часов студенты решали задачи, пользуясь лекциями и иным справочным материалом. Таким образом, профессора, многие из которых работали прежде в классических университетах и не обладали знаниями об особенностях техники, строительства в той мере, которая обеспечивает восхождение общенаучных идей к инженерной конкретике, в короткое время смогли начать подготовку высококвалифицированных кадров для железнодорожной отрасли. Совокупность изложенных выше обстоятельств привела к тому, что с некоторых пор широкая научно-техническая общественность начала высказываться за предоставление училищу прав высшего учебного заведения, результатом чего, в конечном счете, стала состоявшаяся в сентябре 1913 г. реорганизация Инженерного училища в Императорский Московский институт путей сообщения.

Список литературы

Актуальные проблемы развития транспортного законодательства и транспортного права России: монография / А. И. Землин, Ю. И. Петров, Ю. А. Харламова. 2-е изд., перераб.и доп. — М.: РУСАЙНС, 2019. — 192 с.

Елисеева, И. И., Соколов, Я. В. Русская национальная идея и экономические взгляды С. Ю. Витте // Экономическая история России XX века: проблемы, поиски, решения: Ежегодник. Вып. 2. — Волгоград, 2000. — С. 82-91.

Мартынов, С. Д. Государство и экономика: система Витте. — СПб.: Наука, 2002. — 405 с.

Старейший транспортный университет – городу на Неве / Под ред. В. И. Ковалева, В. В. Сапожникова, В. В. Фортунатова. — М.: Маршрут, 2006. — 444 с.

Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали - мост между прошлым и будущем России. — М.: Транспорт, 2005. — 348 с.

Энхенвальд, А. А. Избранные работы. — М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1956. — 268 с.

References

Aktual'nye problemy razvitiya transportnogo zakonodatel'stva i transportnogo prava Rossii: monografiya [ZEMLIN, A. I., PETROV, Yu. I., KHARLAMOVA, Yu. A. Significant issues of Russian transport legislation and transport law development: A monograph. In Russ.]. Moscow, RUSINS publ., 2019, 192 p.

ELISEEVA, I. I., SOKOLOV, Ya. V. Russkaya natsional'naya ideya i ekonomicheskie vzglyady S.Yu. Vitte [Russian national idea and the economic views S. Yu. Witte. In Russ.]. IN: Ekonomicheskaya istoriya Rossii XX veka: problemy, poiski, resheniya [Economic history of Russia of the 20th century: Problems, questing, solutions. Yearbook]. Vol. 2, Volgograd, 2000, pp. 82–91.

MARTYNOV, S. D. Gosudarstvo i ekonomika: sistema Vitte [State and Economy: The Witte System]. St. Petersburg, Nauka publ., 2002,405 p.

Stareishii transportnyi universitet – gorodu na Neve [KOVALEV, V. I., SAPOZHNIKOV, V. V., FORTUNATOV, V. V. (eds.).The oldest transport university to the city on the Neva]. Moscow, Put’ publ., 2006,444 p.

Transsibirskaya i Baikalo-Amurskaya magistrali - most mezhdu proshlym i budushchem Rossii [Trans-Siberian and Baikal-Amur highways — the bridge between Russia’s past and future. In Russ.]. Moscow, Transport publ., 2005, 348 p.

EICHENWALD, A. A. Izbrannye raboty [Selected Works. In Russ.]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo tekhniko-teoreticheskoi literatury publ., 1956, 268 p.

Сведения об авторах

Землин Александр Игоревич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Российский университет транспорта (МИИТ), юридический институт, кафедра транспортного права, заведующий кафедрой, руководитель направления научно-экспертного совета центра исследования проблем безопасности РАН, г. Москва, Российская Федерация, 8-903-291-42-03, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Петров Юрий Иванович, кандидат исторических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), юридический институт, кафедра таможенного права и организации таможенного дела, доцент, г. Москва, Российская Федерация, 8-977-675-46-73, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Zemlin Alexander Igorevich, PhD in Law, professor, honored worker of science of the Russian Federation, Russian University of Transport (MIIT), Law Institute, department of transport law, head of department; Scientific Expert Council of the Center for Security Studies of the Russian Academy of Sciences, head of department, Moscow, Russian Federation, +7-903-291-42-03, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Petrov Yuri Ivanovich, PhD in History, associate professor, Russian University of Transport (MIIT), Law Institute, department of customs law and organization of customs affairs, assistant professor, Russian Federation, Moscow, +7-977-675-46-73, E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 16.01.2020 г., опубликована (для цитирования):

Землин, А. И., Петров, Ю. И. Опыт правового регулирования и организации подготовки специалистов транспорта в Императорском московском инженерном училище. 1896–1913 гг. // Вестник архивиста. – 2021. - № 1. – С. 248-258. doi 10.28995/2073-0101-2021-1-248-258

Submitted 16.01.2020, published (for citation):

ZEMLIN, A. I., PETROV, Yu. I. Opyt pravovogo regulirovaniya i organizatsii podgotovki spetsialistov transporta v Imperatorskom moskovskom inzhenernom uchilishche. 1896–1913 gg. [Experience of Legal Regulation and Organization of Transport Specialists Training at the Imperial Moscow Engineering School: 1896–1913. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2021, no. 1, pp. 248-258. doi 10.28995/2073-0101-2021-1-248-258

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.