Фрагменты записных книжек М. О. Меньшикова в контексте истории технического военно-морского образования в пореформенной России. Конец XIX – начало ХХ века

Печать PDF

Документальная публикация / Document publication

УДК 94(470)”18”(093.3)+930.253

DOI 10.28995/2073-0101-2022-2-450-463

Крижановский, Н. И.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация

Санькова, С. М.

Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орёл, Российская Федерация

Фрагменты записных книжек М. О. Меньшикова в контексте истории технического военно-морского образования в пореформенной России. Конец XIX – начало ХХ века

Krizhanovsky, Nikolay I.

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation

Sankova, Svetlana M.

I. S. Turgenev Oryol State University, Oryol, Russian Federation

Fragments from M.O. Menshikov's Notebooks in the Context of History of Technical Naval Education in Post-Reform Russia: The Turn of the 20th Century

Аннотация

Публикуются фрагменты записных книжек популярного в конце XIX – начале ХХ в. публициста, ведущего сотрудника «Недели», а затем «Нового времени» Михаила Осиповича Меньшикова. Документы личного происхождения имеют важное значение для детализации исторических исследований. Их специфика связана с особенностями личности очевидца и участника описываемых событий. М. О. Меньшиков с тринадцатилетнего возраста имел привычку вести систематические записи, содержавшие как описание происходивших событий и находившихся рядом личностей, так и собственную рефлексию. Раскрывшийся позднее публицистический талант проявился уже в этих ранних записях, где мы встречаем остроту наблюдений и глубину анализа характеров и ситуаций. Первые несколько записных книжек М. О. Меньшикова относятся к периоду его обучения в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте. В них содержатся описания товарищей по курсу, преподавателей и различных ситуаций, возникавших в процессе обучения как в стенах самого училища, так и в учебных плаваниях. Наряду с положительными отзывами здесь присутствуют нелицеприятные характеристики преподавателей, работников училища и его начальника А. И. Зеленого, в адрес которого отпущены смелые замечания относительно несоответствия его взглядов требованиям времени. В воспоминаниях особенно обращает на себя внимание отказ А. И. Зеленого организовать специальный кабинет для чтения обучающимися свежих газет в разгар русско-турецкой войны. Это особенно болезненно переживалось юным Меньшиковым, так как он из-за крайней бедности семьи не в состоянии был лично выписывать газеты. А среди 29 его товарищей по училищу нашлось только 4 человека, разделявших его стремление узнавать все текущие новости. Показательно, что этот факт беспокоил обучающегося, но не обучающих. В то время как М. О. Меньшиков в своих дневниках записывал мечту о привитии своим товарищам любви к чтению, начальник училища был уверен, что любые занятия, помимо учебных предметов, его воспитанникам не нужны и даже вредны. Записные книжки М. О. Меньшикова в сочетании с воспоминаниями его однокурсника - будущего народовольца И. П. Ювачева помогают посмотреть на обучение в училище глазами тех, кого обучали, что позволяет составить более полную картину подготовки флотских технических специалистов в пореформенной России. Данные материалы помогают понять, что ожидалось от будущих технических морских служащих и что на деле выходило. Представленные фрагменты записных книжек М. О. Меньшикова хранятся в его личном фонде (№ 202) Отдела хранения документов личных собраний Москвы - Центрального государственного архива Москвы.

Abstract

Here are being published fragments from notebooks of a popular publicist of the turn of the 20th century, leading employee of the Nedelya and later Novoe Vremya, Mikhail Osipovich Menshikov. Personal provenance documents are essential for detailing historical research. Their specificity is connected to personality of the eyewitness and participant of the described events. From the age of thirteen, Menshikov was in habit of keeping systematic records containing a description of the day’s events and people, as well as his reflections. His journalistic talent, which was revealed later, manifested already in these early recordings where we can find sharp observations and deep analysis of characters and situations. The first few Menshikov’s notebooks belong to the period of his studies in the Technical School of the Naval Department in Kronstadt. They contain descriptions of his classmates, teachers, and various situations that arose while in school or during educational voyages. Along with positive reviews, there are scathing descriptions of the teachers, school workers, and the school head A. I. Zeleny. Menshikov makes bold remarks on inconsistency of the latter’s views with requirements of the time; he underscores Zeleny's refusal to arrange for a special room for students who wished to read fresh newspapers in the midst of the Russo-Turkish War. This was a painful prohibition for young Menshikov who was unable to subscribe to newspapers due to extreme poverty. Among his 29 schoolmates, only 4 shared his desire to learn all current news. It is significant that this fact worried the students, but not the teachers. While Menshikov nurtured a dream of instilling an appreciation for reading in his comrades, the school head considered any extracurricular occupation of his students unnecessary and even harmful. M. O. Menshikov's notebooks, combined with memoirs of his classmate, future member of the Narodnaya Volya, I.P. Yuvachev, provide an outlook at school education through the eyes of its students, drawing a more complete picture of naval technical specialists training in the post-reform era. These materials help to understand what was expected of the future technical naval personnel and what was actually achieved. The presented excerpts from M. O. Menshikov's notebooks are stored in fond 202 in the Department for Storage of Documents from Personal Collections of Moscow in the Central State Archive of Moscow.

Ключевые слова

Исторический источник, дневник, М. О. Меньшиков, биография, Военно-морской флот, Техническое училище Морского ведомства.

Keywords

Historical source, diary, M.O. Menshikov, biography, Navy, Technical School of the Maritime Department.

Публикации, посвященные учебной реформе в Морском ведомстве, немногочисленны и представлены преимущественно работами Н. А. Дельвиг. Единственная монография, целиком посвященная истории рассматриваемого нами Кронштадтского училища, охватывает период с 1898 по 1919 гг. и не затрагивает самого знакового момента реорганизации двух училищ в единое Техническое училище Морского ведомства в 1872 г. Между тем, проблема воспитания морских специалистов требует обращения к документальным свидетельствам воспитанников, а таковых сохранилось немного.

Поиск подобных частных свидетельств представляется нам важной задачей для формирования многоплановой исторической памяти, «закрепленной в индивидуальном общественном сознании» в свете актуализации темы «личного повествования» и «частной памяти», которые предстают в качестве «нового типа внимания к прошлому». На наш взгляд, таким «личным нарративом» являются записные книжки одного из самых влиятельных публицистов, ведущего сотрудника ряда популярнейших газет в России рубежа XIX–XX вв. Михаила Осиповича Меньшикова. Эти документы, отложившиеся в Центральном государственном архиве Москвы в Отделе хранения документов личных собраний Москвы, представляют собой богатый материал для исследователей истории дореволюционной России, о чем свидетельствуют уже опубликованные фрагменты. Актуальность публикации фрагментов дневников обусловлена также высоким интересом современных исследователей к фигуре и творческому наследию известного русского публициста.

М. О. Меньшиков в 1873 г. поступил в Техническое училище Морского ведомства на следующий год после его образования в результате объединения Штурманского и Инженерного училищ. Залогом поступления в училище и непременным условием будущей учебы было хорошее знание математики. Начальник Технического училища А. И. Зеленой, по словам М. О. Меньшикова, главным достоинством воспитанника считал «непреклонное изучение специальных предметов». Показательно, что своего брата, также планировавшего поступать в это училище, М. О. Меньшиков предупреждал о том, что сложно будет не только поступить, но и учиться: «…недавно исключили здесь четырех за то, что три года сидели в классе и не перешли в следующий…». Оставление воспитанника на второй год было обычной практикой. Самому М. О. Меньшикову также пришлось проучиться два года на первом курсе. В письме к родным он объяснял это тем, что «алгебра все сгубила».

При высоких требованиях, предъявляемых к изучению математических и профессиональных дисциплин, освоение воспитанниками непрофильных предметов А. И. Зеленой считал отвлекающим от подготовки будущих специалистов. Основу училищной библиотеки составляли книги, закупленные еще в 1841 г. и, как видно из публикуемых записей М. О. Меньшикова, попытки обновить библиотечный фонд за счет современной периодики встречали со стороны А. И. Зеленого решительные возражения. Такое отношение вкупе с примерами нарушения принятых правил наказания, как вспоминал М. О. Меньшиков, порой становились причиной возникновения у ряда воспитанников революционных настроений.

Ситуация с отсутствием в училище возможности для обучающихся читать свежие газеты выглядит особо вопиющей в связи с русско-турецкой войной, пришедшейся на период обучения М. О. Меньшикова. Не имея средств, чтобы покупать газеты лично, он пытался организовать коллективную подписку, которая провалилась из-за недостатка желающих. Из 29 человек участвовать согласились только четверо курсантов. «Немного, – с грустью замечал М. О. Меньшиков, – особенно если принять во внимание то обстоятельство, что многие из не согласившихся люди очень небедные, тратящие деньги по десяткам целковых на вино и женщин…».

Список литературы

Аникудимова, Е. Н., Швец, А. В. XX Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа «личное повествование как живая история» (27–30 июня 2017 г.) // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. – 2017. – № 5. – С. 267–270.

Дельвиг, Н. А. Изменение содержания морского образования в связи с проведением в России военной реформы в 1860–1870-х годах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 19. - Вып. 1. – С. 103–107.

Дельвиг, Н. А. Становление и развитие морского образования на юге России в конце XVIII – начале XX века // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2017. – № 3. – С. 78–83.

Дельвиг, Н. А., Редькина, Л. И., Доненко, Н. Н. Деятельность российских флотоводцев по созданию института военного духовенства на Черноморском флоте в XIX – начале ХХ века // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3 (39). – С. 386–398.

Жаворонков, Д. В. Проблема дуэлей в контексте жизни и творчества М. О. Меньшикова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2018. – № 9 (87). – С. 260–264.

Мысливец, Н. Л., Романов, О. А. Историческая память как социокультурный феномен: опыт социологической реконструкции // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2018. – № 1. – С. 9–19.

Наймушин, И. Н. Морское инженерное училище императора Николая I-го. 1898 – 1919. - СПб.: НП-Принт, 2017. - 1124 с.

Орлов, А. С. «Христианство не удалось». «Путь спасения». Фрагменты дневников М. О. Меньшикова // Вестник архивиста. – 2012. – № 3. – С. 289–298.

Орлов, А. С. Фролов, А. Г. М. О. Меньшиков в поисках идеального государства: последний взгляд // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – № 1 (86). – С. 60–62.

Трофимова, В. Б. Типология литературных героев в критике М. О. Меньшикова // Ученые записки Новгородского государственного университета. – 2018. – № 2 (14). – С. 1–5.

Филаткина, Н. А. М. О. Меньшиков и Петербург (по страницам неопубликованных дневников) // Вестник архивиста. – 2003. – № 3–4. – С. 79–89.

Шевырев, А. П. Русский флот после крымской войны: либеральная бюрократия и морские реформы. – М.: МГУ, 1990. – 184 с.

References

ANIKUDIMOVA, E. N., SHVETS, A. V. XX Fulbraitovskaya gumanitarnaya letnyaya shkola “lichnoe povestvovanie kak zhivaya istoriya” (27–30 iyunya 2017 g.) [XX Fulbright Humanitarian Summer School “Personal Narration as Living History” (June 27–30, 2017). In Russ.]. IN: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 9: Filologiya [Bulletin of the Moscow University. Series 9: Philology], 2017, no. 5. pp. 267–270.

DEL'VIG, N. A. Izmenenie soderzhaniya morskogo obrazovaniya v svyazi s provedeniem v Rossii voennoi reformy v 1860–1870-kh godakh [Changes in the content of maritime education in connection with the military reform in Russia in the 1860s–70s. In Russ.]. IN: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya “Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika” [Bulletin of the Saratov University. New series. Series “Philosophy. Psychology. Pedagogics”], 2019, vol. 19, no. 1, pp. 103–107.

DEL'VIG, N. A. Stanovlenie i razvitie morskogo obrazovaniya na yuge Rossii v kontse XVIII – nachale XX veka [Formation and development of maritime education in the South of Russia in the late 18th – early 20th century. In Russ.]. IN: Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psikhologiya [Bulletin of the I. Kant Baltic Federal University. Series: Philology, Pedagogics, Psychology], 2017, no. 3. pp. 78–83.

DEL'VIG, N. A., RED'KINA, L. I., DONENKO, N. N. Deyatel'nost' rossiiskikh flotovodtsev po sozdaniyu instituta voennogo dukhovenstva na Chernomorskom flote v XIX – nachale XX veka [Activities of the Russian naval commanders for creating an institute of military clergy in the Black Sea Fleet in the 19th – early 20th century]. IN: Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2019, no. 3 (39). pp. 386–398.

ZHAVORONKOV. D. V. Problema duelei v kontekste zhizni i tvorchestva M. O. Menshikova [The problem of duels in the context of the life and work of M. O. Menshikov. In Russ.]. IN: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences: Issues of theory and practice]. Tambov, Gramota publ., 2018, no. 9 (87), pp. 260–264.

MYSLIVETS, N. L., ROMANOV, O. A. Istoricheskaya pamyat' kak sotsiokul'turnyi fenomen: opyt sotsiologicheskoi rekonstruktsii [Historical memory as a sociocultural phenomenon: An experience of sociological reconstruction. In Russ.]. IN: Vestnik RUDN. Seriya: Sotsiologiya [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology], 2018, no. 1. pp. 9–19.

NAIMUSHIN, I. N. Morskoe inzhenernoe uchilishche imperatora Nikolaya I-go. 1898 – 1919 [Marine Engineering School of Emperor Nicholas I: 1898–1919. In Russ.]. St. Petersburg, NP-Print publ., 2017, 1124 p.

ORLOV, A. S. “Khristianstvo ne udalos’”. “Put' spaseniya”. Fragmenty dnevnikov M. O. Men'shikova [“Christianity has failed.” “The road of Salvation”: Fragments from M. O. Menshikov's diaries. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2012, no. 3, pp. 289–298.

ORLOV. A. S. FROLOV A. G. M. O. Menshikov v poiskakh ideal’nogo gosudarstva: poslednii vzglyad [M.O. Menshikov in search for ideal state: The last glance. In Russ.]. IN: Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsialnye nauki [Proceedings of the Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences], 2020, no.1 (86), pp. 60–62.

TROFIMOVA, V. B. Tipologiya literaturnykh geroev v kritike M. O. Menshikova [Typology of literary heroes in the criticism of M. O. Menshikov. In Russ.]. IN: Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Novgorod State University], 2018, no. 2 (14), pp. 1–5.

FILATKINA, N. A. M. O. Men'shikov i Peterburg: (po stranitsam neopublikovannykh dnevnikov) [M.O. Menshikov and St. Petersburg: Pages from unpublished diaries. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2003, no. 3–4, pp. 79–89.

SHEVYREV, A. P. Russkii flot posle krymskoi voiny: liberal'naya byurokratiya i morskie reformy [Russian Navy after the Crimean War: Liberal Bureaucracy and Naval Reforms]. Moscow, MGU publ., 1990, 184 p.

Сведения об авторах

Крижановский Николай Игоревич, кандидат филологических наук, доцент, Кубанский государственный университет, кафедра публицистики и журналистского мастерства, доцент, г. Краснодар, Российская Федерация, 8-861-219-95-02, 8-988-522-67-75, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Санькова Светлана Михайловна, доктор исторических наук, доцент, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, кафедра философии и культурологии, профессор, г. Орёл, Российская Федерация, 8-4862-751-318, 8-910-227-76-37, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Krizhanovsky Nikolay Igorevich, PhD in Philology, associate professor, Kuban State University, department of publicism and journalistic skills, assistant professor, Krasnodar, Russian Federation, +7-988-522-67-75, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Sankova Svetlana Mikhailovna, PhD in History, associate professor, I. S. Turgenev Oryol State University, department of philosophy and cultural studies, professor, Oryol, Russian Federation, +7-910-227-76-37, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 20-012-00153).

Grant information

The article has been prepared with financial support of the Russian Foundation for Basic Research (science project no. 20-012-00153).

В редакцию статья поступила 2.10.2021 г., опубликована (для цитирования):

Крижановский, Н. И., Санькова, С. М. Фрагменты записных книжек М. О. Меньшикова в контексте истории технического военно-морского образования в пореформенной России. Конец XIX – начало ХХ века // Вестник архивиста. – 2022. - № 2. – С. 450-463. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-450-463

Submitted 2.10.2021, published (for citation):

KRIZHANOVSKY, N. I., SANKOVA, S. M. Fragmenty zapisnykh knizhek M. O. Men'shikova v kontekste istorii tekhnicheskogo voenno-morskogo obrazovaniya v poreformennoi Rossii. Konets XIX – nachalo XX veka [Fragments from M.O. Menshikov's Notebooks in the Context of History of Technical Naval Education in Post-Reform Russia: The Turn of the 20th Century. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 2, pp. 450-463. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-450-463

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.