К истории создания альбома полковника Д. А. Вырубова из фондов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН и его подлинном авторе

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 930.253+94(470.6)+94(470)

DOI 10.28995/2073-0101-2022-1-36-53

Дружинина, И. А.

Институт востоковедения РАН, г. Москва, Российская Федерация

К истории создания альбома полковника Д. А. Вырубова из фондов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН и его подлинном авторе

Druzhinina, Inga A.

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

Revisiting the Creation of Colonel D. A. Vyrubov’s Album from the Fonds of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences and Its Real Author

Аннотация

В статье впервые поднимается вопрос об авторстве одного из ключевых источников по археологии и этнографии народов Северного Кавказа, в первую очередь, балкарцев, кабардинцев, карачаевцев и абазин – альбома с акварельными рисунками крепостей, церквей, погребальных памятников, элементов костюма горцев, находящегося на хранении в фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН. В историографии этот источник получил название по имени своего первого владельца, начальника Нальчикского округа Терской области Д. А. Вырубова. Приведены аргументы в пользу того, что автором альбома является русский и советский художник, археолог, военный корреспондент Иван Алексеевич Владимиров (1869–1947). На это указывает подтвержденное почерковедческой экспертизой соответствие почерков рукописных текстов альбома и отчетов об археологических исследованиях, проведенных И. А. Владимировым в Нальчикском округе, единые хронологические рамки создания альбома и выездов И. А. Владимирова на Кавказ для занятий живописью и археологией, общая география расположения представленных в источниках памятников, взаимосвязанные и дополняющие друг друга сведения о целом ряде памятников археологии и древней архитектуры, а также людях, оказавших содействие И. А. Владимирову в его полевых исследованиях – о начальнике Нальчикского округа Дмитрии Алексеевиче Вырубове и чегемском таубии Дадаше Дохшуковиче Балкарокове. Показано, что период 1892–1898 гг. – со времени первого появления И. А. Владимирова в Нальчикском округе и до перевода полковника Д. А. Вырубова во Владикавказ, представляется наиболее вероятным временем создания альбома. Установление личности художника, создавшего альбом, существенно расширило информационные возможности самого источника, поскольку позволило рассматривать его в комплексе с научными отчетами И. А. Владимирова об археологических работах. Это, в свою очередь, предоставило возможность для идентификации ряда объектов, в том числе древней полуразрушенной христианской церкви у селения Былым. Помимо того, в результате компаративного изучения источников была получена новая информация о памятниках. Так, альбом содержит рисунки и обмеры мавзолеев и склепов у селения Гунделен, церкви на р. Кисанты, мавзолеев и гробниц в этой же местности, в то время как в отчете И. А. Владимирова имеются фотографии данных объектов, их ситуационные планы и чертежи. Выявлены не известные ранее факты из истории первой археологической экспедиции, проведенной И. А. Владимировым в 1896 г.

Abstract

The article for the first time raises the question of authorship of one of the key sources on archaeology and ethnography of the peoples of the North Caucasus, first and foremost the Balkars, Kabardins, Karachais, and Abazins — an album with watercolour drawings of fortresses, churches, funerary monuments, elements of costume of mountain peoples, etc. stored in the fonds of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera). This source is known in historiography under the name of its first owner, D.A. Vyrubov, head of the Nalchik district of the Terek region. The article argues that the author of the album was Ivan A. Vladimirov (1869-1947), Russian and later Soviet artist, archaeologist, and military correspondent. Handwriting experts' examination of handwritten notes in the album and I.A. Vladimirov’s reports on archaeological investigations conducted in the Nalchik district confirms this; chronology and geography of the album coincides with I.A. Vladimirov's travels to the Caucasus. There is interconnected and complementary information on a number of archaeological and ancient architectural monuments, as well as on people who supported Vladimirov in his field research — Dimitri Alekseyevich Vyrubov, the chief of the Nalchik district, and Dadashe Dohshukovich Balkarokov, a Chegem taubian. It is shown that the period from 1892 to 1898, that is, from I.A. Vladimirov’s first appearance in the Nalchik district to Colonel D.A. Vyrubov’s transfer to Vladikavkaz, is the most probable time of the album’s creation. Establishing the identity of the artist who created the album has significantly broadened the information capacity of the source itself, as it now can be considered in conjunction with I. A. Vladimirov's scientific accounts of his archaeological work. This, in turn, facilitates identification of a number of objects, including ancient half-destroyed Christian church near Bylym village. In addition, comparative study of the sources has yielded new information on the monuments. Thus, the album contains drawings and measurements of mausoleums and crypts near the village of Gundelen, church on the Kisanty river, mausoleums and tombs in the same area, while I.A. Vladimirov’s report contains photos of these objects, their site layout plan and drawings. Some previously unknown facts from the history of the first archaeological expedition conducted by I.A. Vladimirov in 1896 have also been revealed.

Ключевые слова

Исторический источник, Альбом полковника Вырубова, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, И. А. Владимиров, археология, этнография, кавказоведение.

Keywords

Historical source, Colonel Vyrubov's album, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences, I. A. Vladimirov, archaeology, ethnography, Caucasian studies.

В 1902 г. в Музей антропологии и этнографии (МАЭ) в Санкт-Петербурге из Педагогического музея военно-учебных заведений поступили «присланные по поручению начальника Владикавказского округа Терской области полковника Д. А. Вырубова две модели кавказских горных построек и альбом с рисунками местных зданий и костюмов». Имя создавшего альбом художника указано не было, а потому этот важный источник по археологии и этнографии горцев получил название по имени своего первого владельца – альбом полковника Д. А. Вырубова (далее – Альбом).

В Альбоме на 24 листах размером 32,5×20 см, в переплете, представлен список из 132 тамг (Л. 2-3 об.), акварельные рисунки: боевой башни, идентифицируемой как башня Акъ-къала, ее план с обмерами и подпись: «4 этажа. Между Хуламом и Безенги» (Л. 4), крепости с башней, план с обмерами и подпись «Безенги» (определена как крепость в сел. Джабоево, интерпретация оспорена) (Л. 5), стены христианской церкви с изображением четырех человек альфреско (Л. 6), двух башен (правая определена как башня Абаевых у сел. Кюнюм, версия оспорена) (Л. 7), трех башен (Л. 8), крепостных укреплений, определяемых как замок Курнаят, план памятника (Л. 9 об.), крепостных сооружений, определяемых как замок Борзиевых в Зилги и башня Балкароковых в Верхнем Чегеме (Л. 10), церкви с ее планом и обмерами (Л. 11), двух мавзолеев и их карнизов с эпитафиями братьев Александра Бековича-Черкасского, сподвижника Петра I – князя Хаджи-Батука (ум. в 1749 г.) и Темира-Булата (ум. в 1762/1763 г.), план мавзолея и подписи: «юго-западъ на Чегемъ» и «Югъ» (Л. 12), склепа с обмерами и подписью: «Высота бывает до 9 ар / Чегемъ» (Л. 13), пяти мавзолеев и склепов с обмерами и подписями: «8 граней», «Правый берегъ Гунделена» (Л. 14), пяти надмогильных сооружений из камня, с обмерами и подписями: «Балкария», «Ю. 10 граней – внутри костяки. Чегемъ», «Блисъ С. Гунделен» (Л. 15), мавзолея и склепа, с подписью: «Могила Камгута на правом берегу Баксана» (Л. 16), надгробия (Л. 17) «дочери Исмаила», выполненного мастером Умаром, надгробий с арабскими надписями (Л. 18), склепов с планами, разрезами и надписями: «Балкария близъ П. Тура-Хабль», «Высота перекрытия 7 четвертей», «Высота 3⅟2 ар. Потолок овальный каменный», «Потолок круглый из камня деревянный», «Потолок каменный овальный», «Кладка на извести. Потолок деревянный» (Л. 19), склепов с планами и обмерами (Л. 20), этнической одежды горянок (Л. 21-23), набросок каменного сооружения (Л. 24).

Публикации и анализу этого источника посвящена серия работ Л. И. Лаврова. При этом до сего дня без внимания оставалась проблема идентификации личности художника, создавшего альбом. Между тем, вопрос этот далеко не праздный – ответ на него не только существенно расширяет информационные возможности самого источника, но и открывает новые страницы из истории кавказоведения последней четверти XIX в.

Это время связано с проведением в 1881 г. V Археологического съезда. В рамках его подготовки была разработана программа изучения памятников Кавказа, которая претворялась в жизнь на протяжении двух следующих десятилетий. Эти исследования проводили не только специалисты Московского археологического общества и Императорской Археологической Комиссии (ИАК), но и независимые энтузиасты. Так, по поручению ИАК статский советник, преподаватель Владикавказского училища В. И. Долбежев в 1884–1904 гг. изучал памятники археологии на Тереке; в 1886 г. художник Д. М. Струков в ущелье Большого Зеленчука зафиксировал памятники, которые позднее оказались утраченными; секретарь Статистического комитета Кубанской области Е. Д. Фелицын многие годы посвятил изучению древностей Закубанья.

В ряду этих увлеченных историей Кавказа людей необходимо назвать имя русского, затем советского художника Ивана Алексеевича Владимирова (1869–1947). В 1896–1900 гг. в Терской области он провел археологические раскопки памятников различного культурно-хронологического диапазона – от курганов эпохи бронзы до склепов-кешене XVII в. В 1899–1900 г. И. А. Владимиров исследовал христианские памятники (Сентинский храм Х в., храм на р. Амгата, церковь в Хосте), а также крепостные укрепления близ Сочи. По полноте и точности описания археологических объектов полевые работы И. А. Владимирова для своего времени стали образцовыми.

Изучение в архиве Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН, Санкт-Петербург) отчетов художника о проведенных исследованиях, выявило целый комплекс фактов, указывающих на то, что именно он является автором Альбома.

В первую очередь, об этом говорит сам характер источника. Рисунки в Альбоме выполнены профессиональным художником, при этом, помимо изображений древних памятников, в Альбоме приведена информация об их размерах, строительных материалах, особенностях конструкций, а также ряд глазомерных планов. Эти детали не случайны, они говорят о том, что автор Альбома владел не только художественным мастерством, но и навыками археологических исследований.

Археология с детства являлась частью среды, в которой рос и воспитывался И. А. Владимиров. Его отец - Алексей Порфирьевич, был устроителем и заведующим публичной библиотекой и музеем древностей Северо-Западного края в г. Вильно. В своих альбомах маленький Джон (это имя мальчик получил в честь деда – британского капитана Джона Вагхорна, и именно так в семье называли будущего художника), рисовал старинное оружие и древности, которые он видел в музее. Уже в годы обучения в Императорской Академии художеств И. А. Владимиров прослушал курс лекций в Императорском Санкт-Петербургском Археологическом институте, что позволило ему профессионально заниматься изучением памятников археологии на Кавказе.

Соответствие почерков рукописных текстов, хронологии и географии Альбома и научных отчетов И. А. Владимирова, уникальные взаимодополняющие сведения этих источников не оставляют сомнения в том, что автором Альбома из Кунсткамеры является Иван Алексеевич Владимиров.

Список литературы

Абаева, М. Ш. Проблемы строительства колесной дороги в Чегемское общество во второй половине XIX века // Известия СОИГСИ. – 2020. – № 23. – С. 21-30.

Баторевич, Н. И. Всю жизнь я служил России…: Жизнь и творчество художника И. А. Владимирова. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. – 368 с.

Батчаев, В. М. Балкария в XV – начале XIX вв. – М.: ТАС-ИЗДАТ, 2006. – 239 с.

Биттирова, Т. Ш. Басият Шаханов. Жизнь и творчество (Исследование, тексты). – Нальчик: Печатный двор, 2018. – 336 с.

Дружинина, И. А., Чхаидзе, В. Н. Археология как искусство: к 150-летию со дня рождения И. А. Владимирова // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2019. – № 3 (65). – С. 267-276.

Лавров, Л. И. Об арабских надписях Кабардино-Балкарии // Ученые записки Кабардино-Балкарского НИИ. Т. XVII. – Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное изд-во, 1960. - С. 97-121.

Лавров, Л. И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX века // Кавказский этнографический сборник. Вып. 4. - М.: Наука, 1969. – С. 55-119.

Лавров, Л. И. Альбом и макеты Д. А. Вырубова по этнографии и археологии Кабардино-Балкарии // Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. – Л.: Наука, 1978. – С. 71-84.

Шумкин, А. В. Тюрки Центрального Кавказа в XVI–XVIII веках. – Челябинск: ЧГИК, 2019. – 163 с.

References

ABAEVA, M. Sh. Problemy stroitel'stva kolesnoi dorogi v Chegemskoe obshchestvo vo vtoroi polovine XIX veka [Problems of wheel road construction to Chegem in the second half of the 19th century. In Russ.] IN: Izvestiya SOIGSI, 2020, no. 23, pp. 21–30.

BATOREVICH, N. I. Vsyu zhizn' ya sluzhil Rossii…: Zhizn' i tvorchestvo khudozhnika I. A. Vladimirova [All my life I have served Russia ...: The life and work of the artist I. A. Vladimirov. In Russ.]. St. Peterburg, Dmitrii Bulanin publ., 2013, 368 p.

BATCHAEV, V. M. Balkariya v XV – nachale XIX vv. [Balkaria in the 15th - early 19th centuries. In Russ.]. Moscow, TAS-IZDAT publ., 2006, 239 p.

BITTIROVA, T. Sh. Basiyat Shakhanov. Zhizn' i tvorchestvo (Issledovanie, teksty) [Basiyat Shakhanov. Life and Creativity (Research, Texts). In Russ.] Nalchik, Pechatnyi dvor publ., 2018, 336 p.

DRUZHININA, I. A., CHKHAIDZE, V. N. Arkheologiya kak iskusstvo: k 150-letiyu so dnya rozhdeniya I.A. Vladimirova [Archaeology as Art: To the 150th Anniversary of I. A. Vladimirov. In Russ.]. IN: Problemy istorii, filologii, kul'tury, 2019, no. 3 (65), pp. 267–276.

LAVROV, L. I. Ob arabskikh nadpisyakh Kabardino-Balkarii [On the Arabic inscriptions of Kabardino-Balkaria. In Russ.] IN: Uchenye zapiski Kabardino-Balkarskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta [Proceedings of the Kabardino-Balkarian Research Institute. In Russ.]. Nalchik, 1960, vol. XVII, pp. 97–121.

LAVROV, L. I. Karachai i Balkariya do 30kh godov XIX veka [Karachay and Balkaria until the 1830s. In Russ.]. IN: Kavkazskii etnograficheskii sbornik [Caucasian Ethnographic Collection. In Russ.]. Moscow, Nauka publ., 1969, vol. 4, pp. 55-119.

LAVROV L. I. Al'bom i makety D. A. Vyrubova po etnografii i arkheologii Kabardino-Balkarii [D. A. Vyrubov’s album and models on ethnography and archeology of Kabardino-Balkaria. In Russ.] IN: Material'naya kul'tura i khozyaistvo narodov Kavkaza, Srednei Azii i Kazakhstana [Material culture and economy of the peoples of the Caucasus, Central Asia, and Kazakhstan. In Russ.]. Leningrad, 1978, pp. 71–84.

SHUMKIN, A. V. Tyurki Tsentral'nogo Kavkaza v XVI–XVIII vekakh [Turks of the Central Caucasus in the 16th-18th centuries. In Russ.]. Chelyabinsk, ChGIK publ., 2019, 163 p.

Сведения об авторах

Дружинина Инга Александровна, кандидат исторических наук, Институт востоковедения Российской академии наук, Центр византийско-кавказских исследований, старший научный сотрудник, г. Москва, Российская Федерация, 8-495-625-42-62, 8-903-537-14-62, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Druzhinina Inga Alexandrovna, PhD in History, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Centre for Byzantine-Caucasian Studies, senior researcher, Moscow, Russian Federation, +7-495-625-42-62, +7-903-537-14-62, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 16.09.2021 г., опубликована (для цитирования):

Дружинина, И. А. К истории создания альбома полковника Д. А. Вырубова из фондов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН и его подлинном авторе // Вестник архивиста. – 2022. - № 1. – С. 36-53. doi 10.28995/2073-0101-2022-1-36-53

Submitted 16.09.2021, published (for citation):

DRUZHININA, I. A. K istorii sozdaniya al'boma polkovnika D. A. Vyrubova iz fondov Muzeya antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kunstkamery) RAN i ego podlinnom avtore [Revisiting the Creation of Colonel D. A. Vyrubov's Album from the Fonds of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences and Its Real Author. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 1, pp. 36-53. doi 10.28995/2073-0101-2022-1-36-53

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.