Материалы И. М. Пульнера по этнографии грузинских евреев в архиве Российского этнографического музея. 1926-1929 гг.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 94(47)+411.16+930.25

DOI 10.28995/2073-0101-2021-2-603-614

Т. Г. Емельяненко

Российский этнографический музей, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Материалы И. М. Пульнера по этнографии грузинских евреев в архиве Российского этнографического музея. 1926-1929 гг.

Tatyana G. Emelyanenko

Russian Museum of Ethnography, St. Petersburg, Russian Federation

Materials of I.M. Pulner on the Ethnography of the Georgian Jews in the Аrchive of the Russian Ethnographic Museum: 1926–29

Аннотация

Статья знакомит с одним из документальных источников по истории и этнографии грузинских евреев, хранящемся в архиве Российского этнографического музея, – полевыми материалами И. М. Пульнера, собранными им во время экспедиций в Грузию в 1926, 1928 и 1929 гг. Дается краткая справка об основных этапах профессиональной деятельности ученого, в которой занятие этнографией грузинских евреев относится еще к его студенческим годам. Предпринятые им экспедиции стали первым опытом целенаправленного этнографического изучения еврейской этнической группы. Особую научную ценность полевым материалам Пульнера придают содержащиеся в них реальные факты и высказывания людей, непосредственные наблюдения этнографа, дающие достаточно объективное представление о повседневной культуре и социально-экономическом положении грузинских евреев во второй половине 1920-х гг. Документы архива включают экспедиционные дневник и отчет, а также отдельные записи по разным областям культуры грузинских евреев. Большинство из них относится к первой поездке, состоявшейся в Кутаиси; в следующие два года Пульнер посещал главным образом селения, где проживали грузинские евреи, но от этих поездок в архиве музея имеются лишь несколько записей народных примет, кулинарных рецептов, текстов песен. В статье анализируются преимущественно кутаисские материалы Пульнера. На их основании раскрываются методы и особенности ведения им этнографической работы среди местных евреев, описываются направления, по которым он собирал информацию, и приводятся о них отдельные сведения из его полевых материалов: занятия, материальное положение, организация религиозной жизни, специфика проведения религиозных ритуалов в синагоге и празднования Субботы, состояние еврейского образования в связи с закрытием еврейских школ при советской власти, отношение к идеям сионизма среди молодежи, взаимоотношения с горскими евреями, евреями-ашкеназами и грузинами (включая брачные), традиционное жилище и его убранство, праздничная и повседневная пища, современная одежда, народные приметы, свадебная обрядность и другие. Среди занятий Пульнер особо отмечает торговлю, которая оставалась основным занятием евреев Кутаиси, но при советской власти пришла в упадок, и евреи вынуждены были осваивать новые, непрестижные в Грузии профессии носильщиков и продавцов воды. Рассказывая о синагоге, он обращает внимание, что у грузинских евреев она была не только местом совершения религиозных обрядов, но и центром социальной жизни жителей еврейского квартала; отмечает ведущую роль кантора в синагогальной службе и подробно описывает порядок ее проведения. Интересны материалы о взаимоотношениях грузинских евреев с евреями других этнических групп (горскими, ашкенази), демонстрирующие их дистанцирование друг от друга, и о тесном сотрудничестве в повседневной жизни с грузинами. Сведения о материальной культуре краткие и касаются преимущественно одежды, которую носили в данное время мужчины и женщины. Из свадебной обрядности Пульнеру удалось записать только обряды сватовства. Но продолжить изучение грузинских евреев в полном объеме ему не удалось, и собранные им за время студенческих экспедиций материалы так и остались одними из немногих этнографических свидетельств о грузинских евреях в советское время.

Abstract

The article introduces one of the documentary sources on the history and ethnography of the Georgian Jews stored in the archive of the Russian Ethnographic Museum – field materials collected by I. M. Pulner in his expeditions to Georgia in 1926, 1928, and 1929. The introductory part of the article provides a brief summary of the main stages of his professional activity, wherein his study of the Georgian Jews ethnography dates back to his student years. The expeditions he carried out at that time were the first experience of purposeful ethnographic study of this Jewish ethnic group. Pulner's field materials accrue special scientific value as they contain real facts and people’s statements, as well as ethnographer’s direct observations, which give a fairly objective idea of everyday culture and socio-economic conditions of the Georgian Jews in the second half of the 1920s. The documents of the archive include expedition journal and report, as well as separate notes on various areas of Georgian Jewish culture. Most notes date from Pulner’s first trip to Kutaisi; in the following two years, he mostly visited villages where the Georgian Jews lived, but the archive of the Museum contains only several his recordings of weather wisdom, culinary recipes, and song lyrics written down in these trips. The article chiefly analyses Pulner’s Kutaisi materials. Drawing on them, methods and peculiarities of his ethnographic work among the local Jews are revealed; areas in which he collected his data are described; certain information is cited concerning occupation, material situation, organization of religious life, specificity of religious rituals performed in synagogue, Sabbath celebration, state of Jewish education following the closure of Jewish schools during the Soviet era, attitude to the ideas of Zionism among the youth, relations (including matrimony) between the mountain Jews, Ashkenazi, and Georgians Jews, traditional dwelling and its decoration, festive and everyday food, clothing, folk sayings, wedding ceremonial rites, etc. Among all occupations, Pulner underscored trade, which remained the main occupation of the Jews of Kutaisi, although it fell into decay under the Soviet rule, forcing Jews to master new professions of porters and water sellers, which were considered lowly occupations in Georgia. Talking about the synagogue, he drew attention to the fact that among the Georgian Jews it was not just a place for performing religious rites, but also the center of the Jewish quarter residents’ social life; he noted the leading role of cantor in synagogue service and detailed its procedure. There are interesting materials about relationship between the Georgian Jews and the Jews of other ethnic groups (mountain, Ashkenazi) demonstrating their distancing, as well as materials on their close cooperation with the Georgians in everyday life. Information on material culture is brief and concerns mainly clothing worn by men and women. Of the wedding rituals, Pulner managed to record only matchmaking rites. He did not succeed in continuing a full-scale study the eorgian Jews, and those materials he collected during his student expeditions remain rare evidence of the Georgian Jews in the Soviet era.

Ключевые слова

Архивы, этнографические источники, Российский этнографический музей, И. М. Пульнер, грузинские евреи, традиционная культура, еврейское образование, одежда.

Keywords

Archives, ethnographic sources, Russian Museum of Ethnography, I.M. Pulner, Georgian Jews, traditional culture, Jewish education, clothing.

Исай Менделевич Пульнер (1900–1942) родился в станице Сновской (позднее г. Щорс) Черниговской губернии. Окончил в 1919 г. Гомельскую еврейскую мужскую гимназию, в 1923 г. поступил в Институт еврейской истории и литературы в Петрограде, а в 1925 г. – на 2-й курс этнографического отделения географического факультета Ленинградского государственного университета, который закончил в 1929 г. по специальности этнограф-кавказовед. Во время учебы занимался этнографией грузинских евреев, однако дальнейшая его профессиональная деятельность оказалась не связана ни с кавказоведением, ни непосредственно с грузинскими евреями, хотя этнографии евреев он оставался верен всю жизнь. После окончания университета ездил в Белоруссию изучать местных евреев по заданию Государственного центрального музея народоведения (ГЦМН) в Москве (1930) и Академии наук (1931); под его руководством в 1930 г. были созданы разделы, посвященные иудаизму, в Антирелигиозном музее (ныне Музей истории религии в Санкт-Петербурге) и на Антирелигиозной выставке, организованной АН СССР. С 1931 по 1937 г. работал в Государственной публичной библиотеке, где возглавлял еврейское отделение; в 1937 г. был приглашен на должность руководителя еврейским сектором в Государственный музей этнографии народов СССР, ныне Российский этнографический музей (РЭМ), в котором проработал до конца своей жизни. Музей унаследовал и документальный архив Пульнера, куда вошли не только материалы, относящиеся к периоду его работы в музее, но и предшествующего, включая студенческие годы. Тогда он трижды побывал в Грузии (в 1926, 1928, 1929 гг.), и в архиве РЭМ сохранились рукописи его экспедиционного дневника и отчета, а также отдельные записи по разным областям культуры грузинских евреев, всего почти 200 листов.

В материалах Пульнера зафиксированы рассказы информантов о состоянии еврейского образования и о закрытии при советской власти еврейских религиозных школ; об отношении к сионизму. В период существования Грузинской демократической республики (1918–1921) происходил особенно сильный подъем сионистского движения, причем выделялись в нем кутаисские евреи. После установления советской власти условий для легальной сионистской работы уже не было, многие сионисты эмигрировали, другие встали на службу новому режиму, и значительная часть их была впоследствии репрессирована. Экспедиции Пульнера можно считать не только первым опытом этнографического изучения грузинских евреев, но и одним из последних в советское время, а его полевые материалы – ценным источником, достаточно объективно освещающим переломный период в истории и традиционной культуре этой еврейской этнической группы.

Список литературы

Емельяненко, Т. Г., Лернер, К. Грузинские евреи // Евреи / Отв. ред. Т. Г. Емельяненко, Е. Э. Носенко-Штейн. – М.: Наука, 2018. – (Народы и культуры). – С. 407–446.

Мамиствалишвили, Э. Грузинские евреи (с эпохи античности до 1921 г.). – Тбилиси: Artlines, 2011. – 407 с.

Плисецкий, М. С. Религия и быт грузинских евреев. – М.; Л.: Московский рабочий, 1931. – 178 с.

Пульнер, И. М. Грузинские евреи в русско-еврейской периодической печати // Бюллетень Еврейской Группы Гос. Публичной б-ки им. Салтыкова-Щедрина. – 1935. – № 3-4. – С. 34–78.

References

EMELYANENKO, T. G, LERNER, K. Gruzinskie evrei [Georgian Jews. In Russ.]. IN: Evrei [EMELYANENKO, T. G., NOSENKO-STEIN, E. E. (eds.). The Jews. In Russ.]. Moscow, Nauka publ, 2018, рр. 407–446.

MAMISTVALISHVILI, E. Gruzinskie evrei (s epokhi antichnosti do 1921 g.) [Georgian Jews (from antiquity to 1921). In Russ.]. Tbilisi, Artlines publ., 2011, 407 p.

PLISECKII, M. S. Religiya i byt gruzinskih evreev [Religion and life of Georgian Jews. In Russ.]. Moscow, Leningrad, Moskovskii rabochii publ., 1931, 178 p.

PULNER, I. M. Gruzinskie evrei v russko-evreiskoi periodicheskoi pechati [Georgian Jews in the Russian-Jewish periodicals. In Russ.]. IN: Byulleten' Evreiskoi Gruppy Gosudarstvennoi Publichnoi b-ki im. Saltykova-Shedrina [Bulletin of the Jewish Groop of the Sattykov-Shchedrin Public Library], 1935, no. 3–4, pp. 34–78.

Сведения об авторах

Емельяненко Татьяна Григорьевна, доктор исторических наук, Российский этнографический музей, ведущий научный сотрудник, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-921-333-33-26, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Emelyanenko Tatyana Grigorievna, PhD in History, Russian Museum of Ethnography, leading researcher, St. Petersburg, Russia, +7-921-333-33-26, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 9.01.2021 г., опубликована (для цитирования):

Емельяненко, Т. Г. Материалы И. М. Пульнера по этнографии грузинских евреев в архиве Российского этнографического музея. 1926-1929 гг. // Вестник архивиста. – 2021. - № 2. – С. 603-614. doi 10.28995/2073-0101-2021-2-603-614

Submitted 9.01.2021, published (for citation):

EMELYANENKO, T. G. Materialy I. M. Pul'nera po etnografii gruzinskikh evreev v arkhive Rossiiskogo etnograficheskogo muzeya. 1926-1929 gg. [Materials of I.M. Pulner on the Ethnography of the Georgian Jews in the Аrchive of the Russian Ethnographic Museum: 1926–29. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2021, no. 2, pp. 603-614. doi 10.28995/2073-0101-2021-2-603-614

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.