Первая мировая война и переустройство Петроградского железнодорожного узла. 1914-1918 гг.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 94(47).083+94(470)+94(625)

DOI 10.28995/2073-0101-2021-4-1155-1167

Богомазов, Н. И.

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Первая мировая война и переустройство Петроградского железнодорожного узла. 1914-1918 гг.

Bogomazov, Nikolay I.

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia

The First World War and the Reconstruction of the Petrograd Railway Junction: 1914–18

Аннотация

Изучение функционирования российских железных дорог в годы Первой мировой войны является одной из ключевых тем для понимания проблем российской экономики накануне революционных событий 1917 г., равно как и для постижения их причин. Транспортный кризис, ставший очевидным для всех проявлением проблем государственного управления уже в 1915 г., оказался одной из составляющих революционной ситуации. Выявление имевшихся у правительства возможностей для предотвращения острых кризисных проявлений является актуальной задачей в рамках исследований по истории России периода Первой мировой войны. Важным в этом отношении является рассмотрение транспортной ситуации в столице — в Петрограде. Расширение источниковой базы этой тематики стало целью автора публикации. В статье впервые публикуется текст пояснительной записки к общей схеме развития и переустройства Петроградского железнодорожного узла, разработанной в конце 1915 г. в Управлении Николаевской железной дороги инженерами С. И. Кульжинским и А. А. Главацким. Обращение к документу показывает, что российские инженеры хорошо осознавали транспортные проблемы столицы и предлагали такие решения, которые были способны помочь избежать кризисных ситуаций с продовольствием подобных той, которая возникла в феврале 1917 г. Более того, план был разработан с учетом грузооборота, планируемого к 1930 г., и учитывал те сложности, которые еще не обозначились, но которые могли возникнуть в будущем (например, соединение железнодорожной сети с городским метрополитеном). После одобрения этого плана Особым совещанием по перевозкам, в марте 1916 г. были выделены кредиты на производство работ. Однако было уже поздно: из-за разразившейся вскоре революции и последовавшей Гражданской войны проект так и не был реализован. В 1919 г. строительство было окончательно остановлено, а построенные участки разобраны. Некоторые рекомендации этого проекта были осуществлены в течение ХХ в., однако значительная часть предложений так и осталась на бумаге. При этом многие из этих предложений являются актуальными сегодня и способны улучшить современную транспортную систему Санкт-Петербурга. В частности, основные положения этого проекта будут полезны при разработке планов подвода к Санкт-Петербургу линии высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Исследование выполнено с привлечением материалов из Российского государственного исторического архива и Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

Abstract

The study of the Russian railways functioning in the days of the First World War is one of most important topics for understanding Russian economy problems on the eve of the Russian revolution, as well as for comprehending the 1917 revolution itself. The transport crisis, which in 1915 already became a manifestation of the governance problems, was obviously one of the components of the revolutionary situation that had developed in the Russian Empire by 1917. Identifying government capabilities for preventing crisis is one of relevant tasks for studying the history of Russia during the First World War. A key aspect thereof is consideration of the transport situation in the capital — Petrograd. The expansion of source base for this topic is the main goal of the author. The article analyzes the text of the explanatory note to the general scheme for the development and reorganization of the Petrograd railway junction, drafted in the Administration of the Nikolaevskaya railway by engineers S.I.Kulzhinsky and A.A. Glavatsky (late 1915). This document shows that Russian engineers were well aware of the transport problems in the Russian capital and proposed solutions that could have helped to avoid food crises, such as the one that arose in February 1917. Moreover, the plan was to take into account planned cargo turnover up to 1930 and difficulties that were to emerge in the future (for example, connecting the railway network to the city metro). After its approval by the Special Council on Transportation, in March 1916 loans were allocated for the work. But it was too late: the revolution and the ensuing Civil War prevented the implementation of the project. In 1919, construction works finally stopped and constructed sections were dismantled. Some of the recommendations were implemented in the 20th century, but a significant part of the proposals remained on paper. However, many proposals remain relevant today for improving the transport system in St. Petersburg. For instance, the main theses of the plan may prove useful for the development of plans for linking St. Petersburg to the high-speed highway Moscow—St. Petersburg. The study has drawn on materials from the Russian State Historical Archive and from the Central State Historical Archive of St. Petersburg.

Ключевые слова

Исторический источник, Петроград, железные дороги, Россия, Первая мировая война 1914-1918 гг., железнодорожный узел, перевозки, транспорт, революционные события в России 1917 г.

Keywords

Historical source, Petrograd, Railways, Russia, World War I of 1914–18, Railway Junction, Transportation, Transport, revolutionary events of 1917 in Russia.

Прекращение с началом Первой мировой войны морских перевозок по Балтийскому и Черному морям привело к кардинальному перераспределению грузопотоков, что особенно тяжело сказалось на северо-западном регионе и, в частности, на Петрограде: грузы, жизненно важные для столицы, в первую очередь уголь и продовольствие, теперь можно было доставить только по железным дорогам. Что, в свою очередь, серьезно перегрузило железнодорожные магистрали, ведущие к столице.

Еще до войны разрабатывались планы строительства железной дороги от Орла к балтийскому побережью в обход Москвы. К 1914 г. был предварительно утвержден проект линии Санкт-Петербург – Орел: концессию на строительство этой линии получила частная Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога, однако Первая мировая война спутала все планы. С началом войны Общество М.-В.-Р. ж.д. провело новые изыскания, пытаясь максимально укоротить проектируемую линию. Скорректированный проект был представлен в Министерство путей сообщения в июле 1915 г. Особое совещание по перевозкам признало необходимым срочно приступить к строительству головного участка новой линии — от Петрограда до Новгорода, и в сентябре 1915 г. Совет министров принял соответствующее постановление, утвержденное Николаем II 5 октября 1915 г. Строительство этого участка подразумевало и устройство подхода новой линии к Петрограду. При обсуждении проектов этого подхода выяснилась необходимость серьезного переустройства всего Петроградского ж. д. узла. В ноябре 1915 г. для выработки и обсуждения единого плана развития Петроградского узла при Инженерном совете МПС была образована Особая комиссия под председательством Ю. В. Ломоносова. 15 декабря 1915 г. на заседании этой комиссии была рассмотрена «общая схема планомерного развития и переустройства Петроградского узла», составленная Управлением Николаевской железной дороги, а именно инженерами С. Н. Кульжинским и А. А. Главацким. Этот план получил название «кольцевой схемы». Альтернативный план, разработанный Ю. В. Ломоносовым, получил название «радиальной схемы».

Список литературы

Критский, С. В. История развития Петроградского (Ленинградского) железнодорожного узла в 1914-1941 гг. Дис. … канд. ист. наук. - СПб., 2017. – 338 с.

Сенин, А. С. Железнодорожный транспорт в России в эпоху войн и революций (1914-1922 гг.). - М.: Транспортная книга, 2009. – 316 с.

Хейвуд, Э. Инженер революционной России. Юрий Владимирович Ломоносов (1876-1952) и железные дороги. - М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2013. – 443 p.

Ходяков, М. В., Чжао, Ч. Трудовая миграция китайцев в Россию в годы Первой мировой войны // Новейшая история России. – 2017. – № 1. – С. 7-30.

References

KRITSKII, S. V. Istoriya razvitiya Petrogradskogo (Leningradskogo) zheleznodorozhnogo uzla v 1914-1941 gg. Dis. kand. ist. nauk [History of the Development of the Petrograd (Leningrad) Railway Junction in 1914–41: Cand. hist. sci. diss. In Russ.]. St. Petersburg, 2017, 338 p.

SENIN, A. S. Zheleznodorozhnyi transport v Rossii v epokhu voin i revolyutsii (1914-1922 gg.) [Railway transport in Russia in the era of wars and revolutions (1914–22). In Russ.]. Moscow, Transportnaya kniga publ., 2009, 316 p.

HEYWOOD, A. Engineer of Revolutionary Russia: Iurii V. Lomonosov (1876-1952) and the Railways (Russ. ed.: KHEIVUD, A. Inzhener revolyutsionnoi Rossii. Yurii Vladimirovich Lomosonov (1876-1952) i zheleznye dorogi, Moscow, 2013, 443 p.).

KHODJAKOV, M. V., ZHAO, Z. Trudovaya migratsiya kitaitsev v Rossiyu v gody Pervoi mirovoi voiny [Chinese Labour Migration to Russia during the First World War. In Russ.]. IN: Noveishaya istoriya Rossii, 2017, no. 1, pp. 7–30.

Сведения об авторах

Богомазов Николай Иванович, кандидат исторических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории, кафедра новейшей истории России, доцент, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-921-649-89-78, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Bogomazov Nikolay Ivanovich, PhD in History, St. Petersburg State University, Institute of History, department of modern Russian history, assistant professor, St. Petersburg, Russian Federation, +7-921-649-89-78, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-78-00075)

Grant information

This research has supported by the Russian Science Foundation (RSF), project no. 19-78-00075.

В редакцию статья поступила 27.07.2021 г., опубликована (для цитирования):

Богомазов, Н. И. Первая мировая война и переустройство Петроградского железнодорожного узла. 1914-1918 гг. // Вестник архивиста. – 2021. - № 4. – С. 1155-1167. doi 10.28995/2073-0101-2021-4-1155-1167

Submitted 27.07.2021, published (for citation):

BOGOMAZOV, N. I., Pervaya mirovaya voina i pereustroistvo Petrogradskogo zheleznodorozhnogo uzla. 1914-1918 gg. [The First World War and the Reconstruction of the Petrograd Railway Junction: 1914–18. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2021, no. 4, pp. 1155-1167. doi 10.28995/2073-0101-2021-4-1155-1167

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.