Причины отказа служащим гражданских учреждений Калужской губернии в получении классных чинов в 1849–1854 гг. По материалам кратких списков о службе

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 94(470)+94(470.318)+057.34

DOI 10.28995/2073-0101-2021-2-356-366

В. А. Иванов

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация

Причины отказа служащим гражданских учреждений Калужской губернии в получении классных чинов в 1849–1854 гг. По материалам кратких списков о службе

Vitaly A. Ivanov

K. E. Tsiolkovsky Kaluga State University, Kaluga, Russian Federation

Reasons for Refusing Employees of Civil Institutions of the Kaluga Gubernia in Receiving Class Ranks in 1849–54: Based on Materials of Short Records of Service

Аннотация

В статье на основе изучения выявленного в Государственном архиве Калужской области комплекса кратких списков о службе чиновников и канцелярских служителей различных ведомств, вводимых в научный оборот, предпринята попытка выяснения причин отказа в получении классных чинов служащим местного звена государственного управления. Особо отмечается, что в николаевское царствование при производстве в классные чины требовалось учитывать не только продолжительность службы в предыдущем чине, но и строгое соблюдение других законодательных норм: соответствие класса ранга классу занимаемой должности, наличие положительного отзыва начальства, правильность составления и своевременность представления наградной документации. В результате проведенного анализа ретроспективной информации, заключенной в кратких списках служащих губернских, уездных и городских учреждений, автором раскрыты действительные причины отклонения представлений к награждению классными чинами служащих калужских учреждений в 1849–1854 гг. В большинстве своем это невыполнение элементарных правил делопроизводства работниками канцелярий: невнесение необходимых сведений в формулярные и краткие списки, неправильное оформление документов. Не последнюю роль играло и нарушение установленных сроков поступления служебных документов от самих служащих, либо отсутствие некоторых из них. В исследовании не зарегистрировано ни одного случая отказа в просьбах о повышении классными чинами в обход важнейшего требования законодателя – производства в чины согласно классу должности. Автор полагает, что начальники учреждений, прежде чем дать согласие на награждение служащего классным чином, выясняли, насколько оно будет соответствовать классу его должности и не войдет ли в противоречие с действующими правилами. Сделан вывод о том, что николаевское законодательство в сфере чинопроизводства в повседневной практике на местах в конце 1840-х – первой половине 1850-х гг., если исходить только из рассмотренных формальных предписаний документационного и отчасти правового порядка, без учета иных, игравших в этом деле немаловажную роль факторов, в целом соблюдалось.

Abstract

In the article draws on the complex of short records of service of officials and clerical servants of various departments revealed in the State Archive of the Kaluga Region and introduced into scientific use, to establish reasons for refusing local government officials in receiving class ranks. It is to be noted that during the reign of Nicholas I, when producing class ranks, it was necessary to take into account not only the length of service in the previous rank, but also to maintain strict adherence to other legislative norms: i.e. correspondence of rank to class of the position held, positive review of the superiors, correct compilation and timely submission of the award documentation. Analysis of retrospective information contained in short records of the employees of gubernia, uezd, and town institutions reveals real reasons for rejecting petitions for awarding class ranks to the employees of the Kaluga institutions in 1849–54. For the most part, it was due to failure to comply with elementary rules of clerical work: not including all necessary information in formal and short records, incorrect paperwork. It was also in no small part due to violation of established deadlines for receiving official documents from the employees themselves or to absence of some documents. The study has registered no cases of refusal of requests for promotion to class rank bypassing the most important requirement of the legislator – production to the rank according to the class of position. The author believes that the heads of institutions, prior to allowing the awarding of employees with class rank, established how it would correspond to the class of their post and whether or not it would conflict with the current rules. It may be concluded that the legislation of Nicholas I in rank promotion in the daily practice of local institutions in the late 1840s – first half of the 1850s was well observed, reasoning from formal documentary and partly legal requirements, without taking into account other factors that played an important role in this case.

Ключевые слова

Исторические источники, краткие списки о службе, Гражданское чинопроизводство, закон, выслуга лет, служащие местных учреждений, документы о производстве в классные чины.

Keywords

Historical sources, short records of service, civil ranks promotion, law, length of service, servants of local institutions, documents about promotion in class ranks.

В период тридцатилетнего царствования императора Николая I видное место в политике правительства занимали вопросы реорганизации государственной службы, и в частности, законодательные инициативы в области гражданского чинопроизводства. В это время производство в чины становится основным инструментом, при помощи которого самодержавие регулировало желательный состав бюрократии, формировавшейся преимущественно из недворянских элементов. Начиная с петровской Табели о рангах 1722 г. выходцы из недворянского сословия, благодаря выслуживанию соответствующего чина на государственной службе, приобретали право на дворянское звание.

С опорой на выявленный, характеризующийся полнотой, однородностью, достоверностью и сопоставимостью сведений корпус архивных документов служебного назначения – кратких списков о службе, поддающихся формализации и статистической обработке, предпринимается попытка рассмотреть имевшие место в практике чинопроизводства случаи отказа в получении классных чинов служащим местных государственных учреждений через узаконенное число лет. Освещение данного аспекта темы позволит приблизиться к ответу на вопрос, в какой мере провозглашенные законом нормативы пожалования в чины соблюдались в повседневной административно-служебной практике в отношении служащих, проводивших политику верховной власти на местах.

Прежде чем перейти к анализу служебных документов, раскроем кратко действовавший в изучаемое время порядок присвоения классных чинов за выслугу лет. Так, до издания 25 июня 1834 г. Положения «О порядке производства в чины по гражданской службе», главным условием, принимавшимся во внимание при присвоении чинов, являлось социальное происхождение гражданских служащих. Согласно положению приоритетным требованием становилась степень образованности. Для чиновников, вышедших из разных сословно-социальных групп в зависимости от уровня образования, устанавливались различные сроки служебной выслуги при получении чинов V–XIV классов. Для пожалования в чины с IV по I классы никакой выслуги не требовалось. Награждение этими чинами передавалось на усмотрение императора. Дополнительными правилами к «Уставу о гражданской службе» от 28 ноября 1844 г. служащих, не окончивших уездные училища или приравненные к ним учебные заведения, либо не сдавшие экзамен по утвержденной группе дисциплин, было запрещено жаловать в первый классный чин.

Служебная выслуга сама по себе не давала право на производство в классный чин. Юридические возможности ее реализации наступали только при согласии непосредственного начальника, положительно отозвавшегося о служебной деятельности чиновника. Важнейшим условием восхождения по лестнице чинов было соблюдение установленного законом соответствия между классом чина и классом должности. Положение 1834 г. разрешало назначать на губернские места чиновников, «состоявших в чинах более чем одною степенью ниже оных», а указ Николая I от 20 ноября 1835 г. допускал определение на эти должности лиц, имевших чины двумя и более классами ниже. В отдельных случаях правительство позволяло в системе местной власти назначать на табельные должности IX, X и XII классов нерангированных служащих.

Проведенное исследование убеждает в том, что в системе местного управления в практике чинопроизводства помимо выслуги лет и правильности его документирования, определяющее значение имели и другие, оговоренные законодателем обстоятельства, главным из которых было соответствие класса ранга классу должности. Представляется, что руководители учреждений, прежде чем дать согласие на представление служащего к награждению классным чином, выясняли, насколько оно будет соединено с его должностью и не войдет ли в противоречие с действующими правилами. Именно поэтому в нашем материале не зарегистрировано ни одного случая отказа в повышении классными чинами, в обход этого важнейшего требования. В свете сказанного, можно полагать, что николаевское законодательство о производстве в классные чины, если исходить только из рассмотренных выше формальных предписаний документационного и отчасти правового порядка, без учета иных, подчас игравших в этом деле немаловажную роль факторов, например, характера отношений начальника с подчиненным, на местах в целом соблюдалось.

Список литературы

Евреинов, В. А. Гражданское чинопроизводство в России: Исторический очерк – СПб., 1887. - 87 с.

Зайончковский, П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М.: Мысль, 1978. - 288 с.

Писарькова, Л. Ф. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. – 1996. – № 4. – С. 29–43.

References

EVREINOV, V. A. Grazhdanskoe chinoproizvodstvo v Rossii: Istoricheskiy ocherk [Civil ranks promotion: Historical essay. In Russ.]. St. Petersburg, 1887, 87 p.

ZAIONCHKOVSKII, P. A. Pravitel'stvennyi apparat samoderzhavnoi Rossii v XIX v [The government apparatus of autocratic Russia in the 19th century. In Russ]. Moscow, Misl' publ., 1978, 288 p.

PISAR'KOVA, L. F. Ot Petra I do Nikolaya I: politika pravitel'stva v oblasti formirovaniya byurokratii. [From Peter I to Nicholas I: Government policy in the field of bureaucracy formation. In Russ.]. IN: Otechestvennaya istoriaya, 1996, no. 4, pp. 29-43.

Сведения об авторах

Иванов Виталий Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, кафедра истории, доцент, г. Калуга, Российская федерация, 8-484-257-01-83, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Ivanov Vitaly Anatol'evich, PhD in History, associate professor, K. E. Tsiolkovsky Kaluga State University, department of history, assistant professor, Kaluga, Russian Federation, +7-910-547-20-30, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 16.08.2020 г., опубликована (для цитирования):

Иванов, В. А. Причины отказа служащим гражданских учреждений Калужской губернии в получении классных чинов в 1849–1854 гг. По материалам кратких списков о службе // Вестник архивиста. – 2021. - № 2. – С. 356-366. doi 10.28995/2073-0101-2021-2-356-366

Submitted 16.08.2020, published (for citation):

IVANOV, V. A. Prichiny otkaza sluzhashchim grazhdanskikh uchrezhdenii Kaluzhskoi gubernii v poluchenii klassnykh chinov v 1849–1854 gg. Po materialam kratkikh spiskov o sluzhbe [Reasons for Refusing Employees of Civil Institutions of the Kaluga Gubernia in Receiving Class Ranks in 1849–54: Based on Materials of Short Records of Service. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2021, no. 2, pp. 356-366. doi 10.28995/2073-0101-2021-2-356-366

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.