«Рассыпьтесь молодцы за камни и кусты…»: жизнь и судьба евреев-кантонистов в Екатеринбурге. 1843–1858 гг.
Научная статья / Scientific article
УДК 94(47)+94(470.54)+411.16
DOI 10.28995/2073-0101-2021-2-555-568
Е. А. Заболотных
Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Е. М. Главацкая
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация
«Рассыпьтесь молодцы за камни и кусты…»: жизнь и судьба евреев-кантонистов в Екатеринбурге. 1843–1858 гг.
Elizaveta A. Zabolotnykh
Institute of History and Archeology, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russian Federation
Elena M. Glavatskaya
First President of Russia B. N. Yeltsin Ural Federal University, Yekaterinburg, Russian Federation
“Hey, Guys, Hide behind Stones and Bushes… ”: The Life and Fate of Jewish Soldiers in Yekaterinburg, Russia: 1843–58
Аннотация
Несмотря на сложившуюся историографию по истории иудаизма за пределами черты оседлости, сюжеты, связанные с появлением на Урале и в Сибири евреев-кантонистов, изучены лишь фрагментарно и основаны почти исключительно на воспоминаниях самих кантонистов. Целью исследования является реконструкция среды, в которой проживали солдаты-евреи, проходившие службу в Екатеринбурге в составе Оренбургского линейного батальона № 8 в 1843–1858 гг. В статье на основе системного анализа корпуса делопроизводственных материалов батальона, хранящегося в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), многие из которых впервые вводятся в научный оборот, реконструируются элементы повседневной жизни кантонистов, выявляются пути их интеграции в российское общество. Исследованием установлено, что солдат-евреев часто привлекали к работам, напрямую не связанным с прохождением воинской службы, многие смогли обучиться новому для себя ремеслу музыканта, сапожника, портного, цирюльника. Многие солдаты-евреи за годы службы в Екатеринбурге получили награды и очередные воинские звания, а некоторые создали семьи и обзавелись детьми. У солдат-иудеев была возможность сохранить религиозную идентичность: они могли собираться по субботам на коллективную молитву, отмечать основные праздники, проводить ритуалы жизненного цикла, соблюдать важнейшие религиозные предписания. Бывшие кантонисты не были изолированы от контактов с родными и единоверцами, постоянно проживавшими в Урало-Сибирском регионе, что также способствовало сохранению религиозной идентичности. Вместе с тем, они активно контактировали и с городским православным населением, результатом чего могло быть решение принять крещение. На подобный шаг их подталкивали такие факторы, как неблагоприятные личные обстоятельства, так и желание кардинально изменить свою судьбу. Крещение могло дать возможность внеочередного повышения по службе, позволяло жениться на православной девушке, получить статус горожанина, войти в один из православных приходов Екатеринбурга. Согласно батальонной документации, примерно 20% солдат-иудеев перешло в православие за время службы в Екатеринбурге. Проведенное исследование позволило детальнее представить положение солдат-иудеев и оценить екатеринбургский период в жизни кантонистов как с точки зрения возможности сохранения традиционной религиозности, так и интеграции в городское сообщество. Насколько этот опыт был уникален можно будет сказать после аналогичного изучения делопроизводственных документов других батальонов.
Abstract
While the Jewish studies in Russia include many publications devoted to the history of Jewish population beyond the Pale of Settlement, the historiography on the Jewish cantonists is rather limited. Most studies are based almost exclusively on the negative experiences and sad memories of the cantonists themselves. This article aims to reconstruct the environment in which the Jewish soldiers lived when serving in the Orenburg Line Battalion No. 8 housed in Yekaterinburg between 1843 and 1858. We have based our research on administrative records of the battalion stored in the State Archive of the Sverdlovsk Region. Thorough analyses of the newly discovered documents permits quite balanced view on the Jewish conscripts’ fate in the Urals. The newly discovered and analyzed documents have allowed us to reconstruct the soldiers’ everyday life: what they were doing; what they ate; what opportunities they had for maintaining Judaism and how they adapted to the new conditions. The study has revealed that Jewish soldiers were often involved in work unrelated to military service; many took their opportunity to learn new crafts of military musicians, shoemakers, tailors, and barbers. During their years of service in Yekaterinburg, many Jewish soldiers received awards, regular military ranks, some got married and fathered children. Jewish soldiers had the opportunity to preserve their ethno-religious identity: they could gather on Saturdays for collective prayer, celebrate major religious holidays, conduct life cycle rituals, and follow main religious prescriptions. Former cantonists were not barred from contacts with their relatives and other Jewish residents of the Ural-Siberian region. At the same time, they actively contacted the urban Orthodox population, which sometimes entailed conversion to Orthodoxy. This could have been prompted by such factors as unfavorable personal circumstances and desire to radically change their fate. Baptism could provide opportunity for extraordinary promotion, it enabled them to marry Orthodox girls, to obtain the status of a city dweller, to join one of the Orthodox parishes in Yekaterinburg, and to obtain legal residence in the city. According to our calculations, about 20% of the Jewish soldiers converted to Orthodoxy during their stay in Yekaterinburg. The study has allowed us to detail the situation of Jewish soldiers and to assess the Yekaterinburg period in the cantonists’ life with regard to preserving traditional religion and to integration into the urban community as well. How unique was the Yekaterinburg 15-year episode in the life of former cantonists can only be ascertained after studying similar documents from other battalions.
Ключевые слова
Исторические источники, Государственный архив Свердловской области (ГАСО), кантонисты, иудеи, Екатеринбург, солдаты-евреи, Российская империя, история, повседневная жизнь, солдатская синагога.
Keywords
Historical sources, State Archive of the Sverdlovsk Region (GASO), cantonists, Jews, Yekaterinburg, Jewish soldiers, Russian Empire, history, everyday life, soldier’s synagogue.
Несмотря на сложившуюся историографию по истории иудаизма в Урало-Сибирском регионе, сюжеты, связанные с адаптацией евреев-кантонистов изучены фрагментарно и основаны почти исключительно на воспоминаниях самих кантонистов, в которых отразились в том числе негативные моменты. Исключение составляет исследование В. А. Герасимовой, в котором проанализированы мемуары бывшего кантониста А. М. Пантофеля, после чего автор предположила, что это был далеко не единичный пример успешной интеграции иудея, прошедшего военную службу, в российское общество и поддержала идею рассматривать введение рекрутской повинности именно в этом контексте.
Исследование посвящено изучению форм сохранения солдатами-евреями элементов традиционной культуры и путях их интеграции в городское сообщество. В работе анализируется повседневная жизнь солдат-иудеев, проходивших службу в Оренбургском линейном батальоне (ОЛБ) № 8, расквартированном в Екатеринбурге, куда они были направлены после обучения в школах военных кантонистов. В качестве источников использованы «Книги на записку приказов, отданных по Линейному Оренбургскому батальону № 8» (Книги приказов); «Журналы исходящих и входящих бумаг Линейного Оренбургского батальона № 8» и «Формулярные списки» из фондов Государственного архива Свердловской области. В число конкретных задач исследования входило выявление того, чем занимались солдаты; могли ли соблюдать предписания иудаизма; как складывались их отношения с горожанами; каким образом они приспосабливались к жизни в новых условиях.
Оренбургский линейный батальон, расквартированный в Екатеринбурге, принял первых евреев-рекрутов в 1843 г. Сначала прибыла партия из Пермской школы военных кантонистов (61 человек), а спустя два месяца еще 76 солдат из Оренбурга. Значительные группы пермских евреев-кантонистов были отправлены также в линейные батальоны, расквартированные в Кушвинском и Златоустовском заводах.
Разрешая военнослужащим евреям исповедовать иудаизм, начальство приветствовало их переход в православие. Во время службы в Екатеринбурге солдаты-иудеи могли овладеть гражданскими профессиями. Так, после инспекции 1844 г., выявившей проблемы в качестве обмундирования, были организованы курсы для обучения солдат сапожному и портняжному ремеслам. По данным формулярного списка 1856 г., из 75 иудеев, находившихся на службе в Екатеринбурге, 42 были портными, восемь – сапожниками, пятеро – цирюльниками, один – маляром, а Абрам Бугалтер помимо сапожного владел еще и переплетным мастерством. Кроме того, 12 солдат-иудеев владели русской грамотой, а Хацкель Голистак настолько хорошо, что был взят в канцелярию главного начальника горных заводов. Согласно формулярным спискам 1856 г. 62 екатеринбургских солдата-иудея, почти 83% от общего числа, были награждены нашивкой «За 10 лет беспорочной службы».
Системный анализ документов Оренбургского линейного батальона № 8, расквартированного в Екатеринбурге с 1843 по 1858 гг., позволил реконструировать детали повседневной жизни бывших кантонистов молодых иудеев, оказавшихся далеко за пределами черты оседлости. Основной вывод, который можно сделать на основе изученных материалов, это то, что у солдат, во время прохождения службы в Екатеринбурге, была возможность на соблюдение основных религиозных предписаний и практик; они не были изолированы от контактов с родными и евреями, постоянно проживавшими в Урало-Сибирском регионе. Некоторые солдаты-иудеи за годы службы в Екатеринбурге женились и обзавелись детьми. Все это способствовало сохранению религиозной идентичности. Во время службы в Екатеринбурге многие солдаты-иудеи смогли получить новые для себя профессиональные навыки музыканта, сапожника, портного, цирюльника, которые являлись залогом если не социального лифта, то обеспечения определенного уровня благосостояния после отставки.
Вместе с тем солдаты-иудеи не были изолированы и от контактов с екатеринбуржцами, правда, преимущественно с людьми невысокой социальной ответственности, и обстоятельства этих контактов чаще свидетельствовали о недостойном поведении участников. Здесь, однако, надо иметь в виду особенность источников, поскольку в них отражались случаи, связанные с нарушением дисциплины, что требовало со стороны начальства принятия мер. Это могло быть лишение ранее полученной награды, непредставление к очередной или телесное наказание. а время службы около 20% солдат-иудеев решились на смену веры. Переход в православие мог быть связан с желанием кардинально изменить свою судьбу и часто сопровождался повышением по службе и женитьбой. Таким образом, во время службы в Оренбургском Линейном батальоне № 8, расквартированном в Екатеринбурге в 1843–1858 гг., у солдат-евреев имелась возможность успешной интеграции в российское общество как при условии сохранения этно-религиозной идентичности, так и ее смены.
Список литературы
Герасимова, В. А. «Примерный солдат своего отечества»? Еврейский кантонист на службе Империи (По мемуарам А. М. Пантофеля) // Азиатская Россия: Люди и структуры Империи. – Омск: Полиграфический центр КАН. – 2016. – С. 315–325.
Герасимова, В. А. Иудейское культовое строительство Тобольска в XIX в.: опыт источниковедческого исследования // Вестник архивиста. – 2019. - № 3. – С. 909-922. doi 10.28995/2073-0101-2019-3-909-922.
Главацкая, Е. М., Заболотных, Е. А. Еврейская религиозная община Екатеринбурга во второй половине XIX–XX вв.: численность и институты // Известия Уральского федерального университета. Cерия 2: Гуманитарные науки. – 2017. – № 4 (169). – С. 206–221.
Главацкая, Е. М., Заболотных, Е. А. «…По закону Моисея и Израиля»: брак за чертой оседлости (по материалам еврейской религиозной общины Екатеринбурга) // Известия Уральского федерального университета. Cерия 2: Гуманитарные науки. – 2018. ¬– № 4 (181). – С. 9–26.
References
GERASIMOVA, V. A. “Primernyi soldat svoego otechestva”? Evreiskii kantonist na sluzhbe Imperii (Po memuaram A. M. Pantofelya) [“Exemplary soldier of his Fatherland”? Jewish cantonist at the service of the empire (based on the memoirs of A. M. Pantofel). In Russ.]. IN: Aziatskaya Rossiya: Lyudi i struktury Imperii [Asian Russia: People and Imperial structures]. Omsk, Poligraficheskii tsentr KAN publ., 2016, pp. 315–325.
GERASIMOVA, V. A. Iudeiskoe kul'tovoe stroitel'stvo Tobol'ska v XIX v.: opyt istochnikovedcheskogo issledovaniya [The Jewish Houses of Worship in Tobolsk in the 19th Century: A Source Study. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 3, pp. 909-922. doi 10.28995/2073-0101-2019-3-909-922
GLAVATSKAYA, E. M., ZABOLOTNYKH, E. A. Evreiskaya religioznaya obshchina Ekaterinburga vo vtoroi polovine XIX–XX vv.: chislennost’ i instituty [The Jewish Religious Community in Yekaterinburg in the Second Half of the 19th and 20th Century: Size and Institutions. In Russ.]. IN: Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. [Bulletin of the Ural Federal University Journal. Series 2 Humanities and Arts], 2017, no. 4 (169), pp. 206–221.
GLAVATSKAYA, E. M., ZABOLOTNYKH, E. A. “…Po zakonu Moiseya i Izrailya”: brak za chertoi osedlosti (po materialam evreiskoi religioznoi obshchiny Ekaterinburga) [“According to the Law of Moses and Israel”: Jewish Marriages outside the Pale of Settlement: Materials of the Yekaterinburg Jewish Religious Community. In Russ.]. IN: Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. [Bulletin of the Ural Federal University Journal. Series 2 Humanities and Arts], 2018, no. 4 (181). pp. 9–26.
Сведения об авторах
Заболотных Елизавета Александровна, Уральское отделение Российской академии наук, Институт истории и археологии, научный сотрудник, г. Екатеринбург, Российская Федерация, 8-919-377-34-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Главацкая Елена Михайловна, доктор исторических наук, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, кафедра археологии и этнологии, профессор, г. Екатеринбург, Российская Федерация, 8-912-612-29-62. Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About the authors
Zabolotnykh Elizaveta Alexandrovna, Institute of History and Archaeology of the Ural Branch of the Russian Academy of Science, researcher, Yekaterinburg, Russian Federation, +7-919-377-34-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Glavatskaya Elena Mikhailovna, PhD in History, associate professor, First President of Russia B.N. Yeltsin Ural Federal University, Department of archaeology and ethnology, professor, Yekaterinburg, Russian Federation, +7- 912-612-29-62, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В редакцию статья поступила 16.06.2020 г., опубликована (для цитирования):
Заболотных, Е. А., Главацкая, Е. М. «Рассыпьтесь молодцы за камни и кусты…»: жизнь и судьба евреев-кантонистов в Екатеринбурге. 1843–1858 гг. // Вестник архивиста. – 2021. - № 2. – С. 555-568. doi 10.28995/2073-0101-2021-2-555-568
Submitted 16.06.2020, published (for citation):
ZABOLOTNYKH, E. A., GLAVATSKAYA, E. M. “Rassyp'tes' molodtsy za kamni i kusty…”: zhizn' i sud'ba evreev-kantonistov v Ekaterinburge. 1843–1858 gg. [“Hey, Guys, Hide behind Stones and Bushes… ”: The Life and Fate of Jewish Soldiers in Yekaterinburg, Russia: 1843–58. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2021, no. 2, pp. 555-568. doi 10.28995/2073-0101-2021-2-555-568
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.