Советская модерность в представлениях сельского населения СССР второй половины 1940-х — начала 1950-х гг. по источникам личного происхождения

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 94(47)+093+316.4

DOI 10.28995/2073-0101-2021-3-741-754

О. А. Сухова

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

Советская модерность в представлениях сельского населения СССР второй половины 1940-х — начала 1950-х гг. по источникам личного происхождения

Olga A. Sukhova

Penza State University, Penza, Russian Federation

Soviet Modernity in the Eyes of Rural Population of the USSR in the Second Half of the 1940s – Early 1950s According to the Personal Provenance Sources

Аннотация

В статье анализируется содержание социальных представлений колхозного крестьянства в условиях окончания Великой Отечественной войны и перехода к мирной жизни. Перезапуск мобилизационной модели и проведение серии административных кампаний в СССР (борьба с нарушениями устава сельскохозяйственной артели и трудовым абсентеизмом) опосредовали появление новых возможностей для социальной интеракции. Власти фактически санкционировали создание официальных каналов для обращения граждан. Данные административные кампании по активизации социально-политического взаимодействия стимулировали процесс вербализации надежд и чаяний советского крестьянства и объективно способствовали утверждению модернизационных установок в сознании сельского населения. В этом отношении жалобы, направленные сельским населением в Совет по делам колхозов, а также прямые запросы и решения общих собраний колхозников, рожденные в ходе реализации Указа от 2 июня 1948 г., необходимо рассматривать как важнейший источник по изучению репрезентаций реалий и перспектив развития индустриальной цивилизации в СССР, представленных в сознании сельского населения. По своей видовой принадлежности жалобы на административный произвол и провалы в социальной политике относятся к материалам личного происхождения. В них представлен сложный спектр оценок реального состояния колхозной системы, а также желательных, с точки зрения крестьянства, изменений их социального статуса и положения. Целью написания статьи выступает источниковедческий анализ проблемы изучения советской модерности как определенного социокультурного конструкта, отражающего систему социальных предпочтений и устремлений советского общества в послевоенную эпоху. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что, несмотря на рост налогового бремени, бесправие, голодовки, окончание войны и переход к мирной жизни стали факторами распространения в сознании сельского населения представлений о модерности, главным образом, на уровне воображаемых культурно-идеологических перспектив построения социалистического будущего: введение гарантированной оплаты труда, реализация права на отдых, на социальное обеспечение, на защиту от административного произвола. Таким образом, крестьянское видение советского индустриализма включало в себя представления о рационализации агротехники и распространении научных знаний; о снятии дискриминационных ограничений в сфере правового статуса сельского населения; росте социальной защищенности и материального благополучия колхозников.

Abstract

The author analyzes the content of collective social ideas of peasantry against the background of the recently ended Great Patriotic War and transition to peaceful life. The restart of mobilization model of economy and realization of a series of administrative campaigns in the USSR (fighting violations of the agricultural cooperative codex and labor absenteeism) mediated the emergence of new opportunities for social integration. The authorities virtually authorized the creation of official channels for citizens’ appeals. These administrative campaigns to activate the socio-political interaction stimulated the process of verbalization of hopes and aspirations of the Soviet peasantry and objectively contributed to the emergence of modernization attitudes in the minds of rural population. In this regard, the complaints, sent by the rural population to the Council for Kolkhozes Affairs, and direct requests and decisions of general meetings of collective farmers, which followed the Decree of June 2, 1948, should be considered as a most important source for studying representations of the realities and prospects for the development of industrial civilization in the USSR, as seen by the rural population. Complaints about administrative arbitrariness and failures in social policy are private provenance sources. They present a wide range of assessments of the real state of the kolkhozes system and offer desirable, from their point of view, changes in peasants’ social status and position. The article is to provide a source-based analysis of the Soviet modernity as a certain socio-cultural construct reflecting the system of social preferences and aspirations of the post-war Soviet society. The author comes to the conclusion that, despite the increased tax burden, disenfranchisement, and hunger strikes, the end of the war and transition to the peaceful life factored in the dissemination of ideas about modernity in the consciousness of the rural population. These were mostly imaginary cultural and ideological prospects for building a socialist future: introduction of guaranteed wages, realization of the right to rest, social security, and protection from administrative arbitrariness. The peasant vision of the Soviet industrialism included ideas about agricultural technology rationalization and dissemination of scientific knowledge; removal of discriminatory restrictions on the legal status of the rural population; growth of social security and material well-being of the collective farmers.

Ключевые слова

Советская модерность, жалобы как исторический источник, источниковедческий анализ, колхозное крестьянство СССР, социальные представления.

Keywords

Soviet modernity, complaints as a historical source, source analysis, collective farm peasantry of the USSR, social ideas.

Незавершенность дискуссий, развернувшихся вокруг понятия «модерность» с 1990-х гг. применительно к советскому историческому опыту, общая размытость терминологических практик диктует необходимость равно как продолжения методологических поисков, так и реконструкции конкретно-исторических проявлений, фактического воплощения культуры модерности в политических практиках и репрезентациях массового сознания.

В этом контексте специфика формирования советской модерности (другого типа индустриального общества) как набора «воображаемых репрезентаций, культурных конструктов, идеологических и политических устремлений» может быть прочитана как определенная квинтэссенция представлений о перспективах развития модерного общества в сознании советской политической элиты, и, что более важно, с позиций определения степени зрелости культуры, усвоения ценностей основной массой населения страны.

Весьма успешно эта проблема решается в русле истории повседневности. Скажем, процесс «оповседневнивания» радио и других элементов нового жизненного мира представлен в работах И. В. Кометчикова как проявление рецепции и усвоения новых смыслов, утверждения новой и постепенного размывания традиционной корпоративной культуры. На примере изучения советской праздничной культуры, организации досуга, сохранения и воспроизводства традиционных практик социальной адаптации, а также процесса формирования новой политической и социальной идентичности автор последовательно и доказательно, элемент за элементом достраивает здание советской сельской модерности.

Инструментом административной встряски колхозной системы следует назвать и Указ Президиума Верховного совета СССР от 2 июня 1948 г. «О выселении в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни». Реализация указа вскрыла широкий спектр проблем в организации труда колхозников и спровоцировала новую волну обращений во власть в форме запросов, формулируемых непосредственно на общих собраниях. Колхозники требовали установить точный распорядок дня и постоянные места выхода на работу, высказывали пожелания о введении еженедельного дня отдыха. Почти на всех колхозных собраниях, по данным отчетной документации, со стороны колхозников выдвигались требования о расширении сети яслей и детских площадок, а также об улучшении работы существующих детских учреждений; об организации общественного питания во время полевых работ. В колхозе «Передовик» Кузнецкого района Челябинской области общее собрание принимает решение прекратить практику ежедневных подворных обходов бригадирами «для наряда колхозников на работы и аккуратно являться всем колхозникам на раскомандировку в установленное время и место». Колхозники предложили местной администрации провести медицинское освидетельствование населения, упорядочить режим работы, ввести дифференцированную оплату труда на различных работах, обеспечить семьи колхозников яслями, а колхозников, работающих в поле, общественным питанием.

Послевоенная деревня являла собой сложнейшее переплетение экстремальных практик повседневности и, одновременно, формирования эталонных образцов и устремлений советской модерности. Трагедия, разыгранная на колхозной сцене, вобрала в себя сцены социальной анорексии, отраженные в очередной отливной волне миграционных процессов, исхода из деревни. Одновременно начинается формирование конструктов воображаемого сельского урбанизма: распространение научных знаний и научной организации труда, изменение потребительских стратегий, снятие дискриминационных ограничений по отношению к колхозному крестьянству.

Список литературы

Бородкин, Л. И. Концепции модернизации и модерности в контексте российских трансформаций XIX — ХХ вв. // Уральский исторический вестник. — 2017. — № 4 (57). — С. 6-15.

Кометчиков, И. В. Председатель и колхозники в Центральном Нечерноземье середины 1940-х — начала 1960-х гг.: трансформация взаимоотношений // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. — 2015. — № 2. — С. 43-57.

Кометчиков, И. В. Радиофикация села Центрального Нечерноземья: политика и культура повседневного досуга (1953 — начало 1960-х гг.) // Вестник Брянского государственного университета. — 2015. — № 2. — С. 165-168.

Кометчиков, И. В. Традиция якутальства как грань «социального иммунитета» калужской деревни и борьба с ней в 1930-е — начале 1960-х гг. // Антропологический форум. — 2014. — № 20. — С. 240-340.

Лившин, А. Я., Орлов, И. Б. Власть и общество: Диалог в письмах. — М.: РОССПЭН, 2002. — 208 с.

Майкл Дэвид-Фокс Модерность как воображаемое, модерность как инструмент: есть ли движение вперед? / Пер. с англ. Т. Пирусской // НЛО. — 2016. — № 4. — С. 79-91.

Фицпатрик, Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. — М.: РОССПЭН; Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008. — 422 c.

Хасянов, О. Р. Повседневная жизнь советского крестьянства периода позднего сталинизма. 1945-1953 гг.: на материалах Куйбышевской и Ульяновской областей. — М.: Политическая энциклопедия, 2018. — 359 с.

Michael David-Fox. Crossing Borders: Modernity, Ideology, and Culture in Russia and the Soviet Union. — Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2015. — 336 p.

References

BORODKIN, L. I. Kontseptsii modernizatsii i modernosti v kontekste rossiiskikh transformatsii XIX — XX vv. [The concept of modernization and modernity in the context of Russian transformations of the XIXth — XXth centuries. In Russ.]. IN: Ural'skii istoricheskii vestnik, 2017, no. 4 (57), pp. 6—15.

KOMETCHIKOV, I. V. Predsedatel' i kolkhozniki v Tsentral'nom Nechernozem'e serediny 1940-kh — nachala 1960-kh gg.: transformatsiya vzaimootnoshenii [The chairman and the collective farmers in the Central Non-Black Earth region of the mid-1940s — early 1960s: Transformation of relationship. In Russ.]. IN: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya [Bulletin of the Tver State University. Series: History], 2015, no. 2, pp. 43–57;

KOMETCHIKOV, I. V. Radiofikatsiya sela Tsentral'nogo Nechernozem'ya: politika i kul'tura povsednevnogo dosuga (1953 — nachalo 1960-kh gg.) [Radiofixation of the Central Non-Black Earth Region Village: Politics and Culture of Everyday Leisure (1953 — Early 1960s). In Russ.]. IN: Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Bryansk State University], 2015, no. 2, pp. 165–168.

KOMETCHIKOV, I. V. Traditsiya yakutal'stva kak gran' “sotsial'nogo immuniteta” kaluzhskoi derevni i bor'ba s nei v 1930-e — nachale 1960-kh gg. [The Yakutals tradition as a facet of the "social immunity" of the Kaluga village and the fight against it in the 1930s — early 1960s. In Russ.]. IN: Antropologicheskii forum, 2014, no. 20, pp. 240–340.

LIVSHIN, A. Ya., ORLOV, I. B. Vlast' i obshchestvo: Dialog v pis'makh [Power and Society: Dialogue in Letters. In Russ.]. Moscow, ROSSPEN publ., 2002, 208 p.

MICHAEL, David-Fox. Modernost' kak voobrazhaemoe, modernost' kak instrument: est' li dvizhenie vpered? [Modernity as the imaginary, modernity as a tool: Is there a movement forward? In Russ.]. IN: NLO, 2016, no. 4, pp. 79—91.

. FITZPATRICK, Sheila. Stalin's Peasants: Resistance and Survival in the Russian Village after Collectivization. Oxford University Press, 1994. (Russ. ed.: FITSPATRIK, SH. Stalinskie krest'yane. Sotsial'naya istoriya Sovetskoi Rossii v 30-e gody: derevnya. Moscow, ROSSPEN , 2008, 422 p.)

KHASYANOV, O. R. Povsednevnaya zhizn' sovetskogo krest'yanstva perioda pozdnego stalinizma. 1945-1953 gg.: na materialakh Kuibyshevskoi i Ul'yanovskoi oblastei [Everyday life of the Soviet peasantry in the late Stalinist era: 1945–53: Materials of the Kuibyshev and Ulyanovsk regions. In Russ.]. Moscow, Politicheskaya entsiklopediya publ., 2018, 359 p.

MICHAEL David-Fox. Crossing Borders: Modernity, Ideology, and Culture in Russia and the Soviet Union. Pittsburgh, PA, University of Pittsburgh Press, 2015, 336 p.

Сведения об авторах

Сухова Ольга Александровна, доктор исторических наук, профессор, Пензенский государственный университет, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, историко-филологический факультет, декан факультета, г. Пенза, Российская Федерация, 8-927-2-89-20-41, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Sukhova Olga Alexandrovna, PhD in History, professor, Penza State University, dean of the faculty of history and languages, Penza, Russian Federation, +7-927-2-89-20-41, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 21-09-43020) «Аграрная политика в СССР и региональные особенности ее реализации (1922-1991)».

Grant information

The article has been prepared with financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project no. 21-09-43020) “Agrarian policy in the USSR and regional features of its implementation (1922–91).”

В редакцию статья поступила 22.04.2021 г., опубликована (для цитирования):

Сухова, О. А. Советская модерность в представлениях сельского населения СССР второй половины 1940-х — начала 1950-х гг. по источникам личного происхождения // Вестник архивиста. – 2021. - № 3. – С. 741-754. doi 10.28995/2073-0101-2021-3-741-754

Submitted 22.04.2021, published (for citation):

SUKHOVA, O. A. Sovetskaya modernost' v predstavleniyakh sel'skogo naseleniya SSSR vtoroi poloviny 1940-kh — nachala 1950-kh gg. po istochnikam lichnogo proiskhozhdeniya [Soviet Modernity in the Eyes of Rural Population of the USSR in the Second Half of the 1940s – Early 1950s According to the Personal Provenance Sources. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2021, no. 3, pp. 741-754. doi 10.28995/2073-0101-2021-3-741-754

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.