Статус в миру и церковная карьера в России XVI века

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 94(470)+322+94(271.2)

DOI 10.28995/2073-0101-2022-1-24-35

Усачев, А. С.

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Статус в миру и церковная карьера в России XVI века

Usachev, Andrei S.

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

The Status in the World and the Church Career in Russia in the 16th Century

Аннотация

В статье рассматриваются особенности биографий ряда руководителей Русской церкви XVI в. Показано, что для успешной церковно-административной карьеры покровительства представителей политической и церковной элиты, как правило, было недостаточно. Оно позволяло лишь успешно продолжить путь инока к хиротонии. Для того чтобы начать его и войти в узкий круг лиц, из которых избирались кандидаты на замещение вакантных кафедр, было необходимо соблюдение иных условий. Как правило, требовалось принятие пострига в относительно раннем возрасте, значительный иноческий «стаж» (чаще всего не менее двух-трех десятилетий), а также определенный уровень подготовки (прежде всего, образования), включавший в себя знание Св. Писания, святоотеческой и агиографической литературы, а также основ богослужения. Знатное происхождение существенной роли не играло: автору статьи удалось выявить лишь 4 архиереев (из примерно 120), происходивших из аристократических родов, входивших в Боярскую думу. В работе отмечается ряд случаев отклонения от данной нормы – новгородский архиепископ Серапион I (1506–1509 гг.), митрополиты Афанасий (1564–1566 гг.) и Дионисий (1581–1586 гг.), а также казанский митрополит (1589–1606 гг.), позднее патриарх (1606–1612 гг.) Гермоген возглавили кафедры (в том числе Всероссийскую), имея за своими плечами незначительный иноческий «стаж» (от 1 до несколько лет). Некоторым из них покровительствовали великие князья. Выясняется, что исключительно к этому причины их стремительного карьерного роста сводить нельзя. Устанавливается, что в ряде случаев речь шла об особом варианте духовной карьеры. Четыре рассматриваемых иерарха вышли из среды белого духовенства и в силу специфики своей деятельности основную часть знаний и навыков, необходимых руководителю Церкви (текстов Св. Писания и основ богослужения), получили уже в миру. Это выделяло их среди прочих иноков, происходивших из иных социальных слоев, тративших десятилетия на приобретение соответствующих знаний и навыков. На основе изучения ряда фактов биографии вологодского архиепископа (1588–1603 гг.), ростовского митрополита (1603 – между 1604 и 1605 гг.) Ионы (Думина) высказывается предположение о его происхождении из этой же среды. Автором установлено, что уже для XVI в. была характерна тенденция к занятию высших позиций в церковной иерархии выходцами из белого духовенства, которая более наглядно проявилась в XVIII–XIX вв. Если в XVI в. выходцев из этого слоя среди архиереев около 43%, то к концу XIX в. их доля возросла до 87,67%.

Abstract

The article reviews the peculiarities in the biographies of some Russian church leaders. The author shows that successful church and administrative career demanded more than patronage of the representatives of political and church elite. The latter only paved the monk’s way to consecration. To enter the narrow circle from which the candidates were elected demanded observation of other rules: usually, monastic vows taken at early age, lengthy monastic service (30 years in the least), as well as education (knowledge of the Holy Scriptures, Patristic literature and hagiography, basics of worship). The noble origin didn’t play any significant role. The author have managed to discover only four bishops (out of 120) belonging to aristocratic families from the Boyar Duma. The article notes several exemptions of these rules: the Novgorod archbishop Serapion I (1506–09), metropolitan Afanasii (1564–66), metropolitan Dionisii (1581–86), and also the Kazan metropolitan (1589–1606) and later patriarch (1606–1612) Germogen became heads of their dioceses after a short monastic service (1 to several years). Some were under the patronage of grand princes. However, their successful career cannot be explained by that reason only. It has been established that in some cases there was a special variant of the church career. These 4 representatives of the church elite began their careers as white priests, thus obtaining the necessary knowledge and skills to head of the church. They differ from other monks belonging to other social groups who spent decades on obtaining the necessary knowledge and skills. The study of the biography of the Vologda archbishop (1588–1603) and the Rostov metropolitan (1603–1604/1605) Iona (Dumin) gives reason to suppose that he also belonged to the white clergy group. The author demonstrates that the 16th century saw an emergence of this tendency (when the representatives of the white clergy took higher positions in the church hierarchy), which manifested itself more clearly in the 18th and 19th centuries. If in the 16th century white clergy numbered about 43% of bishops, by late 19th century their proportion reached 87,67%.

Ключевые слова

История России, история Церкви, XVI век, церковная иерархия, духовенство, епископат, Освященный собор, церковно-государственные отношения, митрополит Афанасий, патриарх Гермоген.

Keywords

Russian History, church history, 16th century, church hierarchy, clergy, episcopate, Church Council, church-state relations, Metropolitan Afanasii, Patriarch Hermogenes.

В русской истории эпохи Средневековья ключевую роль играли представители политической и церковной элит. Если происхождение, персональный состав и карьерные траектории первых благодаря трудам Н. П. Лихачева, С. Б. Веселовского, А. А. Зимина, В. Б. Кобрина, В. Д. Назарова, А. П. Павлова и других исследователей неоднократно рассматривались, то вторые до сих пор остаются в историографической тени. Хотя А. А. Зиминым, В. А. Колобковым, Макарием (Веретенниковым), автором этих строк и иными учеными рассмотрены биографии ряда значимых руководителей Церкви (митрополитов Макария, Афанасия, Филиппа (Колычева), новгородского архиепископа Геннадия, Иосифа Волоцкого и некоторых других), а также значимые внутрицерковные группы, то церковная элита в целом как целостный феномен еще не стала объектом изучения. Из почти 120 архиереев и нескольких сотен настоятелей значимых монастырей XVI в. изучены биографии лишь очень немногих. Итоги их рассмотрения, позволяя «закрыть» ряд лакун в исследовании конкретных событий церковной истории, не дают возможности проникнуть в мир церковной элиты, формирующейся и функционирующей по своим законам. К числу важнейших вопросов в ее истории относится вопрос о факторах, которые, обеспечивая инокам успешную церковно-административную карьеру, определяли ее состав. Что же влияло на успешность карьеры немногих иноков, ставшим архиереями?

На первый взгляд, ответ очевиден. Немалую, неоднократно отмечаемую в историографии, роль играли как принадлежность инока к той или иной влиятельной внутрицерковной группе, так и его связь со значимыми представителями политической элиты. Однако обратим внимание на исключительно важный факт: эти обстоятельства способствовали продолжению карьеры, а не ее началу. Решение митрополита, других членов Освященного собора и, конечно, великого князя было определяющим при отборе кандидата на ту или иную вакантную кафедру. Но для того, чтобы войти в узкий круг тех лиц, из которого избирали архиерея влиятельные персоны, требовались определенные условия.

В отличии от западного христианства в восточном и, в частности, в Русской церкви знатное происхождение инока в подавляющем большинстве случаев не играло существенной роли. Вершину церковно-административного олимпа России XVI в. не заполняли выходцы из аристократических родов, входивших в Боярскую думу. Тверские епископы Вассиан (Стригин-Оболенский) (1477–1508 гг.) и Нил Грек (вероятно, Траханиотов) (1509–1521 гг.), митрополит Филипп (Колычев) (1566–1568 гг.) и суздальский (1551–1564 гг.), а затем полоцкий (1566–1568 гг.) владыка Афанасий (Палецкий) теряются на фоне почти 116 прочих несравнимо более «худородных» архиереев. Среди них мы без труда находим выходцев из холопов, посадских людей, провинциального духовенства и измельчавших служилых родов.

Это обусловлено господством меритократических критериев отбора будущих руководителей Церкви из среды прочих иноков. Для успешной карьеры требовались два взаимосвязанных качества. Первым являлся значительный иноческий «стаж», чаще всего, составлявший не менее двух-трех десятилетий. Неудивительно, что, как правило, архиереями становились лица весьма преклонного по меркам Средневековья возраста, разменявшие шестой, седьмой и даже восьмой десяток. Вторым качеством был уровень подготовки (прежде всего, образования), включавший в себя знание Св. Писания, святоотеческой и агиографической литературы, а также основ богослужения. В некоторых случаях мы наблюдаем отклонения от этого правила. Иногда архиереями (в том числе и первосвятителями) становились лица, порой пользовавшиеся покровительством значимых представителей церковной и политической элиты, но имевшие весьма скромный иноческий «стаж». Закономерен вопрос: шла ли речь о нарушении меритократических принципов отбора в угоду пожеланиям влиятельных персон или мы имеем дело с особым вариантом развития духовной карьеры? Иными словами, в данных случаях речь шла исключительно о «внешних» по отношению к Церкви факторах или все-таки о «внутренних»? Обратим внимание на тех иерархов, которые, с точки зрения продолжительности иноческого «стажа», выделяются среди архиереев XVI – начала XVII в. – новгородского архиепископа Серапиона I, митрополитов Афанасия и Дионисия, а также патриарха Гермогена.

На заметные преимущества выходцев именно из духовной среды при отборе кандидатов на замещение кафедр указывает и социальный состав русского епископата. По нашим предварительным подсчетам, из 44 архиереев XVI в., статус которых в миру с бóльшей или мéньшей степенью гипотетичности устанавливается, 19 (т. е. около 43%) вышли из среды белого духовенства. В рассматриваемый период мы наблюдаем явственно наметившуюся тенденцию – она лучше освещена источниками XVIII–XIX вв. – к постепенному оформлению духовного сословия, из недр которого по преимуществу и выходили руководители Церкви. В Новое время эта тенденция, ощущаемая уже в XVI в., лишь усилится. Если в рассматриваемый период около 43% архиереев вышли из среды белого духовенства, то на рубеже XIX–XX вв. – уже 87,67%.

Список литературы

Башнин, Н. В. Митрополит Иона (Думин): книжник и политик // Российская история. – 2021. – № 5. – С. 48–60.

Запальский, Г. М. Настоятели мужских монастырей в России в синодальный период и их социальное происхождение // Монастырская культура как трансконфессиональный феномен. – М.: Политическая энциклопедия, 2020. – С. 279–287.

Матисон, А. В. Православное духовенство русского города XVIII века: генеалогия священно-церковнослужителей Твери. – М.: Старая Басманная, 2009. – 266 с.

Моисеева, Г. Н. Житие новгородского архиепископа Серапиона // Труды Отдела древнерусской литературы. – Л.: Наука, 1965. – Т. 21. – С. 147–165.

Усачев, А. С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Русской церкви XVI в.? // Российская история. – 2017. – № 5. – С. 97–113.

Усачев, А. С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. В 2 т. Т. 1. – М.; СПб.: Альянс-Архео, 2018. – 472 с.

References

BASHNIN, N. V. Mitropolit Iona (Dumin): knizhnik i politik [Metropolitan Iona (Dumin): Bibliognost and politician. In Russ.]. IN: Rossiiskaya istoriya, 2021, no. 5, pp. 48–60.

ZAPAL'SKII, G. M. Nastoyateli muzhskikh monastyrei v Rossii v sinodal'nyi period i ikh sotsial'noe proiskhozhdenie [Abbots of male monasteries in Russia of the Synodal period and their social origin. In Russ.]. IN: Monastyrskaya kul'tura kak transkonfessional'nyi fenomen [Monastic culture as a trans-confessional phenomenon]. Moscow, Politicheskaya entsiklopediya publ., 2020, pp. 279–287.

MATISON, A. V. Pravoslavnoe dukhovenstvo russkogo goroda XVIII veka: genealogiya svyashchenno-tserkovnosluzhitelei Tveri [Orthodox clergy of the Russian city of the 18th century: Genealogy of the Tver clergy. In Russ.]. Moscow, Staraya Basmannaya publ., 2009, 268 p.

MOISEEVA, G. N. Zhitie novgorodskogo arkhiepiskopa Serapiona [The Life of Archbishop Serapion of Novgorod. In Russ.]. IN: Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Leningrad, Nauka publ., 1965, vol. 21, pp. 147–165.

USACHEV, A. S. Pochemu zakonchilas’ “volokolamskaya gegemoniya” v Russkoi tserkvi XVI v.? [Why did the “Volokolam hegemony” in the Russian church of the 16th century come to an end? In Russ.]. IN: Rossiiskaya istoriya, 2017, no. 5, pp. 97–113.

USACHEV, A. S. Knigopisanie v Rossii XVI veka: po materialam datirovannykh vykhodnykh zapisei [Russian manuscripts of the 16th century: Materials of dated colophons. In Russ.]. In 2 vols. Vol. 1. Moscow, St. Petersburg, Al’yans-Arkheo publ., 2018, 472 p.

Сведения об авторах

Усачев Андрей Сергеевич, профессор РАН, доктор исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, кафедра истории и теории исторической науки, профессор, г. Москва, Российская Федерация, 8-917-540-4379, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Usachev Andrei Sergeevich, professor of the Russian Academy of Sciences, PhD in History, associate professor, Russian State University for the Humanities, department of history and theory of historical science, professor, Moscow, Russian Federation, +7 917-540-4379, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 20-18-00218).

Grant information

The article has been prepared with the financial support of the Russian Science Foundation (project no. 20-18-00218).

В редакцию статья поступила 7.08.2021 г., опубликована (для цитирования):

Усачев, А. С. Статус в миру и церковная карьера в России XVI века // Вестник архивиста. – 2022. - № 1. – С. 24-35. doi 10.28995/2073-0101-2022-1-24-35

Submitted 7.08.2021, published (for citation):

USACHEV, A. S. Status v miru i tserkovnaya kar'era v Rossii XVI veka [The Status in the World and the Church Career in Russia in the 16th Century. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 1, pp. 24-35. doi 10.28995/2073-0101-2022-1-24-35

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.